метров элементов схемы в возможных пределах. Кроме того, снижается помехоустойчивость схемы. Вариант с емкостной обратной связью обуславливает самовозбуждение схемы на малых частотах вращения коленчатого вала двигателя в переходных режимах работы триггера как на нереднем, так и на заднем фронтах управляющего импульса датчика, что приводит к многоискровости и ложному срабатыванию системы зажигания, снижающих долговечность и надежность системы зажи -ания. Кроме того, на резисторе, определяющем ток базы силового транзистора и включенном в коллектор второго транзистора триггера, рассеивается значительная мощность, величина которой может составлять 8-10 Вт, что снижает КПД схемы и обуславливает необходимость нрименения крунногабаритных резисторов.
Целью изобретения является улучщение пусковых качеств двигателя.
Это достигается тем, что общая точка эмиттера второго транзистора и базы силового транзистора соединена с общей точкой эмиттера первого транзистора и элемента обратной связи через диод, причем последний включен в прямом направлении от эмиттера -второго транзистора к эмиттеру первого, транзистора. На фиг. i нредставлена принциниальная электрическая схема системы зажигания; на фиг. 2 - эпюра напряжения на выходе датчика; на фиг. 3 - эпюра напряжения на базе силового транзистора при отсутствии диода в цепи эмиттерной обратной связи усилителя-формирователя; на фиг. 4 - эпюра нанряжения на базе силового транзистора при включении диода в цепи обратной связи усилителя-формирователя.
Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания содержит датчик 1 момента искрообразования системы зажигания (фиг. 1), подключенный к базе первого транзистора 2 усилителя-формирователя 3. Транзисторы 2 и 4 и элемент обратной связи, состоящий из резисторов 5 и 6 и диода 7, образуют триггер с эмиттерной обратной связью. Диод 7 включен в прямом направлении от эмиттера транзистора 4 к эмиттеру транзистора 2. Такое включение диода 7 в цепи обратной связи исключает взаимовлияние цепи обратной связи и силового транзистора 8 во время работы системы зажигания. Транзистор 4 подключен к силовому транзистору 8 по схеме Дарлингтона, одновременно выполняя функции выходного транзистора усилителя-формирователя 3 и элемента составного транзистора. К общей точке коллекторов транзисторов 4 и 8 подключена первичная обмотка катушки 9 зажигания.
Система зажигания работает следующим образом. В исходном состоянии, при включенном питании и отсутствии управляющих
импульсов датчика 1, транзистор 2 триггера закрыт, а транзистор 4 открыт. Через открытый силовой транзистор 8 и нервичную обмотку катушки 9 зажигания протекает
ток, обеспечивая накопление энергии в катушке зажигания. При вращении коленчатого вала двигателя управляющие импульсы, вырабатываемые датчиком 1 периодически, синхронно с частотой вращения, поступают на вход усилителя-формирователя 3 (на базу транзистора 2) и передним фронтом опрокидывают триггер в состояние, нрн котором транзистор 2 открыт, а транзистор 4 закрыт, обуславливая появление
на выходе усилителя-формирователя 3 прямоугольных пмнульсов напряжения, поступающих на базу силового транзистора 8. Транзистор 8 запирается и прерывает ток в первичной обмотке катушки 9, в результате чего во вторичной обмотке катущки зажигания ноявляются имнульсы высоковольтного нанряжения. Задним фронтом управляющего импульса датчика 1 триггер возвращается в исходное состояние, чем
обеспечивается процесс накопления энергии в первичной обмотке катушки зажигания до прихода следующего импульса датчика. Требуемая скорость запирания силового
транзистора 8 обеспечивается соответствующим выбором параметров элемента цепн обратной связи триггера (резисторов 5 и 6), а диод 7 в цепи обратной связи триггера исключает появление отпирающего напряжения на базе силового транзистора 8, обусловленного протеканием тока через открытый транзистор 2, когда транзистор 8 должен быть заперт, что иллюстрируется эпюрами, показанными на фиг. 2,
3 и 4.
Включение диода в цепь обратной связи триггера с эмиттерной обратной связью, используемого в качестве усилителя-формирователя, является преимуществом предлагаемой системы зажигания. Использование такой схемы дает возможность реализовать требуемую глубину обратной связи в триггере, позволяющую получить необходимую скорость запирания силового
транзистора и требуемую величину выходного напряжения системы зажигания. Имеется также возможность включения выходного транзистора триггера с силовым транзистором но схеме Дарлингтона (составного транзистора), исключая при этом взаимовлияние цепи обратной связи триггера и входа силового транзистора.
Таким образом, возможность приоткрывания силового транзистора (когда к закрытому силовому транзистору прикладывается высокое напряжение первичной обмотки катушки зажигания) исключена. Это предохраняет силовой транзистор от выхода из строя. Иснользование одного транзистора одновременно в качестве элемента
триггера и составного транзистора дает существенное упрощение схемы при реализации известных преимуществ составного транзистора. Увеличивается и КПД схемы системы зажигания за счет исключения резистора, рассеивающего значительную мощность.
Следовательно, в предлагаемой бесконтактной системе зажигания обеспечивается повыщение выходных напряжений в пусковых режимах работы двигателя, повыщение надежности и увеличение КПД системы зажигания, что обеспечит надежную работу двигателя и улучшит его показатели.
Технико-экономический эффект от использования предлагаемой бесконтактной системы зажигания состоит в улучшении пусковых качеств системы зажигания, упрощения схемы, повышения надежности работы и КПД системы зажигания. Формула изобретения
Система зажигания для двигателя внутреннего сгорания, содержащая датчик момента искрообразования, силовой транзистор, катушку зажигания и усилитель-формирователь, выполненный на двух транзисторах по схеме триггера с элементом эмиттерной обратной связи, причем база первого транзистора усилителя-формирователя соединена с датчиком, а второй транзистор подключен к силовому транзистору по схеме Дарлингтона, отличающаяся тем,
что, с целью улучшения пусковых качеств двигателя, общая точка эмиттера второго транзистора и базы силового транзистора соединена с общей точкой эмиттера первого транзистора и элемента обратной связи
через диод, причем последний включен в прямом направлении от эмиттера второго транзистора к эмиттеру первого транзистора.
Источники информации,
принятые во внимание при экспертизе
1.Патент США № 3940658, кл. 315-209, опублик. 1976.
2.Патент Англии № 1160991, кл. F 1 В, опублик. 1970.
.w.
l/fl( c/ffefffamd/ ffffi/
ycy v/nej f /pff/7-VU/ O ffff7e/K
%
%
uif
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ С НАКОПЛЕНИЕМ ЭНЕРГИИ НА КОНДЕНСАТОРЕ | 1992 |
|
RU2020259C1 |
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ С НАКОПЛЕНИЕМ ЭНЕРГИИ НА КОНДЕНСАТОРЕ | 1992 |
|
RU2020257C1 |
ЭЛЕКТРОННЫЙ КОРРЕКТОР СИСТЕМЫ ЗАЖИГАНИЯ | 1996 |
|
RU2171393C2 |
Транзисторная конденсаторная система зажигания | 1981 |
|
SU960460A2 |
СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1991 |
|
RU2029882C1 |
ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА ЗАЖИГАНИЯ | 1992 |
|
RU2078246C1 |
Импульсный стабилизатор постоянного напряжения | 1985 |
|
SU1273898A1 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ ТОКА В КАТУШКЕ ЗАЖИГАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И КОММУТАТОР ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 1997 |
|
RU2116499C1 |
Устройство регулирования запасаемой энергии в первичной обмотке катушки зажигания | 1986 |
|
SU1498934A1 |
ОДНОТАКТНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ | 1990 |
|
RU2016482C1 |
Авторы
Даты
1981-08-07—Публикация
1979-11-02—Подача