Устройство для многоточечной сигнализации Советский патент 1981 года по МПК G08B23/00 

Описание патента на изобретение SU855705A1

Изобретение относится к автоматической сигнализации о ходе производственных процессов. Известно устройство для многоточечной сигнализации, содержащее соединённые пара.плельно ячейки световой сигнализации, каждая из которых содержит контактный датчик, пос.педовательно включенные выключатель, тиристор с резистором в его цепи управления и сигнальную лампу, замыкающие кнопки и элементы ИЛИ 1 . Наиболее близким к предложенному по технической сущности является устройство для многоточечной сигнгшизации, содержащее индивидуальные сигнальные ячейки, каждая из которых содержит контактные датчики, запоминающие тиристоры, включенные в цепь питания последовательно с резисторами, сигнальные лампы, разделительные диоды и резисторы, блок обобщенной сигнализации, содержащий сигнальный элемент, подключенный к цепи питания, через первый тиристор, второй тиристор управляющий электрод которого подключен к индивидуальным сигнальным ячейкам, а анод - через резистор и кнопку квитирования - к цепи питания, параллельно резистору подключена управляющая цепь первого тиристора 2. Однако эти устройства имеют недостаточную полноту функционального контроля. В частности, не обеспечивается контроль qocтoяния элементов после, выполнения маневра (особенностью систем управления является то, что часть элементов после выполнения маневров возвращается в исходное состояние) и запоминание состояния элементов вне зависимости от последующих маневров.Последнее необходимо для изучения, например,, неповторяемых отказов, расследования причин аварий и т.д. Целью изобретения является расширение функциональных возможностей устройства. С этой целью в устройство введены в блок обобщенной сигнгшизации элемент И, кнопка вклю 1ения памяти и реле, в каждой индивидуальной сигнальной ячейке контактный датчик соединен с первым выводом сигнальной лампы и через резистор - с управляющим электродом одного запоминающего тирио тора, в цепь катода которого включенИ последовательно два резистора, точка роединения которых через первый разделительный диод подключена к первому выводу сигнальной лампы, который через второй разделительный диод подключен к катоду другого запоминающего тиристора, а через третий разделительный диод - к аноду первого тиристора блока обобщенной сигнализации, анод второго запоминакнцего тиристора подключен к точке соединения реле и катода второго тиристора блока обобщенной сигнализации, управляющий электрод которого подключен к кнопке включения памяти, контактные датчики подключены к кнопке квитирования через размыкающий контакт реле, вторые выводы сигнальных ламп подключены к шине питания.

На.чертеже представлена электрическая схема устройства для двух датчиков.

Устройство содержит контактные датчики 1 положения состояния объектов, индивидуальные сигнальные ячейки 2 (по числу датчиков), каждая из которых состоит из сигнальной лампы 3, запоминающих тиристоров 4, 5 и резисторов 6-9, составляющих две цепочки памяти, разделительных диодов 10 - 12, блок 13 обобщенной сигнализации, содержащий сигнальную лампу-элемент 14, включенную через тиристор 15, управляемый элементом И 16, реле 17 с нормально замкнутым контактом 18,

Устройство содержит также резистор 19, тиристор 20, индикатор 21 времени, включаемый логическим элементом И 22, к которому подключены сигналы состояния объектов с запоминающих блоков, переключатель 23 служит для выбора точек контроля и необходимой последовательности их подключения к логическому элементу 22, для выключения контрольного свечения ламп 3, 14 и подготовки устройства для последующей работы служит кнопка 24 квитирования; кнопку 25 включения (второй цепочки) памяти.

Устройство работает следующим образом.

При срабатывании одного из исследуемых датчиков 1 загорается сигнальная лампа 3. Одновременно через резистор 9 поступает ток управления на тиристор 4, который открывается и через делитель напряжения, состоящий из резисторов б и 7, подключается питание к лампе 3. После размыкания контактов датчика 1 питание сигнальной лампы 3 осуществляется через тиристор 4, резистор б и диод 10 напряжением, обеспечивающим свечение лампы 3 неполным накалом.

Таким образом, при срабатывании датчика 1 состояния объекта сигнальная лампа 3 светится полным накалом, при возвращении датчика в исходное состояние сигнальная лампа 3 светится неполним накалом, т.е. запоминание состояния объекта осуществляется в виде свечения лампы неполным накалом.

При включении всех датчиков получает питание полным напряжением обобщенная сигнальная лампа 14 через дифды 12 и тиристор 15, который открывается логическим элементом И в том случае, если к нему одновременно подходят управляющие сигналы от первой цепочки памяти всех ламп 3. Если все датчики сработали и вернулись в исходное состояние, т.е. разомкиулись, то все лампы 3 на основном блоке будут светиться в неполный накал, так как имеет место падение напряжения на резисторах 6, аналогично будет светиться обобщенная сигнальная лампа 14. Если же хотя бы один из датчиков не сработал, т.е. не получила питания цепочка памяти, то не подходит один из сигналов к элементу И 16 который в свою очередь не открывает тиристор 13, и лампа 14 не светится, Если один из датчиков 1 срабЬтал, но не вернулся в исходное состояние, то одна из сигнальных ламп 3 основного блока будет питаться полным напряжением источника питания и светиться в полный накал. Соответственно будет в полный накал светиться обобщенная сигнальная лампа 14.

Подключая переключателем 23 одну или две необходимые линии от датчиков или цепочек памяти к логическому элементу 22 индикатор времени 21 зафиксирует либо длительность работы одного из датчиков, либо длительность от момента срабатывания одного датчика до срабатывания другого (длительность прохождения сигнала по объектам).Применительно к пневматическим системам управления эти величины являются диагностическими параметрами технического состояния.

Особенность систем автоматизированного управления главными судовыми двигателями состоит в том, что после выполнения маневра большинство элементов системы возвращается в исходное состояние. Поэтому после выполнения проверки работы системы управления часть сигнальных ламп будет светиться полным накалом, а часть долевым. Если какой-либо элемент системы управления срабатывает неправильно, то соответствующее отклонение будет и в характере свечения ламп.

Однако в эксплуатации часто недостаточно времени необходимого для анализа работы системы управления в случае ее неисправности, так как приходится из-за навигационной опасности изменять задаваемую команду, например устанавливать рукоятку управления в положение Стоп или даже изменять направление вращения двигателя. При этом, естественно, датчики вновь ерабатывают и не дают возможности опреjnenHTb причину предыдущего отказа.

Для возможности запоминания характера свечения ламп и отключения от Устройства датчиков до начала выполнения последующих маневров в устройстве применена вторая цепочка памяти

При кратковременном нажатии на кнопку 25 через резистор 19 поступа ет ток управления на тиристор 20, который открывается и подключает питание на реле 17 и тиристор 5.

Реле 17 своим нормально-замкнутым контактом 18 после срабатывания тиристоров 5 отключает питание на датчики (постоянная времени тиристоров меньше, чем у реле). При зтом возможны следующие три варианта.

1.Контакты датчика 1 замкнуты и лампа 3 светится полным накалом. Через резистор 9 поступает ток управления на тиристор 5, который открывается и подключает питание на лампу 3 которая и после отключения питания

на датчик 1 будет продолжать светиться полным накалом.

2.Контакты датчика 1 замыкались, но в момент нажатия на кнопку были в разомкнутом состоянии. Лампа светится неполным накалом как описано выше Так как ток управления тиристора 5 отсутствует, то и после отключения питания на датчик 1 сигнальная лампа будет продолжать светиться неполным накалом.

3.Контакты датчика 1 не замыкались. Лампа 3 не светится. После от|Ключения питания датчиков так же не будет светиться.

Таким образом, устройство запоминает состояние объектов контроля в момент нажатия на кнопку 25. Последующие выполняемые маневры (изменение состояния объектов) не влияют на индикацию сигнальных ламп.

Работоспособность и эффективность устройства подтверждена стендовыми и судовыми испытаниями.

Экономическая эффективность устройства определяется повышением безопасности плавания и сокращением объема ремонтных и наладочных работ.

Формула изобретения

Устройство для многоточечной сигнализации, содержащее контактные датчики, подключенные к.индивидуальным сигнальным ячейкам, каждая из которых содержит запоминающие тиристоры, включенные в цепь питания последовательно с резисторами, сигнальные лампы, разделительные диоды и резисторы блок обобщенной сигнализации, содержащий сигнальный элемент, подключенный к цепи питания через первый тиристор, второй тиристор, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства, в него введены в блок обобщенной сигнализации элемент И, кнопка включения памяти и реле, в каждой индивидуальной сигнальной ячейке контактный датчик соединен с первым выводом сигнальной лампы и через резистор - с управляющим электродом одного запоминающего тиристора в цепь катода которого включены последовательно два резистора, точка соединений которых через первый разделительный диод подключена к первому выводу сигнальной лампы, который через второй разделительный диод подключен к катоду другого запоминающег тиристора, а через третий разделительный диод - к аноду первого тиристора блока обобщенной сигнализации, анод второго запоминающего тиристора подключен к точке соединения реле и катода второго тиристора блока обобщенной сигнализации, управляющий элетрод которого подключен к кнопке включения пгиляти, контактные датчики подключен к кнопке квитирования через размыкающий контакт реле, вторые выводы сигнальных ламп подключены к шине питания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 533957, кл. G 08 В 23/00, 1975.

2.Авторское свидетельствоСССР 490147, кл. G 08 В 21/00, 1973

(прототип).

Похожие патенты SU855705A1

название год авторы номер документа
Устройство для автоматического контроля состояния объектов 1977
  • Эренбург Семен Генахович
SU680022A2
Устройство для многоточечной сигнализации 1986
  • Мерзон Хаим Аронович
  • Дубровский Яков Исаакович
SU1425749A1
Устройство для многоточечной сигнализации 1978
  • Шершуков Евгений Иванович
  • Вал Александр Константинович
  • Чернышев Владимир Иванович
  • Твердов Владимир Михайлович
SU765843A1
Устройство для многоточечной технологической сигнализации 1972
  • Коновалов Геннадий Митрофанович
  • Кривошеев Владимир Петрович
SU446895A1
Устройство для многоточечной сигнализации 1980
  • Бахметьев Александр Сергеевич
  • Горшков Александр Иванович
  • Токмаков Леонид Алексеевич
SU892459A1
Устройство для многоточечной сигнализации 1981
  • Тинис Александр Гербертович
SU964686A1
Устройство для многоточечной сигнализации 1979
  • Блажковский Константин Михайлович
  • Крашенинникова Валентина Кирилловна
  • Пикуровский Марк Ефимович
  • Бобылев Валерий Иванович
  • Дериглазов Юрий Федорович
SU855706A1
Устройство для многоточечной сигнализации 1985
  • Белокриницкий Исаак Самуилович
  • Березкин Владимир Михайлович
  • Фернати Виктор Николаевич
  • Колодяжный Евгений Владимирович
SU1297091A1
Устройство для многоточечной сигнализации 1989
  • Тарасов Евгений Иванович
SU1674198A1
Устройство для сигнализации 1981
  • Дуплянкин Валерий Александрович
  • Манило Иван Иванович
SU970414A1

Иллюстрации к изобретению SU 855 705 A1

Реферат патента 1981 года Устройство для многоточечной сигнализации

Формула изобретения SU 855 705 A1

SU 855 705 A1

Авторы

Эренбург Семен Генахович

Колесов Александр Григорьевич

Даты

1981-08-15Публикация

1979-11-13Подача