Изобретение относится к тренажерам опера, торов транспортных средств. Известен тренажер оператора транспортного средства, содержащий блок предъявления информации, связанный через узел исполнения ко манд управления с блоком регистрации времен который включает в себя счетчик времени и счетчик количества поданных команд, входы которых через коммутатор подсоединены к соответствующим виходам блоков включения узла исполнения команд управления 1. Недостатком такого тренажера является невысокая эффективность. Цель изрбретега& - повышение эффсктив; ности трейажа. Поставленная цель достш ается тем, что блок регистрацией времени счетчик регистрации времени одновре1 еш1о вьтолняемых операций, Ъход .которого соединен с выходами блоков вкл1очения узла исполнения команд управления. На фиг. 1 приведена блок-схема тренажера; на фнг. 2 - размещение блоков устройства на транспортном средстве. Устройство содержит источники I оперативных единиц информации , блоки 2 включения источников 1 оперативных единиц информации, датчики 3 исполнения команд, счетчик 4 времени выполнения команд, счетчик 5 регистрации времени одновременно выполняемых команд, счетчики 6 н 7 количества поданных команд, причем счетчик 6 фиксирует количество поданных команд конкретного вида (число этих счетчиков равно числу счетчиков 4), а счетчик 7 фиксирует количество поданных команд вс«х видов за цикл реализации информационной модели, генератор 8 импульсов, коммутатор 9, кнопку 10 подачи команды, индикационная лампа 11, командное реле 12, реле 13 сброса, выключатель 14, контрольную лампу 15, источник 16 питания. Блок 2 включения источников оперативных единиц информации имеет кнопку 10 подачи команды, индикационную лампу 11, командное реле 12. Блок предъявления информации состоит из источников-1 оперативных единиц информации. Узел исполнензм команд управления 38 включает в себя блоки 2 вклгочешгя, дагвики 3 исполнения команд и реле 13 сброса. Работа с тренажером осуществляется следующим образом. Перед работой транспортное средство оснащается третшигсром и осуществляется движение да1шого TpancnopiHoro средства по испытательной трассе. RO время п,кн-лття транспортного средства тренажер подготавливается к функционирова1шю. Для этого выключатель 14 дереводится в положение Включено, при этом питание от источ1шка 16 подводится к генератору 8 импульсоп, начинает выдавать электрические импульсы на вход блоков 2 включения источников 1 оисратлвных еди1ши информаи,ии к (С11о:1Кам 10 иодачи комащцл, контроль лая лампа 15 загорается, что свидетельствует о готовности тренажера к работе. После этого аксперимстатор (в ряде случаев вместо экспериментатора может использоваться блок автоматической подачи команд) в соответствии с составленным ранее циклом предъявлений онератив1 ых еданиц информации нажатием онрйделс1шых кнопок 10 подает водитслю транспортного средства команды. При заrvtbH a)Hii контактов кнопки 10 питание подается на оОмотку командного реле 12, о чем свидетельствует загорание ииллкаторной ламны 11, реле 12 срабатывает. Контактная грунпа реле 12 соде1 жит три контактных пары. При срабатывангш реле 12 все три контактных пары замьн а1о1хя. Зам1, первой контактной пары уста)1анлив; ст реле 12 на самоблокировку, т. е. обеспечивает его обмотку питанием и при размыкании контактов кнопки 10. При замыкании второй контактной пары реле 12 питание подводится к истопп ку 1 оне)ативной единищз информации, который подает водителю команду на выполнение рабочей онерашш, а в счетшках 6 и 7 количоства поданных команд фиксируется ностуннвм1ий импульс. При замыканли третьей контактной нары реле 12 генератор 8 им17ульсов подключается к счетчикам 4 и 5, которые начинают отсчет импульсов, выдаваемых генератором 8. Получив команду на выполнение действия по управле{1шо транспортным средством, водитель производи рабочую операцию, приводя в действие исполнительный механизм соответствующей системы управления. Прн срабатывани рабочего элемента исполю1тельного механизма датчик 8 подает сигнал на реле 13 сброса, размыкая цепь нита1 ия его обмотки. Реле 13 срабатывает, в результате чего размыкается его контактная пара, включенная в цепь питания обмотки командного реле 12. Обмотка реле 12 обесточивается, .реле срабатьшает, размыкая все три своих контактных пары, в результате чего источник 1 оператавной информации . обесточива ется, снимается питание со счетчиков 6 и 7, прерывается связь счетчиков 4 и 5 с генератором 8 импульсов. Таким образом, счетчики 4 и 5 фиксируют количество импульсов, поступивших от генератора 8 и время от момента нажатия кнопки 10 до срабатывания датчика 3, т. е. от момента подачи команды до момента ее выполнения органами управления транспортного средства. При нажатии кнопки 10 другого канала еистема работает аналогичным образом за исключением того, что импульсы от генератора 8 и от источника 16 питания не поступают на счетшки 4 и 6, так как они подключены через коммутатор 9 к другому каналу и могут быть приведены в действие переводом плеч коммутатора 9 в соответствующее положе1ше. При подаче одной или нескольких команд в процессе выполнения другой команды счетчик 4 фиксирует время выполнения только одной комавды, к каналу реализации которой он подключен, счетчик 5 фиксирует время одновременного выполнения нескольких операций (от Момента подачи первой команды до момента выполнения последней), счетчик 6 фиксирует только один импульс, а счетчик 7 количество импульсов, равное числу поданных команд. Использование данного изобретения позволяет повысить эффективность тренажа, а также проводить эргономические оценки применения того или иного транснортного средства. Например, при обработке получе1шых результатов наиболее совершенным с точки зрения эргономики признается то транспортное средство, в оценке которого счетчиком 5 будет зафиксировано меньшее время реализации информационной модели, а наиболее совершенным органом упрапле1шя при сравнении их у различных транспортных средств одного вида тот, в оценке которого счетчиком 4 будет зафиксировано меньшее время на выполнение одного и того же числа рабочих операций при реализации. одинаковых информационных моделей. Формула изобретения Тренажер оператора транспортного средства, содержацдай блок предъявления информацим, связанный через узел исполнения команд управления с блоком регистрации времени, который включает в себя счетчик времени и счетчик количества поданных команд, входы которых через коммутатор подсоединены к соответствующим выходам блоков включения узла исполнения команд управления, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности тренажа, блок регистрации времени имеет счетчик регистрации времени одновременно выполняемых операций, вход которо5го соединен с выходами блоков включения узла I исполнения команд управления. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 8557216 1. Игнатов Н. А. н др. Приборы и методаки психофизиологического обследования водн- телей автомобилей. М., Транспорт, 1978, с. 57-59.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫЙ СТРЕЛКОВЫЙ ТРЕНАЖЕР | 1993 |
|
RU2065131C1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU972553A1 |
Обучающее устройство | 1981 |
|
SU989569A1 |
Устройство для оценки профессиональной пригодности операторов автоматизированных систем управления | 1981 |
|
SU1029214A1 |
Тренажер опрератора автоматизированных систем управления | 1980 |
|
SU930337A1 |
Тренажер оператора системы управления | 1989 |
|
SU1642494A2 |
Тренажер операторов систем управления | 1988 |
|
SU1520573A1 |
Тренажер памяти и реакций человека | 1978 |
|
SU703857A1 |
Тренажер операторов систем управления | 1980 |
|
SU943812A1 |
Тренажер оператора системы управления | 1989 |
|
SU1649588A1 |
тг
Г-
&
О
« Щ
ПГ
к
.
J
//7„Н8Н 11
JL
:.Ji...
2
о
L.
Ц
г-
;з «
т
ПГ
Г П
Чщ
I
1
7
и
I
Ц
г
-«
15
7V
.
а о I
V
О I
ч ч
о о
о о
о о
Авторы
Даты
1981-08-15—Публикация
1979-06-14—Подача