(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ СОСТОЯНИЯ ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕХАНИЗМА Изобретение относится к сигнализирующим устройствам, иcпoльзye fым для контроля состояния двухпозиционных ис полнительных механизмов (Щ) и исполнительных механизмов, приводимых в действие реверсивньв4и злектродвигателями, режимы эксплуатации которых определяют необходимость временной их остановки в промежуточном положении, например устройств перемещения (выдвижения), поворотных затворов и т.д. и может быть использовано в локальных и централизованных системах управления, исполнительные механизмы которых снабжены органами контроля своего состояния. . По основному авт.св. № 619940 известно устройство для сигнализации со стояния ДВУХПОЗИЦИОННОГО исполнительного механизма, содержащее усилители, элементы И, И.ПИ, ИЛИ-НЕ и генератор импульсов. Первый вход первого элемента И coeлин эн с шиной Стоп, второй вход - : формиргшлтелем сигнала. ДВУХПОЗИЦИОННОГО нерабочего состояния, а выход подключен к первому входу первого элемента ИЛИ. Первый вход второго элемента И соединен с генератором импульсов, второй вход - с формирователем сигнала нерабочего состояния, третий вход - с шиной Пуск, выход элемента подключен ко второму входу первого элемента ИШ. Первый вход третьего элемента И соединен с генератором исмпульсов, второй вход - с выходом элемента ШШ-НЕ, один вход которого соединен с формирователем сигнапа нерабочего состояния, а другой , вход - с формирователем сигнала рабочего состояния, выход элемента И подключен к третьему входу первого элемента ИЛИ и к первому входу второго :элемента ШШ. Первый вход четвертого элемента И соедатен с генератором импульсов, второй вход - с пшной Стоп, третий вход - с формирователем сигнала рабочего состояния, а выход элемента подключен ко второму входу вто1)ого элемента ИЛИ. Первый вход пятого элемента И соединен с формирователем сигнала рабочего .состояния, второй вход - с шиной Пуск, выход элемента подключен к третьему входу второго элемента ЛГШ, Выходы первого и второго злементов ИЛИ соединены со входами соответственно первого и второго усилителей, выход каждого из которых подключен к своему сигнальному табло ГП
Однако это устройство не обеспечивает автоматическута сигнализацию различных.состояний ИМ, приводимого в действие реверсивным электродвигателем который может находиться в трех состояниях (работает в одном направлении, рабо.тает в другом направлении, остановлен), а также сигнализацию остановки ИМ в промежуточном положении. Сигнализация о переходе механизма из одного Положения в другое не подтверулдает исполнение посланной комавды нз остановку и-, следовательно, нет уверенности в возможности перехода к Еыполнанию другой операции. Цель изобретения - расЕшрение функт.ионсгльньгх; возможностей устройства.
Поставленна я цель достигается тем, что .в устройство введены триггер, дополнительный элемент И и элемент НЕ, гфи этом первый вход дополнительного элемента И подключен к шине Стоп, второй вход - к выходу элемента ИЛИНЕ 5 а вьгкод элемента И соединен с четвертыми входами первого и второго элементов ИЛИ, вход элемента НЕ подключен к шине Стоп, а выход элемента соединен с третьим входом третьего элемента И, первый и второй входы триггера подключены к шинам соответстзенно Пуск на закрытие и Пуск на открытие, выход (инверсный) триггера соединен со вторым входом первого элемента И и первь м входом четвертого элемента И, а второй выход - со вторым входом второго элемента И и вторым входом пятого элемента И.
На чертеже приведена функциональная схема предлагаемого устройства.
Устройство содержит триггер 1, гэлег ент ИЛй-НЕ 2, генератор 3 импульсов, дополнительный элемент И 4, элемент НЕ 5, элементы И 6-10, элементы И.ПИ I и 12, усилители 13 и 14, сигнальные световые табло 15 и 16,
формирователи сигнала ИМ закрыт и им открыт, а также гаины Пуск яа закрытие, Пуск на открытие, и Стоп, Функциональные связи между элементами видны из схемы. Входы элементов показаны слева, а выходы справа.
Устройство при использовании его для сигнализации состояния I-IM с реВерсивньм приводом работает следующим образом.
Особенность сигнализации состояний. ИМ с реверсивным приводом заклю- чается в том, что поступающие с шин Пуск на закрытие и Пуск на открытие сигналы могут быть кратковременными (для исключения повторного автоматического запуска механизма при самовозврате сработавшей заш,иты) . Сигнал с шины Стоп поступает в течение всего периода, когда механизм не работает. Одновременное поступление сигнсшов с шин Пуск на закрытие, на открытие и Стоп исключено, т.е. сигнал может быть на одной из трех указанных пгик.
В качестве исходного состояния ИМ примем закрытое состояние, которое характеризуется наличием сигналов на .шине Стоп, формирователе ИМ закрыт и инверсном выходе триггера 1. Сигнал с шины Стоп поступает на вход элемента НЕ 5 (следовательно на его выходе сигнала нет) , а также на первый вход дополнительного злемента И 4. На второй вход этого элемента сигнал не поступает, так как на первом входе элемента ИЛМ-НЕ 2 есть сигнал от формирователя ИМ закрыт, поэтому на эь1ходе дополнительного элемента И 4 сигнала также нет.
Сигналы с инверсного входа триггера 1 и от формирователя ИМ закрыт поступают соответственно на первый и.второй входы элемента И 6, а сигнал с выхода этого элемента поступАет через элемент ИЛИ 11 на усилитель 13, обеспечивая тем самым ровную подсветку сигнального табло 15, Это означает,, что ИМ закрыт рт состояние его соответствует командному сигналу. Выходные сигналы на элементах И 7-10 отсутствуют.
Йосле поступления сигнала с шины Пуск на открытие (сигналы if а других тинах отсутствуют) триггер 1 нереводится в устойчивое rocTnHHHf, при котором nocTynaet сигнал с его прямого выхода независимо от того, сохраняется ли сигнал на его входе. До того момента, пока ИМ не отошел от закрытого состояния, т.е. пока сохраняется сигнал. ИМ закрыт, наличи трех входных сигналов на элементе И формирует на его выходе кратковремен ные сигналы, которые с помощью элемента ИЛИ 1 и усилителя 13 обеспечивают мигающую подсветку сигнального табло 15. Это означает, что ИМ за крыт, но его состояние не соответствует командному сигналу. На элементах И 4, 6, 8, 9 и 10 выходные сигна лы отсутствуют. После отхода механизма от закрыто го состояния (при этом снимается сиг нал ИМ закрыт, но еще не поступает сигнал им открыт) оба сигнала иа входе элемента ИЛИ-НЕ 2 oTcyTCTBinoT следовательно, формируется сигнал на его выходеJ который совместно с сигналами от генератора 3 и элемента НЕ 5 формирует кратковременные сигналы на выходе элемента И 8, обеспечивающие посредством элементов ИЛИ I 12 и усилителей 13, 14 одновременную мигающую подсветку сигнальных табло 15 и 16. Это означает, что механизм находится в промежуточном (переходном) состоянии, S данном случае в режиме срабатывания на открытие, Выходные сигналы на элементах И 4, 6, 7, 9 и 10 отсутствуют. Остановка ИМ в промежуточном положении характеризуется наличием сигнала на шине Стоп. В этом случае выходной сигнал на элементе НЕ 5 исчезает, а наличие двух входных сигналов на элементе И 4 формирует сигнал на его выходе, который через эле менты ИЛИ 11 и 12 поступает на усилители 13 н 14, обеспечивая этим од новременную ровную подсветку сигналь ных табло 15 и 16, что означает остановку механизма в промежуточном положении. Выходные сигналы на элементах И 6-10 отсутствуют. При повторном запуске привода ИМ на открытие {закрытие) снимается сиг нал на шине Стоп и состояние элементов схемы полностью соответствует описанному выше переходному состо яннх) в режиме срабатьшания ИМ, а одновременная ровная подсветка сигналь ных табло 15 и 16 переходит в одно466временную мигающую подсветку обоих табло. После полного срабатывания ИМ {полного открытия) поступает сигнал от формирователя Ш открыт, что приводит к снятию сигнала на выходе элемента ИЛИ-НЕ 2, аэто, в свою очередь , приводит к снятию мигающей подсветки обоих сигнальньж табло. Появление сигнала на шине Стоп указанного состояния схемы не меняет. Наличие на входах элемента И 10 сигналов от формирователя ИМ открыт прямого выхода триггера 1 формиР выходе этого элемента сигнал, который череэ элемент ИЛИ 12 поступает на - силитель 14, обеспечивая этим ровную подсветку сигнального табло 16. Это означает, что ИМ открыт и его состояние соответствует командному сигналу. Выходные сигналы на элементах И 4, 6-9 отсутствуют. Поступление сигнала с шины Пуск на закрытие переводит триггер 1 в устойчивое состояние, при котором поступает сигнал с его инверсного выхода независимо от того, сохраняется ли сигнал на его входе. До нпчала срабатывания ИМ, т.е. пока механизм остается в открытом состоянии и, следовательно, поступает сигнал от формирователя им открыт, на элемент И 9 поступают все входные сигналы, а форм-ируемые на выходе этого элёмента кратковременные сигналы с помощью элемента ИЛИ 12 и усилите-ля 14 обеспечивают мигающую подсветку сигнального табло 16. Это означает, что ИМ открыт, но его состояние не соответствует командному сигналу. Выходные сигналы на элементах И 4, 6, 7, 8 и 10 отсутствуют. Рассматривая дальнейшую работу устройства подобным образом, можно убедиться, что после начала срабатывания ИМ (после исчезновения сигнала им открыт) обе сигнальные лампы переходят в режим мигающей засветки. Остановка ИМ в промежуточном положеНИИ сигнализирует ровной засветкой обоих сигнальных табло. Приход liM в закрытое состояние {поступает спгнал ИМ закрыт) сигнализируется ровной засветкой сигнального табло 15. появленнбм сигнала на шине Стоп состояние схемы соответствует исходному состоянию. При использовании предлагаемотч) устройства для сигнализации иягп .-остояний двухпозиционного им шина Стоп не подключается, а шины Пуск на открытие я Пуск на закры тие соответствуют шинам Пуск и Стоп в известном устройстве. Предлагаемое решение расширяет функциональные возможности устройства и при сохранении количества знако индикагщи увеличивает объем представ ляемой информации, что позволяет достигать более высокого уровня аппара турной уни ткации и повьш1ает надежность управления. Формула изобретения Устройство для сигнализации состояния двухпозиционного исполнитель ного механизма по авт.св. N 619940, отличающееся тем, что, с целью расширения функциональных возможностей устройства, в него введены триггер, элемент НЕ и дополни6тельный элемент И, при этом первый .вход триггера соединен с шиной Пуск на закрытие, инверсный выход-триггера подключен ко второму входу первого Элемента И и первому входу четвертого элемента И, бторой вход триггера соединен с шиной Пуск на открытие, прямой выход триггера подключен ко второму входу второго элемента И и второму входу пятого элемента И, вход элемента НЕ подключен к шине Стоп, а выход - к третьему входу третьего элемента И, первый и второй входы дополнительного элемента И подключены соответственно к шине Стоп и выходу элемента ИЛИ-НЕ, а вь1ход дополнительного элемента И соединен с четвертыми входами первого и второго элементов ИЛИ. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 619940, кл. G 08 В 21/00, 08.02.76 (прототип).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для сигнализации состояния исполнительного механизма | 1982 |
|
SU1076932A1 |
Устройство для сигнализации состояния двухпозиционного исполнительного механизма | 1977 |
|
SU619940A1 |
Устройство для сигнализации состояния двухпозиционного исполнительного механизма | 1982 |
|
SU1078452A1 |
Устройство для сигнализации сос-ТОяНия дВуХпОзициОННОгО иСпОлНиТЕльНОгОМЕХАНизМА | 1979 |
|
SU809276A1 |
Устройство для сигнализации состояния двухпозиционного механизма | 1982 |
|
SU1042052A1 |
Устройство для сигнализации состояния двухпозиционного механизма | 1983 |
|
SU1116444A1 |
Пневматическое устройство сигнализации состояния двухпозиционного исполнительного механизма | 1981 |
|
SU972540A1 |
Устройство для сигнализации состояния исполнительного механизма | 1985 |
|
SU1251145A1 |
Устройство для сигнализации состояния двухпозиционного исполнительного механизма | 1985 |
|
SU1247913A2 |
Устройство для сигнализации состояния исполнительного механизма | 1986 |
|
SU1388925A1 |
Авторы
Даты
1981-08-23—Публикация
1979-11-11—Подача