Синхронная переменнополюсная машина Советский патент 1981 года по МПК H02K19/22 

Описание патента на изобретение SU871282A1

Изобретение относится к электромашиностроению и касается синхрон- ных переменнополюсных машин повы1ченной частоты, в частности генераторов переменного тока с когтеобразными полюсами, применяемыми в ав тотранспортном электрооборудовании. Известны трехфазные синхронныег нераторы с когтеобразными полюсами и внутренней катушкой возбуждения , работающие на нагрузку через ,выпрямительный блок. Такие генераторы устанавливаются почти на всех автомоби лях и автобусах, выпускаемых отечест венной и зарубежной промышленно стью ll. В известных генераторах число полюсов ротора 2 р и число зубцов якоря ZQ в синхронных генераторах связано соотношением 2р , где m - число фаз; q - число зубцов якоря на полюс и фазу. Большинство генераторов, выпускаемых автотракторной промышленностью, имеют двенадцатиполюсный ротор, т.е. 2р 12. При числе пазов на полюс и фазу q 1. На якоре имеется 36 зубцов, между которыми укладывается трехфазная (т 3) якорная обмотка. Эти генераторы имеют хорошие массо-габаритные показатели и хорошую форму кривой фазного напряжения. К недостаткам этих машин следует отнести сложность технологии и процесса автоматической укладки трехфазной распределенной обмотки между 36-ю зубцами якоря. Распределенная обмотка имеет достаточно длинные, пересекающиеся лобовые соединения, что ведет к увеличению расхода меди и поерь в ней, а также к ухудшению тепоотдачи . Указанные недостатки устранены в разработанном отечественной промьш ленностью автомобильном генераторе, имеющем 8-ти зубцовый статор, на котором размещена трехфазная зубцовая обмотка. Число пазов на полюс и фазу q в такой машине равно 1/2. Снижение трудоемкости изготовления (вместо распределенной обмотки применяются зубцовые катушки, причем вдвое уменьшается их число) .улучшение условий теплоотдачи, уменьшение вылета и длины лобовых частей, за счет чего снижается расход меди и потерь в ней, предопределили широкое применение таких генераторов. Известны генераторы типа Г-250, устанавливаемые на большинстве автомобилей, выпускаемых отечественной промышленностью f23. Эти генераторы имеютмассо-габари-тные показатели хуже, чем генераторы, у которых q 1. Это объясняет ся уменьшением степени использования магнитного потока и снижением обмоточного коэффициента от 1,0 в ге нераторах с q 1 до 0,866 в генераторах с q 1/2. Кроме того, из-за отсутствия распределения катушек, расположенных на отдельных зубцах с полуоткрытыми или открытыми пазами, генератор с q /2 обладает более ПЛОХО формой фазного напряжения. Целью изобретения является улучш ние массо-габаритных показателей и формы кривой фазного напряжения синх ронных переменно-полюсных машин с з цовыми обмотками. Указанная цель достигается тем, что катушки каждой фазы располагают ся на рядом стоящих зубцах якоря, а общее число зубцов якоря отличается от числа полюсов ротора на количест во ветвей в каждой фазе якорной обм ки. На фиг. 1 изображен продольный р рез . синхронной машины с «огтеобразным ротором и внутренней катуш кой возбуждения; на фиг. 2 - то же, поперечный разрез. % Машина содержит статор 1 с зубца ми якоря 2 и размещенными на них зубцовыми катушками 3 якорной обмот ки. Ротор состоит из двух систем когтеобразных полюсов 4, насаженных .на вал 5, катушки 6 возбуждения на цилиндрической втулке 7. Щеточцоконтактный узел 8 показан схематично. 24 При наличии k ветвей число полюсов ротора 2р и число зубцов якоря Z 51 связываются соотношением 2р k, (1) а для обмотки с одной ветвью в фазе 2р 1 . () Якорная обмотка выполняется из катушек, причем катушки, принадлежащие одной фазе, располагаются на нескольких рядом стоящих зубцах якоря. Так для обмотки с k I все катушки одной фазы располагаютсяна Zq/m рядом стоящих зубцах якоря и при трехфазной обмотке m 3 занимают 1/3 расточки якоря. Для обмотки с k последовательно или параллельно соединенными ветвями катушки одной ветви располагаются на рядом стоящих зубцах якоря, образующих фазную зону. При этом чередование фазных зон по расточке яко- ря - обычное для многофазных обмоток. Электрический угол d- между двумя соседними катушками равен при подстановке условия связи между 2р И г, (1) (2) получается равт и + - электрических градусов . При встречно-последовательном соединении соседних катушек, принадлежащих одной фазе, электрический угол -j между ЭДС этих катушек будет равен 1Г ± тг--электрических граЧградусов Число катушек в одной ветви каждой. как было отмечено ранее равV я Следовательно, каждая фазная зона, занимаемая катушками одной ветви кажг дои фазы, образует d,( в электрических градусах), равный ItnT ;т т.е.-для трехфазной обмотки получаем фазный угол, равный 60 электрическим градусам. Обточный коэффициент k „ обмотки предлагаемой машины определяется известными соотношениями где k - коэффициент укорочения, равныйk Sinjt/a sin (ЗГ/а iKlf/iZ,,) cosKJ /22,, a kp - коэффициент распределения, равный1 , S viZqtt y// 5 n ЗГ/am m 5inr/2 ZqjWkSittJTK/lZ Для коэффициента распределения kp число зубцов (пазов) в фазной зоне эквивалентно числу пазов на полюс и фазу q в машинах с распределенными обмотками

9ке

чип

При достаточно большом числе зубцов якоря

,

k«4; sin 7rk/229 K/2Z: j

и обмоточный коэффициент равен einJT/b

Ku -rjT ° 55Таким образом, обмоточный коэффициент якорной обмотки предлагаемой машины в 0,955/0,866«. 1,10 раза выше, чем в известной машине с q 0,5. Следовательно, при прочих равных ус-, ловиях на 10 % увеличивается ЭДС на выходе обмотки и электромагнитная, мощность, отдаваемая машиной. Другим важным преимуществом является наличие распределения катушек фазы в зоне, что обуславливает хорошую форму кривой фазного напряжения (в машине с q 0,5 из-за отсутствия распределения между катуш8712 , 5 to 15 20 25

Формула изобретения

Синхронная переменно-полюсная машина с Многофазной зубцовой якорной обйоткой в виде отдельных катушек и . когтеобразным ротором, отличающаяся тем, что, с целью улучшения массо-габаритных показателей

и формы кривой фазного напряжения, катушки каждой фазы расположены На рядом стоящих зубцах якоря, а общее число зубцов якоря отличается от числа полюсов ротора на количество

ветвей в каждой фазе якорной обмотки.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 17 Василевский В. И.,Кулеев Ю. А.

Автомобильные генераторы,- М., 1971.

2. Барабанов В. Е., Василевский В. И., Левин С. М. Электрооборудование тракторов и автомобилей.- М., Колос, 1974, с. 86-90. 26 ками фазы имеет неблагоприятную форму фазного напряжения). Предлагаемая машина обеспечивает уменьшение высошх гармонических в кривой фазного напряжения за счет некоторого укорочения шага и распределения катушек в каждой фазной зоне. Увеличение обмоточного коэффициента предопреледяет при прочих равных условиях увеличение ЭДС фазы якорной обмотки, и, следовательно, мощности при практически тех же массо-габаритных показателях в целом. Указанные преимущества выгодно отлнчают предлагаемую мащину от указанного прототипа и приближают по cBoifM технико-экономическим показателям электрическую машину с эубцовыми обмотками к синхронным переменнополюсным машинам с распределенными обмотками. При этом в предлагаемой машине сохраняются все преимущества машин с зубцовыми обмотками простота и технологичность изготовления.

Похожие патенты SU871282A1

название год авторы номер документа
Индукторная машина 1979
  • Апсит Волдемар Волдемарович
  • Щукин Михаил Иванович
  • Пугачев Владислав Александрович
  • Яблуновский Валерий Дементьевич
  • Дикин Юрий Иванович
  • Радин Владимир Исакович
  • Петраков Максим Данилович
  • Грингауз Михаил Иосифович
SU788288A1
Трехфазная 2р-полюсная машина 1989
  • Лущик Вячеслав Данилович
  • Асанбаев Валентин Николаевич
SU1684868A1
Асинхронный трехфазный двигатель 1981
  • Лущик Вячеслав Данилович
SU964875A1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С АКСИАЛЬНЫМ ВОЗБУЖДЕНИЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2437198C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА 2017
  • Антипов Виктор Николаевич
  • Грозов Андрей Дмитриевич
  • Иванова Анна Владимировна
RU2688204C2
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С ЯВНОПОЛЮСНЫМ ЯКОРЕМ 2010
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2416858C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2008
  • Карманов Евгений Дмитриевич
  • Шаплов Сергей Иванович
RU2411623C2
ЯКОРЬ МНОГОФАЗНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ 1996
  • Пластун Анатолий Трофимович
RU2121207C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ РЕДУКТОРНАЯ МАШИНА С ПОЛЮСНЫМ ЗУБЧАТЫМ ИНДУКТОРОМ 2009
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2393614C1
РЕДУКТОРНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ПОЛЮСНЫМ ЗУБЧАТЫМ ИНДУКТОРОМ 2011
  • Чернухин Владимир Михайлович
RU2477917C1

Иллюстрации к изобретению SU 871 282 A1

Реферат патента 1981 года Синхронная переменнополюсная машина

Формула изобретения SU 871 282 A1

SU 871 282 A1

Авторы

Апсит Вольдемар Вольдемарович

Щукин Михаил Иванович

Пугачев Владислав Александрович

Яблуновский Валерий Дементьевич

Леонов Николай Иванович

Ивченко Юрий Григорьевич

Даты

1981-10-07Публикация

1980-01-23Подача