I
Изобретение относится к электромашиностроению, предназначено для привода погружных механизмов и может быть использовано, например, в горно рудной промышленности в качестве привода погружных насосных агрегатов.
Известны погружные маслозаполненные электродвигатели СП.
Недостатком двигателей является плохой отвод тепла от ротора электродвигателя, так как тепловой поток от ротора в основном проходит через цепочку зазор-статор, что вызывает дополнительньй нагрев статора. Перегрев статора отражается на долговечности изоляции обмотки, уменьшая ее в два и более раза.
Известен погружной маслозаполненный электродвигатель, содержащий полый ротор, внутри которого размещен несущий многофазную обмотку статор с установленными в подшипниках верхними и нижними концами 21.
Однако в данном электродвигателе герметизация, осуществляемая верхним и нижним сальниковым уплотнением, недостаточно надежная.
Цель изобретения - повьшение надежности электродвигателя.
Эта цель достигается тем, что погружной маслозаполненный электродвигатель, содержащий полый ротор,
10 внутри которого размещен несущий многофазную обмотку статор с установленными в подшипниках верхними и нижними концами, снабжен кожухом, на боковой поверхности которого вы15полнены окна, а на торце - отверстия, ротор имеет форму колокола, в-верхней глухой части которого выполнено закрытое пробкой осевое отверстие с резьбой и установлен подшж1ник, фик20сирующий верхний конец статора, а в нижней части размещена диафрагма, жестко связывающая ротор и нижний конец статора.
Б norpyiEKCM маслозаполненном электродвигателе герметизация между ротором и статором в нюкней части двигателя может быть достигнута и Следующим образом в нижней части ротора выполнена резьба и установлена резьбовая пробка, соединенная с нижним концом статора шлицевьм соединением (белее предпочтительный вариант так Kai: нредполагает многократное использсвел-ше) .
На фиг, I показан элактродвигателЬр. общт ВИД4 фиг, 2 - узел соединения ротора с осью пробкой при невращаищемся роторе; на фиг о 3 то же., при вращающш- ся роторе.
Погружной электродвигатель состоит из статора 1 , посаж€;нного на сердечник 2j xjorcpa вьтолненного в виде .герметичной капсулы состоящей из глухого стакана 3, i-шеющего в верхней части отверстие с пробкой 4 и пакета железа 5 с короткозамкнутой оболочкой б. Ротор электродвигателя стаканом 3 опирается на упорный подшипник 7 и одконременно центрируется на сер,цечж1ке 2 с помощью радиально упорHbix п:одшипш-шов 8,j 9 а относительно кожула J О доколнительно центрируется подгл и1кшсом скохшжения 1.1 « Сердечник 2.статора электродвигателя опирается через крьппку J, 2 на кожух 10 и закреплен гайкой j3. Кожух JO шмеет окна 14 посредством которых обеспечивается контакт ротора с окружаюш,ей средой (водой). Kpoiye того, сердечник 2 соединен со стаканом 3 диафрагмой 15 за счет чего и образуется герметичная Kan.cy.jsa : В первом варианте диафрагма J3 вьыолнена кз упругого материала, чах1;о -мер резины и приклеена к сердечяшеу 2 и стакану 3, что образует 5ярметкчкое соединение (фиг, j). Во Бтсром варианте диафрагма JO выполнена в в:еде пробки из твердого материала ji навинчена на стакан 3 ротора. На сердечншсе 2 п-робка J5 закреплена с иомогсью шлица J 6 и свободно может перемечаться вдоль сердечника (фиг.2)
Электродвиг-атель работает следующим образом
В npoij,ecce сборки электродвигателя приклеивается (фиг, i), или плотно затягивается (фиг. 2) диафрагма 5. Заливка масла в полость электродвига теля производится сверху по каналу 17 после «его заливочное отверстие -закрьюается 15 обкой 4, Проверив герметичность, двигатель соединяют с псмощью шпилек 18с насосом Сне показан), после чего собранный насосный агрегат опускает в скважину. Подключив электродвиг-атель к сети, производят запуск насоса, При этом ротор начинает вращаться. Диафрагма 15 разрывается от действия крутящего момента, однако масло в полости
электродвигателя остается, поскольку ее удельный вес меньше удельного веса воды и столб масла подпирается столбом воды в скважине.
Во втором варианте (фиг. 2) при
вращении ротора диафрагма 15 свинчивается с ротора и опускается на крышку 2, обеспечивая тем самым безпрепятстаешюе вращение ротора относительно статора, Такш-i образом, подшипш-нси электродвигателя продолжают работать в маслянной ванне, чго благоприятно сказьшается на долговечноети их работы. Если злeктpoдвигaтeJ ь в процессе работы выходит из строя,
то он поднимае гся из скважины. Масло из полости электродвигателя выливается лишь после того, как он поднят над водой, что также исключает попадание зоды в полость электродвигателя. После устранения неисправности в электродвигателе заделывают диафрагму 15, проверяют герметичность соединения и производят монтаж насосного, агрегата вновь. Ротор электродвигателя внешней стороной вращается в большом объеме воды, которая его интенсивно охлаждает, а внутренней - в маслянной ванне, в которой также производится его частичное QX-: лаждение, Выполнеш- е ротора в виде глухой капсулы, а также соединение его со статором диафрагмой позволяет исключить попада.ние абразивных частиц и воды в трущиеся опоры электродвигателя н к обмотке статора, улучшить его охлаждение и тем самым по высить надежность работы электродвигателя в целом. При этом появляется возможность изготовления обмотки электродвигателя из обычного провода, вместо специального провода с влагостойкой изоляциейj например ГГВВП, а также возможность использования щеточного аппарата, например, в двигателях постоянного тока, погруженных в скважину,
Формула изобретения 1 . Погрузкной маслозаполненньй электродвигатель 5 содержащий полый
ротор, внутри которого размещен несущий многофазную обмотку статор с установленными в подшипниках верхними и нижними концами, отличающийся тем, что, с целью повышения надежности, электродвигатель снабжен кожухом, на боковой поверхности которого выполнены окна, а на торце - отверстия, ротор имеет форму колокола,в верхней глухой части к торого выполнено закрытое пробкой освое отверстие с резьбой и установлен подтипник,фиксирующий верхний конец статора, а в нижней части размедена диафрагма, жестко связьшающая ротор и нижний конец статора.
2. Погружной маслозаполненный электродвигатель, содержащий полый ротор, внутри которого размещен несущий многофазную обмотку статор с установленными в подшипниках верхними и нижними концами, отличающийся тем, что, с целью повьопения надежности электродвигатель снабжен кожухом, на боковой поверхности которого выполнены окна, а на торцеотверстия, ротор имеет форму колокола в верхней глухой части которого выполнено закрытое пробкой осевое отверстие с резьбой и установлен подшипник, фиксирующий верхний конец стато5)а,а в нижней части ротора вьполиена резьба и установлена резьбовая пробка соединенная с нижним концом статора шлицевым соединением,
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1,Авторское свидетельство СССР № 629597, кл. Н 02 К 5/12, J977.
2,Авторское свидетельство СССР If 120475, кл. Е 2J В 3/JO, 1957.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ СЕКЦИОННЫЙ | 2002 |
|
RU2219372C1 |
ПОГРУЖНАЯ БЕСШТАНГОВАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА | 2019 |
|
RU2701653C1 |
ПОГРУЖНОЙ ЛИНЕЙНЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ | 2014 |
|
RU2549381C1 |
КОМПЕНСАТОР ПОГРУЖНОГО ЛИНЕЙНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2562906C1 |
НАСОС ДЛЯ ПОДЪЕМА ЖИДКОСТИ ИЗ СКВАЖИН | 1995 |
|
RU2095629C1 |
ПОГРУЖНАЯ БЕСШТАНГОВАЯ НАСОСНАЯ УСТАНОВКА | 2018 |
|
RU2695163C1 |
ПОГРУЖНОЙ МАСЛОЗАПОЛНЕННЫЙ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬВ il 'i - Ч^Шз ^^.Ubi^sMj.^ | 1969 |
|
SU425267A1 |
ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ПОГРУЖНЫХ ЭЛЕКТРОНАСОСОВ | 2011 |
|
RU2487273C1 |
МАЛОГАБАРИТНЫЙ КОЖУХ ДЛЯ УСТРОЙСТВА СНИЖЕНИЯ ТЕМПЕРАТУРЫ ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2606191C2 |
ТЕПЛООБМЕННИК ПОГРУЖНОГО МАСЛОЗАПОЛНЕННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2015 |
|
RU2599580C1 |
2 Macflo 7
L. /
:SJ
Ш
2 /Yflfc/ o
/5
f/7
.J
Авторы
Даты
1981-11-15—Публикация
1977-08-01—Подача