Устройство для контроля частоты вращения Советский патент 1982 года по МПК G01P3/48 

Описание патента на изобретение SU900188A1

I

Изобретение относится к технике измерения и контроля и может быть использовано для измерения частоты вращения валов двигателей внутреннего сгорания.

Известны бесконтактные электронные устройства, содержащие датчик угловой скорости и измерительную схему с отсчетным устройством на выходе. Индуктивный датчик угловой скорости устанавливается против отверстия (выступа) на маховике двигателя. В момент прохождения отверстия маховика против датчика, последний генерирует импульс. Частота следования импульсов, пропорциональная частоте вращения вала двигателя, преобразуется измерительной схемой в напряжение,которое измеряется затем отсчетным устройством С 11 .

Однако эти у1 тройства применяются только в тех двигателях, в которых есть доступ к вращающимся частям

и возможность установить датчик угловой скорости.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является 5 устройство, содержащее последовательно соединенные датчик вибраций, усилитель, частотный селектсч, пороговое устройство, формирователь импульсов, источник опорного напряtoжения, включенный между выходом частотного селектора и другим входом порогового устройствами измерительный блок. При этом датчик вибраций устанавливается на корпус двигателя

15 или на его любую другую наружную часть. При работе подвижные детали двигателя .периодически ударяются друг о друга, например, поршень при перекладке ударяется о гильзу, кла20пан газораспределительного механизма ударяется о корпус, подвижные детали форсунки ударяются о ее корпус, а трубопровод к форсунке деформируется в момент впрыска топлива.

Датчик вибраций фиксирует все эти ударные процессы в виде последовательности виброакустических сигналов различной амплитуды, длительности и частоты следования. Частотный селектор выделяет сигнал с наиболее интенсивными частотными составляющими спектра сигналов. Пороговое устройство пропускает на свой выход только те сигналы, которые по амплитуде превышают уровень опорного напряжения. Последнее вырабатывается источником опорного напряжения и по величине пропорционально среднему или амплитудному значению всей последовательности сигналов.

На выходе формирователя импульсов образуется последовательность импульсов, частота следования которых пропорциональна частоте вращения коленчатого вала двигателя. Измерительный блок преобразует эту последовательность импульсов в удобный для отсчета сигнал I2l,

Недостатком известного устройства является относительно низкая точность контроля частоты вращения, так как амплитуды виброакустических си|- налов в силу случайного хараЛ-ера интенсивности ударных процессов имеют значительный разброс даже при постоянной частоте вращения вала двигателя. Если какой-либо определенный сигнал в течение одного оборота превышает по амплитуде опорный уровень, он проходит на выход порогового устройства и Далее на измерительный блок. Если такой же сигнал в течение следующего оборота из-за снижения амплитуды не превысит опорный уровень, он пройдет на выход порогового устройства и далее на измерительный блок, В результате на измерительный блок даже при постоянной частоте вращения поступает разное за оборот число импульсов, что снижает точность контроля частоты вращения.

Цель изобретения - повышение точности контроля,

Поставленная цель достигается тем, что в устройстве, содержащем последовательно соединенные датчик вибраций, усилитель, часто,ный селектор, пороговое устройство, формирователь импульсов и источник ОиорноГО напряжения, включенный между выходом частотного селектора и другим входом порогового устройства, дополнительно введены блок отношений временных интервалов и блок допускового контроля, при этом вход блока отношений и первый вход блока допускового контроля подключены к выходу формирователя импульсов, второй вход блока допускового контроля подключен к выходу блока отношений, а выход блока допускового контроля подключен к входу измерительного блока,

На чертеже приведена структурная электрическая схема устройства.

Устройство содержит датчик вибраций 1, выход которого соединен через усилитель 2 и частотный селектор 3 с одним из входов порогового устройства 4, источник 5 опорного напряжения, вход которого подключен к выходу частотного селектора 3, а выход к другому входу порогового устройства , выход которого через формирователь импульсов 6 соединен с входом блока 7 отношения временных интервалов, блок 8 допускового контроля, сигнальный вход которого подключен к выходу блока 7, а управляющий вход к выходу формирователя импульсов б и измерительный блок 9 на выходе блока В допускового контроля. На входы 10 и 11 подаются сигналы управления,

В предлагаемом устройстве частотный селектор 3 может быть выполнен, например, в виде полосового фильтра с полосой пропускания, соответствующей наиболее интенсивным составляющим спектра виброакустических сигналов от определенных ударных процессов.

Источник 5 опорного напряжения вырабатывает опорное напряжение, пропорциональное по величине среднему или амплитудному значению последовательности сигналов, и может быть выполнен, например, в виде последовательно соединенных детекторов, интегратора и фильтра или амплитудного детектора и делителя напряжения.

Блок 7 отношения временных интервалов осуществляет деление каждого текущего временного интервала Т межДУ двумя соседними импульсами на предыдущий Т временный интервал.

Блок 8 допускового контроля сравнивает результат отношения временных 5 интервалов с заданным значением и мо жет быть выполнен, например, на базе реверсивного счетчика с предустановкой или на базе счетчика, регистра памяти и схемы сравнения. Устройство работает следующим образом. Все системы в двигателе работают в определенном по углу поворота коле чатого вала порядке. В результате ударные процессы, происходящие в кинематических парах двигателя, также упорядочены и,следовательно, упорядочено положение зибрсакустических сигналов в их последовательности на выходе датчика вибраций. Положение каждого сигнала в этой последова тельности относительно друг друга является достаточно стабильным с точностью до нескольких градусов угла поворота. Если найти отношение каждого временного интервала Т( межд двумя соседними сигналами к предыдущему Т временному интервалу, напри мер, путем деления интервалов друг на друга, получится последовательность результатов деления: ,- Tt/V, ... T«/V, ; TI/Т„ ; Лf и т.д. Поскольку виброакустические сигналы от определенного ударного процесса повторяются с частотой кратной частоте вращения, с такой же частотой повторяется и последовательность отношений Ti/Tt,. Если эти отношения сравнивать по мере их появления с заранее заданным и равным одному из них числом, равенство повторяется только один раз за период. В результате на измерительный блок за период, кратный периоду вращения, поступает только один сигнал, соответствующий его заданному относительному положению в последовательности других сигналов. Датчик вибраций 1, установленный на двигателе, вырабатывает на своем выходе последовательность виброакустических сигналов различной амплитуды, длительности и частоты следовани в соответствии с ударными процессами происходящ1-,ми в двигателе при его работе. Усилитель 2 с высоким входным сопротивлением усиливает эти сиг налы и подает их на вход частотного селектора 3. Последний фильтрует и пропускает на выход те сигналы, частотный спектр которых наиболее полно 8 соответствует полосе пропускания частотного селектора 3. Далее виброакустические сигнапы поступают одновременно на один из входов порогового устройства 4 и на вход источника 5 опорного напряжения, с выхода которого опорное напряжение поступает на другой вход порогового устройства , которое осуществляет амплитудную селекцию виброакустических сигналов из сигналов, порождаемых структурным шумом двигателя. Если сигналы по своей амплитуде превышают уровень опорного напряжения, они проходят на. выход порогового устройства Ц и далее на формироват ь импульсов 6, если не превышают - на выход порогового устройства не проходят. Формирователь импульсов 6 из виброакустических сигналов формирует прямоугольные импульсы, длительность которых меньше интервала между сигналами в последоаатепьности. Эти импульсы одновременно поступают на вход блока 7 отношения временных интервалов и на управляющий вход блока В допускового контроля, подготавливая последний к работе. В мсЗмент прихода очередного импульса блок 7 вырабатывает на своем выходе результат Ьтнсииения законченного временного интервала к предыдущему интервалу i-4 , при этом результат деления К. равен , . Этот результат поступает на вход блока 8, в котором сравнивается с Двумя допустимыми значениями: нижним К и верхним Kg, которые вводятся в блок 8 по входам 10 и П. Блок 8 вырабатывает на своем выходе импульс только в том случае, если К„ Ki Кв. Если Ki - К„ или К Kj, блок 8 импульс не вырабатывает. в момент поступления следующего импульса на вход блока 7, где вырабатывается следующий результат отношения К , который также поступает на сравнение в блок 8 и Таким образом, последовательности сигналов на выходе порогового устройства i соответствует на выходе блока 7 последовательность результатов отно-, шений временных интервалов между этими сигналами : К 1, /Т„ -, /Ti ,... К Ti/T;i,-, , KV,TV,/T , K,Ti /Т„ .. 79 Если в последовательности результатов отношений один из результатов, например, К окажется в пределах К К Kg , блок 8 вырабатываеГ импульс, поступающий нs измерительный блок 9. Поскольку результат отно шения появляется один раз за период, кратный перкоду вращения, частота импульсов на выходе блока 8 пропорциональна частоте вращения вала двигателя. Измерительный блок 9 преобразует частоту следования (период) этих импульсов в ударную для отсчета форму сигнала. Вследствие разброса одного из виброакустических сигналов амплитуда его увеличилась и этот сигнал превысил уровень опорного напряжения. В результате за период, кратный периоду частоты вращения, формирователь импульсов 6 формирует на единицу большее число импульсов. Дополнительный импульс изменяет и соотношение временных интервалов на участке его появления. Если появившийся дополнительный результат отношения не окажется равным заданному допустимому значению в блоке 8, последний не срабатывает и дополнительный импульс на измерительный блок 9 не проходит и не искажает ре льтата измерения. Аналогично работает устройство и в случае, если амплитуда одного из виброакустических сигналов из-за раз броса оказывается ниже уровня опорно го напряжения. Необходимость задания в блоке 8 зоны, ограниченной нижним и верхним значениями, объясняется тем, что в процессе эксплуатации двигателя временные интервалы Т| между виброакустическими сигналами могут несколько изменяться, например, из-за разрегулировки и износа узлов и деталей. В результате значение К принимает вид . С учетом этого на входах управления 10 и 11 блока 8 за дается зона срабатывания, находящаяся между значениями KH . и К 1 . Значения К определяются из временной диаграммы работы двигателя. При этом из всех значений отношений временных интервалов на блоке 8 допускового контроля по входам 10 и 11 лучше всего задавать такое значение К, которое по величине резко отличается от всех остальных значений. Применение изобретения позволяет повысить точность контроля частоты вращения путем дополнительной селекции сигналов по их положению друг относительно друга. Формула изобретения Устройство для контроля частоты вращения, содержащее последовательно соединенные датчик вибраций, усилитель, частотный селектор, пороговое устройство и формирователь импульсов, включенный между выходом частотного селектора и вторым входом порогового устройства, источник опорного напряжения и измерительный блок, о тличающееся тем, что, с целью повышения точности измерения, в устройство введены блок отношения временных интервалов и блок допускового контроля, при этом вход блока отношений и первый вход блока допускового контроля подключены к выходу формирователя импульсов, второй вход блока допускового контроля подключен к выходу блока отношений, а выход блока допускового контроля подключен к входу измерительного блока. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Ждановский Н.С. и др. Диагностика автотракторных двигателей с использованием электронных приборов. Л., 1973, с. 66. 2.Патент ФРГ № 1673919, - ° 1975 (прототип) .

Похожие патенты SU900188A1

название год авторы номер документа
Отметчик впрыска топлива в двигатель внутреннего сгорания 1981
  • Ивашев Ромил Алексеевич
  • Морозов Геннадий Федорович
SU966523A1
Устройство измерения угла опережения впрыска топлива в двигатель внутреннего сгорания 1984
  • Ивашев Ромил Алексеевич
  • Морозов Геннадий Федорович
SU1173231A1
Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания 1980
  • Ивашев Ромил Алексеевич
  • Когосов Леонид Юзефович
SU932347A1
Анализатор для виброакустической диагностики вращающихся деталей 1987
  • Роговский Вадим Томович
  • Ваганов Александр Иванович
SU1483282A1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОСТОЯННОГО ТОКА 2013
  • Менщиков Игорь Александрович
  • Пушин Вячеслав Михайлович
RU2526500C1
Устройство для диагностики дизельного двигателя внутреннего сгорания 1981
  • Ивашев Ромил Алексеевич
  • Когосов Леонид Юзефович
SU1002879A2
Система для автоматического резервирования телевизионных линий связи и устройство допускового контроля 1981
  • Жеребцов Алексей Леонтьевич
  • Журавлев Анатолий Николаевич
SU1061291A1
СПОСОБ ВЫЯВЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ ДЕФЕКТОВ УЗЛОВ И АГРЕГАТОВ АВТОМОБИЛЯ В РЕАЛЬНОМ ВРЕМЕНИ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Варнавский Александр Николаевич
  • Ларин Андрей Михайлович
RU2547504C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МАШИН 2001
  • Качоровский А.Б.
  • Переяслов В.Ю.
RU2202105C2
СПОСОБ ВИБРОАКУСТИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ МЕЖВАЛЬНЫХ ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ ДВУХВАЛЬНЫХ ТУРБОМАШИН И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2001
  • Яковлев В.Е.
  • Максимов В.П.
RU2200942C2

Иллюстрации к изобретению SU 900 188 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для контроля частоты вращения

Формула изобретения SU 900 188 A1

SU 900 188 A1

Авторы

Морозов Геннадий Федорович

Даты

1982-01-23Публикация

1980-05-23Подача