Устройство для ограничения разряда аккумуляторной батареи Советский патент 1982 года по МПК H01H83/12 H01M10/48 

Описание патента на изобретение SU904035A1

(5) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ РАЗРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ Изобретение относится к аппаратур электропитания и может быть использовано в электрических системах различного назначения, в частности в ус ройствах электропитания железнодорож ной автоматики для защиты аккумуляторных батарей от глубокого разряда и связанного с ним повреждения. Известны устройства для ограничения разряда аккумулято(эных батарей и электронные репе напряжения, в которых в кёчестве порогового устройст используются полупроводниковые элементы, например, триггер на транзисторах, источник сигнала совмещен с источником питания и порог срабатывания задается стабилизатором ll и U Недостатками известных устройств является нечеткое и неполное отключение исполнительного органа полупро водникового типа в состоянии включено, что приводит к прохбждению тока через исполнительный орган и на грузку в этом состоянии. При этом ба тарея аккумуляторов продолжает неограниченно разряжаться, что приводит к преждевременному выходу из строя. Этот разряд бесполезен, так как автоблокировка закрыта в этом состоянии. Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является устройство, содержащее бесконтактное триггерное реле напряжения, исполнительный орган полупроводникового типа, цель управления, совмещенную с источником питания, стабилитрон, задающий порог срабатывания з. Однако при напряжении на клеммах аккумуляторной батареи меньшем пороговой допустимой величины к исполнительному органу приложено остаточное напряжение, равное сумме напряжений на резисторе в эмиттерной цепи и на переходе эмиттер-коллектор, находящегося в состоянии включено транзистора триггера. Это приводит к потере электрической энергии и к дальнейшему разряду аккумуляторной батареи в состоянии отключено. Триггер бесконтактного реле напряжения работает неустойчиво, так как для того, чтобы снизить падение напряжения на резисторе эмит tpнoй цепи в состоянии отключено сипротивление этого резистора выбирается минимальным, при этом положительная обратная связь получается слабой. Цель,изобретения - исключить разряд батареи аккумуляторов после сни жения напряжения на ней до установленного предельного уровня, т,е, повышение надежности отключения. Указанная цель достигается тем, что в известное устройство, содержащее входные клеммы для подключения батареи, реле напряжения, выполненное в виде триггера, в цепь смещения первого транзистора которого включен стабилитрон, и исполнительный блок полупроводникового типа, вход которого подключен к коллектору второго транзистора триггера, введена обратная положительна связь, включенная между выходом исполнительного блока и эмиттером первого транзистора, вто рой транзистор которого выполнен с противоположным типом проводимости. На чертеже приведена принципиальная схема устройства для ограничения разряда аккумуляторных батарей. Устройство содержит триггер на транзисторах 1 и 2 противоположного типа проводимости, порог срабатывания которого задается стабилитроном 3 и напряжением задержки на резис торе 4, включенном в цепь эмиттера первого транзистора, источник 5 питания, совмещенный с источником сигнала переключения, резистор 6 це положительной обратной связи, испол нительный орган 7 полупроводникового типа, нагрузки 8, Источник 5 питания и сигнала пере ключения (аккумуляторная батарея) подключен через стабилитрон 3 к базе транзистора 1. С помощью делителя напряжения на резисторах и 6 на э.миттере транзистора 1 создается напряжение задержки включения, обе с.печивающее надежное запирание транзистора 1 при напряжении аккумулятор ной батареи меньшем предельной величины , В состоянии включено все четыре транзистора устройства заперты и ток разряда аккумуляторной батареи 5 практически равен нулю. Процесс переключения устройства носит релаксационный характер. Когда напряи ение между базой транзистора 1 и общим проводом, возникающее при отпирании стабилитрона 3, превысит сумму напряжения на переходе эмиттер - база транзистора 1 - резистор k, в цепи коллектора транзистора 1 установится ток, что приведет к отпиранию и всех остальных транзисторов устройства. Напряжение на эмиттере транзистора 1, создаваемое делителем напряжения на резисторах k и 6 начнет уменьшаться, так как будет возрастать потеря напряжения на сопротивлении нагрузки 8. Это приведет к надежному и устойчивому переключению всего устройства, после чего все четыре транзистора окажутся в состоянии включено и аккумуляторная батарея будет подключена к нагрузке 8. При коротком замыкании в нагрузке 8 данное устройство ограничит ток батареи, так как при этом положение рабочей точки выходного транзистора исполнительного органа на семейство выходных характеристик переместится по кривой in - const, вдоль которой ток коллектора практически не изменяется. Экономический эффект от применения предлагаемого устройства включается в значительном продлении срока службы аккумуляторных батарей, экономии электропитания и эксплуатационных расходов. Формула изобретения Устройство для ограничения разряда аккумуляторной батареи, содержащее входные .клеммы для подключения батареи, реле напряжения, выполненное в виде триггера, в цепь смещения первого транзистора которого включен стабилитрон , и исполнительный блок полупроводникового типа, вход которого подключен к коллектору второго транзистора триггера, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности отключения, в него введена обратная положительная связь, вклю5 90 0356

ценная между выходом исполнительного 1 . Авторское свидетельство СССР блока и эмиттером первого транзистора № 53037, «л. Н 01 М , 1975. триггера, второй транзистор которого 2. Коган Д. А. и др. Новая аппавыполнен с противоположным типом про- ратура электропитания железнодорож водимости.5 ной автоматики. М., Транспорт, 1978,

Источники информации,3. Автоматика телемеханика, связь,

принятые во внимание при экспертизеМ,, Транспорт, 1977, № 6, с. 37-38.

с. 120 - 127.

Похожие патенты SU904035A1

название год авторы номер документа
Устройство для автоматического контроля разряда многоэлементной аккумуляторной батареи 1983
  • Касьяновский В.Л.
  • Королев Э.А.
  • Перфильев Н.С.
  • Федоров В.А.
SU1148526A1
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ ЦЕПИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ УСТАНОВКИ ПОСТОЯННОГО ТОКА 1997
  • Мухин Н.В.
RU2134889C1
Автономный источник питания аппаратуры шахтной связи и управления 1984
  • Жадан Александр Владимирович
  • Левитан Марк Евсеевич
  • Охмуш Анатолий Федорович
SU1181057A1
Устройство для питания автономных объектов постоянным напряжением 1978
  • Корец Леонид Михайлович
  • Акимов Виктор Владимирович
  • Сребник Фридрих Вульфович
  • Артеменко Василий Григорьевич
SU741375A1
Способ восстановления слабосульфатированной аккумуляторной батареи и система для его осуществления 1988
  • Изотов Владислав Николаевич
  • Мякушка Евгений Николаевич
  • Тимченко Владимир Константинович
  • Шемет Сергей Петрович
SU1727179A1
Автономный источник питания аппаратуры шахтной связи и управления 1991
  • Скляров Николай Иванович
  • Зрожевский Иван Никитович
  • Никитенко Владлен Александрович
SU1786594A1
Устройство для ограничения разряда аккумуляторной батареи 1982
  • Козелков Леонид Васильевич
  • Пугачев Емельян Васильевич
  • Розеншток Борис Яковлевич
SU1026201A1
Устройство для зарядки аккумулятора асимметричным током 1982
  • Шкилев Владимир Григорьевич
  • Шкилева Татьяна Николаевна
  • Шкилев Виктор Григорьевич
  • Хобин Леонид Трофимович
  • Косачев Анатолий Дементьевич
  • Щеткин Владимир Борисович
SU1077009A1
Полупроводниковое реле постоянного тока с защитой от перенапряжений 1981
  • Темкин Гарольд Исаакович
SU966812A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1993
  • Новиков О.И.
RU2069628C1

Реферат патента 1982 года Устройство для ограничения разряда аккумуляторной батареи

Формула изобретения SU 904 035 A1

SU 904 035 A1

Авторы

Чубаров Лев Борисович

Нахалов Георгий Сергеевич

Кравцов Борис Иванович

Ременюк Яков Наумович

Гарабурда Владислав Фадеевич

Даты

1982-02-07Публикация

1978-06-13Подача