(5) ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЬ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Погружной электродвигатель | 1981 |
|
SU1001322A1 |
Электрическая машина с газовым охлаждением | 1987 |
|
SU1457080A1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1980 |
|
SU955372A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ИНТЕНСИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2023 |
|
RU2798501C1 |
Электрическая машина | 1986 |
|
SU1379873A1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1981 |
|
SU983904A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ЖИДКОСТНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2019 |
|
RU2706016C1 |
МАГНИТОПРОВОД СТАТОРА ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЕЙ ЭНЕРГИИ С ИНТЕНСИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ (ВАРИАНТЫ) И СПОСОБ ЕГО ИЗГОТОВЛЕНИЯ | 2014 |
|
RU2570834C1 |
Статор электрической машины переменного тока | 1989 |
|
SU1690084A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И СПОСОБ ЕЕ ОХЛАЖДЕНИЯ | 2013 |
|
RU2524168C1 |
1
Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к noi ружным электродвигателям, предназначенным, например для привода погружных насосов.
Известны электродвигатели, статорная обмотка которых залита гермети зирующей массой 1
Такая герметизация обмотки повышает надежность работы электродвигателя, улучшает его энергетические характеристики. Однако герметизация обмотки статора изолирующей массой неблагоприятно сказывается на перегреве ее лобовых мастей.
Наиболее близким к предлагаемому по технической сущности является электродвигатель, включающий ротор, корпус, сердечник статора с зубцами и обмоткой, лобовые, части которой залиты герметизирующей массой, и теплоотеодяший экран с участком можду корпусом и лобовыми частями 2i,
Недостатком его является то, что при незначительных перегрузках (или недостаточном охлаждении наружной поверхности корпуса электродвигателя) герметизирующая масса от перегрева размягчается, начинает течь, попадает в зазор между ротором и статором и приводит к заклиниванию ротора в месте расточки статора.
Цель изобретения - интенсифика10ция охлаждения электродвигателя (осо бенно в зоне лобовых частей ) с обмоткой статора герметизированной изолирующей массой, повышение его надежности и нагрузочной способносISти.
Указанная цель достигается тем, что экран снабжен примыкающим к торцу сердечника статора участком
20 и имеет расположенные вдоль его участков сообщающиеся аксиальные и радиальные каналы охлаждения, выходные отверстия которых расположены 3 в зоне зазора между ротором и статором. Для уменьшения гидравлического сопротивления выхода ось симметрии каждого из выходных отверстий образует с осью зубцов сердечника статора в плоскости, перпендикулярной оси вращения ротора, угол от О до 90°. При необходимости уменьшения кон тактного теплового сопротивления между экраном-теплообменником и кор пусом, между экраном-теплообменнико и торцом сердечника статора может быть проложен слой теплопроводной пластмассы. Экран-теплообменник выполнен из материала с высокой теплопроводност например из алюминия, В зоне выходных отверстий охлаждения экран-теплообменник имеет эже торные выступы, высота которых не превышает величины зазора между ротором и статором. Аксиальная длина эжекторных выступов может быть боль ше или равна, например, аксиальной ширине каналов охлаждения на их выходе. С целью уменьшения сопротивления теплопередачи между лобовыми частям обмотки статора и корпусом двигател экран-теплообменник выпопнен с акси альными и тангенциальными ребрами, расположенными на его внутренней по верхности. На фиг. 1 изображена концевая часть электродвигателя, продольный разрез; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1 . Погружной жидкостнозаполненный электродвигатель имеет корпус 1, се дечник 2 статора, обмотку 3 статора запрессованный в статор теплоотводя щий экран k, ротор 5, радиальные ка налы 6 для охлаждения, последовательно соединенные с каналами 7, входные отверстия 8 и аксиальные каналы, выходные отверстия 9 радиальных каналов охлаждения, расположенные в непосредственной близости к зазору между ротором и Статором. Ось симметрии.10 зубца сердечника статора образует с осью симметрии 1 выходной части радиальных каналов в сторону вращения ротора угол 12. На правление враи;ения ротора показано стрелкой 13- Статорная обмотка и ок лолобовое ПРО транство залито изоли рующей маг сой . 14 Экран посажен в корпус: стсзтора через слой теплгятроводиой пластмассы 15. Торцовая часть экрана гфимыкает к торцу сердечника статора и имеет пазы для прохода обмотки статора. Выходные отверстия радиальных каналов охлаждения имеют эжекторные выступы 16, высотой не бопее величины зазора между ротором и статором. Аксиальная длина эжекторных выступов равна, например, ширине каналов охлаждения на выходе. Экран выполнен из материала с высокой теплопроводностью, например, алюминия и имеет тангенциальные 17 и аксиальные 18 ребра охлаждения. Ребра расположены на внутренней поверхности экрана и занимают пространство, свободное от обмотки. При вращении ротора 5 во внутренних полостях двигателя, заполненного жидкостью, создается давление, которое возрастает по мере удаления от оси вращения. Так как входные отвер-стия 8 в охлаждающие каналы находятся на большем радиусе, чем выходные отверстия 9,в концевой зоне двигателя будет циркулировать жидкость в направлении, указанном стрелками 19. Интенсивность циркуляции будет увеличена за счет установки в экране эжекторного выступа 1б, создающего на выходе канала дополнительное разрежение жидкости. Усиление циркуляции будет обеспечивать и выполнение выходной части канала охлаждения под некоторым углом к оси симметрии зубца. Размещение ребер 17 и 18 на внутренней поверхности экрана, выполнение самого экрана из материала с высокой электропроводностью, посадка его при необходимости в корпус через слой теплопроводной пластмассы, организация интенсивной циркуляции жидкости по каналам охлаждения решает проблему охлаждения лобовых частей обмотки статора двигателя с герметизированной изолирующей массой. Таким образом, в предлагаемом электродвигателе повышается надежность и увеличивается нагрузочная способность. Формула изобретения 1. Электридригатепь, заполненный жидкостью, сг дрржащий корпус.
Авторы
Даты
1982-02-28—Публикация
1980-07-07—Подача