Релейный триггер Советский патент 1982 года по МПК H03K21/00 

Описание патента на изобретение SU921092A1

(54) РЕЛЕЙНЫЙ ТРИГГЕР

Похожие патенты SU921092A1

название год авторы номер документа
Релейный триггер 1980
  • Молодцов Николай Александрович
  • Юлдашев Владислав Иргашевич
  • Любарский Олег Аркадьевич
SU869049A1
Релейный модуль 1982
  • Молодцов Николай Александрович
  • Юлдашев Владислав Иргашевич
SU1137579A1
Релейный триггер 1979
  • Лавров Николай Иванович
  • Брагин Валерий Поликарпович
SU773933A1
Релейный триггер 1983
  • Молодцов Николай Александрович
SU1088131A1
Релейный триггер 1982
  • Молодцов Николай Александрович
  • Юлдашев Владислав Иргашевич
SU1051724A1
Источник питания постоянного напряжения с защитой и фиксированной перестройкой 1980
  • Скачко Валериан Николаевич
SU866554A1
Релейный модуль 1982
  • Молодцов Николай Александрович
  • Юлдашев Владислав Иргашевич
SU1051725A1
Трехканальный релейный триггер 1983
  • Угланов Николай Владимирович
SU1088132A1
Релейный триггер 1979
  • Воробьев Анатолий Иванович
  • Голенков Алексей Викторович
  • Ярославцев Владимир Сергеевич
SU991615A1
Релейный триггер 1983
  • Молодцов Николай Александрович
SU1132370A1

Иллюстрации к изобретению SU 921 092 A1

Реферат патента 1982 года Релейный триггер

Формула изобретения SU 921 092 A1

Изобретение относится к технике систем дистанционного и автоматического управления и может быть в чacтнocти использовано пои построе нии систем управления технологическими агрегатами. , Известен триггер, содержащий дис танционный переключатель, два диода и две RC-цепи. Диоды включены после довательно с обмотками дистанционного переключателя. Переключение тр гера форсируется за счет разряда конденсаторов при переключении упра ляющей контактной группы, что повышает быстродействие Cll. Недостатком его является отсутствие средств устранения зависания контактов переключателя, которое возможно при ударах, вибрациях оборудования, при дребезге контакто наложении на переключающий сигнал интенсивных электромагнитных наводок и т.п. Зависание контактов переключателей, приводя к отказам, сну жает надежность релейных триггеров. Кроме того, триггер характеризуется значительными аппаратурными затратами при построении на их основе релейных регистров. Это объясняется тем, что в релейном триг- гере отсутствуют цепи которые могли бы быть общими при построении многоразрядных регистров. Известен релейный триггер, содержащий дистанционный переключатель первое и второе реле задержки с RC-цепями задержки отпускания, подк- люченными параллельно их обмоткам первые выводы которых соединены с первой шиной питания .Триггер также содержит два генератора на реле, реле противозависания и резистор, причем первый вывод первой обмотки дистанционного переключателя через последовательную цепь из размыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контакта ,3 первого реле задержки подключен ко второму выводу обмотки второго реле задержки, первый вывод второй обмот ки дистанционного переключателя через последовательную цепь из замы кающего контакта дистанционного пер лючателя и размыкающего контакта второго реле задержки подключен ко второму выводу обмотки первого реле задержки, точки соединения контактов, образующих последовательные цепи, через замыкающий контакт репе противозависания соединены со второй шиной питания, вторые выводы обмоток дистанционного переключателя подключены через замыкаюmjje контакты реле генераторов к первой шине питания, первые выводы обмоток реле первого и второго ; генераторов через замыкающие контак ты соответствующих реле задержки по ключею 1 ко второй шине питания, вт рые выводы обмоток реле генераторов соединены с первой шиной питания, первый вывод обмотки реле противоза висания присоединен к первой шине питания, второй вывод присоединен ч.ерез резистор ко второй шине питан параллельно обмотке реле противозав сания включены параллельно соединенные, размыкающий, замыкающий и пе реключающий контакты дистанционног переключателя. . .В данном устройстве повышена надежность функционирования за счет устранения возможности зависания ко тактов дистанционного переключателя Кроме того, при построении на основе известного устройства релейных регистров сокращаются аппаратурнью затраты вследствие наличия в нем цепей, которые становятся обйщми пр построении регистра 2. Недостатком данного устройсз-ва является возможность работы триггера только с парафазным (прямым и инверсным одновременно) переключающим сигналом, что в релейной техник приводит к удвоению числа связей и контактов и, соответственно, к увеличению количества промежуточных реле. Кроме того, данный триггер не может быть использован без промежуточных реле в качестве приемника внешних сигналов, когда пос ледниё представлены замыкающим или размыкающим контактом. .4 Цель изобретения - yн фикaцн ; и .расширение функциональных возможностей релейного триггера. Поставленная цель достигается Тем, что в релейный триггер , со держащггй дистанционный переключатель, два реле задержки с RC-цепями отпускания, подключенными параллельно обмоткам реле, два генератора на реле, реле противозависания и первый резистор, первый вывод первого реле задержки соединен с первой шиной питания, первый вывод, первой обмотки дистанционного переключателя через последовательную цепь из размыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контакта второго реле задержки подключен ко .второму вьшоду обмотки . первого реле задержки, первый вывод второй обмотки дистанционного переклю|чателя через последовательную цепь из замыкающего контакта: дистанционного переключателя и размыкающего контакта первого реле задержки подключен ко JBTOpoMy выводу второго реле задерг. жки, второй вывод первой обмотки дйстанционного переключателя подключен . через замыкающий контакт реле пер вого генератора к первой шине питания, второй вывод второй-обмотки дистанционного переключателя подключен к переключающему контакту реле второго генератора, первые вы води обмотОк реле .первого и второго-генераторов через замыкающие контакты соответствукнцих реле задержки подключены ко второй шине питания, вторые выводы обмоток реле генераторов Ьобдйнены с первой шиной питания, с которой также соединен первьйвыаод обмотки реле противозависания, второй вьюод которого соединен через первый резистор со второй шиной питания,.- .параллельно обмотке реле противозависания: включень замыкающий, размыкающий и переключающий контакты дистанционного переключатея, точка соединения размыканщего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контакта второго реле задержки соединена с общей точкой замыкакнцего контакта дистанционного переключателя и размыкакицего контакта первого реле зя держки и с замыкающим контактом реле противозависания, введены два диода, второй резистор и третья и четвертая шины питания, а также первая и вторая коммутационные шины, причем замыкающий контакт реле второго генератора подключен к третьей шине питания, анод перво,го диода соединен со второй шиной питания, четвертая шина питания через второй резистор соединена с анодом второго диода и второй комму тационной шиной, катоды диодов соединены с первой Коммутационной шиной и с контактом реле противозависания, первый вывод второго реле задержки соединен с третьей шиной питания. На фиг. 1 представлена принципиальная схема релейного триггера/ на фиг. 2 и 3 представлены перемычки между контактами и внешние соединения, в соответствии с которыми образуются модификации двухвходовогр (фиг. 2) и, одновходового (фиг. З) р лейного триггера. I Релейный триггер содержит дистан ционный переключатель 1 с двумя обм ками, два реле 2 и 3 задержки с под ключенными параллельно их обмоткам RC-цепями задержки отпускания из ре зисторов 4 , 5и конденсаторов 6 и . 7, два генератора 8 и 9 на реле т па стандартной пульс-пары, реле 10 противозависания и первый резистор 11. TpiJrrep также содержит два диода 12 и 13 и второй резистор 14, Питание триггера осуществляется с п мощью первой 15, второй 16 , треть ей 17 и четвертой 18 шин питания. .Кроме того, имеются первая и вторая коммутационные шины 19, 20 , а также первая и вторая входные шины 21, 22.. Первый вьшод первого реле 2 заде жки соединен с первой шиной питания 15, первый вьгаод первой обмотки диктанционного переключателя ,через последовательную цепь из разм кающего контакта дистанционного переключателя 1 и размыкающего контакта второго реле 3 задержки подключен ко второму выврду обмотки первого реле 2 задержки. Первый вывод второй обмотки дистанцион ного переключателя 1 через последовательную цепь из замыкающего контакта дисталционного переключателя 1 и размыкающего контакта первого реле 2 задержки подключен к второму выводу обмотки второго реле 2 3 задержки. Точки соединения контактов , , и , , образующих последовательные , соединены между собой. Второй вывод первой обмотки дистанционного переключателя 1 подкл{очен через замыкающий контакт реле первого генератора S к первой шине 15 питания. Первые вывоя ды обмоток реле первого и второго генераторов через замыкакмцие контакты .и соответствующих реле 2,3, задержки подключены ко второй шине питания. 16, вторые выводы обмоток реле гвнзраторов соединены с первой шиной 15 питания, с которой также соединен первый вывод обмотки реле 10 противозависания. Второй вьгоод последнего при соединен через первый резистор II ко второй шине питания 16. Параллельно обмотке реле iO противозависания включены замыкаюпщй , размыкающий и переключающий контакты дистанционного переключателя 1 . Второй вывод второй обмотки станционного переключателя 1 (подключен через замыкающий контакт реле второго генератора 9 к третьей шине 17 питания. Анод первого диода 12 соединен со второй шиной 16 ттитания. Первый вывод второго резист тора 14 соединен с четвертой шинЬй 18 питания, а второй его вывод связан с анодои второго диода 13 и второй коммутационной шиной 20. Катоды диодов 12, соединены с пер- вой коммутационной втной 19 и через замыкающий контакт реле 10 противоэависания - с общей точкой соединения замыкающего и размыкающего контактов дистанционного переклюг чателя 1. и размыкающий , контактов первого и второго реле 2 и 3 задержки. Первый вывод второго реле 3 задержки соединен с третьей шиной 17 питания. Функционирование триггера может осуществляться в двух режимах: двухч входового или одяовходового, что соответственно определяет две его модификации;Пегжая модификация (двухвходоврго триггера) реализуется посредством перемычек и внешних соединений (фиг. 2} . Жирной линией показаны перемычки, штриховой - внешние соединения. При этом первая и третья шины 15,и 17 питания соединены перемыч7 , 92 кой и к ним подкл19чен отрицательный (в приведенной реализации) , а к соединенным перемьмкой второй и четвертой шинам 16 и 18 питания - положи-тельный полюс источника питания, Сигнальные замыкающий и размыкающий контакты 23 присоединены соответственно к первой входной шине 2) и первой ком мутационной шине 19 и ко второй входг ной шине 22 и второй коммутационной шине 20. Работа триггера, скоммутирован ного по первой модификации происходит следукядим образом, В исходном состоянии при поданном на шине 22 управляющем сигнале неограниченной длительности триггер находится в нулевом состоянии. При этом контакты дистанционного переключателя и замкнуты, а его контакты и разомкнуты. Реле протиБозависания, обмотка которого шунтируется контактом , обесто чено. Следовательно, обесточено и реле 3 задержки. Реле 2 задержки также обесточено, так как на шине 21 триггера нет входного сигнала, который мог бы быть приложен к обмотке реле 2 задержки через замкнутые контакты и . Контакты и реле 2 it 3 задержки, соответствен но, разомкнуты. Реле генераторов 8 II 9 HP возбуждены. Резистор II нагружает источник питания триггера. При переключении сигнала на шину 21 образуется цепь питания реле 2 задержки. Последнее срабатывает и своим контактом замыкает цепь . питания реле генератора 8, замьжается его контакт н цепи единичной обмотки дистанционного переключателя 1. Переключатель 1 срабатывает и размыкающимся контактом рвет цепь питания реле 2 задержки. Последнее обесточивается и триггер .оказывается в единичном состоянии. При этом его контакт замкнут и тем самым цепь реле 3 задержки подготовлена. Все реле триггера обесточены и генераторы не возбуждеиьГ. В едиршчном состоянии резистор 1I также нагружает источник питания. Назначение контактов и реле и 2-блокировка одновременного вклю- чения реле 3 и 2,которое может привести к -.возбуждениТо обеих обмоток дистан ционного переключателя 1, что недопустимо. 28 . При зависании контактов дистан г ционного переключателя 1 , например при переходе триггера из йулевого состояния в единичное, триггер функционирует следующим образом. Вследствие зависшего состояния контактов переключателя , , и , реле 10 противозависания возбуждено и его контакт замыкается. Цепь питания реле 2 задержки: шина 21 контакт контакт - обмотка реле 2 - первая шина 15 питания . Шина 15 питания рвется, однако возбужденное состояние реле 2 сохраняется за счет RC-цепи задержки отпускания в течение времени, определяемого параметрами RC-цепи, сопротивлением рез1истора 4 и емкостью конденсатора 6, а также величиной то- , ка отпускания реле 2. В то же время замыкание контакта реле 10 противозависания приводит к образованию новой цепи питания реле 2: шина 16 питания - контакт - контакт - обмотка реле 2 - шина 15 питания. Последняя цепь питания реле 2 сохраняется до тех пор,пока зависание контактов переключателя на устранено и триггер не переходит в единичное состояние. При этом реле генератора 8 периодически замыкает контакт в цепи питания единичной обмотки дистанционного переключателя 1, обеспечивая через единич«У обмотку пропускание импульсов тока необходимой амплитуды и длительности. Практически, для устранения э aвиcaния требуется не более двух импульсов. Вторая модификация (одновходовая) реализуется в соответствии с коммутацией , показанной на фиг. 3. При том к первой и третьей шинам 15 17 питания соответственно (в приведенной реализации) отрицательные, ко второй и четвертой шинам 16 и 18 положительные полюса первого и второго источников питания. Перемычками соединены соответственно между собой первая входная шина 21 и третья шина 17, а также вторая входная шина 22, вторая коммутационная шина 20. Замыкающий сигнальный контакт 23 подключен к первой входной шине 21 и первой коммутационной шине 19. Работа триггер а по второй модификации происходит следующим образом. В исходном состоянии при рз9зрмкнугом снгнальнам контакте 23 триггер находится в нулевом состоянии. При этом контакты дистанционного переключателя и замкнуты, а его контакты и разомкнуты. Реле 10 :противрзавйсания , обмотка КОТОРОГО шунтируется контактом , обесточено. Обесточено и реле 3 задержки вследствие разомкнутого состояния контактов и . Реле- 2 задержки также обесточено, так как на входной шине 21 отсутствует .напряжение источ ника питания из-за разомкнутого сот стояния сигнального контакта 23, ко торое могло бы быть приложено к об мотке реле 2 задержки через замкнутые контакты и . Контакты 2 и реле 2 и 3 задержки, соответственно, разомкнуты. Реле генераторов 8 и 9 не возбуж дены. Резистор 11 нагружает источник питания. При замыкании сигнального контак та 2 и 3 образуется цепь питания реле 2 задержки. Последнее срабап тывает и своим контактом замыка ет цепь питания реле генератора 8, Замыкается егоконтакт в цепи питания единичной обмотки дистанцие ного переключателя. Переключатель 1срабатывает и размыкающимся контактом рвет цепь питания реле 2задержки. Последнее обесточивается и триггер оказывается в единичном состоянии. При этом его контакт замкнут, однако реле 3 за- держки, питаемое от источника, оббс точено из-за наличия шунтирующей ко роткозамкнутой цепи, которая образо вана перемычкой, связывающей шины 2 Назначение контактов и р де 3 и 2 задержки - блокировка одновременного включения упомянутых реле. При снятии сигнала (размыкании сигнального контакта 23) шунтирование реле 3 ликвидируется. Последнее запит шается по цепи: источник питания - резистор 14 - шина 20 -. шина 22 -замкнутый замыкающий контакт - замкнутый размыкающий KoifiT.aKT - обмотка реле 3 - шина 17. Триггер устанавливается в нуле вое состояние,, Таким образом, устраняется требование парафазного переключающегр сигнала. 2 Унификация триггера , т.е. возмож-f ность посредством настройки исполь13овать его в одновходовой или двухвходовой модификации, позволяет экономит при использовании одновходовой модификации контакты и связи. - Кроме того, при отсутствии/парафааного переключающего сигнала отпадает необходимость в отдельном одновходовом релейном триггере, либо в дополнительном реле для формирования парафазного сигнала переключения. Модульное использование релейного триггера приводит к сокращению времени разработки и ремонта оборудования,, сокращению количества ЗШ., Формула изобретения Релейный триггер, содержащий дистанционный переключатель, два реле задержки с RC-цепями задержки отпускания, подключенными параллельно обмоткам реле, два генератора на реле, реле противоаависания и первый резистор, первый вывод первого реле задержки соединен с первой щиной питания, первый вывод первой обмотки дистанционного переключателя через последовательную цепь из размыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего контакте;второго реле задержки подключен ко второму выводу обмотки первого реле задержки, первый вывод второй обмотки дистанционного переключателя через последовательную цепь из замыкающего контакта дистанционного переключателя и размьжающего контак:та первого реле задержки подключен ко второму выводу обмотки второго реле задержки, второй вьгоод первой ,бмотки дистанционного переключателя подключен через замыкающий контакт реле первого генератора к пер вой шине питания, второй вывод второй обмотки дистанционного переклю- чателя подключен к переключающему кон такту реле второго генератора, первые выводы обмоток реле первого и второго генераторов через замыкающие контакты соответствующих реле задеряйси подключены ко второй шине питания, вторые выводы обмоток реле генераторов соединены с первой шиной питания, о которой также соет динен первый вывод обмотки реле противоэ висания, второй вывод которого I соединен через первый ;.резистор со

II92

второй шиной питания, параллельно об мотке реле противозависания включены замыкающий, размыкающий и переклю)чающий контакты дистанционного перекглючателя, точка соединения размыкающего контакта дистанционного переклку чателя и размыкающего контакта второ,го реле задержки соединена с обг щей точкой замыкающего контакта дистанционного переключателя и размыкающего крнтакта первого реле задержки и с замыкающим контактом реле противоэависания, о т л и ч а ю- щ и и с я тeм что, с целью уни- /. фикации и расширения функциональных возможностей , в него введены два диода, второй резистор и третья и четвертая пшны питания, а также первая и вторая коммутационные шины, при212

чем замыкающий контакт реле второго

J

генератора подключен к третьей щине питания, анод первого диода соединен со ВТОРОЙ шиной питания, четвертая

щина питания через второй резистор соединена с анодом второго диода и второй коммутационной шиной, катоды диодов соединены с первой коммутационной шиной и с замыкающим контактом реле противозависания, первый вывод второго реле задержки соединен с третьей шиной питания.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СС.СР

744920, кл. Н 03 К 3/286, 1978.

2. . Авторское .свидетельство СССР по заявке № 2864766/18-21, кл. Н 03 К 21/OOt 04.01.80.

rU I

гъ

L-

I

1

HI

SU 921 092 A1

Авторы

Молодцов Николай Александрович

Юлдашев Владислав Иргашевич

Даты

1982-04-15Публикация

1980-12-22Подача