Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов Советский патент 1982 года по МПК B64D33/02 

Описание патента на изобретение SU927644A2

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ САМОЛЕТА ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ

1

Изобретение относится к авиационному оборудованию в части разме-. щения на самолете элементов заборников первичного воздуха для силовой установки.

Необходимость защиты силовой установки вызвана тем, что при взлете и посадке в воздухозаборник могут попасть посторонние предметы, подброшенные передним шасси и поднятые вихрем, образующимся между поверхностью взлетно-посадочной полосы и поверхностью входного канала. Поскольку вихрь образуется при сравнительно малых скоростях, время включения и отключения средств защиты лимитируется контактом переднего шасси со взлетно-посадочной полосой. Средство защиты размещают во входном канале между самолетным воздухозаборником и входом в компрессор двигателя.

Известно устройство, содержащее одноступенчатый ротор с повернутыми к продольной оси радиальными лопатками, установленными во входном канале между воздухозаборником и двигателем на участке ограниченном центральным обтекателем, в котором смонтирован привод, а также сборник посторонних предметов со входным отверстием II .

Недостатком этого устройства является отсутствие гарантии защиты и большие гидравлические сопротивления на входе в двигатель на перабочих режимах, а также сложность устройства.

По основному авт.св. N 8б5б9 известно устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов при взлете и посадке, содержащее одноступенчатый ротор с повернутыми к фронту

30 решетки радиальными лопатками, установленными во входном канале между воздухозаборником и двигателем на участке, ограниченном центральным обтекателем, а также привод ротора и сборник посторонних предметов со входным отверстием, выполненным на участке перед лопатками ротора, каждая из которых установлена в тормозном положении к приводу с угловым шагом Ч -k, cosCarctg.|i) , VF где j - угловой шаг лопаток; k - безразмерный коэффициент,зависящий от формы лопатки рото k,j- безразмерный коэффициент, зависящий от соотношения диаметров входного канала и цент рального обтекателя и максимально возможной скорости воздушного потока на входе в двигатель; временное сопротивление материала лопатки; удельный вес материала лопатки;п - запас прочности лопатки 2 В этом устройстве приводная турбин ротора подключена к компрессору двига теля. Монтаж турбины обтекателя опре деляет относительно малый диаметр ее колеса и потому пониженный КПД. Необ ходимость отбора воздуха, сжатого в компрессоре двигателя и средств пода чи и отключения ее на режимах, когда защита не требуется, несколько огран чивают экономичность и надежность устройства и характеризуют определен ную сложность управления им. Целью изобретения является.повыше ние экономичности устройства путем увеличения КПД привода при упрощении его конструкции. Поставленная цель достигается в результате того, что на концах лопаток ротора смонтирован бандаж с вы полненным на нем приводом ротора, об разованным турбинными лопатками,равномерно распределенными по периферии ротора, а в обечайке входного канала размещен канал подвода приводного воздуха с сопловым аппаратом. При этом, канал подвода приводног воздуха может быть соединен через створки подпитки с атмосферой. Обращенную к лопаткам, ротора поверхность бандажа целесообразно выполнять в виде конфузора. На чертеххе представлено описывамое устройство в составе конструкции мотогондолы двигателя. Одноступенчатый ротор 1 имеет повернутые к фронту решетки радиальные опатки 2. Ротор установлен во входном канале 3 между воздухозаборником и двигателем 5 на участке, ограниченном центральным обтекателем 6. Лопатки 2 установлены с угловым шагом1 (arctg где - угловой шаг; kj- коэффициент, -зависящий от формы лопатки; k,- коэффициент, зависящий от соотношения диаметров входного канала 3 обтекателя 6; О - временное сопротивление материала лопатки; j - удельный вес материала лопатки;п - запас прочности лопатки. Каждая из лопаток 2 установлена в тормозном положении к приводу,образованному турбиннУми лопатками 7, выполненными на бандаже 8, который смонтирован на периферии ротора на концах лопаток 2. В обечайке входного канала 3 перед лопатками 2 имеется входное отверстие 9 сборника 10 посторонних предметов и укреплен сопловой аппарат 11. Канал 12 подвода приводного воздуха к сопловому аппарату 11 соединен с компрессором двигателя 5 или через створки 13 подпитки и защитную сетку 1 с атмосферой. Обращенную к лопаткам 2 поверхность бандажа 8 целесообразно выполнять в виде конфузора. При запуске двигателя 5 перед ним создается разряжение, обеспечивающее всасывание атмосферного воздуха компрессором двигателя. Атмосферный воздух, имеющий избыточное давление по отношению к давлению, перед двигателем всасывается через створки подпитки 13 которые открываются под действием этого избыточного давления. Изменением или предварительным подбором сечения канала 12 обеспечивается вращение ротора в диапазоне угловых скоростей, при котором время перемещения в потоке воздуха постороннего предмета на ширину лопаточной решетки больше времени перемещения лопатки 2 на величину шага - просвета между лопатками Отработанный воздух с температурой, пониженной относительно атмосфе|эной, смешивается с очищенным воздухом за ротором 1, Вращательный момент привода превышает противоположно направленный момент от взаимодействия лопаток 2 с потоком из воздухозаборника. При столкновении посторонних предметов с лопатками 2 они отбрасываются против потока и либо выбрасываются через воздухозаборник «, либо попадают через отверстие 9 в сборник 10.

Данное расположение привода значительно (пропорционально соотношению диаметра турбины при размещении ее в обтекателе и диаметра входного канала, т.е. по крайней мере, в ij-S раза) повышает приводной момент устройства, благодаря этому можно пропорционально уменьшить расход приводного воздуха при отборе его от компрессора двигателя. Предложенное расположение приводной турбины позволяет, кроме того, в ряде слу-. чаев вообще отказаться от отбора сжатого воздуха и осуществлять привод подпиточным воздухом, используя разрежение в канале. В этом случае предельно упрощается автоматизация переключения ротора с режима защиты на режим авторотации. Как только относительная скорость встречного потока воздуха увеличится до значения, при котором давление перед двигателе

повысится, что произойдет на режиме, когда необходимость в защите отпала, створки 13 закроются, отключая питани привода.

Формула изобретения

1. Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов по авт.св. № 86569, отличающееся тем, что, с целью повышения экономичности путем увеличения КПД при упрощении его конструкции, на концах лопаток ротора смонтирован бандаж с выполненным на нем приводом ротора, образованным турбинными лопатками, равномерно распределенными по периферии ротора, а в обечайке входного канла размещен канал подвода приводного воздуха с сопловым аппаратом.

2.Устройство по пп.I и 2,о т л и ч аю щ е е с я тем, что канал подвода приводного воздуха соединен через створки подпитки с атмосферой.

3. Устройство по nn.t и 2, отличающееся тем, что обращенная к лопаткам ротора поверхность бандажа выполнена в виде конфузора.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент США № 9979903,кл.60-39.09 1976.

2.Авторское свидетельство СССР № 86569 по заявке № 2 6i|170AO-23, кл. В 6i D 33/02, 1977.

Похожие патенты SU927644A2

название год авторы номер документа
Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов 1978
  • Григорян Карен Хачикович
  • Ферапонтов Виктор Георгиевич
SU956354A1
Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов 1977
  • Григорян Карен Хачикович
  • Миримский Михаил Григорьевич
  • Мовчановский Игорь Борисович
SU865694A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТУРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВУХКОНТУРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ 1992
  • Алексеев В.Б.
  • Евдокимов А.И.
  • Новицкий С.М.
  • Федорко Г.В.
RU2045451C1
СПОСОБ ЗАЩИТЫ СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ПРОТИВОПОЖАРНОГО САМОЛЕТА-АМФИБИИ ОТ ПОПАДАНИЯ ПОСТОРОННИХ ПРЕДМЕТОВ И РАЗРУШЕНИЯ ВИХРЕЙ НА ВХОДЕ В ВОЗДУХОЗАБОРНИКИ ТРДД 2011
  • Заремба Эдуард Владимирович
RU2463216C1
ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, А ТАКЖЕ СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ СОПЛОВЫХ ЛОПАТОК 2007
  • Ли Чин-Пан
  • Мониз Томас Ори
  • Орландо Роберт Джозеф
RU2453710C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ САМОЛЕТА, ВЫПОЛНЕННЫЙ С ВОЗМОЖНОСТЬЮ ЗАЩИТЫ ОТ РАКЕТЫ, ОСНАЩЕННОЙ ГОЛОВКОЙ САМОНАВЕДЕНИЯ, И СПОСОБ ЕГО ЗАЩИТЫ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Валеев Георгий Галиуллович
RU2491439C1
ДВУХКОНТУРНЫЙ БИРОТАТИВНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2023
  • Михайлов Юрий Николаевич
RU2805947C1
Устройство для защиты ТРДД летательного аппарата от попадания посторонних предметов 1990
  • Конончук Николай Исидорович
  • Луговец Юрий Иннокентьевич
  • Бычкова Елена Юрьевна
SU1819817A1
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВУХКОНТУРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С БИРОТАТИВНЫМ ВЕНТИЛЯТОРОМ 2005
  • Кузнецов Валерий Алексеевич
  • Пожаринский Александр Адольфович
RU2302544C1
СПОСОБ ПРИВОДА КОЛЕС ШАССИ САМОЛЕТА И ШАССИ САМОЛЕТА С ПРИВОДОМ КОЛЕС 2011
  • Ивандаев Сергей Иванович
RU2495792C2

Иллюстрации к изобретению SU 927 644 A2

Реферат патента 1982 года Устройство для защиты силовой установки самолета от попадания посторонних предметов

Формула изобретения SU 927 644 A2

SU 927 644 A2

Авторы

Григорян Карен Хачикович

Мовчановский Игорь Борисович

Миримский Михаил Григорьевич

Гельмедов Фагим Шайхович

Гинзбург Самуил Исаакович

Ольштейн Лев Эхчелевич-Меерович

Даты

1982-05-15Публикация

1978-01-18Подача