(50 УСТРОЙСТВО ДЛЯ БЛОКИРОВКИ ОБХОДНЫХ РАЗЪЕДИНИТЕЛЕЙ
1
Изобретение предназначено для пользования .в распределительных уст- ройствах высокого напряжения, в частности в схемах подстанции с обходной системой шин.
Известны схемы блокировки выключателя с-соответствующими ему разъединителями, запрещающие операции включения и отключения разъединителей при включенном выключателе i присоединения, содержащие блок-замки разъединителей и блок-контакты выключателя .
Однако эти схемы не могут обеспечить необходимой безопасности оперативного персонала, так как они не предусматривают блокировку при оперировании обходными разъединителями.
Наиболее близким по техническому решению к предложенному является устройство блокировки обходных разъединителей для подстанций с двойной системой шин с шиносоединительным
И обходным выключателями, содержащее последовательно соединенные размыкающий блок-контакт обходного выключателя, блок-контакты заземляющих ножей обходной системы шин и соединенные параллельно через блок-контакты обходных разъединителей, после дователъные цепочки из блок-контактов заземляющих ножей линейных разъединителей и блок-замков заземляющих ножей обходной системы шин и обходных разъединителей |23.
Известное устройство позволяет оперировать обходным разъединителем любого из присоединений при отключенных обходном выключателе , обходных разъединителях соседних присоединений и заземляющих ножах разъединителей обходной системы шин.
Недостатком его является то, что оно не обеспечивает требуемой безопасности оперативного персонала при операциях с обходным разъединиталег любого присоединения, так как данная схема блокировки позволяет осущест вить включение обходного разъедините ля без предварительной проверки обходной системы ШИ.Н на отсутствие пов реждений. Цель изобретения - повышение безопасности оперативного персонала при операциях с обходным разъединителем путем запрета включения поврежденной неопробованной обходной системы шин. Поставленная цель достигается тем что в устройство для блокировки обходных разъединителей, через которые присоединения подключаются к обхрдной системе шин, содержащее соединенные параллельно катушки блокзанков заземляющих разъединителей обходной системы шин, первой общей точкой подключенные к шинке + источника питания, а второй общей точкой через соединенные последовательно Первые размыкающие блокконтакты обходных разъединителей всех присоединений - к шинке - источника питания, последовательно соединенные размыкающие блок-контак ты обходного выключателя и заземляющих разъединителей обходной системы шин, подключенные одним выводом к шинке +, и катушки блок-замков обходных разъединителей всех присоединений с последовательно включенным размыкающим блок-контактом своего заземляющего разъединителя каждая, причем вывод катушки каадого блокзамка подключен к общей точке первых размыкающих блок-контактов своего обходного разъединителя и. обходного разъединителя следующего по номеру присоединения, а вывод размыкающего блок-контакта заземляющего разъедини теля связан через второй размыкающий контакт своего обходного разъединителя с выводом размыкающего блок контакта заземляющего разъединителя следующего по номеру присоединения, промежуточное введены реле времени и причем реле времени подключено реле, к источнику питания через замыкающий контакт обходного выключателя, промежуточное реле подключено к ис точнику питания через параллельно включённые замыкающий контакт-реле времени и первый замыкающий контакт промежуточного реле, а соединение параллельно второй замыкающий конта промежуточного реле и замыкающие бло контакты обходных разъединителей вс присоединений первой общей точкой 34 подключены ко второму выводу соединенных последовательно размыкающих блок-контактов обходного выключателя и заземляющих разъединителей об-ходной системы шин, а второй общей точкой - к общей точке размыкающего блок-контакта заземляющего разъединителя и второго размыкающего блокконтакта обходного разъединителя первого по номеру присоединения. На чертеже представлена электрическая схема устройства блокировки обходных разъединителей для подстан ций с двойной системой шин с шиносоединительным и обходным выключателями . Схема блокировки состоит из замыкающего блок-контакта обходного выключателя 1, реле времени 2 с з-амыкающим контактом 3 промежуточного реле Ц (замыкающие контакты 5«6) 5лок-кон jaKTOB обходных разъединителей присоединений и блок-замков обходных разъединителей 10-12, блок-контактов 13-1 t, ,17, относящихся попарно к одному обходному разъединителю, размыкающего контакта 18 обходного выключателя, блок-контактов заземляющих ножей обходной системы шин 19 и 20, заземляющих ножей линейных разъединителей 21-23 и блокзамков заземляющих ножей обходной системы шин 24 и 25 Реле времени 2 вводится для контроля операции опробования обходной системы шин обходным выключателем. Выдержка времени на нем должна быть несколько больше времени действия защиты обходного выключателя, но не меньше длительности включенного состояния обходного выключателя при опробовании обходной системы шин. Промежуточное реле k одним из замыкающих контактов 5 обеспечивает самоподпитку после-отключения обходного выключателя и потери питя1ния при размыкании замыкающего контакта обходного выключателя 1 реле времени 2, а вторым контактом 6 подает питание на блок-замок обходных разъединителей 10-12, Сигнально-командные Ьлок-контакты типа КСА обходных разъединителей 7, 8 и 9 введены в схему для обеспечения возможности отключения обход Hbtx paзъeдинитeлeй j после того,как промежуточное реле потеряет питание из-за размыкания размыкающих сигнально-/ омандных блок-конта тов типа КСА (13 I или 17) при включении одного из обходных разъединителей . Устройство работает следующим об разом. При включении обходного выключателя замыкается замыкающий контак Iи подает питание на реле времени 2, которое через некоторый промежуток времени замкнет свой контакт 3 и запитает промежуточное реле 4, Пр межуточное реле самоудерживается контактом 5 а контактом 6 подготавливает цепочку для питания блокзамков обходных разъединителей 10, IIи 12. После отключения обходного выклю чателя и,замыкания его размыкающег контакта 18 при отключениях заземляющих ножей обходной системы шин (контакты 19 20) и заземляющих линейных разъединителей (контакты 21, 22 и 23) можно включить какой-либо из обходных разъединителей, наприме с блок73амком 11. Тогда контакты 15 и 16 размыкаются, обесточивая пр межуточное реле и лишая питания соседние блок-замки 10 и 12, а контакт 8 замыкается, обеспечивая пита ние бл.ок-замка 11 для отключения об ходного разъединителя. При отключении обходного разъединителя с блок-замком 11 вся схема возвращается в исходное состояние. Питание блок-замков заземляющих ножей обходной системы шин 2Ц и 25 аналогично, существующим схемам. Если обходная система шин повреждена, то после включения обходного выключателя обрабатывает релейная защита и обходной выключатель отключается раньше, чем успеет замкнуться замыкающий контакт 3 реле времени 2. Операции с обходными разъединителями из-за разомкнутого контакта 6 промежуточного реле k невозможны. Также невозможны операции с ходными разъединителямиИЗ-за разомкнутого контакта 6, если ошибочно не произведена проверка обходной системы шин включением обходного выключателя. Таким образом, введение в схему оперативной блокировки обходного разъединителя реле времени, промежуточного реле и дополнительных контактов позволяет избежать включения присоединения к поврежденной обходНОИ системе шин, за счет чего повышается безопасность оперативного персонала при операциях с обходными разъединителями. Формула изобретения Устройство для блокировки обходных разъединителей, через которые присоединения подключаются к обходной системе шин, содержащее соединенные параллельно катушки блок-замков заземляющих разъединителей обходной системы шин, первой общей точкой подключенные к шинке + источника питания, а второй общей точкой через соединенные последовательно первые размыкающие блок-контакты обходных разъединителей всех присоединений к шинке - источника питания, последовательно соединенные размыкающие блок-контакты обходного выключателя и заземляющих разъединителей обходной системы шин; подключенные одним выводом к .+, и катушки блок-замков обходных разъединителей всех присоединений с последовательно включенным размыкающим блокконтактом своего заземляющего разъединителя каждая, причем вывод катушки каждого блок-замкаподключен к общей точке первых размыкающих блокконтактов своего обходного разъединителя и обходного разъединителя следующего по номеру присоединения, а вывод размыкающего блок-контакта заземляющего разъединителя связан через второй размыкающий контакт своего обходного разъединителя с выводом размыкающего блок-контакта заземляющего разъединителя следующего по номеру присоединения, о т л и ч а ю щ е е с° я тем, что.,.с целью повы-шения надежности путем запрета включения поврежденной или неопробованной обходной системы шин, в него введены реле времени и промежуточное реле, причем реле времени подключено к источнику питания через замыкающий контакт обходного выключателя, промежуточное реле подключено к источнику питания через параллельно включенные замыкающий контакт реле времени и первый замыкающий контакт промежуточного реле, а соединенные па(раллельно второй замыкающий контакт промежуточного реле и замыкающие блок-контакты обходных разъеди7928 43
нителей всех присоединений первой общей точкой подключены ко второму выводу соединенных последовательно размыкающих блок-контактов обходного выключателя и заземляющих разъе- S динителей обходной системы шин, а втррой общей точкой - к общей точке размыкающего блок-крнтакта з земляющёго разъединителя и второго размыкающего блок-контакта о(5х6дного разъ- Ю единителя первого по номеру присоединения.
OS, в4
8
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
ч о
Авторы
Даты
1982-05-15—Публикация
1980-05-05—Подача