Устройство для защиты погружного электродвигателя от повреждения Советский патент 1982 года по МПК H02H7/09 

Описание патента на изобретение SU928513A1

(5) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЯ

1

Изобретение относится к защите трахфазных электродвигателей, в частности к устройствам для защиты .погружных электродвигателей.

Известно устройство для защиты электродвигателя, содержащее измерительные трансформаторы тока орган сравнения в виде фазочувствительного детектора и исполнительный орган LlJ.

Недостатком устройства является . отсутствие органа контроля перегрузки электродвигателя.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является устройство, содержащее трансформаторы тока, орган сравнения, реагирующийи отклю« ающий элементы, снабженные элементом контроля перегрузки, который включен между вторичной обмоткой одного из трансформаторов тока и элементом сравнения, а реагирующий элемент включен между элементом сравнения и отключающим элементом L23Недостатком устройства защиты электродвигателей является то, что они не контролируют износ изоляции погружного электродвигателя и не предупреждают об аварийном износе изоляции статарных обмоток, так как в погружных электродвигателях по мере износа начинаются биения ротора, вследствие чего происходит стирание изоляции статорной обмот10ки, которое приводит к пробою изоляции и выходу из строя погрузного электродвигателя.

Цель изобретения - повышение надёжности .защиты погружного электро15двигателя, путем двухступенчатого контроля изоляции обмотки статора.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для защиты погружного электродвигателя, содер20жащее коммутирующий блок и блок трансформаторов тока, подключенных в цепь источника питания электродвигателя, выпрямительный блок, подклю39ченный к нулевому проводу и проводу одной фазы источника питания и соединенный с блоком управления, подклю ченного к коммутирующему блоку, срав нивающий блок, вход которого подключен к выходу блока трансформаторов тока, а выход - к исполнительному блоку, функционально связанному с блоком управления, дополнительно вводят формирователь сигнала износа, элемент ИЛИ и управляемый шунтирующий элемент, причем первый вывод влода формирователя износа изоляции подключен к проводу одной фазы источника питания до коммутирующего блока,второй вывод - за коммутирующи блоком, а выход подключен к первому входу элемента ИЛИ, второй вход кото рого подключен к выходу исполнительного блока выход элемента ИЛИ соединен с управляющим входом управляемого шунтирующего элемента, включенног параллельно выходу выпрямительного блока, причем формирователь сигнала износа изоляции содержит выпрямитель ный диод, сглаживающий конденсатор, резистор тока утечки и два пороговых блока, причем анод выпрямительного диода подключен к первому выводу вхо да формирователя сигнала износа изол ции, а катод - к первым выводам сгла живающего конденсатора, резистора тока утечки и первого порогового бло ка, сигнальный вывод первого порогового блока подключен к входу второго порогового блока, сигнальный вывод второго порогового блока является выходом формирователя сигнала износа изоляции, причем вторые выводы сглаживающего конденсатора, резистора тока утечки, первого и второго поро вых блоков соединены между собой и подключены ко второму выводу входа формирователя сигнала износа изоляции. На чертеже изображена блок-схема устройства для защиты погружного электродвигателя. Устройство для защиты погружного электродвигателя 1 включает коммути рующий блок 2 с тремя главными контактами, подключенными к проводам в фазах Л, В, С и источника питания и связанной с блоком управления 3. Выпрямительный блок k включен в провод фазы С источника питания и с единен с блоком управления 3. Сравнивающий блок 5 подключен к блоку трансформаторов тока 6 и к исполни34тельному блоку 7. Блок трансформаторов тока 6 включен в цепь питания двигателя 1, формирователь сигнала износа изоляции 8 включает выпрямительный диод 9, сглаживающий конденсатор 10, резистор тока утечки 11 и два пороговых элемента 12 и 13. Первый пороговый блок 1.2 содержит неоновую индикаторную лампочку 1 и резистор 15, а второй пороговый блок 13 - стабилитрон 16 и резистор 17. Выпрямительный диод 9 подключен своим анодом к проводу фазы С источника питания до коммутирующего блока 2, а катодом - к первым выводам сглаживающего конденсатора 10, резистора тока утечки 11 и первого порогового блока 12.Сигнальный вывод первого порогового блока 12 соединен с первым выводом порогового блока 13. Первый вход элемента ИЛИ 18 подключен к сигнальному выводу второго порогового блока 13- Второй вход элемента ИЛИ 18 подключен к выходу исполнительного блока 7.Вторые выводы сглаживающего конденсатора 10, резистора тока утечки 11, первого 12 и второго 13 пороговых блоков, подключены к проводу фазы С за коммутирующим блоком 2. Выход элемента ИЛИ 18 подключен к управляющему входу управляемого шунтирующего элемента 19. Шунтирующий элемент 19 (например, тиристор) включен параллельно выходу выпрямителя k и входу блока управления 3. В цепи питания блока управления 3 включена лампочка 20, сигнализирующая об аварийном режиме погружного электродвигателя 1. По мере увеличения износа изоляции увеличи.вается ток утечки и падение напряжения на резисторе утечки 11. При достижении напряжения на резисторе 11 порогового значения происходит зажигание неоновой индикаторной лампочки I первого порогового блока 12 и через резистор 15 протекает ток. Включение первого порогового блока 12 сигнализирует об опасном износе изоляции погружного электродвигателя 1 . При дальнейшем износе изоляции noi- ружного электродвигателя 1 токи утечки через первый пороговый блок 12увеличиваются и падение напряжения на резисторе 15 достигает напряжения пробоя стабилитрона 16, второго порогового блока 13, что соот- . ветствует недопустимому износу изоляции погружного электродвигателя 1. При этом появляется ток через резис тор 17 и с этого резистора сигнал поступает на схему ИЛИ 18 и с нее на управляющий электрод шунтирующег элемента 19. Шунтирующий элемент 19 . срабатывает и отключает питание блока управления 3. С блока управле ния 3 на коммутирующий блок 2 больш не поступает сигнал на включение электродвигателя 1, Тем самым не допускается включение электродвигателя, сопротивление изоляции которого понизилось до недопустимо низких пределов. Если эксплуатация погружного двигателя с такой изоляции продолжалась бы,то это привело бы к пробою изоляции и сгоранию ста торной обмотки. Одновременно с вклю чением шунтирующего элемента 19 загорается лампочка аварийной сигнализации 20. Ток нагрузки электродви /гателя 1 контролируется блоком тран сформаторов тока 6, сигнал с которо подается на сравнивающий блок 5 и и полнительный блок 7При нормальной работе электродвигателя 1 сигнал на выходе сравнивающего блока 5 отсутствует, а при аварийных режимах, обрыве фазы или перегрузке, на его выходе появляется сигнал, который поступает на исполнительный блок 7. С выхода исполнительного блока 7 сигнал через схем ИЛИ 18 поступает на шунтирующий элемент 19,включая его. Шунтирующий элемент 19 отключает питание блока управления 3, с выхода которого на коммутирующий блок 2 поступает сигнал на отключение и лампочка аварийной сигнализации 20 загорается. Возобновить работу электродвигателя 1 можно только после устранения аварийного режима. Согласно команд датчиков 21 происходит автоматическое управление электродвигателем 1. Блок управления 3 позв.оляет перейти на ручное управление. Устройство работает следуюи4им образом. Соответствующие команды датчиков 21 поступают на блок управления 3, который управляет коммутирующим блоком 2, включающим и выключающим погружной электродвигатель 1. При из носе погружного электродвигателя 1 начинается постепенное стирание изоляции обмоток и появляются токи утечки через выпрямительный диод 9, резистор утечки 11 и изоляцию электродвигателя 1 на землю. Предложенное устройство позволяет повысить надежность защиты погружного электродвигателя, а именно: предупреждать об аварийном износе изоляции статорных обмоток, обеспечить защиту от обрыва фаз, перегрузок, заклинивания или незапускания и. обеспечить автоматическую блокировку двигателя с одновременным включением аварийной сигнализации и может найти широкое применение для защиты погружных электродвигателей. Формула изобретения 1. Устройство для защиты погружного электродвигателя от повреждения, содержащее коммутирующий блок, и блок трансформаторов тока, подключенных в цепь источника питания электродвигателя, выпрямительный блок, подключенный к нулевому проводу одной фазы источника питания и соединенный с блоком управления, подключенным к коммутирующему блоку, сравнивающий блок, вход которого подключен к выХОДУ блока трансформаторов тока, а выход - к исполнительному блоку, функционально связанному с блоком управления, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности защиты погружного электродвигателя .путем двухступенчатого контроля изоляции обмотки статора, в него дополнительно введены формирователь сигнала износа изоляции, первый вывод входа формирователя износа сигнала изоляции подключен к проводу одной фазы источника питания до коммутирующего блока, второй вывод - за коммутирующим блоком, а выход подключен к первому входу элемента ИЛИ, второй вход которого подключен к выходу исполнительного блока, выход элемента ИЛИ соединен с управляющим входом управляемого шунтирующего элемента, включенного параллельно выходу выпрямительного блока. 2. Устройство по п . 1, о т л и ча ющееся тем, что формирова- тель сигнала износа изоляции содержит выпрямительный диод, сглаживающий конденсатор, резистор тока утечки и два пороговых блока, причем анод выпрямительного диода подключен

Похожие патенты SU928513A1

название год авторы номер документа
Устройство для защиты трехфазного электродвигателя 1981
  • Грундулис Ансис Оттович
  • Шнидерс Андрис Альфредович
  • Лещевиц Петерис Эмильевич
SU982137A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАЩИТЫ ОТ ПОВРЕЖДЕНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ПЕРЕМЕННО-ПОСТОЯННОГО ТОКА ТЕПЛОВОЗА 1991
  • Новиков О.И.
RU2013841C1
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Марков Александр Михайлович
RU2291538C2
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ПОГРУЖНОГО ЭЛЕКТРОНАСОСА ОТ "СУХОГО ХОДА" 2001
  • Авраменко М.В.
  • Болховитинов Ю.Б.
  • Гришин А.П.
RU2184414C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОМПЛЕКСА КОРАБЕЛЬНОЙ РАДИОЭЛЕКТРОННОЙ АППАРАТУРЫ 1998
  • Кудрявцев В.И.
  • Пикулин Г.Е.
  • Давидчук Н.И.
RU2124260C1
СПОСОБ ОЦЕНКИ СОПРОТИВЛЕНИЯ ИЗОЛЯЦИИ СИЛОВОЙ ГРУППЫ ПОСТОЯННОГО ТОКА ЭЛЕКТРОВОЗОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2023
  • Знаенок Вячеслав Николаевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
RU2807416C1
Устройство для защиты электрической сети от повреждений 1986
  • Коровкин Валентин Алексеевич
SU1573497A1
Устройство для защиты трехфазной нагрузки от обрыва фазных цепей и пробоя изоляции на корпус 1985
  • Петько Виктор Гаврилович
SU1259386A1
Устройство для защитного отключения электроустановки в сети переменного тока 1988
  • Чернышев Аркадий Васильевич
  • Крылов Владимир Дмитриевич
  • Голованов Валерий Константинович
  • Бархатов Виталий Анфинович
SU1656625A1
Устройство для защитного отключения электроустановки 1988
  • Чернышев Аркадий Васильевич
  • Крылов Владимир Дмитриевич
  • Рутгайзер Михаил Исаакович
SU1576969A1

Реферат патента 1982 года Устройство для защиты погружного электродвигателя от повреждения

Формула изобретения SU 928 513 A1

SU 928 513 A1

Авторы

Грундулис Ансис Оттович

Шнидерс Андрис Альфредович

Лещевиц Петерис Эмильевич

Даты

1982-05-15Публикация

1980-02-21Подача