Изобретение относится к горной промышленности и может быть использовано при добыче открыт1Л4 способом полезных ископаемых на месторюждениях с нагорным и сопочньм рельефом карьерного поля или на месторождениях, залегающих на значительной глубине.
Известен широко применяющийся в практике способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, включающий проходку откаточной траншеи, нарезку уступов на рабочем борту карьера, бурение и взрывание уступов , погрузку и транспортировку взорванной массы с каждого уступа (11.
Недостатком известного способа является необходимость создания на уступах рабочих площадок такой ширины, чтобы обеспечивалась нормальная работа не только бурового оборудования, но и погрузочных и транспортных механизмов для продольного перемещения взорванной массы. Увеличение ширины рабочих площадок снижает угол откоса рабочего борта карьера, что, в свою очередь, влечет за собой увеличение коэффициента вскрышки в пе- риод вскрытия и в начальный период
эксплуатации, особенно на горных и сопочных месторождений или месторождений, залегающих на значительной глубине.
Известен также способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых, включающий проходку откаточной траншеи, нарезку уступов на рабочем борту карьера, их раз10работку, погрузку и транспортировку горной массы 2.
. В этом способе недостатком является то, что при увеличении количества одновременно отрабатываемых
15 уступов свьшю двух, резко возрастает объем перевалки горной массы, а выцрта уступов полностью зависит от технических паргилетров погрузочного оборудования, в результате чего угол
20 откоса рабочего борта карьрра не может быть свыше 24-25.
Цель изобретения - повышение угла откоса рабочего борта карьера за счет ликвидации погрузочных и
25 транспортных работ на уступах.
Поставленная цель достигается тем, что разработку уступов осуществляют путем одновременного взрывания и обрушения блока уступов в от30каточную траншею, причем откаточную
траншею выполняют с лавиноуловителем.
На фиг, 1 показан карьер,, общий вид; на фиг. 2 - то же, вид в плане; на фиг. 3 - 5 - возможные варианты применения изобсетения.
Вскрытие карьера начинают с проходки траншеи 1, служащей вскрышной и откаточной выработкой. На рабочем бору карьера нарезают уступы 2 для производствабуровзрывных и очистных работ.
На фиг. 1 показан штриховой лини c угол откоса рабочего борта карьера при известной технологии работ и угол - по предлагаемой технологии На одном фланге траншеи 1 обуривают и взрывают уступы 3, вскрывшие руду, на другом фланце уступы 4 породные (фиг , 2). Основной объем горной массы под действ.ием энергии взрыва и гравитационных сил обрушивается в откаточную траншею 1. Горную массу, оставшуюся после взрыва на рабочих площадках, сбрасывают в траншею 1 с помощью бульдозеров, погрузчиков или экскаваторов.
Горную массу, скопившуюся в траншее, экскаваторами или другими погрузочными средствами грузят на автомобильный, железнодорожный или другой вид транспорта и направляют к местам разгрузки. После очистки траншеи 1 рудный и породный фланги меняют местами, соответственно меняя направление транспортировки (фиг.2).
В зависимости от типа месторождения, рельефа карьерного поля и расположения отвалов пустых пород, карьер может отрабатываться при помощи одной или нескольких откаточных траншей, располагаемых на разных отметках по высоте.
Для обеспечения равномерного продвигания фронта и независимого ведения работ на верхних откаточных траншеях 1, при очистке их, часть горной массы со стороны края откаточного уступа оставляют, тем самым формируя
5с
лавиноуловитель
траншею
временным лавиноотбойником б в виде вала из горной массы.
Погрузку горной массы, обрушенной во временный лавиноуловитель 5, ведут двумя заходками: со стороны края откаточного уступа и со стороны рабочего борта, оставляя между заходками лавиноотбойник в новом положении.
Предлагаемый способ разработки может применяться как самостоятельно, так и в комбинации с известными способами разработки месторождений (фиг. 5).
Параметры траншеи 1 и лавиноуловители 5 целесообразно выбирать таким образом, чтобы емкость их составляла не менее 1,5 объемов одновременно взрываемой горной массы в
разрыхленном состоянии. Высота лавиноотбойника б должна быть не менее расчетной высоты развала горной массы.
Этот способ позволяет сконцентрировать на одном транспортном горизонте горную массу с практически неограниченного количества уступов, высота которых ограничивается только параметрами бурового оборудования.
Увеличение высоты уступов и сокращение ширины рабочих площадок на уступах дает возможность значительно увеличить угол откоса рабочего борта карьера,,ограничив его только устойчивостью пород, слагающих массивов, и требованиями техники безопасности
Формула изобретения
Способ открУтой разработки месторождений полезных ископаемых, вклю- чающий проходку откаточной траншеи, нарезку уступов на рабочем борту карьера, их разработку, погрузку и транспортировку горной массы, о т личающийся тем, что, с целью увеличения угла откоса рабочего борта карьера путем ликвидации погрузочных и транспортных работ на уступах, разработку уступов осуществляют путем одновременного взрывания .и обрушения блока уступов в откаточную траншею, причем откаточную траншею выполняют с лави5 ноуловителем.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1.Новожилов М.Г. Горногеометрический анализ и режим горных работ карьеров. Киев, Наукова думкаJ 1971, с. 89.
2.Томаков П.И. и др. Изыскать резервы повышения эффективности горных работ на разрезах.-Добыча
е угля открытым способом , 1978, № 1, с. 3 (прототип). .
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых | 1990 |
|
SU1794191A3 |
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ КРУТОНАКЛОННОГО ТРАНСПОРТНОГО СЪЕЗДА | 2010 |
|
RU2425220C1 |
Способ повторной разработки месторождений полезных ископаемых | 1986 |
|
SU1323716A1 |
СПОСОБ ВСКРЫТИЯ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ СПИРАЛЬНОЙ ТРАНШЕЕЙ | 2010 |
|
RU2435032C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ НАГОРНОЙ ЧАСТИ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1993 |
|
RU2038479C1 |
Способ комбинированной разработки месторождений | 1991 |
|
SU1806267A3 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ОБВОДНЕННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ ПЛОЩАДНОГО ЗАЛЕГАНИЯ | 1994 |
|
RU2114307C1 |
СПОСОБ КОМБИНИРОВАННОЙ РАЗРАБОТКИ МОЩНЫХ РУДНЫХ ТЕЛ | 1992 |
|
RU2030581C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НОВОГО ТРАНСПОРТНОГО ГОРИЗОНТА И ЭКСКАВАТОРНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2186982C1 |
СПОСОБ РАСКОНСЕРВАЦИИ БОРТОВ КАРЬЕРА | 1991 |
|
RU2012810C1 |
Авторы
Даты
1982-05-23—Публикация
1978-06-22—Подача