(54) ПЕРЕМЫЧКА ДЛЯ ГАШЕНИЯ ВОЗДУШНОЙ УДАРНОЙ ВОЛНЫ В ГОРНЫХ ВЫРАБОТКАХ
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Перемычка для гашения воздушной ударной волны | 1982 |
|
SU1041702A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ГАШЕНИЯ ПЛАМЕНИ И ЭНЕРГИИ УДАРНОЙ ВОЗДУШНОЙ ВОЛНЫ | 2002 |
|
RU2215876C1 |
Перемычка для гашения воздушной ударной волны | 1978 |
|
SU754088A1 |
СПОСОБ ГАШЕНИЯ УДАРНЫХ ВОЗДУШНЫХ ВОЛН И НЕЙТРАЛИЗАЦИИ ПРОДУКТОВ ВЗРЫВА | 2001 |
|
RU2192545C2 |
Устройство для гашения ударныхВОздушНыХ ВОлН | 1979 |
|
SU836351A1 |
Перемычка для гашения ударной воздушной волны | 1979 |
|
SU920229A1 |
Перемычка для гашения ударнойВОздушНОй ВОлНы | 1979 |
|
SU798323A2 |
Устройство для гашения воздушной ударной волны | 1980 |
|
SU945474A1 |
ВРЕМЕННАЯ ЗАЩИТНАЯ ПОРОДНАЯ ПЕРЕМЫЧКА | 2004 |
|
RU2249114C1 |
Устройство для гашения энергии ударных воздушных волн в горной выработке | 1989 |
|
SU1624189A1 |
1
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при подземной разработке месторождений для гашения воздушных ударных волн в горных выработках, образуюш,ихся при массовых взрывах во время обрушения крупных блоков полезного ископаемого.
Известно техническое решение, в котором на тележку установлены емкость с водой и емкость со сжатым воздухом, под действием которого к моменту взрыва вода вытесняется из емкости в направлении движения ударной волны 1.
Недостатком известного технического решения является невысокая надежность сохранения коммуникаций в горных выработках.
Наиболее близким к предлагаемому является устройство, включаюшее несуш,ий решетчатый каркас и равномерно размещенные на нем легкоразрушаемые водонаполненные емкости 2.
Недостатками известного устройства являются большие затраты времени на его установку.
Целью изобретения является сокрашение времени установки перемыч.ки непосредственно перед началом массового взрыва и улучшения сохранения коммуникаций в горных выработках.
Поставленная цель достигается тем, что перемычка снабжена транспортной тележ5 кой, направляющими, установленными с возможностью перемещения друг oтнocитeльнjэ друга и размешенными на решетчатом каркасе, стопорящими средствами, шарнирно соединенными с каркасом, раз.мещенным на
10 транспортной тележке, сетчатыми полками, на которых установлены водонанолнеиные емкости, и прижимным аэродинамическим парусом, шарнирно установ.тенным на каркасе при этом сетчатые, полки размещсмь; ч:з направляющих.
Кроме того, стопорящие средства ньик; . иены в виде распорок, шарнир--; сг.единсг. ных с каркасом, и снабжены ,.i нфирующ ми элементами, выполненными з виде деревянных прокладок.
На фиг. 1 схематически изображе а перемычка,закрепленная в выработке; на фиг. 2вид А на фиг. 1; на фиг. 3 - перемычка с аэродинамическим парусом; на фиг. 4 - вид Б на фиг. 3. Перемычка включает решетчатый каркас 1, направляющие элементы 2, установленные с возможностью перемещения друг относительно друга и размещенные на решетчатом каркасе 1, сетчатые полки 3, на которых установлены легкоразрушаемые водонаполненные емкости 4. Несущий каркас 1 установлен на тележке 5, например на рельсовом или пневматическом ходу. Для быстрого закрепления перемычки в выработке она снабжена стопорящими средствами, выполненными в виде распорок 6, которые для быстроты монтажа демонтажа на шарнирах 7 установлены непосредственно на каркасе 1. Для смягчения ударных нагрузок распорки 6 снабжены демфирующими элементами,выполненными в виде деревянных прокладок 8. Для торможения воздушной ударной волны, идущей ниже перемычки (тележки) с лобовой стороны установлен аэродинамический парус, выполненный в виде щарнирно откидываемых пластин 9. Пластины 9 закрепляются на несущем каркасе 1 посредством щарниров 10 и устанавливаются в рабочее положение с наклоном, обеспечивающим направление воздушной ударной волны непосредственно на водонаполненные емкости 4, практически этот наклон должен составлять не более 45° к горизонтальной плоскости. С нижней стороны пластин 9 установлены грунтозацепы, выполненные в виде клиновидных зубьев П, которые при установке забивают в грунт или в щпалы. Перемычка работает следующим образом. Во время подготовки массового взрыва на перемычках устанавливают водонаполненные емкости, например полиэтиленовые мешки с водой. К концу подготовительных работ перемычки подкатывают на нужные участки выработок и с помощью распорок 6 закрепляют их в нужных местах. Так же откидывают и пластины 9, и зацепы 11 забивают в грунт. Как только закончится подготовка к массовому взрыву и все люди выйдут из зоны взрыва, быстро выдвигают направляющие элементы 2 вручную или с помощью специальных средств, которые могут быть предусмотрены в конструкции, например винтовых домкратов и перемычка готова к работе. Секции поднимаемые вверх, фиксируются от падения штифтами. Во время взрыва воздушная ударная волна разбивает емкости с водой и происходит процесс дробленая воды на мелкие капельки, на что затрачивается значительная часть ударной волны, и уже ослабевшая она распространяется дальше по выработке, но уже с силой, недостаточной для разрушения различных коммуникаций, встречающихся на ее пути. Тележка с решетчатым каркасом остается целой, так как каркас выполняется из тонких, но прочных элементов и облададает малым газодинамическим сопротивлением для прохода воздушной ударной волны. Возможные местные мелкие вмятины и изгибы легко восстанавливаются после взрыва. Для демонтажа перемычки достаточно тележку несколько подать вперед и собрать или сложить все откидывающиеся распорки 6 и пластины 9 аэродинамического паруса, после чего ее увозят на участок хранения. Так как перемычка непосредственно к рельсам не крепится, то повреждение рельсового пути не происходит. Формула изобретения 1. Перемычка для гашения воздушной ударной волны в горных выработках, включающая несущий решетчатый каркас и равномерно размещенные на нем легкоразрушаемые водонаполненные емкости, отличающаяся тем, что, с целью сокращения времени установки перемычки непосредственно перед началом массового взрыва и улучшения сохранения коммуникаций в горных выработках, перемычка снабжена транспортной тележкой, направляющими, установленными с возможностью перемещения друг относительно друга и размещенными на решетчатом каркасе, стопорящими средствами, щарнирно соединенными с каркасом, размещенным на транспортной тележке, сетчатыми полками, на которых установлены водонаполненные емкости, и прижимным аэродинамическим парусом, щарнирно установленным на каркасе, при этом сетчатые полки размещены на направляющих. 2.Перемычка по п. 1, отличающаяся тем, что стопорящие средства выполнены в виде распорок, шарнирно соединенных с корпусом, и снабжены демфирующими элементами, выполненными в виде деревянных прокладок. 3.Перемычка по п. 1, отличающаяся тем, что прижимной аэродинамический парус выполнен в виде пластин с грунтозацепами. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2655503, кл. Е 21 С 37/00, 1978. 2.Умнов А. Е. Охрана труда в горнорудной промышленности. М., Недра, 1979, с. 152153 (прототип).
Авторы
Даты
1982-05-23—Публикация
1980-10-10—Подача