39 тивибратор переводится в состояние приводящее к срабатыванию отключающ катушки и обесточиванию электродвигателя 2. Это устройство нёцопускает пуск электродвигателя при обрыве фазы, но разрешает его включение при; обры ве статорных обмоток или жил питающего кабеля, а при наличии электродвигателей, включенных параллельно защищаемому, обрыв фазы не приводит к исчезновению тока в поврежденной фазе. Вследствие этого устройство не обеспечивает отключение защищаемого электродвигателя, Наиболее близким к изобретению по технической сущности является устройство для обнаружения неуравно вешенности фаз, содержащее реле постоянного тока, зашунтированное диодом, кнопку сброса, подключенную к бистабильной цепи, соединяющей реле постоянного тока с выходными зажимами блока выделения наибольшего и наименьшего из сигналов, входные зажимы которого через выпрямите ные элементы подключены ко вторичны зажимам трех трансформаторов тока, а их первичные зажимы включены в разрыв жил кабеля, питающего нагруз -кур. Данное устройство не контролирует наличие всех фаз, целостность жил кабеля, нулевого провода и статорных обмоток перед включением электродвигателя, а поэтому допуска ет его пуск при их обрыве, что недо пустимо для грузоподъемных электродвигателей. Кроме того, устройство требует источник оперативного напря жения, что увеличивает его габариты а обрыв катушки реле или повреждени источника питания приводит к потере защитных свойств устройства. I . - . V . Цель изобретения - расширение функциональных возможностей и повышение надежности защиты. Для достижения указанной цели в устройство дополнительно введены кнопка контроля, подключенная к фаз сети и жиле кабеля, тиристорный опт рон, шунтированный защитным диодом, два балластных резистора, включенны между двумя другими жилами кабеля и нулевым проводом через зашунтированный защитным диодом светодиод оптрона, токоограничивающий резистор, т| ехфазный двухполупериодный МОСТ, соединенный с фазами сети и выход которого через ограничивающий резистор и тиристор оптрона подключен к каТушке реле постоянного тока, потенциометр и тиристор, включенный через кнопку сброса параллельно упомянутой катушке реле и соединенный своим катодом, а через потенциометр и управляющим электродом с выходными зажимами блока выделения наибольшего и наименьшего из сигналов. Нэ чертеже дана принципиальная схема предлагаемого устройства. Устройство соде{:)жит реле 1 постоянного тока, зашунтированное диодом 2,. кнопку сброса 3, бпок выделения наибольшего и наименьшего из сигналов, входные зажимы 5, 6 и 7 которого через выпрямительные элементы 8, 9 и 10 подключены ко вторичным зажимам трансформаторов тока 11, 12 и 13, кнопку контроля , подключенную к фазе 15 сети и жиле 16 кабеля. Между двумя другими жилами 17 и 18 кабеля и нулевым проводом 19 через балластные резисторы 20 и 21 включен зашунтированный защитным диодом 22 светодиод оптрона 23, тиристор которого соединен с выходом подключенного к фазам 15, 2k и 25 сети трехфазного двухполупериодного мости 2б через токоо панмчивающий резистор 27 и катушку ..; iie К, параллельно которой через .. .у сброса 3 включен тиристор 2ь. iод тиристора через потенциометр 29 и его управляющий электрод подключены к выходным зажимам 30 и 31 блока k. Первичные зажимы трансформаторов тока 11, 12 и ,13 включены - разрыв жил 1б, 17 и 18 кабеля, питающего электродвигатель 32 и не имеющеговыведенной нулевой точки статорны; обмоток, соединенных в звезду Перед пуском электродвигателя Кратковременно нажимается кнопка контроля k. При наличии всех фаз напряжение с выпрямительного моста 26 прикладывается к тиристору оптрона 23. .Одновременно с этим, если отсутствуют обрывы жил кабеля, статорных обмоток и нулевого провода, в отрицательный полупериод напряжения фазы В через светодиод оптрона 23 потечет ток по цепи: фаза В, кнопка контроля Н, жила 16, статорные обмотки электродвигателя 32, соединенные в звезду, жилы 17 и 18, 5 резисторы 20. и 21, нулевой провод 19. При этом тиристор оптрона 23 от пирается и остается в проводящем состоянии после отпускания кнопки 14. Катушка реле 1 через резистор 27 подключается к выходу моста 2б. Реле отрабатывает и разрешает включение электродвигателя. После вклю .чения электродвигателя из фазных токов с помощью трансформаторов ток 11-13 и выпрямительных элементов 8-10 формируются сигналы пропорциональные величине тока, которые подаются на выходные зажимы блока выделения наибольшего из сигналов k Так как в нормальном режиме работы эти сигналы приблизительно одинаков напряжение между выходными зажимами 30 и 31 близко к нулю и тиристор 28 заперт. Отстройка от естественной асимметрии токов электродвигателя осуществляется с помощью потенциоме ра 29. При наличии обрыва жил кабеля, статорных обмоток, нулевого провода а также соединительных цепей устрой ства ток через светодиод оптрона при нажатии, кнопки контроля 1А раве нулю или значительно меньше тока от пирания оптрона. Поэтому тиристор оптрона 23 не пробивается и реле не включается, запрещая тем самым вклю чение электродвигателя. Если оборвана одна из фаз до вклю чения электродвигателя, напряжение на выходе моста 2б имеет провалы до нуля. Поэтому после отпускания кноп ки. ко 1троля 14, когда напряжение на выходе моста достигает нулевого уровня, тиристор оптрона 23 запира.ется и обеспечивает реле 1. Диод 2 обеспечивает надежное запирание тиристора оптрона, шунтируя токи от ЭДС самоиндукции реле. При обрыве фазы или цепи питания работающего электродвигателя возникает значительная асимметрия фазных токов. Поэтому на входные зажимы блока 4 подаются с выпрямительных элементов 8-10 сигналы, значительно отключающиеся друг от друга. На выхо де блока выделения наибольшего и наименьшего из сигналов 4 возникает напряжение, достаточное дл)Э отт1йрания тиристора 28. Он отпирается и шунтирует реле 1. Реле отключается и выдает сигнал на отключение электродвигателя. Если обрыв произошел в 5 . 6 статорных обмотках или жилах кабеля, то напряжение на выходе моста 26 после отключения электродвигателя не имеет провалов до нуля и тиристор 28 остается в проводящем состоянии Это же имеет место и в случае обрыва фазы и наведении в ней напряжения с ; электродвигателя, включенного парал-, лельно защищаемому. Если параллельно работающего электродвигателя нет то в момент провала напряжения .на выходе мостг 2б тиристор 28 запира ется, но одновременно с этим происходит запирание и тиристора оптрона 23. Поэтому реле во всех случаях от- , ключено и не допускает повторного включения электродвигателя до устранения обрыва. Только после этого путей нажатия кнопки сброса 3, а затем кнопки контроля 14 можно перевести реле 1 во включенное состояние. Предлагаемое устройство более надежно защищает электродвигатель, н-е имеющий выведенной нулевой точки статорных обмоток, соединенных .в звезду, от неполнофазных режимов. Устройство обеспечивает самоконтроль исправности основных элементов-и цепей как при отключенном, так и работающем электродвигателе, а поэтому в случае их повреждения исключает возможность возникновения аварии электродвигателя. Устройство также обеспечивает hyTeM несложных манипуляций с кнопкой контроля обнаружение мест обрыва. Формула изобретения Устройстве для защиты трехфазного электродвигателя от неполнофазных режимов, содержащее реле постоянного тока, зашунтированное диодом, кнопку сброса, блок выделения наибольшего и наименьшего из сигналов, входные зажимы которого через выпрямительные элементы подключены ко вторичным зажимам трех трансформаторов тока, а их первичные зажимы включены в разрыв жил кабеля, питающего электродвигатель, отличающ е ё с я тем, что, с целью расширения функциональных вероятностей и повышения надежности, в устройство дополнительно введены кнопка контроля, подключенная к фазе сети и жиле кабеля, тиристорный оптрон, шунтированный защитным диодом, два балластных резистора, включенных между двумя
Авторы
Даты
1982-06-15—Публикация
1980-10-16—Подача