Устройство для прогрева и запуска двигателя внутреннего сгорания Советский патент 1982 года по МПК F02N17/04 

Описание патента на изобретение SU937754A1

Изобретение относится к двигателестроенио, в частности к устройствам для разогрева и запуска двигателей внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением, преимущественно дизельгенераторов при низких температурах атмосферного воздуха.

Известны устройства для предпускового прогрева и запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с воздушным охлаждением, снабженного воздуховпускным коллектором, содержащие пусковой газотурбинный двигатель (ГТД) с выхлопным патрубком, распределитель для поочередного сообщения патрубка с коллектором и атмосферой, и газопровод между распределителем и коллектором, подключаемый к последнему посредством заслонки для их поочередного перекрытия, в известном; устройстве в качестве пускового ГТД использован наддувочный турбокомпрессор, дополненный камерой сгорания, размещенной в тракте между компрессором и турбиной, и гидромуфтой, соединенной с валами ГТД и ДВС. При работе известного устройства в режиме прогрева выхлопные газы из ГТД через распределитель, заслонку и впускной коллектор направляются в цилиндры ДВС и в кожух снаружи цилиндров, а запуск осуществляется путем наполнения гидромуфты маслом и постепенной раскрутки вала ДВС от вала ГТД. После запуска масло из гидромуфты сливают, отключают/подачу топлива в камеру сгорания, а распреде.питель и заслонку устанавливают в положения, обеспечиваюпше работу тур10бокомпрессора в режиме наддува ij .

Одним из недостатков известного устройства является низкая эффективность предпускового прогрева в случае его применения на двигателях с

15 жидкостным охлаждением. Это связано с невозможностью прогрева всей охлаждающей двигатель жидкости ввиду отсутствия ее принудительной циркуляции и, кроме того, относительно

20 малой поверхности(теплообмена.

Другой недостаток состоит в низкой эффективности процесса запуска ДВС, так как используекалй для запуска .одновальный ГТД с гидромуфтой имеет 25 неудовлетворительную тяговую характеристику, не обеспечивающую повышения крутящего момента при трогании и разгоне двигателя.

Цель изобретения - повышение эф30фективности прогрева и запуска при низких температурах двигателей внутреннего сгорания с жидкостным охлаждением, в особенности ДВС с наддувом и промежуточным охлаждением наддувоч ного воздуха в специальном воздухоох ладителе . Поставленная цель .достигается тем что в газопроводе размещен газовый водонагреватель, снабженный электроприводным насосом и сообщенный с сис темой охлаждения ДВС через обратный клапан, а пусковой ГТД снабжен свободной турбиной и соединенным с ее валом вспомогательным электрогенератором, выполненным с подвижным контактом, связанным с распределителем и обеспечивающим переключение питани электропривода насоса и силового генератора, причем распределитель и за слонка соединены кинематической, связью для синхронного их перемещения. Кроме того, для ускорения прогрева путем дополнительного увеличения поверхности теплообмена в охладителе наддувочного воздуха размещены трубопроводы системы охлаждения ДВС, а заслонка установлена перед охладителем. На фиг.1 дана схема устройства для прогрева и запуска двигателя внутреннего сгорания} на фиг.2 - схема управления устройства для прогрева и запуска ДВС. Устройство содержит пусковой ГТД предназначенный для прогрева и запус ка ДВС 2, соединенного с силовым эле трогенератором 3 и снабженного возду ховпускным коллектором 4 с установленными в нем наддувочным компрессором 5 и охладителем 6 наддувочного воздуха. Пусковой ГТД 1 содержит сво бодную турбину 7, выхлопной па.трубок 8, который сообщен с коллектором 4 при помощи газопровода 9, сообщаемого с коллектором 4 посредством заслонки 10 для их поочередного перекры тия. Между патрубком 8 и газопроводо 9 установлен распределитель 11 для поочередного сообщения патрубка 8 с коллектором 4 и атмосферой. В газопроводе 9 помещен газожидкостной теп лообменник 12, сообщенный с трубопро водами 13 системы охлаждения ДВС при помощи электроприводнрго насоса 14 и обратного клапана 15, С валом свободной турбины 7 соединен вспомогательный электрогенератор 16, поочередно подключаемый к электроприводу насоса 14 и к силовом электрогенератору 3 посредством подвижного контакта 17, связанного с ра пределителем 11 и заслонкой 10, например/ кинематической связью, обеспечивающей их синхронное перемещение Пусковой ГТД 1 содержит турбокомпрессор 18 (фиг,2),соединенный г эп&к тростартером 19 через обгонную муфту 20 , и топливный насос 21 для подачи топлива в камеру 22 сгорания. Регулирование производительности насоса 21 осуществляется рукояткой 23, а его отключение - краном 24, управляемым, например, от регулятора 25, соединенного с валом ДВС 2. Рукоятка 23 имеет два положения, одно из которых (I) соответствует режиму прогрева ДВС, а другое (И ) режиму его запуска. Устройство содержит также электроаккумулятор 26 для пуска ГТД 1, подключаемый к электростартеру 19 кнопкой 27, привод распределителя 11, выполненный, например, в виде тягового Электромагнитного реле 28, и электрические цепи 29 - 31, снабженные полупроводниковыми вентилями 32 и разъединителем 33, связанным с рукояткой 23. Кроме того, в газопроводе 9 (фиг.1) установлены дроссель 34 для регулирования мощности свободной турбины 7 и кран 35 для перепуска выхлопных газов из теплообменника 12 непосредственно в атмосферу в случае использования предлагаемого устройства для прогрева четырехтактных ДВС, в которых отсутствует период одновременного открытия впускных и выпускных клапанов. Устройство работает следующим образом. Для осуществления режима предпускового- прогрева ДВС рукоятка 23 (фиг,2) устанавливается в положение 1. При этом разъединитель 33 замыкает контактные цепи 31, и ток от электроаккумулятора 26 подается на тяговое реле 28, которое перемещает распределитель 11 и связанные с ним заслонку 10 и контакт 17 в положения, обозначенные на чертежах сплошными линиями. Затем с помощью кнопки 27 включается в работу электростартер 19, от которого производится запуск ГТД 1. При работе устройства в режиме прогрева ток от вспомогательного электрогенератора 16, приводимого во вращение свободной турбиной 7, по цепи 31 подводится к тяговому реле 28, удерживая его в показанном на фиг,2 положении, и, кроме того, через контакт 17 по цепи 29 - к электроприводу насоса 14, который осуществляет циркуляцию охлаждающей жидкости через теплообменник 12 (фиг,1). Нагрев жидкости в теплообменнике 12 обеспечивается теплом поступающих в него из пускового ГТД 1 выхлопных газов, которые затем подводятся через впускной коллектор 4 в цилиндры ДВС 2, откуда отводятся в атмосферу. Для ускорения прогрева охлаждающей жидкости .поверхность теплообмена между жидкостью и газами может быть дополнительно увеличена за счет использования поверхности охладителя 6 наддувочного воздуха. Это достигается, во-первых, путем установки заслонки 10, предназначенной для подключения газопровода к коллектору 4 непосредственно перед охладителем 6, и, во-вторых, сообщением жидкостного контура охладителя с системой охлаждения двигателя (фиг.1). : Режим запуска ДВС обеспечивается путем перевода рукоятки 23 (фиг.2) в пуЬковое положение II . При этом увеличивается подача топлива в камеру 22 сгорания, и. разъединитель 33 размыкает цепь 31, вследствие чего тяго вое реле 28 обесточивается. Под действием возвратной пружины сердечник реле 28 перемещается влево, переставляя распределитель 11, заслонку 10 и контакт 17 в положения, обозначенные пунктиром. При этом выхлопные га зы пускового ГТД 1 из патрубка 8 направляются в атмосферу, минуя теплообменник 12 и ДВС 2, впускной коллек тор 4 сообщается с наддувочным компрессором 5, а ток вспомогательного электрогенератора 16 через контакт 1 и вентили 32 подводится к пусковым обмоткам силового электрогенератора 3, работающего при запуске ДВС в режиме электродвигателя. Благодаря уменьшению гидравлического сопротивления газовыпускного тракта ГТД 1 и увеличению подачи топ лива в его камеру 22, мощность вспомогательного электрогенератора 16 резко возрастает до величины, достаточной для раскрутки и запуска ДВС 2 После запуска и выхода ДВС на режим устойчивого холостого хода регулятор 25 (фиг.2) перекрывает кран 24, OTf ключая подачу топлива в пусковой ГТД 1, в результате чего последний останавливается. Предлагаемое устройство позволяет увеличить поверхность теплообмена пу тем использования добавочного теплообменника и поверхности воздухоохладителя, интенсифицировать процесс теплопередачи за счет введения принудительной циркуляции, охлаждающей жидкости и, кроме того, поднять крутящий момент на валу ДВС при его тро гании с места и разгона, т.е. повысить эффективность прогрева и запуска. Формула изобретения Устройство для прогрева и запуска двигателя внутреннего сгорания (ДВС) с жидкостной системой охлаждения, содержащее пусковой газотурбинный двигатель (ГТД) с выхлопным патрубком, в котором установлен распределитель для поочередного его сообщения с атмосферой и газовпускным коллектором ДВС, снабженным охладителем надцувошгог о воздуха, силовой электрогенератор, соединенныйс валом ДВС, и газопровод с заслонкой, размещенный между распределителем и коллектором ДВС, отличающееся тем, что, с целью повышения эффективности прогрева и запуска при низких температурах, в газопроводе размещен газовый водонагреватель, снабженный электроприводным насосом и сообщенный с системой охлаждения ДВС через обратный клапан, а пусковой ГТД снабжен свободной турбиной и соединенным с ее валом вспомогательным электрогенератором, выполненным с подвижным контактом, связанным с распределителем и обеспе чивающим переключение питания электропривода насоса и силового генератора, причем распределитель и заслонка соединены кинематической связью для синхронного их перемещения. 2. Устройство ПОП.1, отличающееся тем, что в охладителе наддувочного воздуха размещены трубопроводы системы охлаждения ДВС, а заслонка установлена перед охладителем. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Авторское свидетельство СССР 270393, кл. F 02JN 17/04, 1970.

Похожие патенты SU937754A1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПУСКА И РЕГУЛИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Гуськов Юрий Дмитриевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Файнштейн Владимир Абрамович
  • Яковлев Валентин Александрович
RU2046989C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1993
  • Гуськов Юрий Дмитриевич
  • Кирюхин Владимир Валентинович
  • Файнштейн Владимир Абрамович
  • Яковлев Валентин Александрович
RU2036319C1
Устройство турбонаддува двигателя внутреннего сгорания 2017
  • Никишин Денис Валентинович
RU2649714C1
Турбокомпаундный двигатель внутреннего сгорания 1989
  • Борисов Александр Дмитриевич
SU1714172A1
Двигатель внутреннего сгорания 1990
  • Селиванов Николай Иванович
  • Зыков Сергей Александрович
  • Кирин Владимир Степанович
SU1772368A1
ДИЗЕЛЬ С ПУСКОВЫМ ДВИГАТЕЛЕМ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2002
  • Мицын Г.П.
  • Лазарев Е.А.
  • Лаврик А.Н.
  • Шишков В.В.
  • Яковлев А.М.
RU2208698C1
ГАЗОТУРБОВОЗ И СИЛОВАЯ УСТАНОВКА ГАЗОТУРБОВОЗА 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2370386C1
СИСТЕМА СМАЗКИ ДВС С ТЕРМОАККУМУЛЯТОРОМ 2003
  • Салмин Владимир Васильевич
RU2270345C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАКАЧКИ ГОРЯЧЕЙ ВОДЫ В СКВАЖИНУ 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2382878C1
КОМПЛЕКС ДЛЯ ОБУСТРОЙСТВА МОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ УГЛЕВОДОРОДОВ 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2379481C1

Иллюстрации к изобретению SU 937 754 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для прогрева и запуска двигателя внутреннего сгорания

Формула изобретения SU 937 754 A1

SU 937 754 A1

Авторы

Сосенко Юрий Константинович

Шенкман Эдуард Наумович

Громов Сергей Алексеевич

Постарнак Станислав Федорович

Егунов Павел Михайлович

Филонов Степан Павлович

Титаренко Виталий Стефанович

Грищенко Сергей Георгиевич

Коваль Василий Карпович

Ренов Владимир Александрович

Скирич Степан Афанасьевич

Даты

1982-06-23Публикация

1980-10-01Подача