Способ вскрытия и разработки рабочих горизонтов карьеров вытянутой формы Советский патент 1982 года по МПК E21C41/00 

Описание патента на изобретение SU941580A1

(54) СПОСОБ ВСКРЫТИЯ И РАЗРАБОТКИ РАБОЧИХ ГОРИЗОНТОВ КАРЬЕРОВ ВЫТЯНУТОЙ ФОРМЫ

Похожие патенты SU941580A1

название год авторы номер документа
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых 1989
  • Брехов Иван Тихонович
SU1730452A1
Способ вскрытия и разработки рабочих горизонтов карьеров вытянутой формы 1983
  • Брехов Иван Тихонович
SU1157234A1
Способ открытой разработки крутопадающих месторождений полезных ископаемых 1989
  • Брехов Иван Тихонович
SU1761954A1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 1996
  • Кузнецов Сергей Борисович
  • Столяров Олег Иванович
  • Коваленко Владимир Сергеевич
  • Журавлев Владимир Антонович
  • Подгорный Михаил Степанович
  • Приставка Анатолий Григорьевич
  • Данильченко Владимир Николаевич
RU2093680C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 2003
  • Кавыршин А.В.
  • Кавыршин Д.А.
RU2253015C1
Способ открытой разработки крутопадающих и наклонных месторождений 1990
  • Томаков Петр Иванович
  • Коваленко Владимир Сергеевич
SU1735585A1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ ВЫТЯНУТЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 1999
  • Медведев М.Л.
RU2167297C2
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ 1997
  • Галкин В.А.
  • Бортников В.П.
  • Гусев Р.М.
  • Гринцов В.А.
  • Ермолаев В.А.
  • Кузнецов В.И.
  • Мурзин А.Л.
RU2148713C1
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ ВЫТЯНУТЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 2011
  • Медведев Михаил Лазаревич
  • Колдырев Юрий Иннокентьевич
RU2490462C2
Способ открытой разработки крутопадающих вытянутых месторождений 2002
  • Курленя М.В.
  • Медведев М.Л.
RU2224109C2

Иллюстрации к изобретению SU 941 580 A1

Реферат патента 1982 года Способ вскрытия и разработки рабочих горизонтов карьеров вытянутой формы

Формула изобретения SU 941 580 A1

1

Изобретение относится к открытой разработке месторождений полезных ископаемых, имеющих значительное простирание залежей при небольшой их мощности, преимущественно крутопадающих и наклонных, и может быть применено в карьерах глубиной 180-250 м.

Известен способ вскрытия и разработки с внутренним отвалообразованием, заключающийся в том, что на части карьерного поля устраивают карьер до проектного поперечного сечения. Подвигают фронт горных работ и вслед за ним фронт отвальных работ по простиранию. Вскрыщу транспортируют на внутренние отвалы по бермам на борту карьера 1.

Однако согласно этому способу необходимо проводить и переносить полустационарные траншеи на нерабочем борту карьера, для чего приходится выполнять дополнительные объемы горных работ.

Известен также способ вскрытия и разработки рабочих горизонтов карверов вытянутой формы, включающий проведение наклонных съездов от флангов карьерного поля вдоль его средней линии по целикам и создание внутренних отвалов 2.

Однако при доработке карьерного поля необходимо также выполнять дополнительные объемы горных работ для создания каптраншей. Они нужны для того, чтобы выда1вать породы при разработке целиков под наклонными съездами.

Цель изобретения - уменьшение объемов вскрышных работ.

Для этого разрабатывают карьер по участкам карьерного поля до проектного поперечного сечения, развивают его вдоль

10 карьерного поля с попеременной консервацией и расконсервацией бортов и перемещением трасс съездов, а затем проводят трассы по поверхности внутренних отвалов без разноса бортов для проведения съездов.

При этом, с целью уменьшения объемов

15 пород, остающихся в целиках под внутренними отвалами, могут сработать целик под нижней частью одного из съездов в первоначальном карьере, заполнить освободившееся пространство вскрышными породами,

20 по их поверхности вновь провести этот съезд, сработать целик под нижней частью другого съезда, а в освободившемся пространстве между съездами отсыпать внутренний отвал. Нижние горизонты карьера могут дорабатывать поочередно без периодических переходов экскаватора на смежные уступы за счет регулирования скорости и направления подвигания фронта горных работ. На фиг. 1-8 представлен пример реализации предлагаемого способа. Карьер первой очереди, углубляемый до конечной проектной oTMetxH, вскрывают трассами 1, 2, 3 и 4 (фиг. 1 и 6), которые проводят навстречу одна другой до линии встречи их на дне карьера. Затем ликвидируется часть трассы, вскрывающая нижние горизонты с транспортировкой горной массы по противолежащему съезду, а выработанное до предельного контура пространство карьера засыпается с верхних горизонтов породами вскрыши, на которых отстраивается автомобильный съезд (фиг. 2 и 7). По этому съезду осуществляется доступ автотранспорта для обработки нижней части трассы противоположного съезда Здесь горная масса также извлекается до предельного контура и отстраиваются нижние уступы с крутым бортом на флангах карьера первой очереди. При завершении ликвидации нижних участков трасс заканчивается подготовка карьера первой очереди для размещения внутренних отвалов (фиг. 3 и 8). Для обеспечения устойчивого состояния внутренних отвалов во время производства работ на нижних горизонтах оставляют целики, которые разделяют отвалы пород и дорабатываемую часть залежи (фиг. 4). Участки трасс, вскрывающие верхние горизонты, расположены на рабочих бортах в контуре, разрезных транщей. Такое расположение их позволяет ориентировать фронт работ как по простирайию, так и вкрест простирания залежи в зависимости от горногеологических условий и преследуемой цели. Разработку уступов при этом можно вести одновременно на всех вскрытых горизонtax, группами участков по простиранию или же последовательно сверху вниз горизонт за горизонтом. Возможна и комбинация названных, способов. В зависимости от выбранной ориентации фронта работ перевозка вскрышных пород во внутренние отвалы производится частично по рабочим площадкам и транспортным бермам; частично по съездам. По мере подвигания фронта горных работ по простиранию съезды погашаются, а взамен им подготавливаются новые. Связь рабочих горизонтов с поверхностью осуществляется через эти съезды внутреннего заложения до момента их подхода к предельному контуру. Ко времени ликвидации трасс на рабочих бортах подготавливаются автомобильные съезды 5 и б по внутренним отвалам и по ним осуществляется связь с поверхностью, служащая для доступа и отработки нижних горизонтов (фиг. 5). Формула изобретения 1.Способ вскрытия и разработки рабочих горизонтов карьерлв вытянутой формы, включающий проведение наклонных съездов от флангов карьерного поля вдоль его средней линии по целикам и создание внутренних отвалов, отличающийся тем, что, с целью уменьшения объемов вскрышных работ, разрабатывают карьер по участкам карьерного поля до проектного поперечного сечения, развивают его вдоль карьерного поля с попеременной консервацией и расконсервацией бортов и перемещением трасс съездов, а затем проводят трассы по поверхности внутренних отвалов без разноса бортов для проведения съездов. 2.Способ по п. 1, отличающийся тем, что, с целью уменьшения объема пород, остающихся в целиках под внутренними отвалами, срабатывают целик под нижней частью одного из съездов в первоначальном карьере, заполняют освободившееся пространство вскрышными породами, по их поверхности вновь проводят этот съезд, срабатывают целик под нижней частью другого съезда, а в освободившемся пространстве между съездами отсыпают внутренний отвал. 3.Способ по п. 1, отличающийся тем, что осуществляют поочередную доработку нижних горизонтов карьера без периодических переходов экскаватора на смежные уступы за счет регулирования скорости направления подвигания фронта горных работ. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Томаков П. И. Новые направления в технике и технологии открытых горных работ. Научные труды МИРГЭМ, сб. 51, М., «Недра, 1965, с. 67-73. 2.Глауэр И. В. Новые схемы вскрытия месторождений с крутыми пластами при открытом способе разработки. «Уголь, 1966, № 8, с. 33-36 (прототип-).

L

L

AVUVUSs

(ptfz.3

r

J

,V

.ЛЛЛЛ. . w

rf X v . г Y

. ; VAl

w

(W w

u

. J

фуг. f

J

f

Фс/г.2

г2Н -4f -ff//

-гн -4//

-ff//

X.

f

N

J

4i.

SU 941 580 A1

Авторы

Брехов Иван Тихонович

Даты

1982-07-07Публикация

1980-08-05Подача