Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в устройствах для возбуждения электри ческих машин большой мощности, имею щих возбудитель. Известны системы возбуждения для электрических машин, содержащие основной генератор и возбудитель, обмотка возбуждения которого через ре гулирующий элемент подключена к нер гулируемому .источнику подвозбуждения fl 1. Недостатками данных систем являютс сложность регулятора, большая мощность, потребляемая от источника, а также большой вес и габариты. Наиболее близкой к предлагаемой по технической сущности является система возбуждения для электрической машины, содержащая обмотку возбуждения электрической машины и электромашинный возбудитель, обмотк возбуждения которого подключена к eзaвиcимoмy источнику питания, а корная обмотка возбудителя через егулятор тока подключена к обмотке возбуждения электрической машины Г2. Недостатком известного устройства является большой диапазон изменения напряжен ий на выходе возбудителя. Для корректировки внешней характеристики применяется специальная схема с магнитным усилителем, обмотка управления которого включена в цепь обмотки возбуждения основной машины. Кроме того, устройство характеризуется сложностью управляющих устройств, большими весом и. габаритами. Цель изобретения - упрощение системы регулирования и снижение м ссогабаритных показателей. Поставленная цель достигается тем, что обмотка возбуждения возбудителя дополнительно включена последователь-, но согласно с обмоткой возбуждения электрической машины. 39 На фиг. 1 приведена схема системы возбуждения с возбудителем, выполнен HbiM в виде коллекторной машины постоянного тока; на фиг. 2 - схема возбудителя, выполненного в виде синхронной машины переменного тока с управляемым выпрямителем. Система возбуждения электрической машины (фиг. 1) состоит из обмот ки 2 возбуждения электрической машины, соединенной с якорем электромашинного возбудителя 3. Возбудитель 3 имеет обмотку k возбуждения, соединенную с токоограничивающим резистором 5. Для регулирования тока в обмотке 2 возбуждения последовател но с ней включен регулятор 6 тока. .Обмотка возбуждения зашунтирована диодом 7. В случае использования возбудителя синхронного генератора (фиг. 2) в качестве регулятора тока может использоваться управляемый выпрямитель или полууправляемый выпрямительный мост. Для контроля напряжения на воз будителе 3 и питания дополнительных нагрузок до регулятора тока может быть использована дополнительная гру па 8 вентилей, связанных (также как И группа управляемых вентилей) общим анодом. В этом случае за напряжение на выходе постоянного тока при испол зовании в качестве возбудителя синхронного генератора принимается на пряжение между катодной группой неуправляемых вентилей моста регулятора 6 тока и анодной группой 8. Система возбуждения работает следующим образом. На холостом ходу при запертых управляемых вентилях (анодной группы) моста 6 с помощью резистора 5 устанавливается такое минимальное значение тока возбуждения 1-„, при которо неуправляемом выпрямителе между шинами, объединяющими неуправляемые вентили (плюсовой шиной моста 6 и анодной группой 8), устанавливается напряжение, при котором осуществляет ся надежное включение управляемых вентилей. Дальнейшее управление возбуждение происходит как в обычной системе регулирования. 3 Благодаря указанному включению обмотки возбуждения возбудителя снижается требуемый коэффициент регулирования регулятора, что позволяет использовать для него релейный принцип управления. При таком управлении сигнал, пропорциональный мгновенному значению тока, сравнивается с уставкой и при его снижении производится включение всех (или соответствующего) управляемых вентилей, а при .его превышении включающее управляемые вентили напряжение снимается, и они все запираются. Кроме того, такое включение позволяет резко снизить мощность, потребляемую от постороннего источника, а в случае использования в качестве такого источника аккумуляторной батареи даже осуществлять их подзарядку, что особенно важно для аварийных энергосистем подвижных объектов. Формула изобретения Система вЪзбуждения для электрической машины, содержащая обмотку возбуждения электрической машины и электромашинный возбудитель, обмотка возбуждения которого подключена к независимому источнику питания, а якорная обмотка возбудителя через регулятор тока подключена к обмотке возбуждения электрической машины, отличающаяся тем, что, с целью упрощения системы регулирования и снижения массо-габаритных показателей, обмотка возбуждения электромашииного возбудителя, дополнительно включена последовательно-согласно с обмоткой возбуждения электрической машины. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Электрические машины и электрооборудование электровозов. Под ред. В. Я. Гаккель. М., Транспорт, с. ТЗЫЗ. 2.Степанов А. Д. и др. Передачи мощности тепловозов.М., Машиностроение, 1977, с. 91-92.
(риг. I
f
8
Фиг.г
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ управления возбуждением бесщеточной электрической машины и устройство для его осуществления | 1979 |
|
SU974544A1 |
Устройство для возбуждения бесщеточных электрических машин | 1976 |
|
SU692052A1 |
Устройство для управления возбуждением бесщеточной электрической машины | 1980 |
|
SU1005260A2 |
Устройство для управления возбуждением бесщеточной электрической машины | 1980 |
|
SU974545A1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВРАЩАЮЩИМСЯ ТИРИСТОРНЫМ ВЫПРЯМИТЕЛЕМ (ВАРИАНТЫ) | 1994 |
|
RU2113048C1 |
УСТРОЙСТВО для АВТОМАТИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВОЗБУЖДЕНИЯ МОЩНОГО СИНХРОННОГО ГЕНЕРАТОРА | 1973 |
|
SU379964A1 |
УСТРОЙСТВО ВОЗБУЖДЕНИЯ СИНХРОННЫХ МАШИН | 1996 |
|
RU2095935C1 |
Система возбуждения для электрической машины | 1979 |
|
SU978309A2 |
Устройство для автоматического возбуждения бесщеточных и синхронных электрических машин | 1973 |
|
SU525219A1 |
Регулятор тока возбуждения генератора транспортного средства | 2023 |
|
RU2797038C1 |
Авторы
Даты
1982-07-07—Публикация
1978-07-26—Подача