Система пассивной безопасности пользователей многоместным пассажирским автотранспортным средством Советский патент 1982 года по МПК B60R19/02 B60N1/00 

Описание патента на изобретение SU943036A1

ный с одним плечом двуплечего рычага, другим плечом соединенного с тягой привода фиксатора, положения первого сиденья, взаимодействующего с его салазками, при этом фиксаторы всех соединений последовательно соединены между собой..

Кроме того, фиксатор положения каждого сиденья состоит из ползуна, установленного в направляющей, жестко связанной с кузовом транспортного средства, и выполненного с двухступенчатой профилированной выемкой, и пальца для взаимодействия одним концом с последней, установленного перпендикулярно оси ползуна, в салазках сиденья выполнена впадина под другой конец указанного пальца, причем ступени выемки смещены по высоте одна относительно другой на величину, равную глубине впадины, а длина ступени выемки равна ходу перемещения сиденья.

Кроме того, каждый энергопоглощающий элемент торцами соединен с подвижной частью бампера и его балкой и изготовлен из упруго-пластичного материала, при этом в энергопоглощающем элементе выполнены щелевидные, расположенные в щахматном порядке отверстия, продольные оси которых направлены перпендикулярно продольной оси элемента.

На фиг. 1 изображена предлагаемая система, продольный разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.

Система пассивной безопасности включает в себя бампер 1, к которому крепятся щтоки 2, выполняющие функции подвижных направляющих. Неподвижные направляющие 3 жестко, закреплены на раме 4 транспортного средства. В зазоре между неподвижной 3 и подвижной направляющей установлен энергопоглощающий элемент в виде перфорированной обечайки 5, изготовленной из упруго-пластичного материала, например алюминия или стали, закрепленной неподвижно методом отбуртовки одним концом на торце неподвижной направляющей, а другим концом - на торце подвижной направляющей.

В обечайке 5 выполнены щелееидные отверстия, расположенные в щахматном порядке, причем их оси направлены перпендикулярно к продольной оси обечайки.

Для предупре)йдения загрязнения открытая часть подвижных направляющих 2 закрыта гофрированным чехлом 6.

В днище неподвижной направляющей 3 выполнено отверстие, в котором установлена втулка 7, изготовленная из упругофрикционного материала, например резины.

В этой втулке плотно установлен щток 8, передняя торцевая часть которого располагается на заданном расстоянии от торца подвижной направляющей 2, а задняя часть щарнирно соединяется с двуплечим

рычагом 9. Рычаг 9 щарнирно устанавливается на оси 10, жестко закрепленной.на раме 4.

Верхний конец рычага 9 щарнирно соединен с тягой 11, которая, в свою очередь, связана с ползуном 12. Конец ползуна щарнирно соединен с аналогичной тягой 11 привода ползуна фиксатора следующего сиденья. Подобным образом соединяются ползуны фиксаторов всех сидений ряда.

0 Ползун 12 установлен в корпусе направляющей 13, которая жестко закреплена к полу транспортного средства, причем в верхней части ползуна выполнена двухступенчатая профилированная выемка «а.

В верхней части корпуса 13 выполнено

направляющее отверстие, в котором свободно размещается задняя часть салазок 14, имеющих форму вогнутой дуги. В этой же зоне корпуса выполнен вертикальный канал, в котором свободно устанавливается палец

15 фиксатора, упирающийся нижним концом в рабочую поверхность первой ступени выемки «а ползуна, в верхним концом - во впадину «б, выполненную на салазках 14. Передний конец салазок установлен в опоре 16 посредством втулки 17, изготовленной из упруго-фрикционного материала. Ось гнезда втулки 17 расположена выше оси направляющего отверстия корпуса 13, а сама опора 16 тоже жестко закреплена на полу.

Q Вторая ступень выемки ползуна расположена ниже первой на величину, равную глубине впадины на салазках, а длина этой ступени равна заданному рабочему ходу перемещения сиденья. Основание 18 сиденья жестко закреплено к концам салазок 14. К

5 основанию сиденья крепится ремень безопасности 19.

Работает система следующим- образом. При соударении транспортного средства бампером 1 с препятствием, энергия удара передается на подвижные направляющие 2, которые своими торцами воздействуют на перфорированные обечайки 5, прикрепленные другими концами к неподвижным направляющим.

5 Если энергия удара достигает больших значений, обечайка 5 растягивается, поглощая часть кинетической энергии удара. В процессе растяжения обечайки перегородкч между щелями деформируются путем растяжения, скручивания и смятия, в результате чего щелевидные отверстия превращаются в ромбические. При скручивании перегородок будет наблюдаться некоторое увеличение толщины обечайки, что вызывает частичное уменьшение зазора между частями

5 бампера, вследствие чего возрастает сила трения между ними. Это явление способствует дополнительному поглощению энергии удара.

При дальнейшем перемещении торец подвижной направляющей 2 ударяется в торец щтока 8 и перемещает его, преодолевая силу трения в паре трения щток-втулка. Вследствие этого рычаг 9 поворачивается на оси 10 и через тягу 11 перемещает ползун 12.

При этом в зону размещения фиксатора 15 перемещается вторая ступень выемки «а, вследствие чего палец 15 фиксатора освобождается, и сиденье на салазках 14 вместе с пассажиром, закрепленным на нем с помощью ремня безопасности 19, перемещается вперед, преодолевая силу трения во втулке 17 и направляющем отверстии корпуса 13.

Поскольку салазки 14 выполнены вогнутыми и отверстие в опоре-16 расположено с превыщением над отверстием задней опоры 13, сиденье с пассажиром при перемещении вперед будет приподниматься, поглощая часть энергии удара.

Величина перемещения сиденья вперед в предлагаемой системе составляет 0,15-0,20 м, что обеспечивает снижение замедленной с 1000 g (при жесткой установке сиденья с перемещением S 0,01 м) до 50 g (при перемещении сиденья S 0,2 м) при скорости соударения автотранспортного средства с жестким препятствием Ууд,48 км/ч. Кроме того, значительная часть энергии поглощается вследствие деформации перфорированной обечайки энергопоглощающего элемента бампера и преодоления сил трения в парах трения салазок и бампера.

Преимущество смещения сидений впе.р.ед, по ходу движения автотранспортного средства, по сравнению с перемещением назад (как предусмотрено в известной системе), заключается в том, что в предлагаемой конструкции обеспечивается снижение относительной скорости перемещения пассажира в момент удара, так как скорость пассажира вместе с сиденьем вычитается из скорости транспортного средства в момент удара.

Кроме того, такая схема обеспечивает снижение уровня замедлений при ударе головой сзади сидящего пассажира о спинку впереди расположенного сиденья. Если переднее сиденье перемещается навстречу движению головы заднего пассажира, сила и замедление в момент удара резко возрастают.

Данная система используется, для автотранспортных средств (междугородних автобусов и троллейбусов, микроавтобусов и т. п.), исключающих перевозку стоящих пассажиров, в связи с чем не возникает проблемы травмирования пассажиров, находящлхся на накопительных площадках, между сиденьями и в пролетах. Использование данной системы в городских автобусах, допускающих перевозку стоящих пассажиров, нецелесообразно, так как эти автобусы движутся с небольщими скоростями, в связи с чем применение энергопоглощающих сидений нецелесообразно. В городских автобусах целесообразно применение энергопоглощающих бамперов и об лицовок.

Использование данной системы пассивной безопасности снижает степень травмирования пользователей, сокращает затраты труда и средств на ремонт кузова автотранспортного средства вследствие дорожно-транспортных происществий.

15

Формула изобретения

1.Система пассивной безопасности пользователей многоместным пассажирским автотранспортным средством, содержащая бампер с энергопоглощающ-ими элементами, соединенными с его- балкой и кинематически связанными с механизмом управления ограниченным перемещением пассажирских сидений, отличающаяся тем, что,

с целью повыщения энергопоглощающих и травмозащитных свойств путем. увеличения диапазона перемещения сидений в направлении действия сил инерции, механизм управления включает в себя упругофрикционную втулку, смонтированную в отверстии, выполненном в неподвижной части бампера, установленный в этом отверстии щток, щарнирно-связанный с одним плечом двуплечего рычага, другим плечом соединенного с тягой привода фиксатора положения первого сиденья, взаимодействующего с его салазками, при этом фиксаторы всех сидений последовательно соединены между собой.

2.Система по п. 1, отличающаяся тем, что фиксатор положения каждого сиденья

состоит из ползуна, установленного в направляющей, жестко связанной с кузовом транспортного средства, и выполненного с двухступенчатой профилированной выемкой, и пальца для взаимодействия одним концом с последней, установленного перпендикулярно оси ползуна, в салазках сиденья выполнена впадина под другой конец указанного пальца, причем ступени выемки смещены по высоте одна относительно другой на величину, равную глубине впадины, а длина ступени выемки равна ходу перемещения сиденья.

3.Система по п. 1, отличающаяся тем, что каждый экергопоглощающий элемент

торцами соединен с подвижной частью бампера и его балкой и изготовлен из упругопластичного материала, при этом в энергопоглощающем элементе выполнены щелевидные, расположенные в шахматном порядке отверстия, продольные оси которых направлены перпендикулярно продольной оси элемента.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Иванова В. И. и Лялина В. А. Пассивная безопасность автомобиля, М., «Транспорт, 1979, с. 274, рис. 12.54 (прототип).

Похожие патенты SU943036A1

название год авторы номер документа
СИСТЕМА ПАССИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белый Давид Михайлович
RU2570122C1
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белый Давид Михайлович
RU2569880C1
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2585186C1
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2602127C1
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2596006C1
СИСТЕМА БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ СИДЕНЬЕМ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2596009C1
БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2015
  • Белый Давид Михайлович
RU2596007C1
БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белый Давид Михайлович
RU2571485C1
ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩАЯ СИСТЕМА И КРЕСЛО ВЕРТОЛЕТНОЕ, СОДЕРЖАЩЕЕ ЭНЕРГОПОГЛОЩАЮЩУЮ СИСТЕМУ 2021
  • Калачев Алексей Александрович
RU2753774C1
БЕЗОПАСНОЕ СИДЕНЬЕ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Белый Давид Михайлович
RU2569879C1

Реферат патента 1982 года Система пассивной безопасности пользователей многоместным пассажирским автотранспортным средством

Формула изобретения SU 943 036 A1

SU 943 036 A1

Авторы

Цыцив Мирон Васильевич

Даты

1982-07-15Публикация

1981-01-30Подача