ный с одним плечом двуплечего рычага, другим плечом соединенного с тягой привода фиксатора, положения первого сиденья, взаимодействующего с его салазками, при этом фиксаторы всех соединений последовательно соединены между собой..
Кроме того, фиксатор положения каждого сиденья состоит из ползуна, установленного в направляющей, жестко связанной с кузовом транспортного средства, и выполненного с двухступенчатой профилированной выемкой, и пальца для взаимодействия одним концом с последней, установленного перпендикулярно оси ползуна, в салазках сиденья выполнена впадина под другой конец указанного пальца, причем ступени выемки смещены по высоте одна относительно другой на величину, равную глубине впадины, а длина ступени выемки равна ходу перемещения сиденья.
Кроме того, каждый энергопоглощающий элемент торцами соединен с подвижной частью бампера и его балкой и изготовлен из упруго-пластичного материала, при этом в энергопоглощающем элементе выполнены щелевидные, расположенные в щахматном порядке отверстия, продольные оси которых направлены перпендикулярно продольной оси элемента.
На фиг. 1 изображена предлагаемая система, продольный разрез; на фиг. 2 - вид А на фиг. 1.
Система пассивной безопасности включает в себя бампер 1, к которому крепятся щтоки 2, выполняющие функции подвижных направляющих. Неподвижные направляющие 3 жестко, закреплены на раме 4 транспортного средства. В зазоре между неподвижной 3 и подвижной направляющей установлен энергопоглощающий элемент в виде перфорированной обечайки 5, изготовленной из упруго-пластичного материала, например алюминия или стали, закрепленной неподвижно методом отбуртовки одним концом на торце неподвижной направляющей, а другим концом - на торце подвижной направляющей.
В обечайке 5 выполнены щелееидные отверстия, расположенные в щахматном порядке, причем их оси направлены перпендикулярно к продольной оси обечайки.
Для предупре)йдения загрязнения открытая часть подвижных направляющих 2 закрыта гофрированным чехлом 6.
В днище неподвижной направляющей 3 выполнено отверстие, в котором установлена втулка 7, изготовленная из упругофрикционного материала, например резины.
В этой втулке плотно установлен щток 8, передняя торцевая часть которого располагается на заданном расстоянии от торца подвижной направляющей 2, а задняя часть щарнирно соединяется с двуплечим
рычагом 9. Рычаг 9 щарнирно устанавливается на оси 10, жестко закрепленной.на раме 4.
Верхний конец рычага 9 щарнирно соединен с тягой 11, которая, в свою очередь, связана с ползуном 12. Конец ползуна щарнирно соединен с аналогичной тягой 11 привода ползуна фиксатора следующего сиденья. Подобным образом соединяются ползуны фиксаторов всех сидений ряда.
0 Ползун 12 установлен в корпусе направляющей 13, которая жестко закреплена к полу транспортного средства, причем в верхней части ползуна выполнена двухступенчатая профилированная выемка «а.
В верхней части корпуса 13 выполнено
направляющее отверстие, в котором свободно размещается задняя часть салазок 14, имеющих форму вогнутой дуги. В этой же зоне корпуса выполнен вертикальный канал, в котором свободно устанавливается палец
15 фиксатора, упирающийся нижним концом в рабочую поверхность первой ступени выемки «а ползуна, в верхним концом - во впадину «б, выполненную на салазках 14. Передний конец салазок установлен в опоре 16 посредством втулки 17, изготовленной из упруго-фрикционного материала. Ось гнезда втулки 17 расположена выше оси направляющего отверстия корпуса 13, а сама опора 16 тоже жестко закреплена на полу.
Q Вторая ступень выемки ползуна расположена ниже первой на величину, равную глубине впадины на салазках, а длина этой ступени равна заданному рабочему ходу перемещения сиденья. Основание 18 сиденья жестко закреплено к концам салазок 14. К
5 основанию сиденья крепится ремень безопасности 19.
Работает система следующим- образом. При соударении транспортного средства бампером 1 с препятствием, энергия удара передается на подвижные направляющие 2, которые своими торцами воздействуют на перфорированные обечайки 5, прикрепленные другими концами к неподвижным направляющим.
5 Если энергия удара достигает больших значений, обечайка 5 растягивается, поглощая часть кинетической энергии удара. В процессе растяжения обечайки перегородкч между щелями деформируются путем растяжения, скручивания и смятия, в результате чего щелевидные отверстия превращаются в ромбические. При скручивании перегородок будет наблюдаться некоторое увеличение толщины обечайки, что вызывает частичное уменьшение зазора между частями
5 бампера, вследствие чего возрастает сила трения между ними. Это явление способствует дополнительному поглощению энергии удара.
При дальнейшем перемещении торец подвижной направляющей 2 ударяется в торец щтока 8 и перемещает его, преодолевая силу трения в паре трения щток-втулка. Вследствие этого рычаг 9 поворачивается на оси 10 и через тягу 11 перемещает ползун 12.
При этом в зону размещения фиксатора 15 перемещается вторая ступень выемки «а, вследствие чего палец 15 фиксатора освобождается, и сиденье на салазках 14 вместе с пассажиром, закрепленным на нем с помощью ремня безопасности 19, перемещается вперед, преодолевая силу трения во втулке 17 и направляющем отверстии корпуса 13.
Поскольку салазки 14 выполнены вогнутыми и отверстие в опоре-16 расположено с превыщением над отверстием задней опоры 13, сиденье с пассажиром при перемещении вперед будет приподниматься, поглощая часть энергии удара.
Величина перемещения сиденья вперед в предлагаемой системе составляет 0,15-0,20 м, что обеспечивает снижение замедленной с 1000 g (при жесткой установке сиденья с перемещением S 0,01 м) до 50 g (при перемещении сиденья S 0,2 м) при скорости соударения автотранспортного средства с жестким препятствием Ууд,48 км/ч. Кроме того, значительная часть энергии поглощается вследствие деформации перфорированной обечайки энергопоглощающего элемента бампера и преодоления сил трения в парах трения салазок и бампера.
Преимущество смещения сидений впе.р.ед, по ходу движения автотранспортного средства, по сравнению с перемещением назад (как предусмотрено в известной системе), заключается в том, что в предлагаемой конструкции обеспечивается снижение относительной скорости перемещения пассажира в момент удара, так как скорость пассажира вместе с сиденьем вычитается из скорости транспортного средства в момент удара.
Кроме того, такая схема обеспечивает снижение уровня замедлений при ударе головой сзади сидящего пассажира о спинку впереди расположенного сиденья. Если переднее сиденье перемещается навстречу движению головы заднего пассажира, сила и замедление в момент удара резко возрастают.
Данная система используется, для автотранспортных средств (междугородних автобусов и троллейбусов, микроавтобусов и т. п.), исключающих перевозку стоящих пассажиров, в связи с чем не возникает проблемы травмирования пассажиров, находящлхся на накопительных площадках, между сиденьями и в пролетах. Использование данной системы в городских автобусах, допускающих перевозку стоящих пассажиров, нецелесообразно, так как эти автобусы движутся с небольщими скоростями, в связи с чем применение энергопоглощающих сидений нецелесообразно. В городских автобусах целесообразно применение энергопоглощающих бамперов и об лицовок.
Использование данной системы пассивной безопасности снижает степень травмирования пользователей, сокращает затраты труда и средств на ремонт кузова автотранспортного средства вследствие дорожно-транспортных происществий.
15
Формула изобретения
1.Система пассивной безопасности пользователей многоместным пассажирским автотранспортным средством, содержащая бампер с энергопоглощающ-ими элементами, соединенными с его- балкой и кинематически связанными с механизмом управления ограниченным перемещением пассажирских сидений, отличающаяся тем, что,
с целью повыщения энергопоглощающих и травмозащитных свойств путем. увеличения диапазона перемещения сидений в направлении действия сил инерции, механизм управления включает в себя упругофрикционную втулку, смонтированную в отверстии, выполненном в неподвижной части бампера, установленный в этом отверстии щток, щарнирно-связанный с одним плечом двуплечего рычага, другим плечом соединенного с тягой привода фиксатора положения первого сиденья, взаимодействующего с его салазками, при этом фиксаторы всех сидений последовательно соединены между собой.
2.Система по п. 1, отличающаяся тем, что фиксатор положения каждого сиденья
состоит из ползуна, установленного в направляющей, жестко связанной с кузовом транспортного средства, и выполненного с двухступенчатой профилированной выемкой, и пальца для взаимодействия одним концом с последней, установленного перпендикулярно оси ползуна, в салазках сиденья выполнена впадина под другой конец указанного пальца, причем ступени выемки смещены по высоте одна относительно другой на величину, равную глубине впадины, а длина ступени выемки равна ходу перемещения сиденья.
3.Система по п. 1, отличающаяся тем, что каждый экергопоглощающий элемент
торцами соединен с подвижной частью бампера и его балкой и изготовлен из упругопластичного материала, при этом в энергопоглощающем элементе выполнены щелевидные, расположенные в шахматном порядке отверстия, продольные оси которых направлены перпендикулярно продольной оси элемента.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Иванова В. И. и Лялина В. А. Пассивная безопасность автомобиля, М., «Транспорт, 1979, с. 274, рис. 12.54 (прототип).
Авторы
Даты
1982-07-15—Публикация
1981-01-30—Подача