Устройство для сигнализации об опасности обледенения полотна шоссе Советский патент 1982 года по МПК G08B19/02 

Описание патента на изобретение SU957775A3

включает предупредительный сигнал,ес ли все три перечисленных компаратора вырабатывают выходной сигнал,т.е.если температура воздуха достигает и ниже, температура дорожного полотна на 2 ниже, чем температура воздуха и относительная влажность воздуха превышает 90% l1 . Полученный, как описано выше,предупредительный cHrHaj; является эффективным, еслидорожное покрытие было сухим перед-наступлением описан ных погодных условий. Если же дорожное покрытие с самого, начала является влажным, то предупредительный сиг нал включается слишком поздно, а именно лишь когда дорожное полотно уже покрыто льдом. Образование льда на дорожном полотне зависит, однако, не только от степени влажности дорожного покрытия и температуры дорожного пол6тна,но и в значительной степени от рассыпа ных по полотну средств для оттаивания. Известное устройство не может ра личить, является ли определенное со противление следствием большого количества воды и небольшого количеств средства для-оттаивания или небольшо . го количества воды и большого количества средства для оттаивания. Тем самым предупреждение о предстоящей опасности обледенения является нена дежным. Вполне может получиться, что дорога медленно просыхает при температуре ниже , что регистрируется в подобных установках как повышение сопротивления и может привести к лож ной тревоге. . Цель изобретения - повышение надежности предлагаемого устройства. С этой целью в устройство ,для си нализации об опасности обледенения полотна шоссе, содержащее датчик темпера туры воздуха, выход которого подключен к первому компаратору, первый зонд с датчиком температуры и датчиком влажности, второй зонд с датчиком влажности, нагревателем датчиком температуры, выход датчика температу ры первого зонда соединен с вторым, и третьим компараторами, а выход датчика температуры второго зонда соединен с четвертым компаратором, пятый компаратор, подключенный к датчику влажности первого зонда, шестой компаратор, соединенный с датчиком влажности второго зонда, три источника опорных напряжений компараторов, первый сигнализатор, подключенный к выходам второго и шестого компараторов, второй сигнализатор, соединенный с выходами второго и пятого компараторов и первого сигнализатора, блок включения нагревательных элементов, соеДиненный с выходами первого, второго и четвертого компараторов, и перйогосигнализатора,третий сигнализатор, вход которого соединен с выходами первого, второго и четвертого компараторов, а .выход - с нагревателем, выход четвертого компаратора соединен с нагревателем второго зонда и с первым сигнализатором, четвертый сигнализатор, вход которого соединен с выходами первого и второго сигнализаторов, введены третий зонд с датчиком влажности , датчиком температуры и регулятором температуры, блок управления регулятором температуры, седьмой и восьмой компараторы и переключатель режима работы регулятора температуры, третья линия измерения влажности, формирователь регулируемого опорного напряжения и элемент И, причем датчик влажности третьего зонда соединен с седьмым компаратором, датчик температуры третье.го зонда соединен с восьмым компаратором, блок управления регулятором температуры, соединенный с датчиком температуры первого зонда,датчиком температуры третьего эонда и Нереэ элемент,И с.выходом третьего компаратора, вход переключателя режима работы регулятора температуры соединен с выходами пятого, шестого седьмого и восьмого компараторов, выходы переключателя режима работы и первого сигнализатора соединены с входами элемента И, выход седьмого компаратора соединен с входами первого, второго и четвертого сигнализаторов, выход формир ователя регулируемого опорного напряжения подключен к выходу датчика температуры первого зонда, а выход - к входам пятого, шестого и седьмого компараторов, выход блока управления регулятором температуры и выход переклйчателя режима работы регулятора температуры через управляемый ключ соединены с регулятором температуры третьего зонда, и кроме того, в устройство введен муль ивибратор разнополярных импульсов/ выходы которого через добавочные резисторы подключены к датчикам влажности, а блок управления регулятором температуры содержит :два операционных усилителя, измерительный усилитель, опорный потенциометр, два транзистора и резис-, торы, входы первого операционного усилителя через один резистор и измерительный усилитель подключены соответственно к датчику температуры первого зонда и датчику влажности третьего зонда, один вход втОрого операционного усилителя через другой резистор соединен с выходом первого операционного усилителя, другой вход второго операционного усилителя соединен с опорным потенциометром, а выход - с 69.ЭОЙ одного транзистора. эмиттер которого подключен к базе другого транзистора, выходная цепь которого включена последовательно с регулятором температуры. На фиг. 1 изображена функциональная схема примера выполнения предлагаемого устройства; на фиг. 2 продольный разрез через зонды устрой ства; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 .- электрическая схема измерительного усилителя для выработки выходного сигнала, если температура воздуха, дорожного полот на или одного из зондов достигает определенного значения; на фиг.5 электрическая схема другого измерительного усилителя для выработки сигнала, если дорожное покрытие является влажнЕлм или одним из зондов показывает влажность; на фиг. 6 электрическая схема блока управления на фиг. 7 - электрическая схема узла подогрева одного из зондов, входящего в блок зондов; на фиг. 8 - элект рическая схема узла подогрева друго го зонда, входящего в блок зондов, н фиг. 9 - электрическая схема узла вы работки сигнала, если дорожное полот но влажное;на .фиг. ГО - электрическа схема узла выработки сигнала, если дорожное полотно обледенело, на фиг. 11 - схема переключателя направ ления тока; на фиг. 12 - электрическая схема узла для формирования плав но изменяющегося порогового напряжения; на фиг. 13 - графическое изображение плавно изменяющегося порого вого напряжения в функции температуры дорожного полотна.Блок-схема устройства для сигнализации об опасности обледенения полотна шоссе (фиг. 1) включает датчик 1 влажности воздуха, датчик 2 температуры воздуха и блок зондов, включающий три зонда 3, 4 и 5. Каждый комбинированный зонд имеет датчи ки 6 , 7 и 8 температуры и датчики 9, 10 и 11 влажности для определения того, является дорожное полотно влажным или сухим. Датчик 1, влажносгти воздуха и датчики 2, 6, 7 и 8 температуры присоединены каждый к измерительному усилителю первой груп пы измерительных усилителей 12-16. Эти измерительные усилители имеют предпочтительно одинаковую конструкцию. Датчики 9, 10 и 11 влажности соединены каждый с измерительным усилителем второй группы измерительных усилителей 17, 18 и 19. Измерительный усилитель 12 вырабатывает зависящее от влажности возд ха выходное напряжение, которое пода ется по линии 20 через оконечный кас кад 21 на индикаторный прибор 22. Влажность воздуха не влияет на выработку предупредительного сигнала. Измерительные усилители 13-16 вырабатывают каждый выходное напряжение, зависящее от температуры, определенной посредством датчиков 2,6, 7 и 8 температуры. Выходное напряжение измерительного усилителя 13 подается по линии 23 через оконечный каскад 24 на индикаторный прибор 25, показывающий температуру воздуха, а выходное напряжение измерительного усилителя 14 подается по линии 26 через оконечный каскад 27 на индика-торный прибор 28, показывающий температуру дорожного покрытия. Измерительные усилители 17-19, соединенные с датчиками 9-11 влажности,вырабатывают выходное напряжение малой величилы, если датчики влажности являются влажными или мокрыми, и выходное напряжение большой величины,если измерительные участки являются сухи-ми. Для определения превышения выходными напряжениями измерительных усилителей 13-19 определенного порогового значения предусмотрены восемь компараторов 29-36 с двумя входами и одним выходом каждый. Один вход каждого компаратора соединен с соответствующим выходом одного из измерительных усилителей, а другой вход каждого компаратора - с источником опорного напряжения. Устройство содержит также первый сигнализатор 37, второй сигнализатор 38, элемент И 39, третий сигнализатор 40, четверт1 1й сигнализатор 41, переключатель 42 режима работы регулятора температуры. Четвертый сигнализатор 41, представленный как элемент И с тремя входами, вырабатывает предупредительный сигнал, если на все три входа поступает превышающий некоторое предельное значение сигнал. Предупредительный сигнал может быть подан, например, оптически с помощью лампы |43. Вместо лампы 43 или в дополнение к ней может быть предусмотрен акустический сигнализатор (не показан) Прежде чем перейти к подробному рассмотрению принципа действия устройства согласно фиг. 1,ниже рассматривается более детально со ссылкой на фиг. 2 и 3 устройство блока зондов. Он включает три зонда 3, 4 и 5, каждый из которых состоит из довольно толстого металлического диска 44, нижняя часть которого покрыта пластмассовой оболочкой 45. В диске предусмотрены два смещенных сверления 46, в которых закреплено по одному электроду 47, заключенному в оболочку из пластмассы 48 и изолированному в электрическом отношении от диска 44. Оба электрода 47, верхние торцовые поверхности котооых находятся на одном уровне с наружной поверхностью диска 44, видны только на фиг. 3. Оба электрода 47 образуют упомянутые вьаше измерительные участки 9-11 зондов 3-5. В центре диска

44снизу находится глухое отверстие 49, которюе служит в зонде 3 для размещения температурного датчика б, в зонде 4 для размещения температурного датчика 7 и в зонде 5 для размещения температурного датчика 8. Температурные датчики представляют собой резисторы, которые изменяют свое электрическое сопротивление в зависимости от температуры. Соединительные провода электродов 47 и. температурных датчиков б 7 и 8 выводятся наружу через ртвё)стие 50 в покрытии 45, Осг тальное пространство под покрытием

45заполнено заливочной массой 51. Зонд 3 включает только измерительный участок, образованный обоими электродами 47 г и температурный датчик 6.Зонд 5 снабжен дополнительно нагревателем 52, который расположен

в выемке 53 диска 44 зонда 5. .Нагреватель 52 служит для нагрева диска 44 зонда 5 или для. нагрева измерительного участка 11 с тем, чтобы обеспечить таяние снега или льда,лежащегб на датчике 11 влажности, или при соответствующих погодных условиях обеспечить просыхание измерительного участка 11 раньше необогреваемого участка 9. Комбинированный зонд 4 включает, вместо нагревателя пластинчатый регулятор 54 температуры, который может.быть выполнен, например в виде так называемого элемента4 Пельтье. В зависимости от направления тока, подводимого к регулятору 54 температуры по соединительным проводам 55, происходит охлаждение верхней .стороны 56 регулятора 54 температуры и нагрев нижней стороны 57 регулятора температуры или наоборот.Нижняя асть 57 регулятора 54 температуры прилегает к металлическому блоку 58.. К верхней стороне 56 регулятора 54 температуры прижат с помощью винта 59 и термоизоляционной пластины 60 металлический проводник 61 тепла. Часть проводника 61 тепла выступает за пределы регулятора 54 и проникает через вырез 62 в покрытии 45 в находяодееся под ним пространство. Указанная часть проводника 61 тепла закреплена с помощью винтов 63 на диске 44 комбинированного аонда 4.. Соёдини:тельные провода 55 охлаждакицего эле:мента 54 пропущены сквозь вырез 62 я отверстие 50 в покрытии 45. К нижней части металлического блока 58 привинчена теплоотводящая пластина 64,которая проходит по всей длине блока зондо1..Три зонда 3:V 4 и 5, включая ре гулятор 54 температуры и металличес.кий .блок 58, залиты литьевой смолой в виде прямоугольного блока 65, причем нижняя сторона блока 65 покрыта (теплоотводящей пластиной 64. Верхняяторцовая сторона дисков 44 и внешние поверхности электродов 47 расположены заподлицо с верхней стороной 66 блоf a.Комплектный блок зондов встраивается в покрытие полотна шоссе (не пока ) , причем верхняя сторона 66 находится в однбй плоскости с покрытием. Все лишь частично показанные соединительные провода датчиков 6-8 температуры, электродов 47, нагревательного элемента 52 и охлаждающего элемента 54 залиты в блоке 65 и выводятся из него в виде частично представленного только на фиг. 3 кабеля 67 для присоединения к соответствующим входам измерительных усилителей 12-19, как это по.казано на фиг. 1.

На фиг. 4 представлена в качестве неограничивающего примера действительная; для всех измерительных усилителей 12-16 электрическая схема измерительного усилителя 13, входные зажимы 68 которого соединены с температурным датчиком 2, который представляет Собой т.ермосопротивление. От стабилизированного источника напряжения, обозначенного -/+, к температурному датчику 2 подается через Два резистора 69 напряжение. Зависящее от температуры напряжение подается с датчика 2 температуры через первый добавочный резистор 70 на инвертирующий вход операционного усилителя 71 и через второй добавочный рез-истор 72 на неинвертирующий вход операционного усилителя 71. Значения резисторов 69 примерно в Десять раз меньше, чем значения добавочных 70 и 72. Описанная ныне Входная цепь операционного усилителя 71 исключает влияние длины проводов между датчи- i ком 2 температуры и входными зажимами 68 на возникающее в датчике 2 температуры зависящее от температуры напряжение. Сигнал, возникающий на выходе операционного усилителя 71, поступает через резистор 73 на неинвертирующий вход операционного усилителя 74. Инвертирующий вход операционного усилителя 74 соединен через резистор 75 обратной связи с выходом операционного усилителя 74 и через резистор 76 с отводом потенциометра 77, Сигнал С выхода операционного усилителя 74 поступает непосредственно на неинвертирующий вход следующего операционного усилителя 78. ИнверТИР1ТОЩИЙ вход операционного усилител 78 соединен через переменный резистор 79 с выходом операционного усилителя 78, через сопротивление 80 - с корпусом и через включенные последовательно сопротивление 81 и терморезистор 82 - с корпусом. Выход операционного усилителя 78 присоединен к выходному зажиму 83 измерительного усилителя. Если изобразить графически зависимость между напряжением на выходном зажиме 83, которое откладывается по оси абсцисс, и напряжением на входных зажимах 68, которое откла дывается по оси ординат, то получится прямая линия. С помощью потенциометра 77 эта прямая может перемещать ся параллельно оси абсцисс. Наклон этих прямых может устанавливаться с помощью переменного резистора 79. Это обеспечивает возможность оптимальной установки рабочей точки изме рительного усилителя. На фиг. 5 изображена электрическа схема одного из измерительных усилителей 17-19, которые определяют, являются ли датчики влажности сухими или влажными. Датчик 9 влажност например, входящий в состав зонда 3 и образованный из электродов 47, сое динен с одной стороны с корпусом, а с другой стороны с входным зажимом 84, который в свою очередь непосредственно соединен с неинвертирующим входом операционного усилителя 85. О мультивибратора 86, вырабатывающего на выходе попеременно положительное и отрицательное по отношению к корпу су напряжение, подаются на датчик 9 влажности через второй входной зажим 87 и высокоомный резистор 88 прямоугольные импульсы с переменным знаком. Во влажном состоянии датчик 9 влажности имеет относительно небольшое сопротивление и поступающее на неинвертирующий вход операционного усилителя 85 напряжение мало. В сухом состоянии датчик 9 влажности имеет высокое сопротивление и поступающее на неинвертирующий вход опера ционного усилителя 85 знакопеременное напряжение велико. Для ограничения этого входного напряжения предус мотрен узел из двух включенных навст речу друг другу диодов 89 Зенера.Инвертирующий вход операционного усилителя 85 соединен с его выходом, благодаря чему операционный усилител 85 работает как обычная усилительная ступень. На выходе операционного уси лителя 85 получается в соответствии со знакопеременным входным напряжени ем знакопеременное выходное напряжение, величина которого зависит от то го, находится датчик 9 влажности в . сухом или влажном состоянии. Возника ющие на выходе операционного усилителя 85 положительные прямоугольные шушульсы поступают через диод 90 и резистор 91 на неинвертирующий вход следующего операционного усилителя 92. Возникающее на выходе операционного усилителя 92 положительное напряжение заряжает конденсатор 93. Возникающие на выходе операционного усилителя 85 отрицательные прямоугольные импульсы поступают через диод 94 и резистор 95 на инвертирующий вход операционного усилителя 92, на выходе котордго вырабатывается также положительное напряжение, заряжающее конденсатор 93. Операционный усилитель 93 и диоды 90 и 94 действуют в качестве двухполупериодных выпрямителей по отношению к возникающим на выходе операционного усилителя 85 прямоугольным импульсам, благодаря чему присоединенный к выходу операционного усилителя 92 конденсатор 93 заряжается до высокого напря-Жения, когда датчик 9 влажности находится в сухом состоянии, и до небольшого напряжения, котда датчик 9 влажности находится во влажном состоянии. Через фильтрующее звено,состоящее из резистора 96 и конденсатора 97, постоянное напряжение, зависящее от состояния датчика 9 влажности, поступает через резистор 98 на неинвертирующий вход включенного как усилитель постоянного тока, операционного усилителя 99, выход которбго соединен с выходным зажимом 100 представленного на фиг. 5 измерительного усилителя.. Мультивибратор 86 служит для питания контуров датчиков 9-11 влажности всех трех измерительных усилителей 17-19. Попеременное питание датчиков 9-11 влажности{ положительными или отрицательными прямоугольными импульсами препятствует образованию корки на измерительном участке,так как исключает возможность появления электролиза. Выполнение восьми компараторов 29-36 не рассматривается подробно,так как подобнее узлы известны. Например, они могут представить собой операционный усилитель, на неинвертирующий вход которого поступает опорное напряжение и к неинвертирующему входу прикладывается напряжение срав- нения. На выходе операционного усилителя возникает сигнал превышения предельного значения, если напряжение сравнения превышает опорное напряжение. Опорное напряжение для компараторов 29, 31 и 32 может быть установлено с помощью потенциометра 101. Опорные напряжения для компараторов 30 и 33 снимаются с потенциометров 102 или 103. Опорное напряжение для компараторов 34-36 вырабатывается в формирователе 104 взависимости от температуры дорожного полотна,определяемой датчиком 6 температуры в составе зонда 3 (фиг. 1)..Тем самым пороговое значение, определяющее срабатывание компараторов 34-36, является плавно изменяющимся. На фиг. 12 представлена электрическая схема формирователя 104. На фиг. 13 показана- зависимость выработайного опорного напряжения U от температуры Т дорожного полотна (опорное напряжение, возникающее на выходном зажиме 105 формирователя 104). Через входной зажим 106 подводится снимаемый с выхода измеритель- 5 ного усилителя 14 сигнал, зависящий от температуры дорожного полотна. Он поступает через резистор 107 на инвертирующий вход операционного усилителя 108, неинвертирующий вход ко- Ю торого присоединен к корпусу. Выход

операционного усилителя 108 соединен через резистор 109 синвертирующим входом следующего операционного усилителя 110, который соединен через |5 резистор 111 обратной связи с выхо-

дом операционного усилителя ilO, неинвертирующий вход которого присоединен к корпусу. Через регулируемый резистор 112 и включенные после- 2П довательно диод 113 и резистор 114 установлена обратная связь между (ВЫХОДОМ операционного усилителя 108 и его инвертирующим входом. Через резистор 115 на диод 113 подается -s напряжение смещения, устанавливаемое с помощью регулируемого резистора 116. Смещение диода 113 установлено таким образом, что диод начинает действовать при входном напряжении на входном зажиме 106, которое соответ- 30 ствует температуре дорожного покрытия приблизительно . Этому состоянию соответствует, точка 117 кривой 118 на фиг. 13, В точке, соответствующей температуре дорожного покрытия О®С, 35 диод 113 обладает полной проводимостью и выходное напряжение, т.е. опорное напряжение для комцараторов 34-36, продолжает падать по прямой линии по мере понижения температуры. 40

Из фиг. 1 следует, что второй омпаратор 29 соединен с вь1ходом изерительного усилителя 14. Второй омпаратор 29 вырабатывает сигнал д,д ревышения предельного значения, сли температура дорожного покрытия, пределенная датчиком 6 температуры, енее или равна 0®С. Третий компаратор 30 также присоединен к измери- -. тельному усилителю 14 и вырабатывает сигнал превышения предельного значения при понижении температуры дорожного покрытия ниже . Первый .компаатор 31 присоединен к измерительно- у усилителю 13 и вырабатывает сиг- нал превышения предельного значения, если температура воздуха, определяеая датчиком 2 температуры, составляет менее . Восьмой компаратор 32 соединен с выходом измерительного «О усилителя 15 и вырабатывает сигнал :

превышения предельногоэнач,&акя, ее-, и определяемая датчиком 7 температуры температура зонда 4 составляет менее ОС. Существенно, что восьмой Ь5

компаратор 32 обладает гистерезисным свойством. Например, он вырабатывает сигнал превышения предельного

t, если температура зонда 4 значения, :ся до ..Сигнал превышепонижаетсяния предельного значения исчезает лишь при повышении температуры зонда 4 до . Четвертый компаратор 33 соединен с. измерительным усилителем 16 и вырабатывает сигнал превышения предельного значения, если температура зонда 5, определяемая датчиком 8 температуры, составляет менее .

Каждый из компараторов 34-36 вырабатывает сигнал превышения предельного значения, если датчики 9-11 влажности находятся в сухом состоянии. На выходе компараторов 34-36 появляется сигнал ухода ниже предельного значения, если поступающие от измерительных усилителей 17-19 значения напряжения меньше плавно изменяющего rtoporoBoro значения, -рассмотренного выше со ссылкой на фиг. Тз.

В блоке 119 управления регуляторо температуры вводятся выходные сигналы измерительных усилителей 14 и 15 для определения разности между температурой дорожного полотна, определенной с помощью датчика 6 температуры, и температурой охлаждаемого зонда 4, определенной с помощью датчика 7 температуры. К выходу блока 119 управления регулятором температур присоединена двухпроводная линия 120, по которой к регулятору 54 температу ра в зонде 4 подается через управляемый ключ 121 питающий ток в зависимости от названной разности температур. Элект)ическая схема блока 119 управления регулятором температур более подробно представлена на фиг. 6. Через входные зажимы 122 подводятся сигналы, .вырабатываемые измерительными усилителями 14 или 15 и поступают через резисторы 123 и 124 на инвертирующий или неинвертирующий вход операционного усилителя 125. На выходе операционного усилителя 125 вырабатывается напряжение, пропорциональное названной разности температур, которое подается через резистор 126 на инвертирующий вход действующего как компаратор операционого усилителя 127. Через переключатель 128, другой входной зажим 129 и ре.зистор 130 на другой вход операционного усилителя 127 подается опорное напряжение, устанавливаемое с помощью потенциометра 131,1 за счет чего может быть установлена упомянутая выше температура. Когда поступающее от операционного усилителя 12 выходное напряжение не достигает значения опорного напряжения, операционный усилитель 125 вырабатывает положительный выходной сигнал, поступающий на базу транзистора 132. Когда переключатель 128 находится в не показанном положении, через соединительный зажим 133 может подводиться извне опорное напряжение за счет этого обеспечивается возможность такого управления названной разностью температур, что в результате получается постоянство времени предупреждения. Транзистор 132 может управлять переключающим транзистором 134, когда ко входному зажиму 135 подводится по линии 136 положительный сиг нал от элемента И 39 (фиг. 1). Участок коллектор-эмиттер переключающего транзистора 134 включен между одним из двух выходных зажимов 137 и корпу сом, в то время как .другой выходной зажим присоединен к положительному полюсу, источника напряжения (не показан) . Задачей описанного выше блока 119 управления является обеспечение установленной разности между температурой дорожного покрытия и температурой зонда 4, когда температура дорожного покрытия опускается ниже 4®С. . Электрическая схема переключател 121 направления тока представлена на фиг. 11. Он имеет два входных зажима 137 и два выходных зажима 138. К последним присоединен регулятор 54 температуры зонда 4, в то время как входные зажимы соединены двухпро водной линией 120 с выходными зажимами 137 (фиг. 6) блока 119 управле ния, выходные зажимы 138 соединены через переключающие контакты 139 реле 140 с входными .зажимами 137. В притянутом состоянии реле 140 направ ление тока через регулятор 54 температуры имеет обратный зн.ак, так что регулятор 54 температуры нагревает комбинированный зонд 4. Реле 140 сра батывает при подаче через входной зажим 141 и резистор 142 положитель ного напряжения на базу транзистора 143. Это напряжение поступает от си нализатора 38, который вырабатывает сигнал превышения предельного значе ния, когда выполнены условия, опреде ляющие необходимость нагрева зонда который в нормальных условиях охлаж дается. Названный сигнал подводится к переключателю 121 по линии 144. Электрическая схема упомянутого ранее переключателя 42, который упра ляет переключателем 121, представлен на фиг. 8. Она имеет четыре входных зажима 145-148, а также первый выхо ной зажим 149, который соединен лини ей 144 с переключателем 121, и второйвыходной зажим 150, который соединен линией 151 с одним из входов элемента И 39 для инициирования блок 119 управления и соединен с входным зажимом сигнализатора 38 для выработ ки сигнала, если дорожное покрытие обледенело, что индицируется лампой 152. Сигнализатор 38 имеет логический элемент НЕ-И 153 с четырьмя входами и триггер, состоящий из двух элементов НЕ-И 154 и 155. Выход элемента НЕИ 153 соединен с устанавливающим входом триггера. Один выход триггера соединен с выходным зажимом 149, а другой выход - с выходным зажимом 150. На входной зажим 145 подается по линии 156 выходной сигнал компаратора 34, если датчик 11 влажности зонда 5 находится в сухом состоянии (фиг. 1). Этот сигнал поступает через защитный резистор 157 и инвертор 158 на первый вход элемента НЕ-И 153. На другой вход элемента НЕ-И 153 поступает по линии 159 через входной зажим 146 выходной сигнал компаратора 36. Этот сигнал возникает, если датчик 10 влажности зонда 4 нахрдится в сухом состоянии. Выходной сигнал компаратора 35 подается по линий 160 через входной зажим 147 на третий вход элемента НЕ-И 153, если датчик 9 влажности находится в сухом состоянии. Четвертый вход элемента НЕ-И 153 -соединен с входом возврата в исходное положение названного выше триггера. На оба эти входа поступает по линии 161 через входной зажим 148 сигнал от компаратора 32, если температура, измеренная температурным датчиком 7 в комбинированном зонде 4, составляет менее . Переключатель 42 режима работы согласно фиг. 8 вырабатывает на своем выходе 150 сигнал превышения предельного значения в течение периода, пока температура зонда 4 превышает , независимо от того, какие сигналы подаются на остальные входные зажимы 145-147. С другой стороны, сигнализатор 33 вырабатывает на своем выходном зажиме 149 сигнал превышения предельного значения, если сигнал превышения предельного значения подается на выходной зажим 145, т.е. если датчик 11 влажности подогреваемого зонда 5 находится в сухом состоянии, а на другие входные зажимы 146-148 подается по одному сигналу ухода ниже предельного значения, т.е. если датчик 10 влажности охлаждаемого зонда 4 и датчик 9 влажности зонда 3 находятся во влажном состоянии и температура охлаждаемого зонда 4 прерышает . Электрическая схема сигнализатора 40 представлена на фиг. 7. Она охватывает три входных зажима 162164, а также выходной зажим 165, который присоединен с помощью линии 166 к нагревателю 52 нагреваемого зонда 5 (фиг. 1). Входные зажимы 162 и 163 присоединены соответственно через защитные резисторы 167 и 1б8 ;к обоим входам элемента НЕ-ИЛИ 169, выход которого соединен через инвертор 170 с первым входом элемента И

171. Выход элемента И 171 присоединен к выходному зажиму 165. Входной зажим 164 соединен через защитный резистор 172 со вторым входом.элемента И 171I а через конденсатор 173 со входом 174 временного элемента 175. ;РЫХОД временного .элемента соедин чере-з инвертор 176 с третьим входьм элем1ента И 171. На входной зажим 164 сигнализатора 40 подается по линии 177 выходной сигнал компаратора 33, если температура нагреваемого зонда 5 меньше ОС. Этот сигнал превышения предельного значения поступает на второй вход элемента И 171, а в начале этого сигнала превышения предельного значения короткий импульс поступает через конденсатор 173 на вход 164 временного элемента, который вырабатывает после этого на своем выходе в течение устанавливаемого времени от 5 до 20 мин сигнал ухода ниже предельного значения, который инвертируется в инверторе 176: и подается на третий вход элемента И 171. На входной зажим 162 поступает по , 178 от компаратора 29 сигнал превьшения предельного значения:, 9сли температура дорожного покрытий/ определяемая с помощью датчик - б телщературы в зонде 3, падает ниже ОС. На входной зажим 163 подается. :по линии 179 от компаратора 31 сигнал пребышения предельного значения, если температура воздуха, определяемая датчиком 2 температуры воздуха, составляет менее Ос. Оба сигнала превьпиения предельного значения поступают .на входы элемента НЕИЛИ 169, к которому присоединен инвертор 170, следствием чего является появление сигнала превышения предельного значения на первом входе элемента И 171, если температура дорожного покрытия. или температура воздуха, или обе температуры составляют менее . Третий сигнализатор 40 подает энергию на нагреватель 52 зонда 5 в течение устанавливаемого во временном элементе 175 времени, если температура дорожного покрытия или температура воздуха, или обе , температуры составляют менее ос, а температура нагреваемого зонда 5 падает ниже ос. Как только температура зонда 5 достигает благодаря нагреву величины, превышающей (jc, подвод энергии к нагревателю 52 прекращается в том числе и тогда, когда устанавливаемое во временном элементе ; 175 .время еще не вышло. .

Первый сигнализатор 37 служит для индикации влажного или сухого состояния -дорожного покрытия. Электрическая схема этого сигнализатора представлена на фиг. 9. Она включает четыре входных зажима 180-183, а также

выходной зажим 184, к которому при;соединена индикаторная лампочка 185, загорающаяся, если -дорожное покрытие находится во влсшном или мокром состоянии. Сигнализатор 37 включает три элементаИ 186-188, а также образованный из двух элементов НЕ-ИЛИ 189 и 190 триггер, выход которого соединен с выходным зажимом 184.Выходы элементов И 186 и 187 присоединены каждый к одному входу элемента ИЛИ 191, выход которого соединен в свою очередь с устанавливающим входом указанного триггера. Выход элемент И 188 соединен непосредственно .с входом возврата в-исходное положение триггера. Об входных зажима 18Q и 181 соединены, с одной стороны, непосредственно с двумя выходами элемента И 186 или 187, а с другой стороны, каждый через инвертор 192 или 193 ,с обоими входами элемента И 188. Выход элемента И 188 соединен с входом возврата в исходное положение названного выше триггера. Входной зажим 180 соединен линией 156 с компаратором 34 и получает сигнал превышения предельного значения, если датчик 11 влажности нагреваемого комбинированного зонда 5 находится в сухом состоянии Входной зажим 181 соединен линией 159 с компаратором 36 и получает сигнал превышения предельного значения, если датчик 10 влажности охлаждаемого зонда 4 находится в сухом состоянии. На входной зажим 182 поступает по линии 178 вырабатываемый компаратором 29 сигнал превышения предельного значения, если температура дорожного покрытия падает до значения ниже ОС. Этот сигнал поступает непосредственно на один из входов И 187 и через инвертор 194 на третий вход элемента И 186. в соответствии с этим названный триггер устанавливается через элемент И 186 и элемент ИЛИ 191, если датчики 10 и 11 влажности находятся в сухом состоянии и температура дорожного покрытия составляет более , причем в .установленном состоянии триггер не вырабатывает выходного сигнала. Когда же датчики 10 и 11 влажности находятся во влажном или мокром состоянии, триггер возв)ращается в исходное состояние через инверторы 192 и 193 и элемент И 188, причем на выходном зё1жиме 184 появляется сигнал превышения предельного значения.

Входной зажим соединен линией 166 с выходным зажимом 165 третьего сигнализатора 37 и получает сигнал превышения предельного значения,когда сигнализатор 40 подает в нагреватель энергию для нагрева зонда 5. Вход временного элемента 195 соединен через конденсатор 196 с входным зажиMOM 183. Временной элемент 195 вклю чен таким образом, реагирует на задний фронт вырабатываемого сигнали затором 40 сигнала превышения предельного значения, выдавая со своего выхода короткий положительный импуль который поступает на один из входов элемента И 187. Если датчики 10 и 11 влажности находятся в сухом состояни температура дорожного полотна состав ляет менее 0°С и временной элемент 195 вырабатывает короткий импульс, ,на выходе элемента И 187 появляется а короткое время сигнал превышения . предельного значения, за счет которо го названный триггер снова устанавливается, причем выходной сигнал на зажиме 184 пропадает. Названный триг гер устанавливается на выработку вы ходного сигнала с помощью элемента И 188, если оба датчика 10 и 11 влаж ности находятся во влажном состоянии и температура дорожного полотна составляет менее 0°С. Наконец, на фиг. 10 представлена электрическая схема второго сигнали,затрЬа38,предназначенного для выработки сигнала, если дорожное полотно покрыто льдом. Этот сигнализатор име ет пять входных зажимов 197-201 и дв выходных зажима 202 и 203. Три первы входных зажима 197-199 присоединены к одному входу элемента И 204, выход которой соединен с входом элемента НЕ-И 205, к которому через инвертор 206 подключен зажим 201. Выход элемента НЕ-И 205 соединен с установоч нам входом триггера, образованного из элементов НЕ-И 207 и 208, в то время как выход элемента И 204 присоединен к входу возврата в исходное положение названного триггера. Выход ной зажим 202 соединен с лампой 152, которая индицирует обледенение дорож ного покрьатия (фиг. 1). Выходной зажим 203, несущий инвертированный сигнал выходного зажима 204, соединен линией 209 со входом четвертого сигнализатора 41, служащего для выоаботки предупредительного сигнала. Входной зажим 197 соединен линией 178 с вторым компаратором 29, который вырабатывает.сигнал превышения предельного значения, если температура дорожного покрытия составляет менее . Входной зажим 198 соединен линией 160 с пятым компаратором 35, который вырабатывает сигнал превышения предельного значения, если датчик 9 влажности зонда 5 явля ется сухим или покрыт льдом. Входной зажим 199 соединен линией 210 с выходом первого сигнализатора 40, кото рый вырабатывает сигнал превышения предельного значения, если дорожное полотно является влажным. Входной за жим 200 соединен линией 144 с выходным зажимом 149 сигнализатора,38 для обращения характера действия регулятора 54 температуры. Входной зажим 201 соединен линией 159 с седьмым компаратором 36, который вырабатывает сигнал превышения предельного значения, если датчик 10 влажности охлаждаемого зонда 4 является сухим или покрыт льдом. Предупредительный сигнал, сигнал влажности и сигнал льдообразования, . иницируемые лампами 43, 185 или 152, вырабатываются на основе температур, определенных датчиками 2, 6, 7 и 8 температуры, и н основе состояний, установленных датчиками 9-11 влажности, причем нагрев зонда5 и охлаждение или нагревание зонда 4 происходят в зависимости от условий погоды, т.е. в зависимости от событий. Устройство работает следующим образом применительно к различным метеорологическим условиям. Пример. При сухой погоде ,и при температуре выше ОС происходит охлаждение. Все три .датчика 9-11 влажности являются высокоомными и в соответствии с этим выходные сигналы измерительных усилителей 17-19 превышают вырабатываемое формирователем 104 опорное напряжение. Приданные компараторы 34-36 вырабатывают поэтому каждый сигналы превышения предельного значения. Остальные компараторы 29-33 не вырабатывают сигналы превышения предельного значения, поскольку все определенные температурными датчиками 2, 6, 7 и 8 температуры ходятся выше точки замерзания. Все сигнализаторы не вводятся в действие. Если теперь первой упадет ниже температура воздуха, что устанавливается с помощью температурного зонда 2, компаратор 31 выработает сигнал превышения предельного значения,который поступает по линии 179 на входной зажим 163 сигнализатора 40 для управления нагревом зонда 5 (фиг. 7). Вследствие этого на первый вход элемента И 171 поступает сигнал превышения предельного значения от инвертора 170. Но поскольку на оба других входа элемента И 171 не поступают сигналы превышения предельного значения, то пока ничего не происходит. Если : вследствие низкой температуры воздуха температура дорожного полотна также упадет ниже , то это будет установлено с помощью датчика 6 температуры зонда 3 и датчика 8 температуры зонда 5, который к этому времени еще не нагрет. В соответствии с этим компараторы 29, 30 и 33 вырабатывают каждый по сигналу превышения предельного значения. Сигнал превышения предельного значения,, вырабатываемый компаратором 33, поступает по линии 177 к через входной зажим 164 сигнализатора 40 на второй вход элемента И 171, и передний фронт э-того сигнала инициирует временной элемент 175, который в свою очередь посылает чере инвертор 176 сигнал превышения предельного значения на третий вход эле мента И 171. На выходе элемента И 17 возникает сигнал превышения предельного значения, который поступает через выходной зажим 165 по линии 166 в нагреватель 52, служащий для нагре ва зонда 5, и на входной 183 изображенного на фиг. 9 сигнализатор 37; предназначенного для выработки сигнала наличия влажности, однако, этот сигнализатор не срабатывает,так как датчики; 10 и 11 влажности являются сухими. По истечении установленного на временном элементе 175 времени,предпочтительно 15 мин, запирается элемент И 171. В течение этого времени произошло нагревание зонда 5 и датчика 11 влажности. Температурный дат; чик 8 фиксирует этот нагрев и, если температура зонда 5 становится выше О С, четвертый номпаратор 33 прекращает вырабатывать сигнал превышения предельного значения. Если повышение температуры произойдет в течение 15-мйнутного интервала времени, то запирание элемента И 171 произойдет до истечения времени временного элемента 175. После этого зонд 5 снова .охлаждается и, если его температура рнова падает ниже ОС, снова начинается подвод энергии, как описано выше к нагревателю 52. Это± процесс будет повторяться, пока температура дорожногр полотна составляет менее ОС и датчики 9-11 влажности остаются сухими. - . Если в это время выпадает ,свегр то он растает на нагреваемом зонде 5. Датчики 11 влажности остано затся вследствие этого проводящим и шестой компаратор 34 прекращает выра батывать сигнал превышения предельно го значения. Выход шестого компарато ра 34 соединен линией 156, .с одной стороны, с входным зажимом 180 сигна лизатора 37 и, с другой стороны, той же линией с входным зажимом 145 переключателя 42. Это приводит к тому, что элемент НЕгИ 153 сигнализагора 40 начинает вырабатывать сигнал превьшмения предельного зна чения и вызывает установку триггера, включающего элементы НЕ-И 154,и 155. Это приводит к тому, что переключатель 121 переводится в положение Нагрев зонда 4 за счет срабаты вания реле 140 переключателя 121. Тем .самым происходит также нагревание датчика 10 влс1жности зонда 4.Про цесс нагрева продолжается до тех пор, пока датчик 7 температуры зонда 4 не зафиксирует повышение температу ры датчика 10 влажности до , тем самым прекращается подача сигнала превышения предельн®го значения с выхода компаратора 32, так что по линии 161 не поступает более сигнала превышения .предельного значения через входной зажим 148 на &лемент НЕ-И 153 переключателя 42, вследствие чего прекращается нагрев зонда 4. Если сухой с.нег находится на агреваемом. датчике 10 влажности зонда 4, тоЬн тает,так что датчик 10 влажности становится влажным,что фиксируется седьмым компаратором 36 в виде пре- . кращения выработки сигнала превышения предельного значения. Это приводит к тому, что через инверторы 192 и 193 происходит инициирование элемента И 188, входящего в состав сиг нализатора 37 и установка триггера, включающего элементы НЕ-ИЛИ 189 и 190,,так что на выходном зажиме 184 сигнализатора 37 создается сигнал превышения предельного значения, вследствие чего загорается сигнальная лампа 185 как показатель того, что полотно дороги влажно. Сигнал превьииения предельного значения на выходном зажиме 184 поступает на входной зажим 200 сигнализатора 38, в результате чего элемент НЕ-И 205 вырабатывает сигнал превышения предельного значения и происходит установка триггера, включающего элементы НЕ-И 207 и 208. После этого загорается сигнальная лампа 152, показывающая,, что дорожное полотно обледенело, точнее дорожное покрытие находится под снегом, что приводит к образованию снежного наката, последствия которого аналогичны тому, что имеет место при обледенении дорожного полотна. Сигнал превышения предельного эначения на выходном зажиме 184 «гигнализатора 37 поступает также на входной з.ажим элемента И 39, так что на выходе элемента И 39 возникает сигнал превышения предельного значения, который поступает по линии 136 на входной зажим 135 блока 119 управления и включает подачу питающего тока к регулятору 54 температуры, предназначенному для охлаждения зонда 4. Охлаждение датчика 10 влажности зонда 4 продолжается до тех пор, пока замерзнет находящаяся на датчике 10 влажности влага и он не станет снова высокоомным, что приводит к возобновлению подачи компаратором Зб сигнала превышения предельного значения, или пока контролируемая блоком 119 управления разность между температурой датчиков 9 и 10 влажности не достигает достаточно большой величины. Циклы нагрева и охлаждения датчика 10 влажности че редуются до тех пор, пока не будут приняты меры по обслуживанию дорожного полотна. Например, будет произведена посылка средством для оттаивания. В этом слу чае все три датчика влажности становятся ниэкоомными, так как вследстви воздействия средства для оттаивания снег тает при температуре ниже О t. Это, наряду с прочим, приводит к переходу в исходное состояние триггера состоящего из элементов НЕ-И 207 и 208, который входит в состав сигнализатора 42, вследствие чего гаснет сигнальная лампа 152, так как на дорожное полотно нанесено достаточно средства для оттаивания и поэтому обледенение ликвидировано. Если бы было нанесено, например, недостаточно средства для оттаивания, т.е. столько, что находящийся при темпера туре дорожного покрытия датчик 9 влажности стал бы низкоомным а переохлажденный датчик 10 влажности ос тавался бы высокоомным, то сигнальна лампа 152 погасла бы и загорелась сигнальная лампа 43, предупреждая об опасности обледенения. Загорание сиг нальной лампь 43 происходит потому, что на элемент И 41 поступает сигнал превышения предельного значения от выходного зажима 184 сигнализатора 40 по линии 210, на второй вход элемента И 41 поступает по линии 159 сигнал превышения предельного значения от компаратора 36, а на третий вход элемента И 41 поступает по линии 209 сигнал превышения предельного значения с выходного зажима .203 сигнализатора 38. Компаратор 36 выра батывает сигнал превышения предельного значения , поскольку датчик 10 влажности охлаждаемого зонда 4 еще находится в состоянии обледенения, так как было нанесено слишком мало средства для оттаивания. П р и м е р 2. При влажной погоде начинается охлаждение от исходной температуры более 0°С. Датчики 9-11 влажности находятся в мокром состоянии и поэтому являются низкоомными. Компараторы 34-36 вырабатывают в соответствии с этим сигйалы ухода ниже предельного значения. Поэтому через инверторы 192 и 193 приводится в дей ствие элемент И 188 сигнализатора 37 и триггер, включающий оба элемента НЕ-ИЛИ 189 и 180, переводится в исходное состояние, причем на выходном зажиме 184 появляется сигнал превыше ния предельного значения, вследствие чего происходит загорание сигнальной пампы 185, предупреждая о влажном со тоянии дорожного покрытия. Если теперь температура воздуха падает ниже , а температура дорожного покрытия ниже, например, , что фиксируется компаратором 30 и 31 путем выработки каждым из них на выходе сигнала превышения предельного значения, то на все три входа элемента И 39 поступают сигналы превышения предельного значения. Выработанный элементом и 39 сигнал превышения предельного значения поступает по линии 136 на входной зажим 135 блока 119 управления. Поскольку разность температур между зондами 3 и 4 или между датчиками 9 и 10 влажности незначи- . тельна, переключающий транзистор 134 отпирается, вследствие чего происходит подвод тока через переключатель 121 к регулятору 54 температуры для охлаждения датчика 10 влажности. Охлаждение производится до тех пор, ndка влага на датчике 10 влажности не замерзнет и он не станет, вследствие этого высокоомным. В результате этого компаратор 36 вырабатывает на своем выходе сигнал превышения предельного значения, который поступает по линии 159 на элемент И 41, на выходе которого появляетсясигнал превышения предельного значения, поckoлькy на оба других его входа поступает по одному сигналу превышения предельного значения с выходного зажима 184 сигнсшизатора 37 или с выходного зажима 203 сигнализатора 42. Выходной сигнал превышения предельного значения элемента И 41 вызывает загорание сигнальной лампы 43, причем этот предупредительный сигнал означает, что имеется опасность обледенения. Если продолжается понижение температуры дорожного полотна и, несмотря на появление предупредительного сигнала, не производится посыпание средством для оттаивания, существует острая опасность замерзания воды на дорожном полотне при достижении им температуры приблизительно . При падении температуры воздуха или температуры дорожного полотна ниже предела о начинается циклическое включение и выключение нагревателя 52 зонда 5, как это описано в примере 1. Когда дорожное полотно действительно покрывается льдом, то покрываются льдом и становятся высокоомным также и измерительные участки 9 и 10, в результате чего сигнализатор 38 вместо охлаждения датчика 10 влгикности начинает, его нагревание. После того как датчик 10 влажности зонда 4 становится ниэкоомным за счет нагревания, сигнализатор 42 вырабатывает на своем выходном зажиме 202 сигнал превышения предельного значения и на выходном зажиме 203 - сигнал ухода ниже предельного значения, что приводит к замене предупредительного сигнала сигналом опасности обледенения, причем гаснет сигнальная лампа 43 и загорается сигнальная лампа 152. Состояние обледеневшего дорожного покрытия контролируется за счет попеременного нагрева ния и охлаждения датчика 10 влажност до тех пор, пока датчик 9 влажности .зонда 3 не станет низкоомным вследст вие нанесения средства для оттаивани ИЛИ за счет .повышения температуры.Пр наступлении такого срстояния вместо сигнальной лампы 152, показывающей, что дорожное.полотно покрыто льдом, загорается сигнальная лампа 43, если при охлаждении датчика 10 влажности он еще продолжает оставаться высокосэмным,йли гарнут обе сигнальные лампы 43 и 152, если все три датчика 9-11 влажности длительное время остд ются низкоомными. Сигнальная ламца 185, показывающая, что дорожное полотно находится во влажном состоянии, гаснет, когда датчики 10 и 11 влажности становятся высокоомными и датчик б температуры зонда 3 устанавливает, что температура дорожного полотна поднялась выше ОС, поскольку в этом случае на все три входа .элемента И- 186 сигнали затора 40 подается по одному сигналу превышения предельного значения,за счет чего происходит установка триг гера, состоящего из Элементов НЕ-ИЛИ 189 .и 190. Сигнальная лампа 185 может погаснуть также и в том случае, когда дат .чцкк 10 и 11 влажности являются сухи мя, т.е. высокоомными, температура дорожного покрытия составляет еще менее и одновременно сигнализатор 37 отклю 1Гает нагреватель 52 зонда 5, потому что временной элемент 195 сигнализатора 37 реагирует на задний фронт вырабатываемого сигнгши затором 37 сигнала превьпыения предельного значения и на короткое время приводит в действие элемент И 187 что достаточно для установки триггера сигнализатора 37, Поскольку предлагаемое устройство имеет средства, блок 119 управления, переключатель 42, переключатель 121 и элемент Пельтье в качестве охлажда i ft;ero элемента г зонд 4 может поперекекно охлаждаться или нагреваться. Это позволяет вырабатывать предупредительный сигнал S зависимости от де ствительного замерзания датчика 10 влажности, причем количество внесенного или не внесенного средства для оттаивания автоматически учитывается обработке данных измерений. За счет зависимого от температуры дорож ного покрытия, плавно изменяющегося опорного напряжения, вырабатываемого в формирователе 104, влияние средства для- оттаивания на определяемые с помощью датчиков 9-11 влажности значения проводимости Может быть в значительной степени исключено без больших затрат. Для обеспечения соответствия дей- ствительности значений, определяемых с помощью зондов 3-5, является предпочтительным, чтобы в дорожном полотне устанавливалось несколько подобных блоков зондов, способных контролировать состояние дорожного покрытия не в одном, а в нескольких местах. Формула изобретения 1. Устройство для сигнализации об .опасности обледенения полотна шоссе, содержащее датчик температуры возду1ха, выход которого подключен к первому компаратору, первый зонд с датчиком температуры и датчиком влажности, -второй зонд с датчиком влажности, нагревателем и датчиком температуры, причем выход датчика температуры первого зонда соединен с вторым и третьим компараторами, а выход датчика температуры второго зонда - с четвертым компаратором, пятый компаратор, подключенный к выходу датчика влажности первого зонда, шестой компаратор, соединенный с датчиком влажности второго зонда, три источника опорных напряжений компараторов,первый сигнализатор, подключенный к выходам второго и шестого компараторов, второй сигнализатор, соединенный с выходами второго и пятого компараторов и первого сигнализатора, блок включения нагревательных элементов , соединенный с выходами первого, BTOpojo и четвертого компараторов и первого сигнализатора, третий сигнализатор, вход которого соединен с выходами первого, второго и четвертого компараторов, а выход - с нагревателем второго зонда и с первым сигнализатором, четвертый сигнализатор, вход которого соединен с выходами первого и второго сигнализаторов, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности, в него введены третий зонд с датчиком влажности,датчиком температуры и регулятором температуры, блок управления регулятором температуры, седьмой и восьмой компараторы, переключатель режима работы регулятора температуры, формирователь регулируемого опорного напряжения и элемент И, причем датчик влажности третьего зонда соединен с седьмым компаратором, датчик температуры третьего зонда соединен с восьмым компаратором, блок управления регулятором температуры соединен с датчиком температуры первого зонда, датчиком температуры третьего зонда и через элемент И с выходом третьего компаратора, вход переключателя режима работы регулятора температуры соединен с выходами пятого, шестого, седьмого и восьмого компараторов,

а его выход и выход первого сигнализатора соединены с другими входами элемента И, выход седьмого компаратора соединен с входами первого, второго и четвертого сигнализаторов, выход формирователя регулируемого опорного напряжения подключен к выходу датчика температуры первого зонда, а выход - к входам пятого, шестого и седьмого компараторов, выход блока управления регулятором температуры и выход переключателя режима работы регулятора температуры через управляемый ключ соединены с регулятором температуры третьего зонда.

2.Устройство по п, 1, отличающееся тем, что в него введен мультивибратор разнополярных импульсов, вьоходы которого через дополнительные резисторы подключены к датчикам влажности.

3,Устройство по п. 1, о. т л и ч а ю щ е е с я тем, что блок, управления регулятором температуры содер/o-t

жит два операционных усилителя, измерительный усилитель, опорный потенциометр, два транзистора и резисторы,

«г причем входы первого операционного усилителя через один резистор и измерительный усилитель подключены соответственно к датчику температуры аервого зонда и датчику влажности третьего зонда, один входвторого операционного усилителя.через другой резистор

0 соединен с выходом первого операционного усилителя, -другой вход второго операционного усилителя соединен с опорным потенциометром, а вьлход - с базой одного транзистора, эмиттер

5 которого подключен к базедругого транзистора, выходная цепь которого включена последовательно с регулятором температуры.

Источники информации,

Q принятые во внимание при экспертизе

1. Патент США 3596264, кл. 340-234, опублик. 1971 (npotoтип) .

/ / / f7 58 ; / /-711 « Я -

Похожие патенты SU957775A3

название год авторы номер документа
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТОЛЩИНЫ ЖИДКОСТНОЙ ПЛЕНКИ НА ПОВЕРХНОСТИ 1998
  • Бошунг Марсель Младший
  • Борнан Этьенн
RU2223548C2
СПОСОБ И ПРЕДУПРЕДИТЕЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СИГНАЛА РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ О ГОЛОЛЕДЕ НА ДОРОГАХ 1999
  • Бошунг Марсель
  • Хайерли Йоахим
RU2232427C2
Широтно-импульсный регулятор для управления вентильным преобразователем 1983
  • Гречко Эдуард Никитович
  • Озерянский Анатолий Александрович
  • Павленко Владимир Евдокимович
SU1181074A1
СИГНАЛИЗАТОР ДОВЗРЫВООПАСНЫХ КОНЦЕНТРАЦИЙ 2013
  • Вовк Александр Иванович
RU2558006C2
ЭЛЕКТРОННАЯ ЧАСТЬ ПОЛЕВОГО УСТРОЙСТВА, ЗАПИТЫВАЕМАЯ ВНЕШНИМ ИСТОЧНИКОМ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ 2007
  • Лалла Роберт
RU2414739C2
ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ИНТЕНСИВНОСТИ ТОКА 1990
  • Марсель Эттер[Ch]
RU2108587C1
ЕМКОСТНЫЙ ЭКСПРЕСС-ВЛАГОМЕР 1995
  • Фролов Г.В.
RU2120623C1
Переносной шахтный сигнализатор метана 1990
  • Белоножко Виктор Петрович
  • Гейхман Исаак Львович
  • Ивашев Александр Владимирович
  • Кисленко Александр Петрович
  • Онищенко Александр Михайлович
  • Шапарев Степан Васильевич
SU1749486A1
Зависимый от нагрузки управляемый регулятор для управляемых по фазовой отсечке двигателей (его варианты) 1983
  • Шульц Дитер
  • Липпманн Гюнтер
SU1390760A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СИГНАЛИЗАЦИИ ПРЕДЕЛЬНЫХ ПАРАМЕТРОВ ВИБРАЦИИ 1992
  • Колесник В.П.
RU2045751C1

Иллюстрации к изобретению SU 957 775 A3

Реферат патента 1982 года Устройство для сигнализации об опасности обледенения полотна шоссе

Формула изобретения SU 957 775 A3

±A.

f

65 7 50 6f 5f

Фи&.З

67 )l22 J . /j/iW 1 «

т i67

J6S

т ш

т 172

ок

№5 -о

и

/75

i

f

.

-L JL

9Т ,97 Фиг.6

IS

0/MO- о 195

2000 0(0М

206

Физ.10

SU 957 775 A3

Авторы

Марсель Бошунг

Даты

1982-09-07Публикация

1978-05-03Подача