(54) СПОСОБ ОТТАИВАНИЯ СЫПУЧИХ МАТЕРИАЛОВ ПРИ РАЗГРУЗОЧНЫХ РАБОТАХ
1
Изобретение относится к производству погрузочно-разгрузочных работ сыпучих материалов в зимнее время.,
Известен способ оттаивания сыпучих материалов взрывом зарядов ВВ 1.
Известен также способ оттаивания сыпучих материалов при разгрузочных работах, включающий бурение шпуров, размещение в них горючего вещества с электровоспламенителем, забойку, воспламенение и последующую выгрузку механическими средствами 2.
Недостатком этого способа является невозможность приведения в соответствие глубины шпуров с глубиной промерзания.
Цель изобретения - сокращение трудоемкости и времени погрузочно-разгрузочных работ, а также снижение их стоимости.
Поставленная цель достигается тем, что согласно способу включающему бурение шпуров, размещение в них горючего вещества с электровоспламенителями, забойку, воспламенение и последующую выгрузку механическими средствами, шпуры бурят по диагонали плоскости поперечного сечения смерзшегося материала в направлении выгрузки и параллельно между собой, при этом между
электровоспламенителем и забойкой формируют воздущный промежуток величиной 0,15-0,20 высоты горючего вещества.
Пример. Транспортная площадка - железнодорожная платформа грузоподъемностью 63 т. Способ разгрузки - установка экскаваторного типа. Строительный материал - смерзшийся песок. Максимальная высота навала песка Н 1200 мм. Мощность промерзшего слоя песка h 500 мм. Бурильный станок - термобур воздушно-реактивный ТВР-50 с длиной рабочей штанги L 1000 мм. Количество скважин в навале песка на платформе п 18 щт. Диаметр скважин d 80 мм. Горючее вещество - смесь аммиачной селитры и крощки каменного ля в процентном отнощении 85/15 ± 1,5%. Воздушный промежуток между электровоспламенителем и забойкой - 1 100 мм.
В мерзлом слое песка, размещенном на железнодорожной платформе, термобуром
20 воздущно-реактивном ТВР-50 бурят скважины глубины 1 1000 мм и диаметром d 80 мм.
При этом скважины бурят только в мерзлом слое песка таким образом, чтобы они были наклонны в сторону выгрузки и параллельными между собой. Оптимальным углом наклона будет угол, определенный из соотношения длины рабочей штанги термобура и мощности промерзшего слоя песка, т. е. под углом обеспечивающим размещения скважин по диагонали плоскости поперечного сечения навала смерзшегося песка. В данном случае этот угол равен 25°.
Затем в пробуренных скважинах размещают горючее вещество совместно с электровоспламенительными патронами и заглушают забойками из инертных материалов. При этом между зарядами горючего вещества и забойками оставляют воздушные зазоры, назначение которых снизить пик высокого давления газов в начальный момент горения с целью исключения выброса забоек из скважин.
Причем величина воздушного промежутка должна находиться в пределах 0,15- 0,20 высоты заряда горючего вещества.
Масса горючего вещества в скважине зависит от ее объема и конструкции заряда и для данного примера равна 2,5 кг.
Расстояние между соседними скважинами определяют в зависимости от величины зоны оттаивания каждой скважины и ширины исполнительного органа (ковша установки экскаваторного типа) землеройной машины. По данным опытно-промышленных исследований зона оттаивания скважины равна 9-10 ее диаметров.
При ширине ковша установки экскаваторного типа равной 0,7 м расстояние между соседними скважинами в ряду равно 1,5 м. При таком расположении термических зарядов зоны оттаивания не перекрывают друг друга, а величины мерзлых перемычек между ними не превышают ширину ковша экскаватора, что позволяет сократить затраты на бурение скважин и расход горючих веществ.
При внутренних размерах кузова железнодорожной платформы 13300x2770 принята двухрядная сетка расположение скважин с их общим количеством, равным 18, и с суммарной массой горючего вещества 45 кг.
После зарядки скважин производят монтаж электросети и воспламенение термозарядов в скважинах. По окончании процесса горения производят разгрузку песка.
Способ обеспечивает экономический эффект за счет снижения трудозатрат в 4-6 раз, уменьшая себестоимость выгрузки в 2-4 раза и сокращение простоя подвижного состава в 6-8 раз.
Формула изобретения
Способ оттаивания сыпучих материалов при разгрузочных работах, включающий бурение шпуров, размещение в них горючего вещества, с электровоспламенителями, забойку, воспламенение и последующую выгрузку механическими средствами, отличающийся тем, что, с целью сокращения трудоемкости и времени погрузочно-разгрузочных работ, шпуры бурят по диагонали плоскости поперечного сечения смерзшегося материала в направлении выгрузки и параллельно между собой, при этом между электровоспламенителем и забойкой
формируют воздушный промежуток величиной 0,15-0,20 высоты горючего вещества.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
Авторы
Даты
1982-09-15—Публикация
1980-11-20—Подача