Тренажер по управлению судовой электростанцией и гребной электрической установкой Советский патент 1982 года по МПК G09B9/00 

Описание патента на изобретение SU960903A1

1

Изобретение относится к обучающим устройствам и может быть использовано для приобретения навыков по управлению судовой электростанцией и гребной электрической установкой.

Известен тренажер по управлению судовой электростанцией и гребной электрической установкой, содержащей имитатор судовой электростанции, состоящий из генераторных агрегатов и блока управления, выходы которого связаны с соответствующими входами генераторных агрегатов, а вход с первым выходом пульта инструкторов, второй выход которого связансо вторым входом второго генераторного агрегата, выход которого соединен со входом коммутирующего устройства, управляющий вход которого связан с выходом первого генераторного агрегата и со входом потребителя, а другие выходы генераторных агрегатов подсоединены к первым и вторым входам пульта инструктора соответственное.

Недостатком известного устройства является отсутствие возможности обучения действиям при различных нормальных эксплуатационных режимах судовой электростанции и гребной электрической установки.

Цель изобретения - повышение эффективности обучения.

Указанная цель достигается тем что тренажер по управлению судовой

10 электростанцией и гребной электрической установкой, содержащий имитатор судовой электростанции, состоящий из генераторных агрегатов и блока управления. выходы которого связаны с со15 лени ответствующими входами генераторных агрегетов, а вход - с первым выходом пульта инструктора, второй выход которого связан с вторым входом вто20рого генераторного агрегата, выход которого соединен с входом коммутирующего устройства, управляющий вход которого связан с выходом первого генераторного агрегата и с входом потребителя а другие выходы генераторных агрегатов подсоединены к первым и вторым пульта инструктора соответственно, имеет установленные на одном вапу имитатор гребного эле ктродвигателя, имитатор гребного винта, тахогенератор и блоки управления имитатором гребного синхронного электродвигателя и имитатором гре ного винта, причем первый выход блока управления имитатором гребного синхронного электродвигателя соединен с третьим входом пульта инструктора, второй - с третьим входом второго генераторного агрегата, третийс третьим входом имитатора гребного синхронного, электродвигателя, четвертый - с входом тахогенератора, второй вход и выход которого связаны соответственно с пятым выходом и шестым входом пульта инструктора, п:ятый вход которого через блок управления гребным винтом соединен с имитатором гребного винта, другой вход которого подключен к четверто.му выходу пульта инструктора, а его третий выход соединен с вторым входом имитатора гребного синхронного электродвигателя, при этфм четвертый вход пульта инструктора связан с выходом имитатора гребного синхронного электродвигателя, первый вход которого подключен к выходу коммутирующего устройства. На фиг, 1 изображена блок-схема тренажера; на фиг. 2 - принципиальна электрическая схема тренажера. Тренажер содержит блок Т управления имииатором судовой электростанции, электрически связанной с ге нераторным агрегатом 2 и потребителем 3. Кроме того, блок 1 управления имитатором судовой электростанции связан с генераторным агрегатом k, который через гребной электродвига тель 5 связан с гребным винтом 6, на валу которого установлен тахогене ратор 7. Последний подключен к блоку 8 управления гребным электродвига телем. Гребной винт 6 связан по одному каналу через имитатор гидравлической системы управления гребным винтом 9 с пультом ТО инструктора ,. а по второму каналу имеется прямая связь с тем же блоком причём пульт 10 инструктора соединен с тахоренера тором 7 по двум каналам, с гребным электродвигателем 5- по двум каналам, с блоком 8 управления гребным электродвигателем, генераторными агрегатами 2 и k; блоком 1 управления имитатором судовой электростанции по одному каналу. Кроме того, имеется связь между генетаторным агре- , гатом Ц блоком 8 управления гребным электродвигателем, а также между :каналом электроснабжения потребителя 3 и каналом электроснабжения гребного ;электродвигателя 5. Блок 1 управления имитатором судовой электростанции, в состав которого входят дистанционно управляемые автотрансформаторы 11 и выпрямительные мосты 12, три реактора 13 и-трехполюсный выключатель 1, выключате 1И 15 и резисторы 1б регуляторов возбуждения генераторов-регулируемых резисторов 17. контактора 18 и кнопки Стоп 19, электрически соединен несколькими приводными электродвигателями 20 с синхронными генераторами 21, автоматическими выключателями генераторов 22, сборными шинами 23, разделенными секционными автоматическими выключателями 24 на участки, с которых через автоматические выключатели 25 получают питание общесудовые потребители 3- В состав имитатора судовой электростанции входит также при водной электродвигатель 26 с синхронным генератором 27, реле минимального тока 28 и автоматический выключатель 29 параллельной работы, .через которые указанный синхронный генератор может быть подключен на сборные шины. Этот же генератор 27 через реле минимального тока 30 и автоматический выключатель 31 может быть подключен к синxJDOHHOMy электродвигателю 32, являющемуся имитатором гребного синхронного электродвигателя 5, на валу которого установлен нагрузочный генератор 33, образующий вместе с нагрузочным резистором 3, электромашинным усилителем 35 и его приводным электродвигателем 36 имитатор гребного винта регулируемого шага. Измене ние шага винта 6 в тренажере имитируется изменением возбуждения нагрузочного генератора 33, на обмотку возбуждения 37 которого включен электромашинный усилитель 35, управляемый изменением тока в обмотке управления Зб за счет перемещения движка реостата 39/ который приводится электродвигателем 40, управляемым с помощью кнопок 41 управления. Реостат с электродвигателем Цй и кнопками I управления, а также концевой выключатель 2 нулевого упора, контакты которого разомкнуты в среднем положении движка реостата 39, что в реальной установКб соответствует шагу винта 6, при котором его упор равен нулю, входят в состав имитатора гидравлической си темы управления гребным винтом регулируемого шага 9. Управление возбуждением имитатора гребного синхронного электродвигателя 5 осуществляется с помощью блока 8 управления имитатором гребного синхронного электродвигателя, в состав которого входят регулятор возбуждения синхронного электродвигателя 32, выключатель 4А возбужден ния синхронного электродвигателя 32, устройство форсировки возбуждения синхронного генератора 27, состоящее из резистора 45 и выключателя 46 форсировки возбуждения генератора, а также выключатель 47 га|Шения поля синхронного электродвигателя 32. В состав пульта 10 инструктора аходят: устройство гашения поля : синхронного генйзрвтора 27, состоящее из выключателя 48 гашения поля генератора и резистора 49; устройство возбуждения того же генератора, состоящее из выключателя 50 возбуждения генератора и реле 51 возбуждения генератора; устройство гашения поля синхронного электродвигателя, состоящее из. резистора 52, соединенного с контактами выключателя 47 гашения поля синхронного электродвигателя 32, входящего в блок 8 уп-равления имитатором гребного синхрон ного электродвигателя; устройство синхронизации генератора 27 со сборными шинами 23, состоящее из трех реакторов 53, реле 54 синхронизации и включающей кнопки 55, а также реле 5б подачи питания на имитатор ги равлической системы управления гребным винтом 9 регулируемого шага посл синхронизации генератора 27 с шинами 23 имитатора судовой электростанции, срабатывающее в результате протекания тока по катушке минимального токового реле 28 в цепи генератор-шины реле 57 подачи питания на приводной электродвигатель электромашинного усилителя имитатора гребного винта регулируемого шага и репе 58 подачи питания на реостат имитатора гидравлической системы управления гребным винтом 9 регулируемого шага; кнопка 59 инструктора для имитации изменения шага винта 6, установленная в цепи реле подачи питания на имитатор гидравлической системы управления гребным винтом 9 регулируемого шага; устройство, сигнализирующее о неправильных действиях обучающегося/ в состав которого входит сигнальное реле 60 Неправильные действия, предназначенное для включения своими замыкающими контактами цепи, защищенной предохранителями 61, в которой установлены сигнальный звонок 62 и сигнальная лампа 63, входящие в устройство. Кроме того, в устройство входят также кнопка 64 и реле б5 снятия звукового сигнала. Катушка сигнального реле Неправильные действия 60 соединена с паг раллельно соединенными замыкающими контактами аппаратов, также входящих в пульт инструктора: реле 66 максимального напряжения, предназиаг /ченного для сигнализации о работе имитатора гребного синхронного электродвигателя в асинхронном режиме при частоте, большей частоты синхронизации, катушка которого связана через параллельно соединенные размыкающие контакты выключателя 44 возбуждения синхронного электродвигателя и замыкающие контакты выключателя 46 форсировки возбуждения генератора с якорем тахогенератора 67, установленного на валу имитатора гребного синхронного электродвигателя 5; реле 68 контроля нулевого упора, предназначенного для сигнализации, а также для отключения каг тушки реле 69 возбуждения синхронного электродвигателя в случае, если движок реостата 39,находится в положении, отличное от среднего (имитация упора гребного винта, ттличного от нулевого), при этом катушка реле 68 связана с последовательно соединенными разомкнутыми в среднем положении движка реостата 39 контактами концевого выключателя 42 нулевого упора, механически связанного с движком, а также с замыкающими контактами выключателя ЧЧ возбуждения синхронного электродвигателя и раз мыкающими контактами реле 5б питания имитатора гидравлической системы управления гребным винтом 9 регулируе мого шага; реле 70, предназначенного для сигнализации о выключении автоматического выключателя 31 при воз бужденном синхронном генераторе 27 (неправильный порядок отключения имитатора гребного синхронного элект родвигателя 5) , катушка которого связана с последовательно соединенны ми замыкающими контактами выключателя 50 возбуждения генератора и размыкающими контактами выключателя гашения поля генератора tS и реле 30 минимального тока; реле 71/ предназначенного для сигнализации о выключении возбуждения синхронного ге нератора 27 без предварительного включения гашения поля генератора (катушка реле 71 связана с последовательно соединенными размыкающими контактами выключателя 50 возбужде-п ния генератора, выключателя гашения поля генератора и замыкающими контактами реле 51 возбуждения генератора); реле 72, предназначенного для сигнализации об опасности пробоя -разомкнутой обмотки возбуждения имитатора гребного синхронного электродвигателя 5. катушка которого включена последовательно с замыкающими контактами кнопки 73 пуска приводного электродвигателя 2б синхронного генератора 27, а также с размыкающими контактами выключателя 1 гашения поля синхронного электродвигателя 32 и реле 69 возбуждения синхронного электродвигателя 32; вторая пара замыкающих контактов кнопки 73 соединена с катушкой контактора 18. Параллельно перечисленным замыкаю щим контактам включена также цепь последовательно соединенных замыкающих контактов кнопки 7, служащей для контроля частоты синхронизации и размыкающих контактов реле 75 напряжения включенного на зажимы тахогенератора б7 (при установке на зажимах синхронного генератора 27 частомера с диапазоном измерения :1 на личие этой цепи необязательно), В состав пульта инструктора блока входит также реле 7б, назначением которого является исключение работы имитатора гребного синхронного двига теля в асинхронном режиме при частоте, превышаюшей частоту синхронизации; катушка реле связана с замыкающими контактами реле 66, пара замыкающих контактов соединена параллельно с замыкающими контактами выключателя k% гашения поля генератора, а пара размыкающих контактов образует последовательную цепь с замыкающими контактами выключателя 50 возбуждения генератора в цепи катушки реле 51 возбуждения генератора. Дополнительные разрядные сопротивления 77, установленные параллельно обмоткам возбуждения генератора 27, и электродвигатели 32 предохраняют от пробоя обмотки возбуждения при неправильных действиях обучающегося. В состав тренажера входят также контрольно-измерительные приборы (не показаны) - амперметры, вольтметры, ваттметры и тахометр. Тренажер позволяе,т производить обучение следующим операциям: пуска гребного синхронного электро- двигателя от одного синхронного генератора при пониженной частоте; синхронизации гребного электродвигателя на пониженной частоте; разгона синхронного генератора, нагруженного гребным синхронным электродвигателем, работающим вхолостую, до номинальной час тоты; включения синхронного генератора, нагруженного синхронным электродвигателем, работающим вхолостую, на параллельную работу с шинами судовой электростанции; загрузки и разгрузки гребного синхронного электродвигателя путем изменения угла разворота лопастей гребного .винта регу- . лируемого шага; вывода синхронного генератора, нагруженного гребным синхронным электродвигателем, работающим вхолостую, из параллельной работы с шинами судовой электростанции; остановки синхронного гребного электродвигателя. Обучение на тренажере может производиться двумя способами: самостоятельной отработкой навыков по любой из операций по указанию инструктора; обучением навыкам самостоятельного анализа неправильных действий путем предварительного задания последних инструктором. Работа тренажера рассматривается в соответствии с принципиальной электросхемой (см. фиг. 2). Обучение по первому способу производится следующим образом. После подачи напряжения на тренажер, запуска приводных двигателей 20 синхронных генераторов 21, доведения их частоты до номинальной и их синхронизации осуществляется запуск приводного электродвигателя 2б синхронного генератора 27 (см. фиг. 2). Рукоятка устройства изменения частоты синхронного генератора доводится до положения Частота пуска, .Рукоят ка выключателя гашения поля генератора А8 становится в положение Включено, в результате чего обмотка возбуждения синхронного генерато ра 27 шунтируется резистором Э Рукоятка выключателя k7 гашения поля синхронного электродвигателя устанавливается в положение Включено, а рукоятка выключателя ЦЦ возбуждения синхронного электродвигателя ста вится в положение Выключено, в результате чего обмотка возбуждения двигателя шунтируется резистором 52 а реле 69 возбуждения синхронного электродвигателя не получает питания и не подает напряжения в обмотку возбуждения двигателя. Автоматический выключатель 31 замыкается, и статоры синхронного генератора 27 и имитатора гребного синхронного элект родвигателя 32 оказываются электриче ски соединенными. Рукоятка выключателя 6 форсировки возбуждения генератора ставится в положение Включено, в результате чего резистор 5 оказывается зашунтированным контактами этого выключателя. Выключатель 50 возбуждения генератора в контрольнозадающем блоке ставится в положение Включено, в результате чего получает питание реле 51 возбуждения генератора, подающее напряжение в обмотку возбуждения синхронного генератрра 27. Рукоятка выключателя kB гашения поля генератора ставится в положение Выключено, и обмотка возбуждения генератора получает питание с форсировкой, необходимой для последующей надёжной синхронизации имитатора гребного синхронного элeкtpoдвигателя 32 после разгона его в синхронном режиме до частоты синхронизации и, если движок реостата 39 имита тора гидравлической системы управления гребным винтом регулируемого шага находится в среднем положении, втягивается в синхронизм при подаче выключателем tf возбуждения синхронного электродвигателя питания в его обмотку возбуждения и вы 9 3. 10 ключении выключателя kl гашения поля синхронного электродвигателя. После втягивания имитатора гребного синхронного электродвигателя 32 в синхронизм рукоятка выключателя Ц6 форсировки возбуждения генератора устанавливается в положение Выключено, и иммитатор гребного синхронного электродвигателя 32 разгоняется до номинальной частоты вращения воздействием на устройство 11 изменения частоты синхронного генератора 27. При достижении последним частоты, равной частоте остальных генераторов 21, он синхронизируется с ними по методу грубой синхронизации воздействием на кнопку 55 и включается на параллельную работу с ними, воздействием на автоматический выключатель 29 параллельной работы, после чего имитатор гребного синхронного электродвигателя загружается воздействием на одну из кнопок управления имитатотором гидравлической системы управления гребным винтом регулируемого шага, в результате чего двигатель 40 перемещает движок реостата 39, ив обмотку 38 управления элект|эомашинного усилителя 35 поступает сигнал, соответствующий полярности. Обмотка возбуждения 37 генератора 33 имитатора гребного винта регулируемого шага получает питание, и генератор 33, включенный на нагрузочное сопротивление 34, загружает вал имитатора гребного синхронного электродвигателя . Выключение тренажера производится следующим образом. Нагруженный имитатор гребного синхронного электродвигателя разгружается воздействием на одну из кнопок , в результате чего движок реостата 39 устанавливается в среднее положение. Синхронный генератор 27 выводится из параллельной работы с другими генераторами 21 воздействием на рукоятку устройства изменения частоты генератора и выключением автоматического выключателя 29 параллельной работы. Затем включается выключатель В гашения поля генератора и выключается выключатель 50 возбуждения генератора, и имитатор гребного синхронного электродвигателя постепенно останавливается. Затем замыкается выключатель 7 гашения поля синхронного электродвигателя, отключается его возбуждение выключателем Ц и выключается автоматический выключатель 31.

При выполнении перечисленных операций пульт инструктора обеспечивает срабатывание сигнализации о неправ 1льных действиях при пуске имитатор гребного синхронного электродвигател с разомкнутой обмоткой возбуждения; исключение режима разгона имитатора гребного синхронного электродвигателя , работающего в асинхронном режиме, до номинальной частоты вращения без его синхронизации на пониженной частоте, так как в противном случае возможен перегрев двигателя и генератора; исключение режима синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя при положении движка реостата 39, отличном от среднего (что соответствует упору гребного винта регулируемого шага, отличному от нулевого), чем обеспечивается уменьшение провала напряжения синхронного генератора 27

лри пуске имитатора гребного синхронного электродвигателя; исключение изменения положения движка реостата 39 (что соответствует увеличению упора гребного винта) без предварительного ввода синхронного генератора 27 в параллель с остальными генераторами 21 имитатора судовой электростанции, чем обеспечивается отсутствие перегрузок генератора; срабатывание сигнализации о неправильных действиях при отключении возбуждения синхронного генератора 27 без предварительного включения устройства гашения поля генератора, так как в противном случае возможен пробой изоляции обмотки возбуждения генератора; срабатывание сигнализации о неправильных действиях при отключении автоматического выключателя 31 имитатора гребного синхронного электродвигателя при невыключенном возбуждении синхронного генератора 27, так как в противном случае возможно обгорание контактов автоматического выключателя; срабатывание сигнализации о неправильных действиях, если после синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя форсировка врзбуждения генератора 27 не выключена а имитатор гребного синхронного

(Электродвигателя разгоняется -до номинальной частоты.

При попытке обучающегося запустить имитатор гребного синхронного электродвигателя с разомкнутой обмоткой возбуждения получает питание катушка реле 72, связанная через размыкающие контакты выключателя kj гашения поля синхронного электродвигателя и реле 69 возбуждения синхронного электродвигателя с пусковой кнопкой 73 приводного электродвигателя 2б генератора (см, фиг. 2) и своими замыкающими контактами включает реле 60 сигнализации Неправильные действия. После срабатывания сигнализации обучающийся переводит рукоятку выключателя 47 гашения поля синхронного электродвигателя в положение Включено, и действие сигнализации прекращается.

В процессе разгона имитатора гребного синхронного электродвигателя воникает необходимость проверки значения частоты синхронного генератора при которой может прюизводиться синхронизация имитатора гребного синхронного электродвигателя, С этой целью обучающийся нажимает на кнопку 7 контроля частоты синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя . Если частота недостаточна, реле напряжения 75 не срабатывает и катушка сигнального реле 60 получает питание через замыкающие контакты кнопки 7 и размыкающие контакты реле напряжения 75 до тех пор, пока частота не достигнет значения, при котором контакты реле 75 разомкнутся, и имитатор 32 может быть синхрон низирован. I ...

Исключение режима разгона имитатора гребного синхронного электродвигателя без его синхронизации на пониженной частоте обеспечивается следующим образом. Если обучающийся, не синхронизировав имитатор гребного синхронного электродвигателя, увеличивает частоту до значения, превосходящего частоту синхронизации, срабатывает реле 66 максимального напряжения и одной парой контактов подает питание на катушку реле 7б гашения поля генератора, а второй парой - на катушку сигнального реле 60.Реле 76 замыкающими контактами гасит поле генератора и прерывает питание катушки реле 51 возбуждения генератора размыкающими контактами.Синхронный генератор 27 возбуждается, имитатор гребного синхронного элект родвигателя 32 останавливается, сра батывает сигнализация, в связи с че обучающийся должен снова возбудить синхронный генератор 27 и повторить операцию пуска имитатора гребного си ронного электродвигателя. Исключение режима синхронизации имитатора гребного синхронного элект родвигателя при положении движка реостата.39, отличном от среднего (имитация упора гребного винта, отли ного от нулевого) обеспечивается сл дующим образом. Если движок реостата 39 сдвинут со среднего положения, разомкнутые контакты концевого выключателя 2 нулевого упора замыкаются и вместе с замкнутыми контак тами выключателя kk возбуждения синх ронного электродвигателя и контактам реле 5б подачи питания на имитатор гидравлической системы управления гребным винтом регулируемого шага образуют цепь питания катушки реле 68 контроля нулевого упора, которое своими размыкающими контактами отключает катушку реле 69 возбуждения, синхронного электродвигателя, а замыкающими контактами включает си гнальное реле 60. Установить движок реостата 39 в среднее положение можно в этом случае с помощью кнопки 59 инструктора, подающей питание на катушку реле 5б лишь в течение того времени, пока кнопка нажата. Одновременно нажимается одна из KHQQPK i управления электродвигателем Чо реостата 39- Если при подаче питания в обмотку возбуждения имитатора пребного синхронного электродвигатели последний не синхронизируется, что можно установить по показаниям амперметра главной цепи, обучающийся проверяет, включена ли форсировка возбуждения синхронного генератора 27 или не превышает ли она зна чения частоты синхронизации, а затем либо включает форсировку, либо снижа ет частоту и повторяет операцию ввода имитатора гребного синхронного электродвигателя в синхронизм. Срабатывание сигнализации о неправильных действиях, если после синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя форсиров,ка возбуждения синхронного генератора не включена, а имитатор разгоняет ся до номинальной частоты, обеспечивается следующим образом. При разгоне имитатора 32 цепь катушки реле 66 максимального напряжения, несмотря на разомкнутые контакты выключателя kk возбуждения синхронного электродвигателя, остается разомкнутой через замкнутые контакты выключателя форсировки возбуждения генератора. При частоте, превышающей частоту синхронизации имитатора гребного |синхронного электродвигателя, реле 66 срабатывает, замыкая контакты в цепи сигнального реле 60, после чего обучающийся должен поставить рукоятку выключателя (6 форси|Х)вки возбуждения генератора в положение Выключено и разорвать цепь питания реле напряжения 66. Невозможность изменения положения движка реостата-39 без предварительного ввода синхронного генератора 27, нагруженного имитаторои гребного синхронного электродвигателя, работающим вхолостую, в параллель с остальными генераторами обеспечивается следующим образом. Если синхронный генератор 27 не синхронизирован с шинами имитатора судовой электростанции, ток по катушке реле минимального тока 28 не протекает, контакты реле остаются разомкнутыми, и реле 5б не подает питание на имитатор гидравлической системы управления гребным винтом регулируемого шага, в результате чего электродвигатель 40 реостата 39 не полумает питания и имитатор гребного синхронного электродвигателя 32 не загружается. Так как:при воздейст- , ВИИ на кнопку 41 управления имитатора гидравлической системы управления гребным винтом регулируемого шага обучающиеся не наблюдает по показаниям амперметра изменения нагрузки имитатора гребного синхронного элект:родвигателя, он вынужден, проанализировав свои действия, синхронизировать генератор 27 с остальными гене-{ раторами 21. Срабатывание сигнализации о неправильных действиях при отключении возбуждения синхронного генератора 27 без предварительного включения устройства гашения поля генератора обеспечивается следующим образом. Если обучающимся гфедпринята попытка сначала выключит возбуждение генератора и только потом включить его гашение поля, замыкаются .. размыкающие контакты выключателя 50 возбуждения генератора, включенные Последовательно с замкнутыми размыкающими контактами выключателя k9 гашения поля генератора и с замкнутыми замыкающими контактами реле 51 возбуждения генератора в цепи катушки реле 71. Последнее, сработав, подает своими замыкающими контактами питание на сигнальное реле 60 Неправильные действия. При этом возбуждение синхронного генератора. 27 не отключается, так как реле 51 возбуждения генератора уже бло- кировало своими замыкающими контакт1м разомкнутые замыкающие контакты выклю чателя 50 возбуждения генератора , По ле анализа ошибки с бучаю1дийся переводит рукоятку выключателя 50 возбуждения генератора в положение Включено размыкающие контакты выключателя прерйвают питание катушки реле 71 и действие сигнализации прекращается. При включении выключателя Ц8 гашения поля генератора его контакты в цепи катушки реле 71 размь|каются и последующее замыкание контактов выключателя 50 возбуждения генератора в этой цепи не приводит к срабатыванию сигнализации. Срабатывание сигнализации о неправильных действиях при отключении авто матического выключателя 31 имитатора гребного синхронного электродвигате ля при невыключенном возбуждении синх ронного генератора 27 обеспечивается следующим образом. Если выключатель 50 возбуждения генератора включен, выключатель 8 гашения поля гене ратора выключен и .возбуждение на синх ронный генератор подано, а обучающийся ошибочно выключает автоматический выключатель 31, то катушка реле 30 минимального тока теряет питание и замыкает свои размыкающие контакты, соединенные последовательно с замкнутыми контактами выключателя 50 возбуж дения генератора, выключателя tS гаше ния поля генератора и с катушкой реле 70. Последнее, сработав, замыкает своими контактами цепь питания сигнального реле 60. Включая выключатель 48 гашения поля генератора и выключая выключатель 50 возбуждения генератора, обучающийся прерывает питание катушки реле 70 и действие сигнализации прекращается. Зат.ем обучающийся вновь включает автоматический выключатель 31, возбуждает синхронный генератор 27 и повторяет операцию выключения генератора в правильной последовательности. Обучение по второму способу производится следующим образом. При помощи тех или иных органов управления инструктором может быть заложена в схему тренажера одна или несколько команд, имитирующих неисправность или неправильные действия в реальной установке. Например, инструктором может быть включен выключатель 7 гашения поля синхронного электродвигателя перед его пуском, что приводит к опасности пробоя обмотки возбуждения имитатора гребного синхронного электродвигателя; выключен выключатель 46 форсировки возбуждения генератора, в результате чего имитатор 32 не будет синхронизирован; переведен движок реостата 39 имитатора гидравлической системы управления гребным винтом регулируемого шага из среднего положения (нулевой упор) в одно из рабочих положений, в результате чего имитатор гребного синхронного электродвигателя не будет загружен, не будет также выключена форсировка возбуждения синхронного генератора 2 после синхронизации имитатора гребного синхронного электродвигателя, что приведет к его перегреву; включен выключатель 48 гашения поля генератора перед выключением автоматического выключателя 31 имитатора гребного синхронного электродвигателя или выключателя 50 возбуждения генератора, что приведет к обгоранию контактов выключателей. Указанные действия инструктора приводят к срабатыванию сигнализации или неправильной работе I тренажера. При этом обучающийся анализирует ситуацию как самостоятельно, так и в результате вопросов инструктора и повторяет операцию в правильной последовательности. Результатом является отключение сигтчализации и получение разрешения от контрольно-задающего блока продолжать работу (например, разрешение на нагрузку имитатора гребного синхронного электродвигателя после установки движка реостата 39 в сред : нее положение или то же после синхронизации генератора 27, нагруженного работающим вхолостую имитатором гребного синхронного электродвигателя, с остальными гене раторами 21. Эксплуатация тренажера позволяет уменьшить сумму ущерба за смет снижения авйрийности в результате повышения квалификации судовых электромехаников. Формула изобретения Тренажер по управлению судовой электростанцией и гребной электрической установкой, содёржащий имитатор судовой электростанции,состоящий из генераторных агрегатов и блока управления, выходы которого связаны с соответствующими входами генераторных агрегатов, ;а вход - с первым выходом пульта инструктора, второй выход которого связан с вторым входом второго генераторного аг регата, выход которого соединен с .входом коммутирующего устройства, управляющий вход которого связан с выходом первого генераторного агрегата и с входом потребителя, а др гие выходы генераторных агрегатов подсоединены к первым и вторым входами пульта инструктора соответственно, отличающийся тем, что, с целью повышения эффекти ности обучения, он имеет установлен ные на одном валу имитатор гребного электродвигателя, имитатор гре ного винта, тахогенератор и блоки 3 управления имитатором гребного синх- ройного электродвигателя и имитатором гребного винта, причем первый выход блока управления имитатором гребного синхронного электродвигателя соединен с третьим входом пульта инструктора, второй - с третьим входом второго генераторного агрегата, третий - с третьим входом имитатора гребного синхронного электрядвигателя, четвертый - с входом тахогенератора, второй вход и выход которого связаны соответственно с пятым выходом и шестым входом пульта инструктора, пятый вхрд которого через блок управления гребным винтоя соединен с имитатором гребного винта, другой вход которого подключен к четвертому выходу пульта инструктора, а его тре4 тий выход соединен с вторым входом имитатора гребного синхронного электродвигателя, при этом четвертый . вход пульта инструктора связан с выходом имитатора гребного синхрон- . ного электродвигателя, первый вход которого подключен .к выходу коммутирующего устройства. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1. Ефимов А. Ф., Конради Л.Г. Имитационная установка для обучения электриков управлению автоматизироданной электростанцией В кн.: Судовая электротехника и связь, вып. 1972, с,29-32..

Похожие патенты SU960903A1

название год авторы номер документа
ТРЕНАЖЕР ПО УПРАВЛЕНИЮ СУДОВОЙ ЭЛЕКТРОСТАНЦИЕЙ И ГРЕБНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ УСТАНОВКОЙ 1991
  • Аронов О.Н.
  • Бабкин В.Е.
RU2006957C1
Панель синхронизации генераторов учебной электростанции 1986
  • Радченко Петр Михайлович
SU1403218A1
ТРЕНАЖЕР ОПЕРАТОРА ЭНЕРГЕТИЧЕСКОГО ОБЪЕКТА 2002
RU2202830C1
Судовая электроэнергетическая установка 2018
  • Сеньков Алексей Петрович
  • Батрак Дмитрий Викторович
RU2709983C2
Тренажер водителя транспортного средства 1976
  • Скоробогатов Дий Иванович
  • Осипов Игорь Иванович
SU595767A1
ТРЕНАЖЕРНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ЭКИПАЖЕЙ КОРАБЛЕЙ 2007
  • Новиков Евгений Станиславович
  • Пялов Владимир Николаевич
  • Романчиков Вячеслав Иванович
  • Николаев Владимир Федорович
  • Барбанель Борис Аронович
  • Ляпустина Ольга Викторовна
  • Курносов Андрей Алексеевич
  • Москаленко Надежда Васильевна
  • Атаев Вячеслав Григорьевич
  • Глушков Игорь Борисович
  • Бычков Владимир Александрович
  • Завадский Николай Викторович
  • Харитонов Михаил Владимирович
RU2340950C1
СУДОВАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2012
  • Штрамбранд Владимир Ильич
  • Григорьев Андрей Владимирович
  • Кулагин Юрий Александрович
  • Зайнуллин Руслан Ринатович
  • Тарица Георгий Васильевич
  • Ечеистов Борис Анатольевич
RU2521115C2
Судовая энергетическая установка 1990
  • Голубев Виталий Константинович
  • Дубовик Виталий Александрович
  • Руденко Евгений Павлович
SU1717477A1
БЕГУЩАЯ ДОРОЖКА 2003
  • Князев А.Н.
RU2240165C1
ТРЕНАЖЕР МЕХАНИКА-ВОДИТЕЛЯ ТАНКА 1990
  • Потапов Б.И.
  • Игольников М.Б.
  • Махин А.А.
RU2010341C1

Иллюстрации к изобретению SU 960 903 A1

Реферат патента 1982 года Тренажер по управлению судовой электростанцией и гребной электрической установкой

Формула изобретения SU 960 903 A1

« ffl

SU 960 903 A1

Авторы

Шейченко Анатолий Васильевич

Аронов Олег Николаевич

Мишарин Василий Александрович

Даты

1982-09-23Публикация

1980-06-24Подача