Изобретение относится к машиностро ению, в частности к двигателес-кроению а именно к двигателям внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия. Известен двигатель внутреннего, сгорания с воспламенением от сжатия, .содержащий по меньшей мере один цилиндр с поршнем и камерой сгорания , головку цилиндра с вьтрлненной в ней вихревой камерой, подключенной к камере сгорания при помощи соединительного канала, вьшолненного с- возможностью перекрытия запорным органом с приводом, и две топливные форсунки установленные в головке цилиндра причем одна из форсунок выходит в вихревую камеру, а другая - в камеру сгорания 1.ч Однако в известном двигателе перекрытие соединительного канала запорным органом достигается определенным воздействием оператора на привод запорного органа, что снижает надежность запуска двигателя. Цель изобретения - повышение надеж ности запуска двигателя путем автоматического отключения вихревой камеры.от камеры сгорания. Поставленная цель достигается тем что головка цилиндра снабжена пазом. пересекающим .соединительный канал, запорный орган размещен в ,па5у и выполнен в виде шибера, а его привод в виде пластины из материала, обладающего термической памятью. На фиг. 1 представлен описываемый двигатель с отключенной вихревой камерой; на фиг. 2 - то же, с вихревой камерой, сообщенной с Кс1мерой сгорания. Двигатель содержит по меньшей мере один цилиндр 1 с поршнем 2 и камерой 3- сгорания, головку 4 цилиндра 1с выполненной в ней вихревой камерой 5, подключенной к камере 3 сгорания при помощи соединительного канала б , и две топливные форсунки 7 и 8, установленные в головке 4, причем форсунка 7 выходит в вихревую камеру 5, а форсунка 8 - в камеру 3 сгорания. Головка 4 снабжена пазом 9, пересекающим соединительный канал 6, в пазу 9 размещены запорный орган, выполненный в виде шибера 10, а его привод выполнен в виде пластины 11 из материала, обладающего термической памятью. Описываемый двигатель работает следующим образом. .
При низких температурах двигателя пластина И принимает, плоскую форму, что соответствует положению шибера 10, перекрывающего соединительный канал 6 (фиг. 1) и отключающего вихревую камеру, за счет5 чего теплопередающая поверхность уменьшается на 40%, а степень сжатия двигателя повышается. При запуске холодного двигателя форсунка 8 подает топливо в камеру з сгорания. 10 Вследствие существенного снижения потерь энергии на теплоотдачу в стенки, и газодинамических потерь энергии движения заряда, а также эффекта увеличения степени сжатия обеспечива-15 ется надежный запуск двигателя. Когда запущен двигатель нарежиме .его прогрева, шибер 10 продолжает перекрывать соединительный канал 6. После нагрева двигателя, а следовательно и пластинь12д 11, выполненной из титаноникёлевого сплава, обладающего термической памятью, до температуры-40-60°С она приобретает S образную форму, перемещая шибер 10 в правое положение и 25 открйвая соединительный канал 6 (фиг.2). При этом с помощью форсунки 7 начинает, подаваться топливо в вихревую камеру 5, форсунка 8 выключается.К этому моменту тепловое состояние деталей двигателя обеспечивает надежное воспламенение впрыскиваемого топлива. При открытии шибером 10 канала 6 црблсходит уменьшение степени сжатия, вследствие чего снижаются механическая и тепловая напряженность двй. гателя на рабочих режимах. После остановки и остывания двигателя плас Тина 11-вновь приобретает плоскую форму, перемещая шибер 10 в левое положение и перекрывая тем самым 40 соединительный канал 6,
Таким образом, благодаря автоматическому отключению вихревой камеры от камерц сгорания повьлшается надежность запуска двигателя. Кроме того, выполнение запорного органа в виде шибера позволяет сохранить благоприятные геометрические характеристики камеры сгорания, вихревой камеры и соединительного канала на рабочих режимах, а следовательно оптимальный рабочий процесс.
Формула изобретения
Двигатель внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, содеряащий, по меньшей мере, один цилиндр с поршнем и камерой сгорания, головку цилиндра с выполненной в ней вихревой камерой, подключенной, к камере сгорания при потлощи соединительного канала,выполненного с возможностью перекрытия запорным органом с приводом, и две топливные форсунки, установленные в головке цилиндра, причем одна из форсунок выходит в вихревую камеру, а другая - в камеру сгорания отличающий ся тем, что, с 1рлью повышения надежности запуска двигателя путем автоматического отключения вихревой камеры от камеры сгорания, головка цилиндра снабжена пазом, пересекающим соединительный канал, запорный орган размещен в пазу и выполнен в виде шибера, а его. привод выполнен в виде пластины из материала, обладающего термической памятью.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1. Авторское свидетельство СССР 353057, кл. F 02 D 15/04,1970. .
Авторы
Даты
1982-10-15—Публикация
1981-04-27—Подача