Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя Советский патент 1982 года по МПК G01L3/10 

Описание патента на изобретение SU972276A1

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ВАЛУ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ

1

Изобретение относится к измерительной технике и может быть использовано для контроля крутящего момента валу асинхронного электродвигателя.

Известно устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя, содержащее трансформатор напряжения, трансформатор тока, фазовращатель, два ограничителя, схему сравнения и усилитель 1.

Недостатком данного устройства является низкая точность, обусловленная формой и амплитудой сигнала на выходах фазовращателя и трансформатора напряжения, параметрами ограничителей, колебанием напряжения питания электродвигателя.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому является устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя, содержащее трансформатор напряжения и трансформатор тока, включенные в статорную цепь электродвигателя, фазовращатель, вход которого соединен с выходом трансформатора тока, формирователь импульсов, соединенный своими входами с выходами фазовращателя и трансформатора напряжения, задатчик уровня, один

выход которого связан с первым входом формирователя временного интервала, первый интегратор, связанный одним своим входом с выходом формирователя временного интервала, и второй интегратор 2.

5К недостаткам известного устройства относится низкое быстродействие, так как для снятия информации о величине крутящего момента относительно заданного его значения необходимо, чтобы вектор тока находился в третьем квадранте, и низкая точность, которая определяется примененным в устройстве способом устранения влияния частоты питающей сети на результат контроля.

Цель изобретения - повышение точнос5 ти и быстродействия работы устройства.

Поставленная цель достигается тем, что в устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя введены схема задержки, связанная своим входом с третьим выходом формирователя импульсов, триггер, соединенный своими входами с выходом схемы задержки и третьим выходом формирователя импульсов, третий интегратор, вход которого связан с выходом триггера, дополнительный формирователь временного интервала, первый и второй входы которого соединены соответственно с вторым выходом задатчика уровня и выходом третьего интегратора, а выход - с вторым входом нервого интегратора, управляющие входы формирователей временных интерва;iOB связаны с первым выходом формирователя импульсов, второй выход которого сординен с входом второго интегратора, связанного своим выходом с вторым входом формирователя временного интервала, а вход задатчика уровня связан с выходом трансформатора напряжения. На фиг. 1 приведена структурная схема устройства; на фиг. 2 - временные диаграммы, поясняющие его работу в случае, когда крутящий момент на валу электродвигателя меньше заданного значения; на фиг. 3 - то же, в случае, когда крутящий момент на валу электродвигателя больше заданного его значения. Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя содержит асинхронный двигатель 1, трансфор.матор 2 тока, трансформатор 3 напряжения, фазовращатель 4, задатчик 5 уровня, формирователь 6 импульсов, схему 7 задержки, триггер 8, первый 9, второй 10 и третий 11 ийтеграторы, формирователь 12 временного интервала и дополнительный формирователь 13 временного интервала. Устройство работает следующим образом. Сигналы, снимаемые с выходов трапсфор.матора 3 напряжения и фазовращателя 4, подаются на входы формирователя 6 и.мпульсов, с выходов которого снимаются три сигнала. Сигнал 6.1 формируется в моменты пере.ходов через нулевой уровень с минуса на п;иос сигнала большей фазы (ток или напряжение). С второго выхода снимаются импульсы прямоугольной формы 6.2, начала которых совпадают с моментами -переходов с . на плюс, а концы - с плюса на .iHHye через нулевой уровень сигнала 4. Сигнал 6.3 формируется в момент переходов через нулевой уровень с минуса на плюс сигнала меньшей фазы (ток или напряжение в зависимости от величины крутян его момента М относительно заданного значения Mj) Если М Mj, то fI fa О М Мз,,тоcfj 2.(2) Сигнал 6.3 устанавливает RS-триггер в «единицу, а также подается на вход схемы 7 задержки, вре.мя задержки которой определяется выражением иа где ij - верхний и нижний пределы изменения частоты питающего напряжения. Сигнал 7 устанавливает RS-триггер 8 в «нуль. Таким образом, длительность сигнала 8 равна времени задержки блока 7. Выходной сигнал триггера 8 после интегрирования в интеграторе 11 и нестабилизированный сигнал задатчика уровня 5.2 поступают на входы дополнительного формирователя 13 временного интервала. Сигнал 6.2 поступает на вход интегратора 10. Сигнал 10 и стабилизированный сигнал 5.1 задатчика 5 уровня подаются на входы формирователя 12 временного интервала. На выходах формирователей 12 и 13 вре.менных интервалов формируются прямоугольные импульсы, начала которых совпадают с моментом прихода сигнала 6.3 на их управляющие входы, а концы - с .моментами переходов сигналов 10 и 11 с низкого уровня на высокий через уровень сигналов 5.1 и 5.2 соответственно. Сигналы 12 и 13 поступают на входы интегратора 9, с выхода которого снимается однозначная информация о величине крутящего момента на валу электродвигателя относительно заданного его значения. Устройство может работать в трех режимах: крутящий .момент на валу электродвигателя .меньще заданного его значения, в этом случае с выхода интегратора 9 снимается отрицательный уровень сигнала; крутящий момент на валу электродвигателя больще заданного момента - с выхода интегратора 9 снимается отрицательный уровень сигнала; крутящий момент на валу электродвигателя равен заданно.му его значению - с выхода интегратора 9 снимается нулевой уровень сигнала. Введение схемы 7 задержки, триггера 8, интегратора 11, дополнительного формирователя 13 временного интервала с соответствующими связя.ми позволяет повысить точность и быстродействие контроля крутящего момента применением более точного способа устранения влияния изменения частоты питающей сети. Повыщение быстродействия достигается тем, что инфор.мацию о величине крутящего момента относительно заданного его значения устройство выдает при нахождении вектора тока в первом квадранте. Формула изобретения Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя, содержащее трансформатор напряжения и трансформатор тока, включенные в статорную цепь электродвигателя, фазовращатель, вход которого соединен с выходом трансформатора тока, формирователь импульсов, соединенный своими входами с выходами фазовращателя и трансформатора напряжения, задатчик уровня, один выход которого связан с первым входом формирователя временного интервала, первый интегратор, связанный одним своим входом с выходом формирователя временного интервала, и второи интегратор, отличающееся тем, что, с целью повышения точности и быстродействия контроля, в него введены схема задержки, связанная своим входом с третьим выходом формирователя импульсов, триггер, соединенный своими входами с выходом схемы задержки и третьим выходом формирователя импульсов, третий интегратор, вход которого связан с выходом триггера, дополнительный формирователь временного интервала, первый и второй входы которого соединены соответственно с вторым выходом задатчика уровня и выходом третьего интегратора, а выход - с вторым входом первого интегратора, управляющие входы

формирователей временных интервалов связаны с первым выходом формирователя импульсов, второй выход которого соединен с входом второго интегратора, связанного своим выходом с вторым входом формирователя временного интервала, а вход задатчика уровня связан с выходом трансформатора напряжения.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент Швеции № 376128, кл. Н 02 h 7/085, опублик. 1976.

2.Авторское свидетельство СССР по заявке № 2830907/18-10, кл. G 01 L 3/10, 1980 (прототип).

Похожие патенты SU972276A1

название год авторы номер документа
Устройство для ограничения крутящего момента на валу электродвигателя 1982
  • Тукмаков Павел Константинович
  • Мартынов Виктор Борисович
  • Теплов Роберт Анатольевич
  • Буркин Анатолий Николаевич
SU1056351A1
Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя 1978
  • Прошин Иван Александрович
  • Сашкин Валерий Павлович
  • Тукмаков Павел Константинович
SU781623A1
Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя 1979
  • Сашкин Валерий Павлович
  • Тукмаков Павел Константинович
  • Рогожин Евгений Михайлович
  • Прошин Иван Александрович
SU964492A2
Устройство для ограничения крутящегоМОМЕНТА HA ВАлу АСиНХРОННОгО элЕКТРО-дВигАТЕля 1978
  • Сашкин Валерий Павлович
  • Прошин Иван Александрович
  • Тукмаков Павел Константинович
SU817955A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ВАЛУ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Тукмаков В.П.
  • Алексеев А.К.
  • Дмитриев Г.Н.
  • Кудряшов Ю.П.
  • Титова Н.В.
  • Тукмаков П.К.
  • Титов А.Д.
  • Дмитриева С.К.
  • Михайлова Е.Г.
  • Гоник Д.С.
RU2251188C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ВАЛУ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Тукмаков Владислав Павлович
  • Еденбаева Татьяна Павловна
  • Бурмистров Вадим Геннадьевич
  • Дмитриев Геннадий Никифорович
  • Титова Нина Васильевна
  • Титов Александр Дмитриевич
  • Тукмаков Павел Константинович
  • Дмитриева Светлана Константиновна
  • Ксенофонтов Александр Сергеевич
  • Саканин Роман Александрович
RU2269752C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОГРАНИЧЕНИЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ВАЛУ АСИНХРОННОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Тукмаков В.П.
  • Еденбаева Т.П.
  • Алексеев А.К.
  • Бурмистров В.Г.
  • Дмитриев Г.Н.
  • Дмитриева С.К.
  • Саканин Р.А.
  • Титова Н.В.
  • Ксенофонтов А.С.
  • Тукмаков П.К.
RU2259003C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ВАЛУ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2005
  • Тукмаков Владислав Павлович
  • Еденбаева Татьяна Павловна
  • Дмитриев Геннадий Никифорович
  • Тукмаков Павел Константинович
  • Макеева Любовь Ивановна
  • Дмитриева Светлана Константиновна
  • Михайлова Екатерина Григорьевна
RU2283482C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОНТРОЛЯ КРУТЯЩЕГО МОМЕНТА НА ВАЛУ ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Тукмаков В.П.
  • Алексеев А.К.
  • Дмитриев Г.Н.
  • Кудряшов Ю.П.
  • Титова Н.В.
  • Тукмаков П.К.
  • Титов А.Д.
  • Дмитриева С.К.
  • Михайлова Е.Г.
  • Гоник Д.С.
RU2229106C1
Устройство для защиты электропривода глубинного штангового насоса от анормального режима 1987
  • Сихиди Фома Николаевич
  • Поляков Геннадий Иванович
  • Горбунов Виктор Иванович
  • Чалых Александр Леонидович
  • Шадрин Владимир Петрович
SU1457053A1

Иллюстрации к изобретению SU 972 276 A1

Реферат патента 1982 года Устройство для контроля крутящего момента на валу электродвигателя

Формула изобретения SU 972 276 A1

9и,,

иг.5

SU 972 276 A1

Авторы

Борисов Владимир Алексеевич

Тукмаков Павел Константинович

Дмитриев Геннадий Никифорович

Андрианов Бронислав Аристархович

Даты

1982-11-07Публикация

1981-05-04Подача