(54) СПОСОБ ОТКЛЮЧЕНИЯ ЭЛЕКТРОПРИВОДОВ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА
Изобретение относится к электротехнике и может быть использовано в системах тяговых электроприводов транспортных средств и автономных системах электроснабжения при отключении электроприводов и потребителей с аварийными токовыми перегрузками.
Известен способ отключеяия потребителей от аварийного синхронного генератора системы электроснабжения летательных аппаратов, согласно которому измеряют ток, сравнивают его с заданной уставкой, фиксируют наличи аварийной токовой перегрузки в случае превышения уставки, размыкают цепь обмотки возбуждения и отключают потребитель генератора Ш
Недостатком данного способа отклфчения является необходимость испо ьзования коммутационной аппаратуры, рассчитанной на отключение аварийных токов, что снижает надежность отключения, так ,как. отключение включателя происходит значительно быстрее, чем спадениетока в обмотке возбуждения. При этом, как правило, коммутационная аппаратура летательных аппаратов и автономных систем . электроснабжения рассчитана на 3-4 , аварийных отключения. Применение аппаратуры, рассчитанной на большее число отключений, приводит к увеличению ее массы, габаритов и стоимости.
Общими признаками указанного способа и предлагаемого являются измерение тока; сравнение его с заданной уставкой; фиксация наличия аварийной токовой перегрузки в случае превышения заданной уставки; отключе10ние выключателя в цепи потребителя; размыкание цепи обмотки возбуждения.
Наиболее близким к изобретению является способ защиты синхронного генератора с управляемым возбудите15 лам, согласно которому измеряют ток, сравнивают его с заданной уставкой, фиксируют сигнал наличия аварийной токовой перегрузки в случае превышения его над заданной уставкой, пода20ют этот фиксированный сигнал на выключатель и отключают выключатель с выдержкой времени, в. течение которой тем же сигналом, фиксирующим наличие токовой перегрузки, во.здействуют на
25 управляемый возбудитель, уменьшая ток возбуждения до величины, обеспечивающей допустимый уровень перена пряжений на зажимах генератора после отключения выключателя, и отключают
30 выключатель 2. Общими признаками прототипа и пред лагаемого способа являются измерение .тока; сравнение гр с заданной уставкой; фиксация наличия аварийной токовой перегрузки в случае превышения ее над заданной уставкой; уменьшение возбуждения генератора; подача фиксированного сигнала на выключатель; отключение выключателя. Способ по 2 Позволяет отклю- чать от генератора любой потребитель в том мисле и электропривод, и позво ляет уменьшить величину тока, отключаемого выключателем, и величину перенапряжений по сравнению с рассмот,ренным выше. Недостатком рассмотренного способа отключения является низкая надежность, так как необходимо использовать комплект коммутационной апдаратуры, рассчитанной на отключение под током. Низкая надежность объясняется наличием электрической дуги при откл чении. выключателя. Цель изобретения - повышение надежности отключения. Указанная цель достигается тем, что согласно- способу отк ючения элек троприводов транспортного средства, основанном на том, что измеряют токи, потребляемые каждым электроприводом, сравнивают их с заданными уставками, фиксируют сигнал наличия ав рийной токовой перегрузки и в случа превышения заданной уставки, подают сигнал на уменьшение возбуждения генератора, подают сигнал наличия аварийной токовой перегрузки на выключатель и отключают выключатель в цепи питания электропривода, дополнительно измеряют ток в цепи генератора и сигнал аварийной токовой перегрузки электропривода подгиот на выключатель в момент равенства тока в цепи генератора нулю. Отключение выключателя в цепи электропривода при токе генератора, равном нулю, позволяет повысить надежность отключения ввиду отсутстви перенапряжений на генераторе и элек трической дуги в выключателе, На чертеже изображена схема, поясняющая способ отключения электроприводов транспортного средства. Схема содержит генератор 1, к ши ндм которого через выключатели 2 по ючены электроприводы 3, блок 4 дл измерения тока в цепи электропривода . 3 , блок 5 для формирования устав ки тока аварийной перегрузки, блок сравнения б, блок 7 дляфиксации на личия аварийной токорой перегрузки, блок 8 для измерёния тока генератора 1 и фиксации его. нулевого значения , логический элемент И 9, логиче кий элемент ИЛИ 10 и управляемый во будитель 11. Способ отключения осуществляют следующим образом. В рабочем режиме управляемый возбудитель 11 задает ток возбуждения енератора 1, который через выклюатели 2 обеспечивает питание элекроприводов 3 транспортного средства. ри этом величина тока, измеряемая блоком 4, меньше значения тока ,заданного блоком 5, на выходе блока сравнения 6 отсутствует сиг- нал аварийной токовой перегрузки. При возникновении аварийной токовой перегрузки сигнал на выходе блока 4 превышает величину, заданную блоком 5; на выходе блока сравнения б появляется сигнал о наличии токовой перегрузки, который фиксируется блоком 7. С выхода блока 7 сигнал через элемент 10, осуществляющий суммирование аналогичных сигналов от других электроприводов, воздействует на управляемый возбидитель 11 и уменьшает ток возбуждения до нуля. Ток в цепи генератора 1 уменьшается и при достижении нулевого значения блок 8 формирует сигнал, который поступает на логический элемент И 9. Сигнал наличия токовой перегрузки через эле-, мент И 9 поступает на выключатель-2, который отключает электропривод 3 от генератора 1. Предлагаемый способ отключения обеспечивает более надежное отключение за счет бестокового отключения электроприводов, поскольку выключатели обеспечивают существенно большее количество отключений при отсутствии в их цепи тока. Технико-экономическими преимуществами данного технического решения по сравнению с известными является повышение надежности отключения электроприводов транспортного средства. Формула изобретения Способ отключения электроприводов транспортного средства, основанный на том, что измеряют токи, потребляемые электроприводом, сравнивают их с заданными уставками, фиксируют сигнал наличия аварийной токовой перегрузки в случае превышения заданной уставки, подают сигнал на уменьшение возбуждения генератора, подают сигнал наличия токовой перегрузки на выключатель и отключают выключатель в цепи питания электропривода, о тлич ющийсятем, что, с целью повышения надежности отключения, дополнительно измеряют ток в цепи генератора и сигнал аварийной перегрузки электропривода подают на выключатель в момент равенства тока в цепи генератора нулю.
Источники информации, принятые во внимание при экспертизе
1,Коробан Н.Т, Электроснабжение летательных аппаратов. М., Машиностроение, 1975, с. 35.
2,Авторское свидетельство СССР № 560289, кл. Н 02 Н 7/06, 1975.
Авторы
Даты
1982-11-15—Публикация
1980-05-26—Подача