Устройство для обучения Советский патент 1982 года по МПК G09B7/07 

Описание патента на изобретение SU978180A2

(54) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ

Похожие патенты SU978180A2

название год авторы номер документа
Устройство для обучения 1978
  • Маньшин Геральд Григорьевич
  • Арзангулян Александр Арташесович
SU750547A1
Устройство для обучения 1981
  • Арзангулян Александр Арташесович
  • Маньшин Геральд Григорьевич
SU972551A2
Устройство для обучения 1981
  • Арзангулян Александр Арташесович
  • Маньшин Геральд Григорьевич
  • Мартынюк Виктор Иванович
SU976470A2
Обучающее устройство 1980
  • Арзангулян Александр Арташесович
  • Маньшин Геральд Григорьевич
SU960899A1
Устройство для профилактики возникновения ошибок в система человек-машина 1983
  • Арзангулян Александр Арташесович
  • Маньшин Геральд Григорьевич
  • Мартынюк Виктор Иванович
SU1211793A1
Устройство для обучения 1974
  • Медведев Валерий Петрович
  • Сальников Борис Александрович
SU546926A1
Устройство для обучения 1988
  • Медведев Валерий Петрович
  • Пилецкий Андрей Евгеньевич
  • Медведев Станислав Валерьевич
  • Шевелев Валентин Григорьевич
SU1566326A2
Устройство для обучения 1981
  • Медведев Валерий Петрович
  • Резниченко Сергей Николаевич
SU976468A1
Устройство для обучения 1985
  • Медведев Валерий Петрович
  • Проскуряков Александр Викторович
  • Князев Юрий Михайлович
  • Жуков Михаил Николаевич
SU1249565A1
Устройство для обучения 1986
  • Медведев Валерий Петрович
  • Пилецкий Андрей Евгеньевич
  • Жуков Михаил Николаевич
  • Цыс Виктор Михайлович
SU1383435A2

Иллюстрации к изобретению SU 978 180 A2

Реферат патента 1982 года Устройство для обучения

Формула изобретения SU 978 180 A2

Изобретение относится к техническим средствам автоматизированного обучения, может быть использовано для целей группового обучения с индивидуальным контролем учебного процесса.

По основному авт. -св. № 750547 известно устройство, содержащее пульт преподавателя, соединенный с генератором тактовых импульсов и пультами учащихся, подключенными через счетчик сигналов правильности ответов к блоку индикации результата ответов- и непосредственно к первым входам элементов И, вторые входы KOtopax соединены с генератором тактовых импульсов, третьи входы - с выходами соответствующих амплитудных селекторов, а выходы через последовательно включенные соответствующие счетчики времени и блок сравнения с одними входами блока индикаций результата ответов и через последовательно включенные элементы ИЛИ, блок определения средней производительности учащихся и сумматор с другими входами блока индикации результата ответов и с входами блока сравнения, последовательно включенные генератор высокочастотных сиг-.

налов, датчики электробиолюминесценции, соединенные с входами соответствующих амплитудных селекторов, и индикаторы работоспособности учащихся, подключенные к выходам соответствующих амплитудны: селекторов. В устройстве обеспечен контроль утомления обучаемых и регулировка режима труда и отдыха по данным

10 контроля 1.

Однако для осуществления контроля утомления необходима стабильность размещения датчика электробиолюминесценции относительно тела обу15чаемого. Ограничение перемещений тела обучаемого с целью выполнения этого требования затрудняет работу его с устройством. При несоблюдении же требования снижается точность

20 контроля состояния. В результате эффективность обучения недостаточна.

Цель изобретения - расширение дидактических возможностей устройства с повышением эффективности обу25чения путем повышения точности измерения электробиолюминесценции и определения уровня усвоения программы обучаемым.

Для достижения цели в устройство

30 введены последовательно включенные кольцевые счетчики, блоки элементов И, регистры, элементы И, Группы и счетчики сигналов правильности ответов, последовательно соединенные блоки амплитудных селекторов, элемент ИЛИ первой группы, счетчики времени второй группы, дешифраторы и блоки сигнализации, а также вторая группа элементов ИЛИ, причем выходы датчиков электробиолюминесценции непосредственно подключены к входам соответствующих блоков амплитудных селекторов и первым входам соответствующих кольцевых счетчиков, вторые входы которых соединены с третьим выходом пульта преподавателя, вторые входы счетчиков времени второй группы подключены к выходу генератора тактовых импульсов, вторые входы блоков элементов И группы соединены с выходами соответствующих блоков амплитудных селекторов, вторые входы элемен тов ИЛИ первой группы подключены к четвертому выходу пульта преподавателя. , На чертеже приведена схема обучающего устройства. Пульт 1 преподавателя соединен с пультами 2 учащихся и генератором 3 тактовых импульсов. Под клавишами 4 буквенно-цифровой клавиатуры, расположенной на пультах 2, размеще ны датчики 5 электробиолюминесценци подключенные к генератору б высокочастотных сигналов. Выходы датчиков 5 соединены через элементы ИЛИ ,7 с входами амплитудных селекторов 8 .и непосредственно со ам.плитудных селекторов 9. К выхо дам амплитудных селекторов 8 подключены индикаторы 10 работоспособности учащихся и одни входы элементов И 11, другие входы которых соединены с. генератором 3 тактовых импульсов, и с пультами 2, а выходы с входами счетчиков 12 времени и элемента ИЛИ 13. Выходы элемента 13 через блок 14 определения средней производительности учащихся соединены с входами сумматора 15, выход которого подключен к входу блока 16 индикации результата ответов, к одним входам блока 17 сравнения подключены выходы первых счетчиков 12 времени, к другим входам блока 17 подключены выходы сумматора 15, а выходы блока 17 соединены с входом блока 16. Выход элемента ИЛИ 7 подключен к одному входу кольцевого сч чика 18, другой вход которого соеди нен с пультом 1 преподавателя, а вы ходы подключены к первым входам эле ментов и 19, выходы которых подключены к входам триггеров 20. Выходы амплитудных селекторов 8 соединены со входами элементов ИЛИ 21, связан ных с пультом 1 преподавателя. Вы-, ходы элементов ИЛИ 21 соединены с входами установки нуля счетчиков 22 времени, сигнальные входы которых подключены к генератору 3 тактовых импульсов, а выходы через дешифратор 23 связаны с соответствующим блоком 24 сигнализации. Выходы триггеров 20 подключены к входам элементов И 25, выходы которых связаны с соответствующими счетчиками 26 сигналов правильности ответов. Датчик 5 электробиолюминесценции содержит электронно-оптические преобразователи 27 и электрод 28, выполненный в виде прозрачной (напри-, мер, стеклянной) пластины 29, с нанесенным на ее поверхность прозрачным токопроводящим слоем 30 (например, слой двуокиси олова). Токопроводящий слой 30 подключен к генератору 6. Преобразователи 27 подключены к выходам датчика 5. Элементы И 19 представляют собой блок 31 элементов И, триггеры 20 объединены в регистр 32, а селекторы 9 - в блок 33 амплитудных селекторов. Устройство работает следующим образом. Перед получением программы каж.дый обучаемый касается одной из клавиш 4 .буквенно-цифровой клавиатуры. При этом в пространстве между соответствующей клавишей 4 и электродом 28 возникает свечение (электробиолюминесценция) , что вызывает появление электродвижущей силы размещенного под клавишей 4 одного из преобразователей 27, т.е. появление на одном из входов элемента ИЛИ 7 сигнала, пропорционального интенсивности свечения. Элемент ИЛИ 7 выполнен так (например, по схеме многовходового усилителя постоянного тока), что величина напряжения на его выходе и, следовательно, на входе селектора 8 пропорциональна амплитуде сигнала на выходе с преобразователя 5, т.е. интенсивности свечения. По величине напряжения на выходе элемента 7 производится регулировка порога срабатывания селектора 8 и селекторов 9 блока 33. Затем обучаемые получают программу, после чего с пульта 1 преподавателя включаются блоки устройства. На выполнение задания обучаемому дается определенное время t. В момент включения с пульта 1 преподавателя подается сигнал через элементы ИЛИ 21 на входы установки нуля счетчиков 22 времени, после чего на каждом рабочем месте обучаемого счетчик 22 времени производит отсчет времени t выполнения задания обучаемым. При выполнении задания за t t обучаемый набирает ответ на клавишах 4. Напряжение на преобразователях 27 возникает в последовательности , соответствующей последовательности касания клавиш. Через элемент ИЛИ 7 ка вход кольцевого счетчика 1& поступают импульсы при каждом нажатии любой клавиши 4 буквенно-цифровой клавиатуры. При этом возникает сигнал на одном из выходов кольцевого счетчика 18, соответствующем порядковому номеру набранной буквы или цифры. При нажа тин каждой клавиши 4 возникает сигнал на выходе одного из амплитудных селекторов 9г соответствующего нажатой клавише 4. Элементы И 19 подключены к выходам кольцевого счетчика 18 и селекторов 9 таким образо что напряжение на выходах элементов 19 возникает при соответствии поряд кового номера нажатия клавиши 4 с той или иной буквой или цифрой порядковому номеру расположения этой буквы или цифры в правильном ответе Напряжение с входов элементов 19 запоминается триггерами 20 и при условии правильного ответа по его окончании с выхода элемента И 25 сигнал поступает на счетчик 26 сигналов правильности ответов. Уровень электробиолюминесценции при условии t t измеряется в момент ввода обучаемым ответа (нажатие на клавиши) . Селектор 8 настроен таким образом, что при уровне электробиолюминесценции близком к исходному, на его выходе имеется сигнал, соответствующий 1. При этом срабатывает индикатор 10 и обучаемый продолжает работу над программой. При снижении уровня электробиолюминесценции на некоторую заданную величину на выходе первого амплитудного селектора появляется сигнал логического нуля. При этом не срабатывает индикатор 10, что служит сигналом утомления оператора. Наличие на выходе одного из амплитудных се лекторов 9 и, соответственно, на выходе элемента ИЛИ 21 сигнала при водит к установке нуля счетчика 22 времени, т.е. к прекращению счета времени выполнения задания. При невыполнении задания за t t в момент t с начала выполнени задания появляются сигналы на соответствующих выходах счетчика 22 времени, в результате возникает сигнал на выходе дешифратора 23, эключа1ется блок 24, после чего обучаемый касается пальцем любой клавиши 4 на буквенно-цифровой клавиат ре и измеряется уровень электробиолюминесценции. При утомлении (электробиолюминесценция ниже порогового уровня, индикатор 10 не срабатывает) обучагемый делает перерыв в работе. Продолжительность перерыва строго определена. После перерыва выполнение задания возобновляется, измерение электробиолюминесценции проводится в той же последовательности, что. и на первом этапе работы. До момента фиксации утомления с амплитудного селектора 8 поступает сигнал на один вход логического элемента И 11, на другой вход которого до момента ввода правильного ответа обучаемым поступает сигнал с пульта 2, а на третий вход подаются тактовые импульсы от генератора 3, поступающие через элемент 11 на счетчик 12 времени, и через эле- мент ИЛИ 13, блок 14, обеспечивающий -деление на число обучаемых в группе, поступают на сумматор 15, с выхода которого сигнал поступает в блок 17 сравнения и в блок 16 для индикации. На одни входы блока 17 сравнения поступает сигнал от счетчика 12 времени, а с выхода блока 17 сравнения - на блок 16, который, однако, не обеспечивает визуальной индикации из-за отсутствия сигнала разрешения из счетчика 26. При поступлении с элемента И 25 сигнала в счетчик 26 одновременно из пульта 2 поступает сигнал запрета на элемент И 11. Таким образом, к моменту усвоения программы обучаемым в счетчик 12 будет записано время его активной работы над программой. В сумматоре 15 из канала данного обучаемого через элемент ИЛИ 13 и блок 14 будет записано время активной работы обучаемых, деленное на число обучаемых в группе. Аналогичным . образом будет происходить работа устройства параллельно для каждого обучаемого. Когда все обучае№ае дадут правильные ответы, в счетчиках 12 будет записано время активной работы каждого обучаемого над программой, а в сумматоре 15 - общее время активной работы всех обучаемых над программой, деленное на число обучаемых в группе, т.е. средняя трудоемкость усвоения программы. Одновременно из счетчика 26 правильных ответов поступает сигнал разрешения индикации в блок 16. В этом случае блок 16 обеспечивает визуальную индикацию средней трудоемкости усвоения программы, сигналы с счетчика 12, поступающие на одни входы блока 17, и сигналы, поступающие от сумматора 15 на другие входы блока 17, обеспечивают появление сигналов на выходах блока 17, срабатывание блока 16 и индикацию уровня усвоения програ1чмы обучаемым в зависимости от соотношения его инди

SU 978 180 A2

Авторы

Арзангулян Александр Арташесович

Маньшин Геральд Григорьевич

Мартынюк Виктор Иванович

Даты

1982-11-30Публикация

1981-06-22Подача