Трехфазная обмотка для двухскоростных машин переменного тока Советский патент 1982 года по МПК H02K17/14 

Описание патента на изобретение SU978278A1

Изобретение относится к попюсоцерекга чаемым обмоткам многоскоростных элек трических машин переменного тока. Известна трехфазная двухскорсетная обмотка машин переменного тока с отношением чисел пар полюсов 3:4, которая соединяется при числе пар полюсов, кратном трем, Т-образного с тремя параллельными ветвями Г1Т . Недостатком этой обмоткр является наличие большого числа выводов, участ вующих в переключении скоростей. Известна полюсопереклкяаемая обмот ка с Т-образным включением при числе пар полюсов , состоящая из 12 одинаковых катушечных групп, соединенных в три параллельные ветви Недостатками данной обмотки являются сравнительно большое число выводов (8 выводов) на переключатель скоростей, а также наличие несимметрии токов в фазах при числе пар полюсов, кратном трем. Наиболее близкой к предлагаемой является двухскорос.тная обмотка с отношением чисел пар полюсов 3:4, выполненная из 12 катушечных групп, равномерно распределенных по расточке машины и включенных по Т-образной схеме. Йечетные катушечные группы обмотки соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой параллельной ветви, порядковые номера которых 1-7, 9-3, 5-11, а к средним точкам этих ветвей подключены соединенные параллельно четные катушечные группы 10, 6, 2. Катушечные группы 4, 8, 12 вьшолнены с сечением меди в три раза большим по сравнению с остальными девятью катушечными группами и включены последовательно встречно с катушечными группами 10, 6, 2. Обмотка вьшолняется двухслойной с независимыми выводами для каждого числа пар полюсов и применима для числа пазов, кратного 12 з j . 397 Недостатками данной обмотки являются ограниченная по числу пазов двигателя область применения, сравнительно низкое использование (75%) обмотки при большом числе полюсов, ухудшан щее характеристики двигателя, а также двухслойное исполнение, усложняющее обмотку, повьйцающее чгруцоемкость ее изготовления. Цель изобретения - расширение области применения данной обмотки для числа пазов Z 54, улрошение констоукпии .и улучшение характеристик двигателя. Указанная цельдостигается тем, что каждая из 12 катушечных групп вьшолнена из двух концентрически расположенных катушек с шагом по пазам катушек нечетных катушечных групп большим на одно пазовое деление по сравнению с соответствуюшими катушками четных катушечных групп, а по отношению к катушечным группам 4, 8, 12 концентрическ расположены три дополнительных катушки выполненные с одинаковым с катушками катушечных групп 4, 8, 12 числом, витков и обозначенные Ьоответственно порядковыми номерами 4, 8, 12, которые подключены к точкам соединениямежду собой катушечных групп 1-7-10, 5-11-2, 9-3-6, согласно с этими кату шечными.группами образовав выводы для числа пар полюсов , а выводами для являются выводы иа точек соединения катушечных групп 1-3-5, 3-7-11 и соединенных последовательно катушечных групп 4, 8, 12. . На фиг. 1 представлена схема соедини нения элементов трехфазной двухскоростной обмотки с отношением чисел полюсов 3:4 для i 54; на фиг. 2 - развернутая схема трехфазной двухскоростной обмот с числами полюсов и для 2 54. Трехфазная двухскоростная обмотка состоит из 12 катушечных групп, равномерно распределенных по расточке ма-, шины, и трех отдельных катушек, концентрически расположенных по отноше-

ншо к катушечным группам 4, 8, 12 итушечных групп обмотки с шагами по

обозначенных соответственно 4 8, 12 пазам, отличающимися между собой на

Каждая из 12 катушечных групп со-50 одно пазовое деление, обеспечивает раэдержит две концентрически расположенные лвчные обмоточные коэффициенты этих катушки, причем катушки нечетных liaTy- групп при и уменьшение ЭДС четных шечных групп выполнены с шагом по пазам катушечных групп в 1,09 раза по сравбольшим на одно пазовое давление поиенвю с ЭДС нечетных катушечных групп.

сравнению с соответствующими катушка-55 При Т-образном соединении четных в ми четных катушечных групп (фиг. 2).нечетных катушечных гтэупп обмотки для

Нечетные катушечные группы соединеныр 3 (фиг. 1) это приводит к выра вниваншо

между собой в три параллельные ветви с токов в фазах обмотки. 8 двумя встречно включенными катушечными группами в каждой ветви порядковые номера которых в параллельных ветвях 1-7, 9-3, 5-11. К средним точкам параллельных ветвей подключены соответственно четные катушечные группы с порядковыми номерами 10, 6, 2, а катушечные группы 4, 8, 12 выполнены с числом витков в три раза меньшим (намотаны в три пр-овода) по сравнению с Девятью остальньхми катушечными группами и включены последовательно встречно с катушечными группами 10, 6, 2. Катушки .4 , 8 , 12 намотаны, как и катушечные группы 4, 8, 12 в три параллельных провода и подключены к точкам соединения между собой катушечных групп 1-7-10, 5-11-2, 9-3-6 согласно по отношению к этим катушечным группам. Обмотка имеет независимые вьюопы для каждого числа полюсов. Катушки 4, 8 , 12 образуют вьшоды для числа пар полкюов , а вьгоодами для являются выводы из точек соединения катушечных групп 1-9-5, 3-7-11 и включенных последовательно катушечных групп 4, 8, 12. Использование обмоточной меди при числе пар полюсов составяяет 88,8%, а при 77;7%. Предлагаемая обмотка применима для числа пазов i 54 и кратном 54 и выполняется из 27 однослойно расположенных катушек, что повышает использование габарита машины, снижает трудоемкость изготовления, упрощает обмотку. По сравнению с прототипом разработанная обмотка обеспечит улучшение г, кривой намагничивающих сил при большом числе пар полюсов , а следовательно, и улучшение характеристик дви гателя благодаря использованию при ДШ1НОМ числе пар полюсов включенных последовательно дополнительных катушек 4, 8 12 вместо неиспользованных катушечных групп 4, 8, 12, относящихся к тем же фазным зонам. Выполнение четных, и нечетных каОтносительно числа пар полюсов катушечные группы вьшолняются с шаг&ми по пазам, приближающимися к диаметральному шагу. Это обеспечивает практически одинаковые значения обмоточных коэффициентов для четных и нечетных катушечных групп, а следователь но, и необходимое равенство ЭДС в параллельных ветвях х бмотки при . Двухскоростная обмотка с отношением чисел пар полюсов 3:4 отличается небольшим числом элементов, простотой конструктивного исполнения, повьпиенным использованием обкаоточной меди при большем числе пар полк)сюв. Обмотка имеет минимальное число вьюодов и не зависимые входы для обеих полюсностей Она может найти применение в многоскоростных двигателях, в машинах с внутренним каскадом,- в машинах с бесконтактным изменением числа пар полкь сов. Формула изобретения Трехфазная обмотка для двухскорост.ных машин переменного гока с отношением чисел пар полюсов 3:4, содержащая 12 катушечных групп, равномерно распределенных по расточке машины, в которой нечетные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой параллельной ветви, пор5здкавые номера которых 1-7, , 5-11, а к точкам- соединения между собой двух нечетных катушечных групп подключены соответственно чет ные катушечные группы с порядковыми номерами 10, 6, 2, а катушечные группы 4, 8, 12 вьшолнены с ,чисхюм витков в три раза меньШим и сечением медн в три раза большим по сравнению с девятью остальными катушечными группами и подключены последовательно встречно с катушечными группами 10, 6, 2, о т личающаяся тем, что, с целью расширения области применения обмотки для числа пазов 2. 54, упрощения конструкции и улучшения характеристик двигателя, каждая из 12 катушек катушеч ных групп выполнена из двух концентрически расположенных катушек с шагом по пазам катушек нечетных катушечных групп большим нв одно пазовое деление по сравнению с соответствующими катушками четных катушечных гругш, а по отношению к катушечным группам 4, 8, 12 концентрически расположены три дополнительных катушки, выполненные с одинаковым с катушками катушечных групп 4, 8,12 числом витков и обозначенные соответственно порядковыми номерами 4 , 8, 12, которые подключены к точкам соединения между собой катушечных групп 1-7-10, 5-11-2, 9-3-6, согласно с этими катушечными группами образовав выводы для числа пар полюсов , а выводы для являются выводы из точек соединения катушечных грухш 1-9-5, 3-7-11 и соединенных последовательно катушечных групп 4-8-12. Источники информации, принятые во внимание при экспёр1тизе 1.Патент СССР № 9160, кл. Н б2 К 3/28, 1925. 2.Авторское свидетельство СССР № 585575, кл. Н 02 К 3/28, 1971. 3.Авторское свидетельство СССР МЬ 408422, кл. Н О2 К 3/28, 1968.

ло

CB BB

Похожие патенты SU978278A1

название год авторы номер документа
Трехфазная полюсопереключаемая обмотка машин переменного тока 1983
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1124402A1
Трехфазная двухскоростная обмотка электрических машин 1981
  • Киричек Григорий Михайлович
SU974513A1
Трехфазная двухскоростная обмотка 1988
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1552299A1
Трехфазная двухскоростная обмотка электрических машин переменного тока 1984
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1272409A1
Трехфазная полюсопереключаемая обмотка с соотношением чисел пар полюсов 4:3 1987
  • Киричек Григорий Михайлович
  • Киричек Валентина Григорьевна
SU1474803A1
Трехфазная трехскоростная обмотка электрических машин переменного тока 1983
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1098080A1
Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для трехскоростных машин переменного тока 1981
  • Киричек Григорий Михайлович
SU970569A1
Трехфазная двухскоростная обмотка 1983
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1134991A1
Трехфазная двухскоростная обмотка электрических машин переменного тока 1983
  • Киричек Григорий Михайлович
SU1096735A1
Трехфазная полюсопереключаемая обмотка для двухскоростных машин переменного тока 1981
  • Киричек Григорий Михайлович
SU955392A1

Иллюстрации к изобретению SU 978 278 A1

Реферат патента 1982 года Трехфазная обмотка для двухскоростных машин переменного тока

Формула изобретения SU 978 278 A1

iV

Й7 Jf a.r

SU 978 278 A1

Авторы

Киричек Григорий Михайлович

Даты

1982-11-30Публикация

1981-06-22Подача