Изобретение относится к попюсоцерекга чаемым обмоткам многоскоростных элек трических машин переменного тока. Известна трехфазная двухскорсетная обмотка машин переменного тока с отношением чисел пар полюсов 3:4, которая соединяется при числе пар полюсов, кратном трем, Т-образного с тремя параллельными ветвями Г1Т . Недостатком этой обмоткр является наличие большого числа выводов, участ вующих в переключении скоростей. Известна полюсопереклкяаемая обмот ка с Т-образным включением при числе пар полюсов , состоящая из 12 одинаковых катушечных групп, соединенных в три параллельные ветви Недостатками данной обмотки являются сравнительно большое число выводов (8 выводов) на переключатель скоростей, а также наличие несимметрии токов в фазах при числе пар полюсов, кратном трем. Наиболее близкой к предлагаемой является двухскорос.тная обмотка с отношением чисел пар полюсов 3:4, выполненная из 12 катушечных групп, равномерно распределенных по расточке машины и включенных по Т-образной схеме. Йечетные катушечные группы обмотки соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой параллельной ветви, порядковые номера которых 1-7, 9-3, 5-11, а к средним точкам этих ветвей подключены соединенные параллельно четные катушечные группы 10, 6, 2. Катушечные группы 4, 8, 12 вьшолнены с сечением меди в три раза большим по сравнению с остальными девятью катушечными группами и включены последовательно встречно с катушечными группами 10, 6, 2. Обмотка вьшолняется двухслойной с независимыми выводами для каждого числа пар полюсов и применима для числа пазов, кратного 12 з j . 397 Недостатками данной обмотки являются ограниченная по числу пазов двигателя область применения, сравнительно низкое использование (75%) обмотки при большом числе полюсов, ухудшан щее характеристики двигателя, а также двухслойное исполнение, усложняющее обмотку, повьйцающее чгруцоемкость ее изготовления. Цель изобретения - расширение области применения данной обмотки для числа пазов Z 54, улрошение констоукпии .и улучшение характеристик двигателя. Указанная цельдостигается тем, что каждая из 12 катушечных групп вьшолнена из двух концентрически расположенных катушек с шагом по пазам катушек нечетных катушечных групп большим на одно пазовое деление по сравнению с соответствуюшими катушками четных катушечных групп, а по отношению к катушечным группам 4, 8, 12 концентрическ расположены три дополнительных катушки выполненные с одинаковым с катушками катушечных групп 4, 8, 12 числом, витков и обозначенные Ьоответственно порядковыми номерами 4, 8, 12, которые подключены к точкам соединениямежду собой катушечных групп 1-7-10, 5-11-2, 9-3-6, согласно с этими кату шечными.группами образовав выводы для числа пар полюсов , а выводами для являются выводы иа точек соединения катушечных групп 1-3-5, 3-7-11 и соединенных последовательно катушечных групп 4, 8, 12. . На фиг. 1 представлена схема соедини нения элементов трехфазной двухскоростной обмотки с отношением чисел полюсов 3:4 для i 54; на фиг. 2 - развернутая схема трехфазной двухскоростной обмот с числами полюсов и для 2 54. Трехфазная двухскоростная обмотка состоит из 12 катушечных групп, равномерно распределенных по расточке ма-, шины, и трех отдельных катушек, концентрически расположенных по отноше-
ншо к катушечным группам 4, 8, 12 итушечных групп обмотки с шагами по
обозначенных соответственно 4 8, 12 пазам, отличающимися между собой на
Каждая из 12 катушечных групп со-50 одно пазовое деление, обеспечивает раэдержит две концентрически расположенные лвчные обмоточные коэффициенты этих катушки, причем катушки нечетных liaTy- групп при и уменьшение ЭДС четных шечных групп выполнены с шагом по пазам катушечных групп в 1,09 раза по сравбольшим на одно пазовое давление поиенвю с ЭДС нечетных катушечных групп.
сравнению с соответствующими катушка-55 При Т-образном соединении четных в ми четных катушечных групп (фиг. 2).нечетных катушечных гтэупп обмотки для
Нечетные катушечные группы соединеныр 3 (фиг. 1) это приводит к выра вниваншо
между собой в три параллельные ветви с токов в фазах обмотки. 8 двумя встречно включенными катушечными группами в каждой ветви порядковые номера которых в параллельных ветвях 1-7, 9-3, 5-11. К средним точкам параллельных ветвей подключены соответственно четные катушечные группы с порядковыми номерами 10, 6, 2, а катушечные группы 4, 8, 12 выполнены с числом витков в три раза меньшим (намотаны в три пр-овода) по сравнению с Девятью остальньхми катушечными группами и включены последовательно встречно с катушечными группами 10, 6, 2. Катушки .4 , 8 , 12 намотаны, как и катушечные группы 4, 8, 12 в три параллельных провода и подключены к точкам соединения между собой катушечных групп 1-7-10, 5-11-2, 9-3-6 согласно по отношению к этим катушечным группам. Обмотка имеет независимые вьюопы для каждого числа полюсов. Катушки 4, 8 , 12 образуют вьшоды для числа пар полкюов , а вьгоодами для являются выводы из точек соединения катушечных групп 1-9-5, 3-7-11 и включенных последовательно катушечных групп 4, 8, 12. Использование обмоточной меди при числе пар полюсов составяяет 88,8%, а при 77;7%. Предлагаемая обмотка применима для числа пазов i 54 и кратном 54 и выполняется из 27 однослойно расположенных катушек, что повышает использование габарита машины, снижает трудоемкость изготовления, упрощает обмотку. По сравнению с прототипом разработанная обмотка обеспечит улучшение г, кривой намагничивающих сил при большом числе пар полюсов , а следовательно, и улучшение характеристик дви гателя благодаря использованию при ДШ1НОМ числе пар полюсов включенных последовательно дополнительных катушек 4, 8 12 вместо неиспользованных катушечных групп 4, 8, 12, относящихся к тем же фазным зонам. Выполнение четных, и нечетных каОтносительно числа пар полюсов катушечные группы вьшолняются с шаг&ми по пазам, приближающимися к диаметральному шагу. Это обеспечивает практически одинаковые значения обмоточных коэффициентов для четных и нечетных катушечных групп, а следователь но, и необходимое равенство ЭДС в параллельных ветвях х бмотки при . Двухскоростная обмотка с отношением чисел пар полюсов 3:4 отличается небольшим числом элементов, простотой конструктивного исполнения, повьпиенным использованием обкаоточной меди при большем числе пар полк)сюв. Обмотка имеет минимальное число вьюодов и не зависимые входы для обеих полюсностей Она может найти применение в многоскоростных двигателях, в машинах с внутренним каскадом,- в машинах с бесконтактным изменением числа пар полкь сов. Формула изобретения Трехфазная обмотка для двухскорост.ных машин переменного гока с отношением чисел пар полюсов 3:4, содержащая 12 катушечных групп, равномерно распределенных по расточке машины, в которой нечетные катушечные группы соединены между собой в три параллельные ветви с двумя встречно включенными катушечными группами в каждой параллельной ветви, пор5здкавые номера которых 1-7, , 5-11, а к точкам- соединения между собой двух нечетных катушечных групп подключены соответственно чет ные катушечные группы с порядковыми номерами 10, 6, 2, а катушечные группы 4, 8, 12 вьшолнены с ,чисхюм витков в три раза меньШим и сечением медн в три раза большим по сравнению с девятью остальными катушечными группами и подключены последовательно встречно с катушечными группами 10, 6, 2, о т личающаяся тем, что, с целью расширения области применения обмотки для числа пазов 2. 54, упрощения конструкции и улучшения характеристик двигателя, каждая из 12 катушек катушеч ных групп выполнена из двух концентрически расположенных катушек с шагом по пазам катушек нечетных катушечных групп большим нв одно пазовое деление по сравнению с соответствующими катушками четных катушечных гругш, а по отношению к катушечным группам 4, 8, 12 концентрически расположены три дополнительных катушки, выполненные с одинаковым с катушками катушечных групп 4, 8,12 числом витков и обозначенные соответственно порядковыми номерами 4 , 8, 12, которые подключены к точкам соединения между собой катушечных групп 1-7-10, 5-11-2, 9-3-6, согласно с этими катушечными группами образовав выводы для числа пар полюсов , а выводы для являются выводы из точек соединения катушечных грухш 1-9-5, 3-7-11 и соединенных последовательно катушечных групп 4-8-12. Источники информации, принятые во внимание при экспёр1тизе 1.Патент СССР № 9160, кл. Н б2 К 3/28, 1925. 2.Авторское свидетельство СССР № 585575, кл. Н 02 К 3/28, 1971. 3.Авторское свидетельство СССР МЬ 408422, кл. Н О2 К 3/28, 1968.
ло
CB BB
iV
Й7 Jf a.r
Авторы
Даты
1982-11-30—Публикация
1981-06-22—Подача