В ОСНОВНОМ авт. св. № 82724 описано устройство, состоящее из электронно-лучевой трубки с экраном и контуром питания, контура развергки луча по оси времени и контура импульсного генератора, предназначенного для испытания витковой и корпусной изоляции электрических машин и аппаратов, а также для проверки правильности схемы соединения обмоток.
Описываемое изображение является усовершенствованием описанного выше устройства, позволяюшим получить на экране электронно-лучевой трубки всю кривую разности потенциалов. Это достигается тем, что исследуемые обмотки включены в мостовую схему, в диагональ которой введены вертикально отклоняющие пластины электрокно-лучевой трубки.
На фиг. 1 представлена схема предлагаемого устройства; на фиг. 2, 3 и 4 - видоизменения схем включения испытуемых обмоток.
Здесь: 1-трансформатор, 2-кенотрон, 3 - зарядный конденсатор,
4- индуктивное сопротивление,
5- тиратроп, 6 - разрядное сопротивление, 7 - разрядный конденсатор. Испытуемые обмотки 8 и 9 сов.мест)ю с двумя плечами сопротивления 10 (или с другими, одинаковыми между собой обмотками, как это показано на фиг. 2, 3 и 4) образуют мост, в диагональ которого между точками А и Б включены вертикально-отклоняющие пластины 11 электронно-лучевой трубки, являющейся индикатором. Переменное индуктивное сопротивление 4 i: переменное разрядное сопротивление 6 или разрядный конденсатор 7 служат для получения пологого фронта волны, поступающей на испытуемые обмотки. Такой обеспечивает более равномерное распределение напряжения вдоль обмотки, что особенно важно прп испытании витковой изоляции обмоток на электрическую прочность.
Конденсатор 3 заряжается от трансформатора / через кенотрон 2; в это время тиратрон 5 заперт отрицательным потенциалом на сетке, поданным от выпрямительного устройства, состоящего из выпрямителя 12, конденсатора 13 и сопротивления 14.
В момент срабатывания тиратрона, питающего контур развертки (на чертеже не показан), луч электронно-лучевой трубки развертывается по экрану. В это же время через конденсатор 15 и сопротивление 16 на сетку тиратрона. 5 (импульсного KOHTjpa) поступает положительный импульс и открывает его. Заряженный перед этим конденсатор 3 разряжается и волна импульса от разряда этого конденсатора падает на испытуемые обмотки. Войдя в обмотки в точке В, волна разветвляется и проходит по обмоткам 8 и 9 или по обмоткам 8 и 17.
Если дефекты в обмотках отсутствуют (нет витковых замыканий или обрывов) потенциалы в точках А н Б одинаковы, пластины // трубки не заряжаются и луч развертывается лищь в горизонтальном направлении по нулевой линии.
При наличии в одной из этих обмоток виткового замыкания, обрыва или другого дефекта, симметрия их нарущается и потенциалы в точках Л и Б не будут равны между собой. За счет разности этих потенциалов пластины трубки отклоняют 1уч в вертикальном направлении. Так как в это же время луч будет развертываться по оси времени, то на экране электронно-лучевой труб.ки получится изображение не нулевой линии, а какой-то кривой, лежящей выше нулевой линии. С помощью конденсатора 15 и сопротивления 16 можно добиться некоторого запаздывания появления импульса, и тогда на экране получится изображение части горизонтально нулевой линии, а затем кривой разности потенциалов между точками /1 и Б, обусловленной наличием дефекта в одной из испытуемых обмотЪк.
Видоизмененные схемы включения испытуемых обмоток, представленные на фиг. 1, 2, 3 и 4, обладают следующими особенностями.
В схеме устройства по фиг. 1 имеется доступ к нулевой точке В при соединении трех фаз в звезду. Два других плеча, уравновешивающих испытуемые обмотки S и 5, образованы сопротивлением 10.
В схеме включения обмоток согласно фиг. 2 имеется доступ к нулевой точке В. Два других плеча образованы двумя одинаковыми индуктивными обмотками 18 и 19, в качестве которых можно использовать фазные обмотки какого-либо другого двигателя.
В схеме включения обмоток согласно фиг. 3 доступ к нулевым точкам Л и Б при соединении в звезду не обязателен, но обмотки 5, 9, 20, 21, 22 и /7 должны быть у исправных двигателей одинаковыми. В качестве эталона применен двигатель с такими же обмотками, как у испытуемого двигателя.
В последнем варианте схемы включения обмоток (фиг. 4) доступ к нулевым точкам Д тл Е при соединении фаз в звезду не обязателен. Испытуемые обмотки 8, 9 и 20 одинаковы; обмотки 21, 22 и 17 также одинаковы, но могут принадлежать двигателю, отличному от испытуемого.
Предмет изобретения
Устройство для испытания витковой и корпусной изоляции электрических машин и аппаратов, а также для проверки правильности схемы соединения обмоток по авт. сз. № 82724, отличающееся тем, что, с целью получения на экране всей кривой разности потенциалов, исследуемые обмотки включены в мостовую схему, в диагональ которой введены вертикально-отклоняющие пластины электронно-лучевой трубки.
Фиг. 1
Авторы
Даты
1954-01-01—Публикация
1950-09-23—Подача