Подпорное сооружение Советский патент 1983 года по МПК E02B3/06 E02D29/02 

Описание патента на изобретение SU988959A1

1

Изобретение относится к гидротехническому строительству, а именно к подпорным сооружениям, используемым преимущественно в качестве причальных стенок в северных районах.

Известна конструкция причального сооружения, включающая подпорную стенку и грунтовую засыпку, армированную рамами tl

Недостатком сооружения являет- ся снижение его устойчивости при малом числе рам в грунтовой засыпке.

Наиболее близким к изобретению . техническим решением является подпорное сооружение, включающее лицевой элемент с разгружающим устройством, имеющим каналы для замораживающей рабочей среды С 2}.

Это сооружение также не обладает достаточной устойчивостью, что снижает его надежность в целом.

Целью изобретения является повышение надежности сооружения путем Iустранения отмеченных недостатков.

Поставленная цель достигается тем, что каналы выполнены с поперем ным сечением, возрастающим по мере увеличения глубины их расположения, причем в качестве разгружающего уст.ройства могут быть использованы рамы, расположенные ярусами, причем угол наклона рам к горизонту уменьшается по мере увеличения глубины их заложения.

.На фиг. 1 показано подпорное сооружение, план; на фиг. 2- разрез А-А на фиг. 1.

Сооружение включает элемент 1, установленный в водной акватории с минимальным уровнем воды 2, заглубленной в грунт 3 с проектной отметкой дна. Пазуха сооружения заполнена грунтовой засыпкой k с 5 деятельного слоя. В грунте засыпки k размещены армирующие рамы 6 с проточными каналами 7 в элементах рамы. Рамы 6 присоединены к трубе 8 с нисходящим и трубе 9 с восходящим потоками жидкого теплоносителя, подключенным к расширителю 10 теплоносителя. Рамы 6 с каналами 7 являются одновременно и армирующими грунт k засыпки рамами и сетью отбора тепла от грунта Ц в устройстве для замораживания грунта. Рамы 6 заложены в грунт Ц ярусами на расчетном расстоянии одна от другой. Рамы 6 заложены под углом cL к горизонту, с наклоном в сторону от подпорной стенки 1. Такой наклон благоприятен по двум причинам: увеличивается армирующий эффект рам и увеличивается интенсивность течения теплоносителя. Угол d имеет переменное значение: чем глубже в грунт k заложена рама 6, тем значение угла меньше. Таким образом у лицевого эле мента 1 расстояние по высоте между соседними рамами больше, чем расстояние между ними у трубы 9. Это сделано с целью выравнивания интенсивности промораживания грунтового массива, У подпорной стенки, гранича щей в зимнее время с атмосферой, име ющие низкие температуры, охлаждение грунта происходит не только за счет отбора тепла устройством для замораживания грунта, но и за смет интен СИВНОИ теплоотдачи через подпорную стенку, У трубы 9 теплоотдача через грунт в атмосферу - менее интенсивна Из условий обеспечения большей величины забора тепла из зон с большим притоком тепла проточные каналы 7 ра 6 выполнены разного сечения: чем глу же в грунт k заложена рама 6, тем больше сечение ее каналов 7. Для сох ранения в замерзшем состоянии грунта , окружающего концы рам 6, расположенные у трубы 9.сторона верхней рамы, наиболее удаленная от подпорной стенки, помещена в грунте засыпки k на глубину, превышающую толщину деятельного слоя грунта в заданной климатической зоне, С целью повьшения интенсивности теплообмена с наименьшим занятием по лезной площади территории причала труба 8 с нисходящим потоком теплоносителя раз1мещена в зоне деятельного слоя и, изогнута по форме открытых поверхностей причала. Возведение и работа причального с оружения осуществляются следующим об разом. Выравнивают проектное дно 3 причала, устанавливают лицевой элемент 1 с помощью временной анкеровки стенки. Делают подсыпку первого слоя грунта 4 засыпки. Укладывают под расчетным углом ot нижние рамы 6. Монтируют вертикальные участки труб 8 и 9 устройствадля замораживания грунта. Подключают нижние рамы 6 к трубам 8 и 9 с помощью патрубков, желательно, гибких, способных воспринять изменение положения рам в период их осадки при уплотнении грунта в течение стро ительного периода. Засыпают нижний рам 7 слоем грунта расчетной толщины, укладывают второй слой рам 6 под расчетным значением угла ci для этого ряда рам, подключают рамы к трубам 8и 9. И так ряд за рядом, слой за слоем. Наконец, укладывают верхний ряд рам 6, подключают к трубам 8 и 9. Трубы 8 и 9 подводят и присоединяют к расширителям 10. Засщпают, планируют, уплотняют верхний слой грунта. С наступлением периода времени года с отрицательными температурами воздуха заполняют устройство для замораживания грунта жидким теплоносителем, например керосином. Отдавая тепло грунту деятельного слоя теплоноситель в расширителях 10 и трубах 8охлаждается, приобретая большую плотность. В элементах рам 6 и трубе 9теплоноситель получает тепло от окружающего грунта, нагревается, приобретая меньшую плотность. Менее плотный теплоноситель из элементов рам 6 и трубы 9 вытесняется в расширитель 10 более плотным теплоносителем, поступающим из трубы 8. Возникает ток теплоносителя по замкнутому контуру. Ток теплоносителя тем .более интенсивен, чем больше перепад температур в трубах 8 и 9. При отрицательных температурах воздуха замерзает грунт в деятельном слое, достигая предельной глубины по границе 5. За счет охлаждения грунта вокруг элементов рам 6 с проточными каналами 7 образуются слои мерзлого грунта, примыкающего непосредственно к рамам.Рамы становятся более жесткими, т.к. оказываются в жесткой обойме из мерзлого грунта. При увеличении жесткости рам увеличивается их армирующий эффект. Лри включении в работу мерзлого грунта, окружающего элементы рамы, силы трения между армирующими зяемеи га-ми рамы и грунтом увелимиваютг.я да счет возрастания контактной поверхности между грунтом и рамой, а также за счет трения грунта по грунту, а не грунта по материалуi. из которого изготовлена рама (металл, железобетон, пластмасса и т.п.). При включении в работу мерзлого грунта, окружающего элементы рам, прослойки талого грунта между ярусами рам уменьшаются по толщине. Это приводит к обе печению устойчивости талых прослоек, к уменьшению давления грунта 4 на подпорную стенку 1. Охлаждение грунта с помощью устройства для замораж вания грунта может быть доведено до полного замораживания всего объема грунта засыпки (. Прочность и устойчивость замороженного массива много выше соответствующих характеристик талого грунта. При наступлении периода года с плю совыми температурами воздуха устройство для замораживания грунта засыпки k автоматически выключается из ра .боты до наступления холодного периода. Происходит оттаивание грунта дея тельного слоя, а остальной массив грунта остается в мерзлом состоянии. При этом нахождение элементов рам, удаленных от подпорной стенки, в мае сиве постоянно мерзлого грунта увеличивает не только жесткость рам, но и создает их анкеровку. Рамы в течение всего года работают одновременно и как армирующие и как анкерующие устройс-гва. Технико-экономический эффект изоб ретения заключается в повышении устойчивости грунта засыпки и всего сооружения в целом. За смет этого можно облегчить конструкцию, уменьшить число ярусов.рам, уменьшить размеры рам. Одновременно эти меры приао- , дят к упрощению технологии возведения сооружения. Формула изобретения 1.Подпорное сооружение, включащее лицевой элемент с разгружающим устройством, имеющим каналы для замораживающей рабочей среды, о т л и ч а ю щ ее. с я тем, что, с целью повышения его надежности, каналы выполнены с поперечным сечением, возрастающим по мере увеличения глубины их расположения. 2,Сооружение по п. 1, отличающееся тем,, что в качестве разгружающего устройства использованы рамы, расположенные ярусами, причем угол наклона рам к горизонту уменьшается по мере увеличения глубины их заложения. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1,Шихиев Ф.М. и Реут В.И. Экспериментальные исследования новых типов разгрузочных устройств. Труды ОИИМФ, вып. ХШ, М., Транспорт% 1957, с. 59-79. 2.Заявка Японии If 5-5226, кл. 86 А t, 1970.

Похожие патенты SU988959A1

название год авторы номер документа
Причальное сооружение мерзлого типа 2020
  • Кузнецов Георгий Иванович
  • Крук Наталья Владимировна
RU2739801C1
ГИДРОТЕХНИЧЕСКОЕ СООРУЖЕНИЕ 2005
  • Ерашов Владимир Федорович
  • Руднов Валерий Михайлович
  • Лейманн Татьяна Витальевна
  • Вайкум Владимир Андреевич
  • Черепанов Евгений Павлович
  • Асеева Наталья Сергеевна
  • Ягин Василий Петрович
RU2289651C1
ЛЕДОВЫЙ ПРИЧАЛ 2021
  • Колосов Михаил Александрович
  • Андреева София Александровна
RU2764806C1
ЗААНКЕРОВАННАЯ ТОНКАЯ СТЕНКА 2011
  • Ягин Василий Петрович
  • Путивский Сергей Андреевич
  • Мордвинов Андрей Валентинович
  • Горбачева Елена Валентиновна
  • Макеенков Анатолий Сергеевич
RU2474644C1
ПРИЧАЛЬНАЯ НАБЕРЕЖНАЯ НА РЕКЕ С ВЫСОКОЙ АМПЛИТУДОЙ КОЛЕБАНИЯ ЕЖЕГОДНЫХ УРОВНЕЙ ВОДЫ ПРИ ЛЕДОХОДЕ И СПОСОБ ЕЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ 2010
  • Ягин Василий Петрович
  • Генкин Сергей Аркадьевич
  • Горбачева Елена Валентиновна
RU2430213C1
СПОСОБ УСИЛЕНИЯ ПРИЧАЛЬНЫХ СООРУЖЕНИЙ 1999
  • Алексеев И.О.
RU2176006C2
ПОДПОРНАЯ СТЕНКА НА МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛОМ ГРУНТЕ (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Гончаров Виктор Викторович
RU2502845C1
ПРИЧАЛЬНОЕ СООРУЖЕНИЕ 1998
  • Прохоренков А.В.
  • Прохоренков В.Д.
RU2136814C1
Причальное сооружение 2020
  • Пищалов Юрий Вячеславович
  • Савчук Александр Дмитриевич
  • Демьянов Алексей Анатольевич
  • Бирюков Юрий Александрович
  • Бирюков Дмитрий Владимирович
  • Добрышкин Евгений Олегович
  • Гановичев Даниил Алексеевич
  • Бутин Илья Павлович
RU2750985C1
ГИДРОУЗЕЛ НА ВОДОТОКЕ СЕЗОННОГО ДЕЙСТВИЯ В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕМЕРЗЛЫХ ГРУНТОВ 2010
  • Ягин Василий Петрович
  • Лейманн Татьяна Витальевна
  • Папко Надежда Романовна
  • Горбачева Елена Валентиновна
  • Макаров Дмитрий Николаевич
  • Чупин Геннадий Алексеевич
RU2424397C1

Иллюстрации к изобретению SU 988 959 A1

Реферат патента 1983 года Подпорное сооружение

Формула изобретения SU 988 959 A1

SU 988 959 A1

Авторы

Якунин Александр Емельянович

Казаков Вячеслав Платонович

Рощупкин Дмитрий Васильевич

Богаенко Владимир Прокопьевич

Даты

1983-01-15Публикация

1978-05-03Подача