Устройство для обучения Советский патент 1983 года по МПК G09B7/02 

Описание патента на изобретение SU991477A1

нен с вторым входом третьего блока памяти, а вход - о вторым выходом формирователя кодов, третий вход первого блока памяти и второй вход второго блока памяти являются входом устройства, введены последовательно включенные шифратор и первый счетчик выход которого соединен с первым входом первого блока памяти, последовательно включенные элемент ИЛИ и триггер, выход которого соединен с.вторыми входами первого блока памя ти и формирователя кодов, последовательно включенные второй формирователь импульсов, блок анализа состояния алфавита и сумматор, второй вход и выход которого соединены соответст венно с вторым выходом и третьим вхо дом третьего блока памяти, и первый элемент И, выход которого подключен к второму входу блока предъявления учебной информации, первый вход к выходу первого формирователя импульсов, а второй вход - к второму выходу блока анализа состоянияалфавита, третий выход которого соединен с третьим входом блока предъявления учебной информации, четвертый выходс четвертым входом третьего блока па мяти, а второй вход - с выходом первого формирователя импульсов, вход Hi шторой выход второго формирователя импульсов подключены соответственно к первому выходу и пятому входу третьего блока памяти, первые входы шиф ратора и элемента ИЛИ. соединены с пе вым выходом, блока ввода учебной информации, второй выход которого подключен к вторым входам элемента ИЛИ и первого счетчика, второй вход триг гера соединен с вторым выходом форми рователя кодов. При этом блок анализа состояния алфавита содержит последовательно включенные одновибратор, второй счет чик, дешифратор, второй элемент И, третий счетчик и узел элементов И, второй вход которого соединен с вторым выходом дешифратора а выход является первым выходом блока, третий и четвертый элементы И и элемент задержки, вход которого соединен с вто рым выходом дешифратора, а выход с вторыми входами второго и .третьего счетчиков, вход одновибратора являет ся первым входом блока, второй вход второго элемента И и первые входы третьего и четвертого элементов И являются вторым входом блока, вторые входы третьего и четвертого элементов И ооединены соответственно с третьим и четвертым выходами дешифратора, пятый выход дешифратора и выходы третьего и четвертого элементов И являются соответственно вто рым, третьим и четвертым выходами блока. На фиг. 1 изображена блок-схема устройства для обучения, на фиг. 2схема блока анализа состояния алфавита. Устройство для обучения содержит блок 1 ввода учебной информации, шифратор 2, счетчик 2 зоны, элемент ИЛИ 4, триггер 5, формирователь б кодов адреса, блок 7 памяти зоны, блок 8 памяти текста, подключенный к входной шине 9, накопитель 10 буферной памяти, формирователь 11 импульсов, генератор 21 символов, формирователь 13 импульсов анализа кода символа, блок 14 анализа состояний алфавита, элементы И 15 и 16, сумматор 17, счетчик 18 адреса, узел 19 дискретной развертки, отклонякадую систему 20. Узел 21 развертки символа, модулятор 22, электроннолучевую трубку (ЭЛТ ) 23. Блок 14 содержит одновибратор 24, счетчик 25, дешифратор 26, элементы И 27-29, узел 30 элементов И, элемент 31 задержки, счетчик 32. Генератор 12, узел 19, система 20, узел 21, модулятор 22 к трубка 23 объединены в блок 33 предъявления учебной информации, а счетчик 18, элемент 15 и Накопитель 10 - в блок 34 памяти. Сумматор 17 представляет собой параллельный комбинационный сумматор, разрядность которого равна разряд--ности счетчика 18 адреса. Формирователь 13 является комбинационной схемой, на выходе которой формируется О, если из-блока 34 выбирается арабский символ, и 1 - если выбрана цифра или любой другой символ. В качестве счетчика 18 применен реверсивный счетчик. Устройство для обучения работает следукядиМ образом. В начале занятия учебный текст, подлежащий усвоению и поделенный на зоны, заносится по шине 9, например от ЭВМ/ в блок 8, а границы зон в блок 7. Обучаемый с помощью блока 1 формирует запрос, поступающий в счетчик 2 (непосредственно или через шифратор 2 ) и приводящий триггер 5 через элемент ИЛИ 4 в состояние, обеспечивающее запуск формирователя 6 и прием кода блоком 7. Граница зоны считывается в формирователь 6, который выставляет последовательно адреса блоку 8, по которым из последнего заданная зона заносится в накопитель 10. При форглировании последнего в зоне адреса формирователь 6 восстанавливаетсостояние триггера 5 и запускает формирователь 11, которого импульс через открытый элемент И 15 поступает как сигнал обращения в накопи.тель 10, выдающий код символа. Формирователь 13 фиксирует принадлежность кода символа к типу алфавита. Если поступил, например, арабский символ, то блок 1 (через одновибратор 24, счетчик 25 и дешифратор 26 ) разрешает с помощью элемента 16 запуск генератора 12, ко торый обеспечивает формирование сиг нала на узел 21. Напряжение с узла 2 поступает на отклонякядую систему 20 и обеспечивает развертку символа на экране ЭЛТ 23 справа налево, В это же время генератор 12 зарабатывает сигналы подсветки символа, которые поступают на модулятор 4, обеспечивающий индикацию выводимого сигнала на ЭЛТ 23. После окончания-формирования символа сигнал с выхода дешифратора 26 через элемент И 29 обеспечивает переход в узле 19 на следующий уровень ступенчатого напряжения, определяющего положение символа в строке, а в счетчик 18 поступает сигнал изменения состояния на +1. Если из накопителя 10 поступил код цифры символа латинского или русского гшф вита, то блок 14 формирует сигнал, запрещающий прохождение, импульсов через элемент И 16, и, таким образом запрещаются развертка символа и изме нение состояния узла 19.. В этот мо. мент в счетчике 32 фиксируется количество символов, развертка которых должна производиться слева направо. При этом блок 14 изменяет состояние счетчика 18 адреса на +1. Так продолжается до тех пор, пока на выходе накопителя 10 не появится код символа арабского алфавита. В этом случае блок 14 уменьшает состояние счетчика 18 на -1. В этом режиме счетчик 3 не изменяет своего состояния, а узел 21 запускается, и производится з светка последнего из записанных неарабских символов или цифр. Узел 19 дискретной развертки продолжает фор мировать новые ступеньки, и счетчик 18 обеспечивает перебор адресов накопителя 10 в обратном направлении пока не появится код символа арабского алфавита. В этот момент блок 14 запрещает с помощью элемента И 16 развертку символа, а в счетчик 18 поступает содержимое сумматора 17, на выходах которого находится сумма содержимого счетчика 32 блока 14 и счетчика .18. Таким образом, в счетчик 18 записывается адрес первого символа, который должен быть выведен на экран после группы неарабских символов или цифр. С дешифратором 26 снимается сигнал, переводящий через элемент 31 счетчики 25 и 32 в исходное состояние и работа устройства повторяется. Таким образом, предлагаемое устройство позволяет организовать консультацию и информационно-обучающий режим рае1оты не только в русском и латинском алфавитах, по и на арабском языке, что значительно расширяет ргшки применения устройства. Использование устройства для целей обучения позволяет ускорить анализ текста, выводимого на экран за счет высокой скорости работы ЭЛТ, а также позволяет применить его для изучения текстов на различных языках, не перестраивая при этом элементы cxei4a. Формула изобретения I 1. Устройство для обучения, содержащее блок ввода учебной информации, и последовательно включенные первый блок памяти, формирователь кодов, второй блок памяти, третий блок памяти и бл9к предъявления учебной информации, а также первый формирователь импульсов, выход которого соединен с вторым входом третьего блока памяти, а вход - с вторым выходом формирователя кодов, третий вход первого блока памяти и второй вход второго блока памяти являются входом устройства, отличающееся тем, что, с целью расширения дидактических возможностей устройства, в него введены последовательно включенные шифратор и первый счетчик,выход которого соединен с первым входом первого блока памяти, последовательно включенные элемент ИЛИ и триггер, выход которого соединен с втог рыми входами первого блока памяти и формирователя кодов, последовательно включенные второй формирователь импульсов, блок анализа состояния алфавита и сумматор, второй вход и выход которого соединены соответственно с вторым выходом и третьим входом третьего блока памяти, и первый элемент И, выход которого подключен к второму входу блока предъяв-. ления учебной информации, первый вход - выходу первого формирователя импульсов, а второй вход - к второму выходу блока ангшиза состояния алфавита, третий выход которого соединен с третьим входом блока предъявления учебной информации, четвертый выход - с четвертым входом третьего блока памяти, а второй вход - с вы-, ходом первого формирователя импульсов, вход и второй выход второго формирователя импульсов подключены соответственно -к первому -выходу и пятому входу третьего блока памяти, первые входы шифратора и элемента Ш1И соединены с первым выходом блока ввода учебной информации, второй выход которого подключен к вторым входам элемента ИЛИ и первого счетчика,

второй вход триггера соединен с вторым выходом формирователя кодов.

2. Устройство по п., 1, отличающееся тем, что,в нем блок анализа состояния алфавита содержит последовательно включенные одновибратор, второй счетчик, дешифратор, второй элемент И, третий счетчик и узел элементов И, второй вход которого соединен с вторым выходом дешифратора, а выход является первым выходом блока, третий и четвертый элементы И и элемент задержки, вход которого соединен с вторым выходом дешифратора, а выход - с вторыми входами второго и третьего счетчиков, вход одновибратора является первым входом блока, второй вход второго элемента И и первые входы третьего и

четвертого элементов И являются вторым входом блока, вторые входы третьего и четвертого элементов И соединены соответственно с третьим и четвертым выходами дешифратора, пятый выход дешифратора и выходы третьего и четвертого элементов И являются соответственно вторым, третьим и четвертым выходами блока.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1. Авторское свидетельство СССР 269642, кл. G 09 В 19/00, 1968.

. 2. Авторское свидетельство СССР 5,, 327510, кл. G 09 В 7/00, 1971.

3. Авторское свидетельство СССР № 708394, кл. G 09 В 7/02, 1980 (прототип ).

Похожие патенты SU991477A1

название год авторы номер документа
Устройство для обучения 1983
  • Бабий Владимир Иванович
SU1273974A1
Обучающее устройство 1987
  • Волков Михаил Евгеньевич
SU1501126A1
Биотехническое адаптируемое устройство для бесклавишного ввода информации 1987
  • Мягков Юрий Григорьевич
SU1576901A1
Устройство для контроля ответов учащихся 1982
  • Гайдукова Лидия Михайловна
  • Каневский Евгений Александрович
SU1111191A1
Устройство для контроля знаний обучаемых 1981
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Плужникова Людмила Леонидовна
  • Марковский Александр Петрович
SU985811A1
Устройство для обучения 1981
  • Слипченко Владимир Георгиевич
  • Корнейчук Виктор Иванович
  • Сороко Владимир Николаевич
  • Мозговая Людмила Николаевна
SU985813A1
Обучающее устройство 1980
  • Марков Алексей Викторович
SU983737A1
Устройство для формирования символов 1983
  • Козловский Николай Петрович
SU1088060A1
Имитатор визуальной обстановки тренажера крановщика 1988
  • Жилин Владимир Александрович
  • Колодный Иосиф Давыдович
  • Френкель Мариан Леонидович
  • Шарыбин Игорь Дмитриевич
SU1569866A1
Устройство для отображения графической информации на телевизионном индикаторе 1983
  • Вишняков Владимир Александрович
  • Шевелев Юрий Петрович
  • Кузнецов Владимир Николаевич
  • Кирсанов Владимир Николаевич
SU1161985A1

Иллюстрации к изобретению SU 991 477 A1

Реферат патента 1983 года Устройство для обучения

Формула изобретения SU 991 477 A1

фиг 2

SU 991 477 A1

Авторы

Эль-Момми Абделуахед

Лизюк Василий Васильевич

Широчин Валерий Павлович

Корнейчук Виктор Иванович

Сороко Владимир Николаевич

Даты

1983-01-23Публикация

1981-06-05Подача