(54)
ПРОМЫВОЧНАЯ ЖИДКОСТЬ для БУРЕНИЯ СКВАЖИН В.ЛЕДОВЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ Изобретение относится к бурению скв жин в низкотемпературных ледовых отложениях. Известно использование смеси кероси на с трихлорэтиленом в качестве промывочной жидкости при бурении скважин в ледовых отложениях 11 Недостатком указанной смеси является ее вйсокая токсичность вследствие большой концентрации (до 5О%) трихлорэтилена. Наиболее близкой к предлагаемой является промывочная жидкость для бурения скваясин в ледовых отложениях, содержащая керосиновую фракцию нефти, например авкапионвоё топливо ТС- I С2 Недостатками данной жидкости являются ее относительно высокая вязкость и невозможность предотвращения кристал лоофазования высококипящих углеводоро дов. Это может привести к образованию лядяной шуги в промывочной жидкости и прихватам бурильного инструмента. Цель изобретения - повышение качества промывочной жидкости за счет уменьшения ее вязкости и кристаляобразова- ВИЯ при низких отрицательных температурах. . Поставленная цель достигается тем, что промывочная жидкость для бурения скважин в ледовых отложениях, содержащая керосиновую фракцию нефти, например авиационное топливо TC-I, дополнительно содержит фтортрнхлорметан (фреон- ) при следующем соотношении ингредиентов, об.%: Керосиновая ((эакция нефти (аввационное тол-ливо ТС-т)67-84 Фтортрихлорметан ((jpeoH- 0)16-33 Составы и свойства предлагаемой и исжестной промывочных жидкостей .приве- , дены в таблице. Плотность жидкостей определяют при помощи денсиметров (ГОСТ 13ОО-57), для определения вязкости HcnonbajjrKxr
кащыушрные вискозиметры типа ВПЖ-2 (ГОСТ Гб028-62).
Свойства промывочных жидкостей при отрицательных тектературах определяют после выдерживания их в холодной камере при . в течение 1,5 ч. Измерения при разных температурах в инте1 вале -50 - проводят по мере ее повышения.
Как видно из данных, приведенных в таблице, при температуре -5О С предлагаемая промывочная жидкость имеет более низкую (по сравнению с известной) вязкость
Топливо TC-I представляет собой сложную смесь различных углеводных компонентов. При понижении температуры за счет кристаллизации наиболее тяжелых компонентов топлива в последнем начинает образовываться тикстрапная структура, вызывающая резкое повышение вязкости ТС-1. Визуально это выражается в превращении ТС-1 с понижением температуры в желеобразную массу с беловато-желтоватьпли комочками (центры кристаллизации). Добавление фреона- IJ предотвращает офазование тикстропной структуры за счет уменьшения поверхностной активности наиболее кристаллизукшихся компонентов топлива, резко снижая при этом его вязкость, т. е. фреон-I в данном случае выступает в роли депрессатора, отличаясь от известных депрессаторов тем, что одновременно со снижением вязкости основы он увеличивает ее плотность. Снижение вязкости раствора должно обеспечить более высокие скорости спуско-подъемных операций при сокращении энергозатрат на их Выполнение. При этом вязкость раствора незначительно меняется в широком диапазоне отрицательных температур, что обеспечивает сохранение эффективного режима вьшоса шлаМа с забоя и сгшеле- НИН его в системе очистки раствора при бурении в ледниковых покровах,
Кроме того, снижается содержание тяжелых углеводородных фракций (в том числе свободных парафинов) в топливе за счет растворения последних во фреоне- IJ . Уменьшение количества FiepacTворенных тяжелых углеводородных фракций в растворе обеспечивает чистоту забоя и более высокие скорости буренияплавления.
За счет уменьшения сил сцепления между кристаллами льда и поверхностью стенок скважины и снаряда снижается возможность образования ледяных корок и сальников в призабойной зоне скважины.
Уменьшается способность к образованию стабильной эмульсии воды в промывочной жидкости, что обеспечивает эффективный процесс отделения воды от jonлива ТС-1 в водосборном баке бурового снаряда и уменьшает количество шлама в призабойной части и в скважине в
целом.
( .
Предлагаемая промывочная жидкость нетоксична и однородна, -отличается высокой стабильностью, более высокие значения плотности по сравнению с извест- , ной обеспечивают необходимое прютиводействие. горному давлению.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОМЫВОЧНАЯ ЖИДКОСТЬ ДЛЯ БУРЕНИЯ СКВАЖИН В ЛЕДОВЫХ ОТЛОЖЕНИЯХ | 2000 |
|
RU2168532C1 |
СПОСОБ БУРЕНИЯ С КОЛЬМАТАЦИЕЙ СТЕНОК СКВАЖИН | 2001 |
|
RU2215120C2 |
СПОСОБ ОБРАБОТКИ ПРИЗАБОЙНЫХ ЗОН СКВАЖИН, ДОБЫВАЮЩИХ ТЯЖЕЛЫЕ НЕФТИ И ПРИРОДНЫЕ БИТУМЫ | 1999 |
|
RU2166624C2 |
ЭЛЕКТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ БУРОВОЙ СНАРЯД | 2012 |
|
RU2515159C1 |
БУРОВОЙ РАСТВОР НА УГЛЕВОДОРОДНОЙ ОСНОВЕ БРУСТ-2 | 1993 |
|
RU2100400C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДЗЕМНЫХ ХРАНИЛИЩ ГАЗА В ИСТОЩЕННЫХ НЕФТЯНЫХ И НЕФТЕГАЗОКОНДЕНСАТНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЯХ | 2008 |
|
RU2377172C1 |
СПОСОБ БУРЕНИЯ СКВАЖИН В КОНТИНЕНТАЛЬНОМ ЛЬДУ | 2023 |
|
RU2804095C1 |
Способ создания призабойной циркуляции промывочной жидкости при бурении скважин | 1980 |
|
SU889826A1 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА МНОГОЗАБОЙНОЙ СКВАЖИНЫ | 2009 |
|
RU2376438C1 |
Способ интенсификации добычи нефти из плотного и слабопроницаемого пласта | 2022 |
|
RU2782666C1 |
33 19 16 О
1,О21,1О
0,9200,976
0,9О0,95
0,7240,821 5&& Формула изобретения Промьюочная жидксють для бурения скажин в ледовых отложениях, содержащая керосиновую фракцию нефти, например ав11ационное .топливо TC-J , о т л и чающаяся тем, что, с целью повышения качества промывочной жидкости за счет уменьшения ее вязкости и кристаллообразования при низких отрицательных температурах, она дополнительно содержит фтортрихпорметан ( Н ) при следуюшем сооношении- ингредиентов, об. %: 2 Керосиновая фракция нефти (авиационное топливо TC-I) 67-84 Фтортрихлорметан (фреон- И ) 16-33 Источники инфс мации, принятые во внимание при экспертизе 1. Antarctle ice cap penetrated. Antarctie Journal of United States, vol. IN, N 2, 1968. 2. Кудряш OB Б. Б. и др. Бурение скважин тепловым способом в ледяном покрове Антарктиды. М., ВИЭМС, 1977, С. 20 (прототип).
Авторы
Даты
1983-01-30—Публикация
1981-04-03—Подача