Вентильный электродвигатель Советский патент 1983 года по МПК H02K29/00 

Описание патента на изобретение SU995215A1

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано, например в электроприводах подачи тяжелых металлорежущих станков.

Известно устройство управления вентильньм электродвигателем, содержащее управляемый выпрямитель, инвертор, полууправляемый обратный мост и синхронный двигатель (1J.

К недостаткам данного устройства следует отнести трудности быстрого перехода из двигательного в тормозной режим, если сигнал на торможение пришел в процессе коммутации, так как в процессе коммутации вьшрямитель переводится в икверторный режим, а ток в фазах двигателя замыкается через одно из плеч обратного моста, тиристор, подключающий этот мост к выпрямителю, и оставшийся в работе тиристор инвертора, т.е. две обмотки двигателя закорачиваются, а ток в них медленно спадает и в схеме ничего не предусмотрено для ускорения этого режима. Возможная пауза при переходе из двигательного в тормозной режим не позволяет применять это устройство в быстродпйствуквдих электроприводах.

Наиболее близок к предлагаемому по технической сущности вентильный электродвигатель, который содержит т-фазный управляемый вьшрямитель, т-фазный инвертор с искусственной коммутацией, обратный мост на диодах, включенный через управляемые ключи на выход выпрямителя, коммутиругацйй 1 С-контур, подключаемый с помощью управляемых

10 ключей к плюсу или минусу управляемого выпрямителя и общей точке анодов, и катодов обратного моста на диодах, ВЫВО.ЦЫ переменного тока которого подключены к инвертору и обмоткам пере15менного тока двигателя, устройство подзаряда конденсатора, состоящее из источника питания, фильтра и управляемьах ключей, а также датчик положения ротора .

20

Однако известное устройстводостаточно сложно. Включение инвертора, ведомого сетью, приводит к установке реакторов для ограничения уравнительного тока между управляемым выпрями25 телем и инвертором. Для поддержания момента машины неизменным в процесс коммутации фаз необходимо, чтобы скорость спадания тока вьлходящей из работы фазы и скорость нарастания тока

30 во включаемой фазе были одинаковы. Для этого надо управлять вьтрямителе и и-нвертором, ведомым сетью, по зако ну согласованного управления, что пр водит к увеличению габаритов уравнительных реакторов. Текши образом, установка специаль ного инвертора для отвода энергии фа в процессе коммутации усложняет устр STBO и значительно увеличивает его габариты. Цель изобретения - упрощение схем вентильного электродвигателя. Поставленная цель достигается тем что в вентильном электродвигателе, с держащем т-фазный управляемый выпрямитель, т-фазный инвертор с искусственной коммутацией, обратный мост на диодах, подключенный через шравляемые ключи на выход выпрямителя, коммутирукхций ис-контур, соединенный с помощью управляемых ключей с полол и тельной или отрицательной шиной управляемого выпрямителя и общей точкой анодов и катодов обратного моста на диодах, выходы переменного тока которого подключены к инвертору и обмоткам переменного тока двигателя, устройство подзаряда конденсатора, содержащее источник питания, фильтр и управляемые ключи, а также датчик постоянного тока, общая точка катодо обратного моста соединена через уп равляемый ключ с плюсом 1Сточника по заряда коммутирующего конденсатора, а минус этого источника соединен с общей точкой анодов обратного моста. На чертеже представлена при 1ципиальная схема устройства. Устройство содержит синхронный дв гатель 1 с датчиком 2 положения, инвертор на тиристорах 3-8, подключенный к обмоткам двигателя 35 - 37 и обратного моста на диодах 11 - 16, которые через управляемые ключи 9 и 10 подключены к выходу постоянного тока инвертора и управляемого выпрямителя на тиристорах 23 - 28, коммутирующий ЬС-контур 21 22, который через вправляемые ключи 17 и 18 подключен на выход управляемого вьшрями теля, а через ключи 19 к 20 - к обратному мосту, а также источник 38 питания для подзаряда коммутирующего конденсатора с конденсатором 29 филь ра, который через управляемые ключи 30 - 33 подключен к коммутируквдему LC-контуру, причем общая точка катодов диодов 12, 14 и 16 обратного мос та через управляемый ключ 34 соединена с плюсом источника 38 подзаряда а минус этого источника - с общей точ кой анодов обратного моста.. Коммутацию инвертора осуществляют с помощью 1С-контура и обратного моста. При необходимости (например, при переходе в тормозной режим) можно быстро сбрасывать электромагнитную энергию, запасенную в фазах двигателя в источник подзаряда коммутирукшего конденсатора. Пусть в исходном состоянии схемы до коммутации открыты тиристоры 3 и 8, конденсатор 21 заряжен минусом на обкла дке, соединенной с ключами 17 и 1В, тиристоры 23-28 поочередно открыты с определенным углом управления, все остальные тиристоры закрыты, двигатель вращается. По сигналу датчика 2 положения ротора необходиг/ю провести коммутацию тиристоров, например, .3 и 5 и соответственно обмоток 35 и 3,6. Управляемые ключи 18 и 19 включа.ются и по цепи 21-22-19-11-3- 18 к тиристору 3 прикладывается обратное напряжение и он закрьшае тся, а ток нагрузки течет по цепи: плюс .Jвыпpямитeля-l8 -21-22-19-1135- 37 - В - минус вьшрямителя, одновременно открывается управляемьгй ключ 9 и после разряда конденсатора 21 ток в фазах двигателя замыкается по цепи 8-9-11-35-37, а конденсатор перезаряжается. Затем открывается тигристор 5, под действием капряжения сети ток нарастает в фазе 36 и спадает в фазе 35 Если в этот момент приходит сигнал на торможение, то выпрямитель на тиристорах 23 - 28 переходит в инверторныйi. режим и ток в фазе 36 спадает до нуля, после этого открываются управляемые ключи 17, 20 и 34, По цепям 17-8-16- 20 и179 - 11 - 20 кoмvryтиpyющий конденсатор 21 вьжлючает тиристор 8. Ток, оставшийся в фазах 37 и 35, течет по цепи 37 - 16 - 34 - плюс конденсатора 29 фильтра и элементам 11, 35, т.е. электромагнитная энергия, сохранившаяся в фазах двигателя, быстро отдается в источник 38. Когда ток в обмотках двигателя прекратится, включаются тиристор 7 и управляемый ключ 9 и начинается процесс торможения с рекуперацией энергии в сеть. Учитывая, что частота, с которой приходят команды на торможение привода, значительно ниже частоты j :oмгv1yтaции, габариты источника подзаряда не возрастают. Предлагаемое устройство позволяет упростить схему привода, снизить его габариты по сравнению с прототипом и дает возможность использовать бесконтактный двигатель переменного тока в регулируемом электроприводе вместо двигателя постоянного тока. Это позволяет получить эконом1.«еский эффект за счет экономии меди на 20-30% и путем снижения затрат на обслуживание электропривода. Формула изобретения Вентильный электродвигатель, содержащий m фазный управляемый выпрямитель, m-фазный инвертор с искусственной коммутацией, обратный мост на диодах, подключенный через управляемые ключи на выход выпрямителя, коммутирующий ЪС-контур, соединенный с помощью управляемьох ключей с положитель ной или отрицательной шинами управляе мого выпрямителя и общей точкой анодов и катодов обратного мости на диодах, входы переменного тока которого подключены к инвертору и обмоткам переменного тока двигателя, устройство подзаряда конденсатора, состоящее из источника питания, фильтра и управляемых ключей, а также- датчик положения ротора, рт лич ающи йен тем, что, с целью упрощения .схемы, общая точка катодов диодов обратного соединена через управляемый Ключ с положительным зажимом источника подзаряда коммутирующего конденсатора, а отрицательный зажим этого источника соединен с общей точкой анодов диодов обратного моста.

Источники информации, принятые во внимание при экспертизе

1.Патент Японии 48г36286, кл. 55 С 2, 1973.

2.Патент Японии № 51-180058, кл- Н 02 М 7/515, 1976.

Похожие патенты SU995215A1

название год авторы номер документа
УЗЕЛ ПРИНУДИТЕЛЬНОЙ КОММУТАЦИИ СИЛОВЫХ ТИРИСТОРОВ ТРЕХФАЗНОГО АВТОНОМНОГО ИНВЕРТОРА НАПРЯЖЕНИЯ 1996
  • Жирков Ю.П.
RU2107980C1
Автономный инвертор тока 1990
  • Коваливкер Геннадий Наумович
  • Кузина Галина Викторовна
  • Иньков Юрий Моисеевич
  • Солодунов Александр Михайлович
  • Литовченко Виктор Васильевич
SU1758810A1
Асинхронный вентильный каскад 1983
  • Грейвулис Янис Поликарпович
  • Авкштоль Игорь Владимирович
  • Рыбицкий Леонид Станиславович
  • Ранькис Ивар Янович
SU1092689A1
Тиристорный преобразователь постоянного тока в переменный 1979
  • Петренко Владимир Федорович
  • Яцук Владимир Григорьевич
  • Гром Юрий Иванович
  • Талов Владислав Васильевич
  • Ватуля Николай Григорьевич
  • Саенко Виктор Митрофанович
  • Сучилин Михаил Иванович
SU868954A1
Мостовой @ -фазный инвертор 1989
  • Гусевский Юрий Ильич
  • Коваливкер Геннадий Наумович
  • Панасенко Николай Васильевич
  • Полторак Сергей Натанович
SU1758808A1
Тиристорный инвертор напряжения с искусственной коммутацией 1987
  • Коваливкер Геннадий Наумович
  • Кузина Галина Викторовна
  • Шатнев Олег Игоревич
SU1575279A1
ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ ПОСТОЯННОГО НАПРЯЖЕНИЯ В ТРЕХФАЗНОЕ ПЕРЕМЕННОЕ, РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПО ЦЕПИ ПИТАНИЯ (ВАРИАНТЫ) 1996
  • Жирков Ю.П.
RU2107984C1
Вентильный преобразователь, ведомый сетью 1988
  • Магазинник Григорий Герценович
  • Магазинник Лев Теодорович
SU1534702A1
Трехфазный преобразователь переменного напряжения в постоянное с искусственной коммутацией 1983
  • Магазинник Григорий Герценович
SU1091288A1
Устройство для принудительной коммутации тиристоров преобразователя 1985
  • Коваливкер Геннадий Наумович
  • Валеев Рауф Джавитович
  • Загорский Виктор Теодорович
  • Иньков Юрий Моисеевич
  • Кузина Галина Викторовна
SU1302406A1

Иллюстрации к изобретению SU 995 215 A1

Реферат патента 1983 года Вентильный электродвигатель

Формула изобретения SU 995 215 A1

SU 995 215 A1

Авторы

Альтшуллер Маркс Иосифович

Саевич Вадим Леонидович

Бородин Александр Борисович

Даты

1983-02-07Публикация

1980-12-29Подача