Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока Советский патент 1983 года по МПК H02P7/28 

Описание патента на изобретение SU997220A1

Изобретение относится к области силовой полупроводниковой техники, в частности к тиристорным широтноимпульсным преобразователям (ШИП), и может быть использовано для регули рования скорости вращения электродви гателей постоянного тока электротран спорта. , Известны независимые ШИП с параллельной емкостной коммутацией, основанные на том, что коммутирующий конденсатор, предварительно заряженный по цепи, не зависящей от нагрузки, в нужные моменты времени разряжа ется через вспомогательный вентиль, запирая при этом основной тиристор. Известен широтно-импульсный преобразователь, в котором независимый контур с коммутирующим конденсатором получает питание от дополнительного источника. Такой ШИП характеризуется гибким и плавным регулированием частоты вращения, надежной работой элек ропривода, хорошей перегрузочной ; способностью lj. Недостатками ШИП является необходимость иметь дополнительный источник для питания коммутирующих цепей , сложность схемы упранпения тиристорами, не(оторая ограниченность и зависимость диапазона регулирования от нагрузки и от частоты коммутации, подпитка цепи нагрузки дополнительным источником при перезарядке конденсатора. Наиболее близким по техническому решению к предлагаемому является устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока, содержащее управляемую тиристорную цепь переменного тока с коммутирующим конденсатором, включающую зарядный, рабочий и коммутирующий тиристоры, импульсный трансформатор с обмотками управления и обратный диод, включенный 9 (параллельно выводам -,„.., для подключения электродвигателя t2j. Недостатками этого устройства являются возможность коротких замыканий источника питания при повышении входного напряжения, а также обрывах цепей дополнительных обмоток импульсных трансформаторов; .огра ниченный диапазон регулирования скважности малая жесткость внешней характеристики, сравнительно низкая возможная частота коммутации и малая рабочая о-бласть .токов нагрузки из-за отсутствия контура ускоренного разряда коммутирующего конденсатора независимого от силовой цепи; завышенная установленная мощность обратного диода, так как через него замыкаются одновременно токи разряда конденсатора и двигате ля, не гарантировано надежное запирание рабочего тиристора при измене нии входного напряжения, а следовательно, и напряжения на коммутирующем конденсаторе; возможность обрат ного разряда конденсатора через источник питания при резком возрастаНИИ тока нагрузки и падений напряжения источника, т.е. устройство им ет недостаточный диапазон регулирования выходных частот при значитель ных изменениях величины нагрузки, невысокую надежность и сложное управление. Цель изобретения - расширение ди апазона регулирования выходных частот при значительных изменениях величины нагрузки, повышение надежности и упрощение. Поставленная цель достигается тем, что устройство для импульсного регулирования скорости вращения эле родвигателя постоянного тока, содержащее управляемую тиристорную це переменного тока с коммутирующим ко денсатором, включающую зарядный, рабочий и коммутирующий тиристоры, импульсный трансформатор с обмотка управления и обратный диод, включен ный параллельно выводам для подключения электродвигателя, снабжено ин вертором напряжения с выходным разд лительным трансформатором вторична обмотка которого через зарядный тир стор соединена с коммутирующим кон денсатором, включенным параллельно рабочему тиристору,зашунтированному дополнительно введенным диодом, через коммутирующий тиристор. Кроме того, устройство снабжено задающим генератором с выходным импульсным трансформатором, вторичные обмотки которого соединены с цепями управления тиристоров инвертораt непосредственно, а с цепями управления рабочего коммутирующего и зарядного тиристоров - через фазосдвигающие цепи. На фиг. 1 представлена принципиальная схема устройства для импульсного регулирования частоты вращения электродвигателя постоянного тока смешанного возбуждения; на фиг. 2 показана при периоде Т изменения нап-ряжения на нагрузке длительность его импульса без временного сдвига фазосдвигающих цепей и при работе этих цепей. Устройство содержит основной тиристор 1, шунтирующий его диод 2, дроссель 3, якорь двигателя t, обмотки последовательного 5 и независимого 6 возбужденияJ коммутирующий тиристор 7, зарядный тиристор 8,. коммутирующий конденсатор 9, выходной трансформатор 10 , инвертор напряжения 11, задающий генератор 12, обратный диод 13, выходной импульсный трансформатор I с первичной обмоткой 15 и вторичными обмотками 16-22, фазосдвигающую цепь 23 с переменным резистором 2 и фазосдвигающие цепи 25 и 26 со спаренным потенциометрам 27. На фиг. 2 при периоде Т изменения напряжения на нагрузке показана длительность импульса его без временного сдвига фазосдвигающих цепей, ин и tn7 -соответственно при работе фазосдвигающих цепейуправления тиристоров 1 и 7. Устройство работает следующим образом. В момент подачи управляющих импульсов через фазосдвигающие цепи 23 и 26 от выходных обмоток 16 и 18 включаются тиристоры 1 и 8. При этом напряжение подается на нагрузку и через выходной разделительный трансформатор 10 и тиристор 8 происходит заряд коммутирующего конденсатора 9 от инвертора 11 с полярностью, ука.занной на фиг. 1. Для запирания основного тиристора 1 включается коммутирующий тиристор 7. При этом происходит процесс разряда конденсатора 9 по цепи 7,3 и 2. По окончании процессов заряда и разряда конденсатора тиристоры 7 и 8 запираются естественной комму тацией. Шунтирующий диод 2 обеспечивает уменьшение времени разряда конденсатора и, следовательно, прямоугольную форму импульсов выходного напряжения. Это приводит к увеличению жесткости внешних характеристик., расширению Диапазона регулирования выходного напряжения при значительных изменениях нагрузки. Дроссель 3 со средней точкой дополнительно уменьша ет влияние разряда конденсатора на нагрузку. Так как в предлагаемом устройстве тиристоры 1 и 8 могут включаться в различные.моменты времени первого полупериода импульсов напряжения трансформатора 10, а тиристор 7 - : во втором полупёриоде его, то скважность можно регулировать изменением (моментов включения тиристоров 1 и 7 (фиг. 2) . Минимальная длительность импульсов напряжения получается при включении тиристора 1 в конце первого полупериода, тиристора 7 - в начале второго, а максималь;Ная (со скважностью равной 1) - при включении тиристора I в начале первого полупериода и тиристора 7 в конце второго полупериода. Плавное регулирование скважности от О до 1 достигается тем, что переменный резистор фазосдвигающей цепи 23 позволяет изме нять скважность практически от О до 0,5 в пределах первого полупериода, а потенциометр 27 фазосдвигающей цепи 25 обеспечивает/регулирование скважности в пределах от 0,5 до 1 во втором полупериоде. Применение совместно с фазосдвигающей цепью 25 еще одной цепи 26 со спаренным (общим) потенциометром всегда обеспечивает при включении тиристора 7 выключение тиристора 8, так как управляющие имп/льсы приходят на эти-Тиристоры с временным сдвигом в -4-. В результате, за весь период регулирования нагрузка не подпитывается от источника по цепи 10,8, 7 и 3. Независимость цепей заряда и разряда конденсатора друг от друга и от силовой цепи за весь период регулирования обеспечивает независимость про текающих в них электромагнитных процессов от изменения нагрузки и напряжения на зажимах преобразователя, а также минимальную величину емкости 9 0« , , конденсатрра уменьшение коммутационных потерь, равенство тока рабочего тиристора току нагрузки. Поскольку процессы заряда и разряда конденсатора практически не влияют на величину и форму импульсов . напряжения на нагрузке, то управление частотой вращения электродвигателя получается гибким и плавным в широком диапазоне изменения нагрузки. Инвертор 11 питается от той же се- . ти постоянного, тока что и двигатель. Цепи урравления тиристорами инвертора подключены через диоды к выходным обмоткам трансформатора Н. Первичная обмотка 15 трансформ тора Ц подключена к выходным зажимам задающего генератора 12 с регулируемой или постоянной частотой импульсов. Трансформатор 10 имеет коэф- ; фициент трансформации, при котором конденсатор заряжается до напряжения, достаточного для надежного запирания рабочего тиристора во всем диапазоне изменения нагрузки-. Кроме того, указанный трансформатор электрически отделяет контур 5аряда от силовой цепи.Цепи управления и коммутирующие контуры при работе нагрузки на полном напряжении могут быть отключены размыканием обмотки 1.5, что ведет к дополнительной экономии электроэнергии . Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока обеспечивает устойчивое управление регулированием частоты вращения электродвигателя постоянного тока при изменении скважности импульсов напряжения практически от О до 1 в широком диаг|.азодиаи ане изменения нагрузки. Формула изобретения 1. Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока, содержащее управляемую тиристорную цепь переменного тока с коммутирующим коненсатором, включакмцую зарядный, рабоий и коммутирующий тиристоры, импульсный трансформатор с обмотками управения и обратный диод, включенный параллельно выводам для подключения электродвигателя, отличающее с: я .тем, что, с целью расширения

диапазона регулирования выходных частот при значительных изменениях величины нагрузки, повышения надежности И упрощения, оно снабжено инвертором напряжения с выходным разделительным трансформатором, вторичная обмотка которого через зарядный тиристор сое(Динена с коммутирующим конденсатором, включенным параллельно рабочему тиристору, зашунтированному дополнительно введенным диодом, через коммутирующий тиристор.

2. Устройство по п. 1, о т л и чаю.щееся гем, что, с целью расширения диапазона регулирования скважности импульсов напряжения ,оно

снабжено задающим генератором с выходным импульсным трансформатором, вторичные обмотки которого соединены с цепями управления тиристоров инвертора непосредственно, а с цепями управления рабочего, коммутирующего и зарядного тиристоров- через фазосдвигающие.цепи.

Источники информации,

принятые во внимание при экспертизе

1.Авторское свидетельство СССР № 684691, кл. Н 02 М 3/135, 1979.

2.Справочник по преобразовательной технике. Под редакцией чл. кор.

АН УССР И. М, Чиженко, Киев, Техника, 1978, с, 182.

Фиг.2

Похожие патенты SU997220A1

название год авторы номер документа
Импульсный регулятор частоты вращения электродвигателя постоянного тока 1990
  • Мишин Владимир Иванович
  • Урзиков Владимир Михайлович
  • Зырянов Владимир Владимирович
  • Квицинский Анатолий Александрович
SU1725359A1
Тиристорный регулятор напряжения 1990
  • Стрелков Владимир Федорович
SU1739450A1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОВЕРКИ ЭЛЕКТРОСЧЁТЧИКОВ 2014
  • Меньших Олег Фёдорович
RU2572165C1
Электропривод переменного тока 1986
  • Низимов Виктор Борисович
  • Лиманский Александр Иванович
  • Мусиенко Анатолий Григорьевич
  • Повстин Иван Терентьевич
  • Яровой Виктор Антонович
SU1422361A1
Устройство для регулирования переменного напряжения 1988
  • Маркевич Анатолий Иванович
  • Иванов Александр Анатольевич
  • Иванов Владимир Александрович
  • Полянский Роман Алексеевич
SU1576885A1
Устройство управления @ -фазным тиристорным регулятором 1979
  • Дмитренко Леонид Петрович
SU871295A1
УСТРОЙСТВО ВОЛЬТ-ДОБАВКИ ЭЛЕКТРОСЕТИ 2012
  • Меньших Олег Фёдорович
RU2517203C1
Устройство для формирования импульсов управления 1979
  • Новиков Олег Иванович
  • Смирнов Александр Михайлович
SU881947A2
Устройство для формирования импульсов управления 1976
  • Новиков Олег Иванович
  • Голованов Валентин Алексеевич
SU650175A2
ВЫПРЯМИТЕЛЬНО-ИНВЕРТОРНЫЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ 2015
  • Болдин Дмитрий Игоревич
  • Литовченко Виктор Васильевич
  • Савоськин Анатолий Николаевич
RU2581603C1

Иллюстрации к изобретению SU 997 220 A1

Реферат патента 1983 года Устройство для импульсного регулирования скорости вращения электродвигателя постоянного тока

Формула изобретения SU 997 220 A1

SU 997 220 A1

Авторы

Мишин Владимир Иванович

Зырянов Владимир Владимирович

Урзиков Владимир Михайлович

Даты

1983-02-15Публикация

1981-05-15Подача