СПОСОБ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 1994 года по МПК B64F1/02 

Описание патента на изобретение RU2005669C1

Изобретение относится к авиационной технике и может быть использовано для осуществления посадки летательных аппаратов (ЛА) на площадке с ограниченными размерами, включая и авианесущие суда.

Известен способ посадки ЛА на площадку ограниченной протяженности, заключающийся в воздействии на ЛА перед его приземлением тормозящего воздушного потока от источников струй (газодинамическое торможение). Однако известный способ имеет ограниченные эксплуатационные возможности, обусловленные главным образом размером посадочной площадки.

Известно устройство для посадки ЛА, содержащее размещенные на посадочной площадке источники газовых струй, создающих воздушный поток, взаимодействующий с аэродинамическими поверхностями ЛА. Однако эксплуатация этого устройства связана с посадочной площадкой значительной протяженностью.

Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения посадки ЛА на площадку малой протяженности.

Это достигается тем, что в способе посадки ЛА, включающем снижение с последующим выравниванием, газодинамическое торможение ЛА, приземление на посадочную площадку, газодинамическое торможение осуществляют воздушным потоком, который формируют источниками струй, размещенными на посадочной площадке и направляют на нижнюю часть крыльев и фюзеляжа ЛА против его посадочной скорости, достигая ее обнуления.

Для осуществления способа в устройстве для посадки ЛА, содержащем размещенные на посадочной площадке источники газовых струй, последние выполнены в виде установленного в центре посадочной площадки блока компрессоров, выходы которых сообщены с общим для всех компрессоров плоским соплом.

На фиг. 1 и 2 показана общая схема выполнения посадки, вид сбоку и сверху; на фиг. 3 - схема устройства внебортового источника скоростного потока воздуха.

П р и м е р. Самолет 1, выполняющий посадку, после выравнивания входит в скоростной поток воздуха 2, создаваемый внешними источниками 3 газовых струй, тормозится под действием этого потока, управлением угла тангенса и тяговой силовой установки подводится к посадочной 4 площадке, выполняет посадку с поступательной скоростью, равной нулю. Снижение мощности до минимальной силовой установки самолета 1 и наземной силовой установки производится одновременно. На фиг. 3 представлено устройство, реализующее способ, которое выполнено в виде блока воздушных компрессоров 5 вентиляторного типа, объединенных единым плоским соплом 6 конструктивно подобными устройству аэродинамических труб открытого типа. Блок компрессоров установлен на основании 7, в котором располагается источник энергии для привода компрессоров. Наземная силовая установка имеет возможность поворачиваться на 360о относительно вертикальной оси.

Предлагаемый способ и устройство для посадки летательных аппаратов на площадки малой протяженности обладают преимуществами по сравнению с известными способами посадки и устройствами для их осуществления.

Преимущество состоит в том, что при использовании наземной силовой установки для создания скоростного потока воздуха не требуется использование дополнительных затрат энергии на летательных аппаратах при выполнении посадки.

Практически для всех ЛА обеспечиваются условия для посадки с нулевой поступательной скоростью.

Посадочные площадки потребуются значительно меньших размеров, чем существующие взлетно-посадочные полосы.

Изменение направления выдува потока воздуха позволяет исключить влияние направления ветра на безопасность полетов при выполнении посадки. (56) Авторское свидетельство СССР N 366679, кл. В 60 V 3/08, 1970.

Патент США N 3544044, 244-114, 1970.

Похожие патенты RU2005669C1

название год авторы номер документа
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ОТСОСОМ ПОГРАНИЧНОГО СЛОЯ, СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВДУВОМ В ПОГРАНИЧНЫЙ СЛОЙ, УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ ПОЛОЖЕНИЯ СХОДА ПОТОКА С ЗАДНЕЙ КРОМКИ ФЮЗЕЛЯЖА И ЕГО ВЗЛЕТНО-ПОСАДОЧНОЕ УСТРОЙСТВО НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ 1992
  • Щукин Л.Н.
  • Савицкий А.И.
  • Щукин И.Л.
  • Масс А.М.
  • Карелин В.Г.
  • Шибанов А.П.
  • Собко А.П.
  • Ермишин А.В.
  • Хуцишвили В.Г.
  • Пушкин Р.М.
  • Фищенко С.В.
RU2033945C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ПОДЪЕМНОЙ СИЛЫ САМОЛЕТА (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ПОЛЕТА САМОЛЕТА, БЕЗАЭРОДРОМНЫЙ ВСЕПОГОДНЫЙ САМОЛЕТ "МАКСИНИО" ВЕРТИКАЛЬНОГО ВЗЛЕТА И ПОСАДКИ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ ВЗЛЕТА И СПОСОБ ПОСАДКИ, СПОСОБ И СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ САМОЛЕТОМ В ПОЛЕТЕ, ФЮЗЕЛЯЖ, КРЫЛО (ВАРИАНТЫ), РЕВЕРС ТЯГИ И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ, СИСТЕМА ШАССИ, СИСТЕМА ГАЗОРАЗДЕЛЕНИЯ И ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ ЕГО 2007
  • Максимов Николай Иванович
RU2349505C1
АЭРОЛЕТ (ВАРИАНТЫ), ЧАСТИ АЭРОЛЕТА, СПОСОБЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АЭРОЛЕТА И ЕГО ЧАСТЕЙ 2010
  • Максимов Николай Иванович
RU2466061C2
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ 2004
  • Черемушкин Олег Васильевич
RU2261823C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СИЛ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА САМОЛЕТНОЙ СХЕМЫ И НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ (НВА) ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1998
  • Назаров В.В.
RU2127202C1
СПОСОБ СОЗДАНИЯ СИСТЕМЫ СИЛ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2006
  • Назаров Валентин Васильевич
  • Назаров Дмитрий Валентинович
  • Семенов Сергей Михайлович
  • Лозовик Евгений Алексеевич
RU2317220C1
СУПЕРТЯЖЕЛОГРУЗНЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ БЕЛОВИЦКОГО (СТЛАБ) 2006
  • Беловицкий Иосиф Иванович
RU2312042C2
СПОСОБ ПОСАДКИ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ТИПА 2005
  • Шептовецкий Александр Юрьевич
RU2278801C1
Летательный аппарат короткого взлета и посадки с газодинамическим управлением 2018
  • Сычев Владимир Борисович
  • Амброжевич Александр Владимирович
  • Пшиченко Дмитрий Викторович
  • Карташев Андрей Сергеевич
  • Корнев Алексей Владимирович
  • Караваев Николай Андреевич
  • Сычев Сергей Владимирович
  • Куликов Борис Михайлович
  • Грищенко Александр Владимирович
  • Мигалин Константин Валентинович
  • Сиденко Алексей Ильич
  • Середа Владислав Александрович
RU2711760C2
СПОСОБ КОМПЛЕКСНОГО ПОВЫШЕНИЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ И ТРАНСПОРТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК, СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОЛЕТОМ И ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ - НАЗЕМНО-ВОЗДУШНАЯ АМФИБИЯ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ УКАЗАННЫХ СПОСОБОВ 1997
  • Назаров В.В.
RU2123443C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 005 669 C1

Реферат патента 1994 года СПОСОБ ПОСАДКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится к авиации, а именно к наземным средствам торможения ЛА. Цель изобретения - расширение эксплуатационных возможностей путем обеспечения посадки ЛА на площадку малой протяженности. В способе посадки ЛА, включающем снижение ЛА, газодинамическое торможение и приземление его на посадочную площадку, торможение осуществляют воздушным потоком, который формируют источниками струй, размешенными на посадочной площадке, и направляют на нижнюю часть крыльев и фюзеляжа ЛА против его посадочной скорости, достигая ее обнуления. Устройство, реализующее способ, выполнено в виде блока компрессоров, объединенных единым плоским соплом. 2 с. п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 005 669 C1

1. Способ посадки летательного аппарата, включающий снижение с последующим выравниванием, газодинамическое торможение летательного аппарата, приземление на посадочную площадку, отличающийся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения посадки летательного аппарата на площадку малой протяженности, газодинамическое торможение осуществляют воздушным потоком, который формируют источниками струй, размещенными на посадочной площадке, и направляют на нижнюю часть крыльев и фюзеляжа летательного аппарата против его посадочной скорости, достигая ее обнуления. 2. Устройство для посадки летательного аппарата, содержащее размещенные на посадочной площадке источники газовых струй, отличающееся тем, что, с целью расширения эксплуатационных возможностей путем обеспечения посадки летательного аппарата на площадку малой протяженности, в нем источники газовых струй выполнены в виде установленного в центре посадочной площадки блока компрессоров, выходы которых сообщены с общим для всех компрессоров плоским соплом.

RU 2 005 669 C1

Авторы

Гусаковский А.М.

Иванюк В.А.

Журавлев В.Н.

Коваль М.А.

Кулешов В.И.

Куценко О.В.

Пичко И.А.

Даты

1994-01-15Публикация

1991-05-24Подача