Изобретение относится к электромашиностроению, в частности к статорам электрических машин.
Известна конструкция сердечника статора мощного турбогенератора, который закреплен в корпусе на клиньях и с помощью нажимных элементов и стяжных элементов спрессован аксиально, причем нажимные плиты сжимают сердечник статора из пакетов, шихтованных из тонколистовой электротехнической стали с установленными между пакетами охладителями, в зоне спинки, а нажимные пальцы опираются на зубцы крайних пакетов, причем в зоне, близкой к воздушному зазору, крайние пакеты имеют возрастающую вглубь сердечника высоту зубцов до высоты, равной высоте зубца среднего пакета. В радиальные пазы сердечника статора уложена обмотка статора, закрепленная в них клиньями, а в зонах крайних пакетов с помощью специальных тяг, закрепленных в нажимной плите. Подобная конструкция статора описана в сборнике: "Электросила", N 33, стр. 32-36, рис. 5, л. 1.
К недостаткам описанной конструкции статора относятся следующие: с помощью традиционной конструкции аксиального крепления сердечника статора в аксиальном направлении при большой его длине свыше 4-5 м трудно обеспечить надежную и долговечную запрессовку, ослабление которой приводит к ухудшению теплопередачи, к шумовым и вибрационным явлениям.
При традиционной конструкции аксиального крепления сердечника статора с крайними пакетами ступенчатой формы (со скосом) обеспечивать их аксиальное сжатие, особенно в коронках зубцов, практически не возможно, что приводит к распушовке зубцов крайних пакетов и ухудшению радиального крепления обмотки статора на выходе из паза, что снижает надежность сердечника статора и его обмотки.
Рассмотренная конструкция статора является прототипом изобретению.
Целью изобретения является: повышение надежности статора путем установки дополнительных стяжных элементов внутри расточки статора; повышение надежности дополнительных стяжных элементов путем установки на их резьбовых частях между выступами нажимных элементов и стяжными гайками упругих элементов; повышение надежности дополнительных стяжных элементов путем разгрузки их от термических деформаций за счет выполнения их полыми с коррозионно-стойкими стенками гидравлических каналов, по которым циркулирует жидкий хладагент.
Сущностью изобретения является следующее:
Нажимные пальцы нажимных элементов выполняются в зоне расточки статора конфигурацией, повторяющей контур огибающей крайних пакетов, и имеющими выступы внутрь расточки статора, в которых выполнены отверстия, через которые проходят резьбовые концы дополнительных стяжных элементов, закрепленные с помощью навинченных гаек. Между гайками дополнительных стяжных элементов и выступами нажимных пальцев установлены упругие элементы. Дополнительные стяжные элементы в зонах вентиляционных каналов имеют обтекаемую форму. Дополнительные стяжные элементы выполнены с гидравлическими каналами вдоль их оси, по которым циркулирует жидкий хладагент.
На фиг. 1 изображен продольный разрез половины статора; на фиг. 2 - вид по стрелке А на зубцовую зону торца статора; на фиг. 3 - узел I (зона вентиляционного канала статора); на фиг. 4 - сечение Д-Д (вариант 1), участок дополнительного стяжного элемента; на фиг. 5 - сечение Д-Д (вариант 2), участок дополнительного стяжного элемента; на фиг. 6 - узел II (зона выступа нажимного пальца).
На фиг. 1 представлен продольный разрез половины статора 1, содержащего магнитопровод 2 из тонколистовой электротехнической стали, закрепленный на клиньях корпуса 3 с помощью стяжных элементов 4 и гаек 5, которые стягивают нажимные элементы 6, имеющие нажимные пальцы 7, повторяющие конфигурацию зубцов 8 крайних пакетов магнитопровода 2 и которые изолированы от них термостойким диэлектриком 9. Нажимные пальцы 7 выполнены с выступами 10 внутрь расточки статора 1. В радиальных пазах магнитопровода 2 закреплена обмотка статора 11 с помощью клиньев 12. По расточке статора 1 вдоль зубцовой зоны расположены дополнительные стяжные элементы 13, изготовленные из высокопрочного немагнитного металла с высоким электрическим сопротивлением, резьбовые части 14 которых входят в отверстия выступов 10 нажимных пальцев 7 в обоих торцах магнитопровода 2, на которые навинчены гайки 15, опирающиеся на упругие элементы 16 и шайбы 17, причем все они изготовлены из немагнитного высокорезистивного металла.
На фиг. 2 представлен вид по стрелке А на зубцовую зону магнитопровода 2, из которого видно взаимное расположение выступов 10 к расточке статора.
На фиг. 3 представлен узел I с расположением против вентиляционного канала 18 дополнительного стяжного элемента 13.
На фиг. 4 изображено сечение Д-Д (вариант 1), изображающее цилиндрическую обтекаемую форму выступа 19 дополнительного стяжного элемента 13, расположенного напротив вентиляционного канала 18.
На фиг. 5 изображено сечение Д-Д (вариант 2) обтекаемой крыловидной формы выступа 19 дополнительного стяжного элемента 13.
На фиг. 6 представлен узел II, на котором изображено взаимное расположение выступа 10 нажимного пальца 7 и дополнительного стяжного элемента 13, выполненного с гидравлическим каналом 20 с коррозионностойкими стенками и навинченной на резьбовой конец 14 арматурой 21 подачи жидкого хладагента.
Статор 1 по фиг. 1-6 работает следующим образом.
Стяжные элементы 4 и гайки 5 через нажимные плиты 6 сжимают магнитопровод 2 аксиально в зоне спинки магнитопровода 2, а нажимные пальцы 7 с выступами 10 и дополнительными стяжными элементами 13 сжимают зубцовую зону 8 с помощью гаек 15, навернутых на резьбовые концы 14 дополнительных стяжных элементов 13 с обоих торцов статора 1, что не позволяет распушовываться зубцам и ослабевать запрессовке магнитопровода 2. Термическое расширение магнитопровода 2 в зубцовой зоне компенсируется с помощью упругих элементов 16, установленных под шайбами 17 и гайками 15 и опирающимися на выступы 10. Гидравлический канал 20 при циркуляции по нему жидкого хладагента позволяет снять термические напряжения с дополнительных стяжных элементов 13 и охладить воздушный зазор, а также коронки зубцов статора 1.
К преимуществам изобретения по сравнению с прототипом относятся следующие: дополнительные стяжные элементы обеспечивают стабильную во всех режимах (стационарных и переходных) запрессовку магнитопровода в зубцовой зоне магнитопровода, за счет чего стабильна аксиальная теплоотдача в магнитопроводе, отсутствует распушовка крайних пакетов в зубцах, нет необходимости в запечке крайних пакетов и пакетной их сборке увеличивающей потери в них.
Дополнительные стяжные элементы с промежуточными упругими элементами на их резьбовых концах позволяют улучшить стабильность запрессовки магнитопровода, особенно в резко-переменных режимах, например: в ударных генераторах, или пиковых газотурбогенераторах, пиковых и насосно-аккумулирующих гидрогенераторах, пусках синхронных двигателей и мотор-генераторов 3. Охлаждение дополнительного стяжного элемента позволяет снизить температуру коронок зубцов и воздушного зазора, что повышает надежность магнитопровода.
Изобретение может быть использовано в мощных электрических машинах переменного тока: турбо- и гидрогенераторах, синхронных компенсаторах ударных генераторах, мотор-генераторных установках насосно-аккумулирующих станций, синхронных электродвигателях. (56) Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Л. : Энергия, 1967, с. 120-130.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2046496C1 |
МАГНИТНЫЙ КЛИН-ОХЛАДИТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2026593C1 |
ИНДУКТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ СИНХРОННОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2023340C1 |
КЛИН-ОХЛАДИТЕЛЬ НЕЯВНОПОЛЮСНОГО РОТОРА | 1991 |
|
RU2006138C1 |
Устройство для моделирования электромагнитного поля | 1981 |
|
SU1007029A1 |
РОТОР НЕЯВНОПОЛЮСНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2054781C1 |
Статор электрической машины | 1987 |
|
SU1598050A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1973 |
|
SU397998A1 |
Шихтованный сердечник статора электрической машины | 1978 |
|
SU748674A1 |
СТОПОРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ СТАТОРА КРУПНОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2013 |
|
RU2530014C1 |
Сущность изобретения: статор машины переменного тока содержит нажимные элементы с нажимными пальцами, огибающими конфигурацию торцовых пакетов сердечника статора в зубцовой зоне, и со стороны воздушного зазора выполненными с выступами, располагающимися в воздушном зазоре. Выступы имеют отверстия, через которые проходят резьбовые концы шпилек. На последние навинчены гайки, стягивающие сердечник аксиально и предотвращающие распрессовку зубцовой зоны. Под гайки возможна установка упругих элементов, снижающих термические напряжения в шпильках. Шпильки могут быть выполнены с центральным гидравлическим каналом, по которому циркулируют жидкий хладагент. 3 з. п. ф-лы, 6 ил.
Авторы
Даты
1994-02-15—Публикация
1992-07-14—Подача