(54) ШИХТОВАННЫЙ СЕРДЕЧНИК СТАТОРА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Изобретение относится к эпектромашиностроению. Известен шихтованный сердечник стато ра электрической машины, активная стапь которого разделяется по длине радиальными вентиляционными каналами на пакеты Вентил5щионные каналы образуются диста цис«ными распорками, которые на одной стороне кйнала крепятся к крайнему листу клепкой или точечной сваркой i. Сердечник, собранный из большого количества листов, представляет собой упрут ую систему. Однако в процессе рабог ты, особенно при сильных вибрациях маши ны, коробленые листы выпрямляются и плотность прессовки снижается. При этом может произойти нарушение лаковой пленюг между листами. Смещение листов может вызвать прорезание изоляции обмоток, что псшлечет за собой капитальный ремонт стйтарй 21. Известен также статор электрической машины, имеющий собранный из пакетов шихтованный сердечник, зажатый посредством стяжных шпилек фланцами с нажимными пальцами. Между пакетами установлены металлические упругие вентиляционные листы. Упругость листов обеспечивается раздельно направленными упругими выступами, образующими канал З, Однако укпзанные выступы имеют сравнительно низкую механическую прочность. При усилии, запрессовки, равном 10 кг/см площади листа, они изгибаются и высота вентиляционного канала сокращается, т. е, быступы не могут создать достаточную упругость, способную сжать листы сердечника в пакетах. Кроме того, металлические вентиляционные листы не уменьшают разгрузку магнитной цепи пакетов сердечника, которая происходит при , превышак щей 1,7-1,8 гл, из-за частичного ответвления магнитного потока в вентиляционный канал. 37 Цель изобретения - повышение эксплуатационной нацежности сердечника ста тора путем обеспечения постоянной плот ности запрессовки пакетов при эксплуатации, а также путем повышения эффективнбсти использования активного железа сердечника. Для достижения указанной цели в шихтованном сердечнике статора электричес Кой машины упругие выступы вентил5 адюнных листов, установленных между пакетами, выполнены с плавным профилем например, синусоидальным. Кроме того, вентил1щионные листы выполнены из изоляционного материала, пример из стеклопластика. На фиг. 1 показан шихтованный сердечник статора электрической машины, профильный разрез; на фиг. 2 узел соединения смежных пакетов, со стороны внутренней поверхности сердечника, на фиг. 3 - часть вентиляционного листа в изометрии. Шихтованный сердечник с пазами 1 . для обмотки содержит пакеты, 2, уста новленные между ними упругие вентиляционные листы 3, нажимные фланцы 4 с пальцами 5, стяжные шпильки 6 и запорные шпонки 7. Вентиляционные листы 3 имеют; в сечении, концентричном внутренней поверхности сердечника, вид гофр, расположенных по синусоиде, образующих выступы 8 плавйого профиля. Расстояние межру соседними выступами , являющимися рас порнь1Мй элементами между пакетами, равно периоду синусоиды. Пространство между .выступом 8 и пакетом 2 есть вентиляционный канал 9 для прохода хла агента, увеличивающийся по площади сечения в радиальном напр&влении от внутренней поверхности сердечника к периферии. Вентиляционный лист 3 может быть выполнен из изоляционного материала, например из стеклопластика. Сборка шихтованного сердечника прои водится обычным порядком и известными срепствами. При запрессовке сердечника упругие : выступы 8 вентиляционных листов 3 получают начальный натяг, который создае после снятия давления пресса упругую силу, достаточную, чтобы сжать листы сердечника в пакетах и компенсировать падение давления меЖ ними в процессе эксплуатации электрической машины. Таким образом, вентиляционный лист аботает как волнистая пружинящая шай-. а 4, исключая недостатки, присуие прототипу. Данная конструкция обеспечивает аименьшую площадь соприкосновения вентиляционного листа с пакетами сердечника и наибольшую открытую площадь, что улучшает теплосъем с поверхности пакетов. Выполнение вентил5здионнь1х листов из изоляционного материала создает дополнительное магнитное сопротивление, что уменьшает отсос магнитного потока в вентиляционный канал и увеличивает коэффициент использования магнитного поля сердечника. Формула изобретения 1.Шихтованный сердечник статора электрической машины, содержащий установленные межгог пакетами вентиляционные листы, иметощие радиальнонаправленные упругие выступы и образованные ими каналы, нажимные элементы, например фланцы с пальцами, и- стяжные элементы, например шпильки, скрепляющие сердечник, отличающийся тем, что, с целью повышения эксплуатационной надежности путем обеспечения постоянной плотности запрессовки пакетов при эксплуатации, упругие выступы выполнены с плавным профилем, например синусоидальным. 2.Шихтованный сердечник по п. 1, отличающийся тем, что вентиляционные листы выполнены из изолямионного материала, например из стеклопластика. Источники информации, принятые во внимание при экспертизе 1.Видельман Е. и Капленбёрг В. Конструкция электрических машин. Л., Энергия, 1972, с. 155-158, рис. 6.3, 6-4... 2.Виноградов И. Злектрослесарь по ремонту электрических машин, М., Высшая школа, 1972, с. 56. 3.Авторское свидетельство СССР № 532152, кл. Н О2 К 1/18, 1974. 4.Справочник металлиста под ред. Чернавского С. А. и Рещинова В. Ф., т. Г , Машиностроение, 1976, с. 725 (ПРОТОТИП).
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1992 |
|
RU2011266C1 |
СТАТОР МАШИНЫ ПЕРЕМЕННОГО ТОКА | 1992 |
|
RU2007815C1 |
Статор электрической машины | 1979 |
|
SU832649A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 2004 |
|
RU2281596C1 |
Сататор электрической маш ны | 1975 |
|
SU561253A1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ МАШИНА | 1998 |
|
RU2131637C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1993 |
|
RU2065655C1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1990 |
|
RU2046496C1 |
Статор электрической машины | 1980 |
|
SU968877A1 |
СТАТОР ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1973 |
|
SU397998A1 |
Авторы
Даты
1980-07-15—Публикация
1978-01-05—Подача