Изобретение относится к электромашиностроению и может быть использовано в уплотнениях вала ротора крупных электрических машин, например турбогенераторов.
Целью изобретения является повышение надежности путем снижения пожароопасности.
На чертеже показана принципиальная схема устройства маслоснабжения уплотнения вала электрической машины с газовым охлаждением.
Устройство маслоснабжения содержит масляный насос 1 с электроприводом переменного тока и резервный масляный насос 2 с электроприводом постоянного тока. Насосы 1 и 2 соединены трубопроводом 3 через обратные клапаны 4 с уплотняющими подшипниками 5 электрической машины 6, герметичный корпус которой заполнен охлаждающим газом, например водородом. В качестве аварийного источника маслоснабжения уплотняющих подшипников использован демпферный бак 7. Упомянутый демпферный бак в нижней части заполнен маслом по трубопроводу 8 от насосов 1 или 2. В верхней части демпферный бак заполнен инертным газом от постороннего источника. Упомянутый объем демпферного бака трубопроводом 9 через автоматический клапан 10 соединен с корпусом электрической машины 6. Автоматический клапан срабатывает при потере герметичности электрической машины, или недопустимой вибрации вала.
Нижняя часть демпферного бака 7 соединена через обратный клапан 11 с уплотняющими подшипниками 5.
Параллельно обратному клапану 11 установлен поплавковый клапан 12 с поплавком 13, размещенным в нижней части демпферного бака 7.
Перед эксплуатацией нижняя часть демпферного бака 7 заполняется маслом от насосов 1 или 2. Верхняя часть демпферного бака заполняется инертным газом от постороннего источника давления через вентиль 14.
Для предотвращения полного опорожнения демпферного бака давление газа в демпферном баке (Рг) должно поддерживаться на уровне, определяемом соотношением:
Рг = , где Рг - давление газа в масляном баке;
Рм - минимально допустимое давление масла перед уплотняющими подшипниками;
Vг - объем газа в демпферном баке;
Vм - объем масла в демпферном баке.
При работе электрической машины в режиме нормальной эксплуатации маслоснабжение уплотняющих подшипников 5 осуществляется с помощью насосов 1 и 2 через трубопровод 3. При отказе насосов 1 и 2, например, при исчезновении электропитания их приводов, аварийный останов электрической машины 6 осуществляется при маслоснабжении уплотняющих подшипников 5 от демпферного бака 7 по трубопроводу через обратный клапан 11. Подача масла из демпферного бака 7 осуществляется под давлением газа, находящегося в верхней части демпферного бака. Поплавковый клапан 12 предохраняет демпферный бак 7 от переполнения, как в эксплуатации так и в аварийном режиме.
Инертный газ, находящийся в верхней части демпферного бака 7, может быть подан в корпус электрической машины 6 при потере ею герметичности, часто сопровождаемой возгоранием масла и водорода. При срабатывании автоматического клапана 10 давление газа в верхней части демпферного бака 7 падает и масло перестает подаваться к уплотняющим подшипникам 5, снижая возможность пожара.
Предлагаемое устройство маслоснабжения позволяет разместить демпферный бак в любом удобном месте машинного зала, а не над электрической машиной на высоте, обеспечивающей перепад давлений масла над газом внутри корпуса электрической машины. Это обеспечивает уменьшение опасности пожара из-за удаления демпферного бака от электрической машины. (56) В. В. Титов и др. Турбогенераторы. Расчет и конструкция. Л. Энергия. 1967. стр. 285, рис. 5-18.
Справочник по ремонту турбогенераторов под ред. Ю. И. Азбукина, М. Энергия, 1978. стр. 131, рис. 2-37.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МАШИНЫ | 1991 |
|
RU2034586C1 |
ДИСТАНЦИОНИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТИ НАГРЕВА КОТЛА | 1990 |
|
RU2022207C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ | 1992 |
|
RU2040813C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНДУКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РЕАКТОРА | 1992 |
|
RU2037220C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ | 1992 |
|
RU2037223C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ | 1992 |
|
RU2037222C1 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ | 1991 |
|
RU2035645C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ | 1992 |
|
RU2037224C1 |
ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2011926C1 |
УСТРОЙСТВО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ УПЛОТНЕНИЙ ВАЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 2000 |
|
RU2160956C1 |
Сущность изобретения: в демпферном баке системы маслоснабжения установлены уплотняющие подшипники параллельно обратному клапану поплавкового клапана с поплавком в демпферном баке. Кроме того, на трубопроводе, соединяющем демпферный бак с корпусом электрической машины, устанавливается автоматический клапан, срабатывающий при потере герметичности электрической машины. Устройство повышает надежность и снижает опасность пожара из-за удаления демпферного бака от электрической машины. 1 ил.
УСТРОЙСТВО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ, содержащее насосы, трубопроводы, демпферный бак, заполненный в нижней части маслом, а верхний - газом, соединенный в нижней части трубопроводом с уплотнениями вала через обратный клапан, в верхней части - трубопроводом с внутренней полостью электрической машины, отличающееся тем, что, с целью повышения надежности путем снижения пожароопасности, параллельно обратному клапану установлен поплавковый клапан, размещенный в нижней части демпферного бака, а в трубопроводе, соединяющем верхнюю часть бака с внутренней полостью машины, установлен клапан, автоматически открывающийся при потере герметичности электрической машины.
Авторы
Даты
1994-02-15—Публикация
1991-05-05—Подача