УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МАШИНЫ Российский патент 1995 года по МПК A62C37/00 

Описание патента на изобретение RU2034586C1

Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в устройствах для тушения пожара, возникающего в системах маслоснабжения вращающихся агрегатов: паровых и газовых турбин, турбогенераторов, синхронных компенсаторов, компрессоров, крупных электродвигателей и т.д.

Известны устройства пожаротушения энергетических машин, выполненные в виде пенных или порошковых огнетушителей, установленных вблизи вращающихся агрегатов.

Недостатком устройства является то, что они приводятся в действие вручную и должны обязательно перемещаться к очагам пожара. К другим недостаткам известного устройства относится ограниченный срок хранения пенообразователей и недопустимость хранения их водных растворов из-за быстрого разложения активной части пенообразователей.

Также известно устройство пожаротушения энергетической машины, снабженной подшипниками скольжения, имеющими маслопроводы для подачи масла к подшипникам от источников давления, содержащее находящийся под давлением, превышающим давление масла в маслопроводе, водяной коллектор, размещенный вблизи машины, с отводами от него к местам возможного возникновения пожара.

Недостатком устройства является малая надежность, обусловленная тем, что при возникновении пожара из-за нарушений герметичности маслопровода, одновременно с подачей воды масло под давлением от насосов продолжает поступать в зону огня до тех пор, пока не будут отключены насосы, закрыты вентили или не опустошится масляный бак.

Кроме того, известное устройство металлоемко из-за использования в системах масло и водоснабжения независимых трубопроводов.

Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции.

Это достигается тем, что в известном устройстве пожаротушения энергетической машины, снабженной подшипниками скольжения, имеющими маслопроводы для подачи масла к подшипникам от источников давления, содержащем находящиеся под давлением, превышающим давление масла в маслопроводе, водяной коллектор, размещенный вблизи машины, с отводами от него к местам возможного возникновения пожара, коллектор соединен с маслопроводами к подшипникам через клапан, открывающийся при потере герметичности маслопровода и возгорании масла.

На чертеже показана схема устройства пожаротушения энергетической машины на примере турбогенератора.

Энергетическая машина 1 снабжена подшипниками 2 скольжения, которые питаются маслом от напорного устройства маслоснабжения через маслопровод 3.

Пожаротушение объекта в случае возгорания обеспечивается водой, подаваемой под давлением в коллектор 4. Для повышения надежности коллектор 4 с патрубками 5 через клапан 6 соединен с маслопроводом 3. Давление воды в коллекторе 4 превышает давление масла в маслопроводе 3. В эксплуатационном режиме подшипники 2 снабжаются маслом под давлением через маслопровод 3.

При возникновении аварийной ситуации, например при разрушении лопатки турбины, являющейся приводом машины 1, возникает высокая вибрация валопровода обоих агрегатов, что приводит к разрушению подшипников 2, разгерметизации масляного тракта и попаданию масла на пол и детали конструкции. В этом случае из-за высокой температуры в узлах трения, от искр при задевании элементов конструкции возможно возгорание паров масла и других пожароопасных веществ, используемых в технологическом цикле агрегатов.

Для тушения пламени клапан 6 может быть снабжен вибрационным датчиком либо другим устройством, которые при разгерметизации масляного тракта автоматически открывают клапан 6 и подают воду в зону горения масла. Этот же клапан может быть открыт вручную. Поскольку давление воды выше давления масла, его подача к подшипникам перекрывается, что уменьшает количество горючего вещества в зоне пожара.

Предлагаемая схема позволяет также упростить коммуникации трубопроводов за счет частичного совмещения труб для подачи масла и воды.

Похожие патенты RU2034586C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ 1991
  • Аврух В.Ю.
  • Глазев Ю.В.
  • Шелепов В.А.
RU2007818C1
ДИСТАНЦИОНИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТИ НАГРЕВА КОТЛА 1990
  • Яковлев Л.П.
RU2022207C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ 1992
  • Дорожко Л.И.
  • Федосов Л.Л.
RU2040813C1
ДИНАМИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ 1991
  • Гольдин А.С.
RU2035645C1
КОМПЕНСАТОР ТЕМПЕРАТУРНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ 1991
  • Яковлев Л.П.
RU2024792C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ 1992
  • Федосов Л.Л.
  • Дорожко Л.И.
RU2037223C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ 1992
  • Федосов Л.Л.
  • Дорожко Л.И.
RU2037222C1
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНДУКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РЕАКТОРА 1992
  • Дорожко Л.И.
  • Федосов Л.Л.
RU2037220C1
ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЬ 1991
  • Авдеев Г.В.
  • Соловьев Н.И.
RU2011926C1
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ 1992
  • Дорожко Л.И.
  • Федосов Л.Л.
RU2037224C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 034 586 C1

Реферат патента 1995 года УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МАШИНЫ

Использование: в противопожарной обороне. Сущность изобретения: сводится к соединению маслопровода, идущего к подшипникам скольжения от насосов с водным коллектором через автоматический клапан, открывающийся при потере герметичности маслопровода. В этом случае вода, находящаяся под давлением, большим давления масла, прекрывает подачу масла к подшипникам, что уменьшает количество горючего вещества. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 034 586 C1

УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащее находящийся под давлением, превышающим давление масла в маслопроводе машины, водяной коллектор, размещенный вблизи машины, отличающееся тем, что на коллекторе установлен патрубок, связанный посредством клапана с маслопроводом, вблизи подвода масла в подшипники.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1995 года RU2034586C1

Кошолкин Б.И
и др
Тушение пожаров в электроустановках, М.: Энергоатомиздат, 85, с.40, 59.

RU 2 034 586 C1

Авторы

Аврух В.Ю.

Даты

1995-05-10Публикация

1991-12-11Подача