Изобретение относится к энергетическому машиностроению и может быть использовано в устройствах для тушения пожара, возникающего в системах маслоснабжения вращающихся агрегатов: паровых и газовых турбин, турбогенераторов, синхронных компенсаторов, компрессоров, крупных электродвигателей и т.д.
Известны устройства пожаротушения энергетических машин, выполненные в виде пенных или порошковых огнетушителей, установленных вблизи вращающихся агрегатов.
Недостатком устройства является то, что они приводятся в действие вручную и должны обязательно перемещаться к очагам пожара. К другим недостаткам известного устройства относится ограниченный срок хранения пенообразователей и недопустимость хранения их водных растворов из-за быстрого разложения активной части пенообразователей.
Также известно устройство пожаротушения энергетической машины, снабженной подшипниками скольжения, имеющими маслопроводы для подачи масла к подшипникам от источников давления, содержащее находящийся под давлением, превышающим давление масла в маслопроводе, водяной коллектор, размещенный вблизи машины, с отводами от него к местам возможного возникновения пожара.
Недостатком устройства является малая надежность, обусловленная тем, что при возникновении пожара из-за нарушений герметичности маслопровода, одновременно с подачей воды масло под давлением от насосов продолжает поступать в зону огня до тех пор, пока не будут отключены насосы, закрыты вентили или не опустошится масляный бак.
Кроме того, известное устройство металлоемко из-за использования в системах масло и водоснабжения независимых трубопроводов.
Целью изобретения является повышение надежности и упрощение конструкции.
Это достигается тем, что в известном устройстве пожаротушения энергетической машины, снабженной подшипниками скольжения, имеющими маслопроводы для подачи масла к подшипникам от источников давления, содержащем находящиеся под давлением, превышающим давление масла в маслопроводе, водяной коллектор, размещенный вблизи машины, с отводами от него к местам возможного возникновения пожара, коллектор соединен с маслопроводами к подшипникам через клапан, открывающийся при потере герметичности маслопровода и возгорании масла.
На чертеже показана схема устройства пожаротушения энергетической машины на примере турбогенератора.
Энергетическая машина 1 снабжена подшипниками 2 скольжения, которые питаются маслом от напорного устройства маслоснабжения через маслопровод 3.
Пожаротушение объекта в случае возгорания обеспечивается водой, подаваемой под давлением в коллектор 4. Для повышения надежности коллектор 4 с патрубками 5 через клапан 6 соединен с маслопроводом 3. Давление воды в коллекторе 4 превышает давление масла в маслопроводе 3. В эксплуатационном режиме подшипники 2 снабжаются маслом под давлением через маслопровод 3.
При возникновении аварийной ситуации, например при разрушении лопатки турбины, являющейся приводом машины 1, возникает высокая вибрация валопровода обоих агрегатов, что приводит к разрушению подшипников 2, разгерметизации масляного тракта и попаданию масла на пол и детали конструкции. В этом случае из-за высокой температуры в узлах трения, от искр при задевании элементов конструкции возможно возгорание паров масла и других пожароопасных веществ, используемых в технологическом цикле агрегатов.
Для тушения пламени клапан 6 может быть снабжен вибрационным датчиком либо другим устройством, которые при разгерметизации масляного тракта автоматически открывают клапан 6 и подают воду в зону горения масла. Этот же клапан может быть открыт вручную. Поскольку давление воды выше давления масла, его подача к подшипникам перекрывается, что уменьшает количество горючего вещества в зоне пожара.
Предлагаемая схема позволяет также упростить коммуникации трубопроводов за счет частичного совмещения труб для подачи масла и воды.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО МАСЛОСНАБЖЕНИЯ УПЛОТНЕНИЯ ВАЛА ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ МАШИНЫ С ГАЗОВЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ | 1991 |
|
RU2007818C1 |
ДИСТАНЦИОНИРУЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО ПОВЕРХНОСТИ НАГРЕВА КОТЛА | 1990 |
|
RU2022207C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ | 1992 |
|
RU2040813C1 |
ДИНАМИЧЕСКИЙ ГАСИТЕЛЬ КОЛЕБАНИЙ | 1991 |
|
RU2035645C1 |
КОМПЕНСАТОР ТЕМПЕРАТУРНЫХ ПЕРЕМЕЩЕНИЙ | 1991 |
|
RU2024792C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ | 1992 |
|
RU2037223C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ | 1992 |
|
RU2037222C1 |
СПОСОБ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНДУКТИВНОСТИ ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО РЕАКТОРА | 1992 |
|
RU2037220C1 |
ВОЗДУХОПОДОГРЕВАТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2011926C1 |
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ РЕАКТОР С ПОДМАГНИЧИВАНИЕМ | 1992 |
|
RU2037224C1 |
Использование: в противопожарной обороне. Сущность изобретения: сводится к соединению маслопровода, идущего к подшипникам скольжения от насосов с водным коллектором через автоматический клапан, открывающийся при потере герметичности маслопровода. В этом случае вода, находящаяся под давлением, большим давления масла, прекрывает подачу масла к подшипникам, что уменьшает количество горючего вещества. 1 ил.
УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ МАШИНЫ, содержащее находящийся под давлением, превышающим давление масла в маслопроводе машины, водяной коллектор, размещенный вблизи машины, отличающееся тем, что на коллекторе установлен патрубок, связанный посредством клапана с маслопроводом, вблизи подвода масла в подшипники.
Кошолкин Б.И | |||
и др | |||
Тушение пожаров в электроустановках, М.: Энергоатомиздат, 85, с.40, 59. |
Авторы
Даты
1995-05-10—Публикация
1991-12-11—Подача