Изобретение относится к судостроению, в частности к судовым рулевым устройствам.
Известно судовое рулевое устройство, содержащее вертикальный руль, закрепленный на баллере, и силовой привод поворота вертикального руля, соединенный посредством синхронно следящей системы с постом управления.
Данное устройство принято за прототип.
Недостатком известного устройства является то, что оно не обеспечивает управляемость судна при движении на переднем склоне попутной волны, а также при волнении с кормовой четверти (ϕк= 135-225о).
Целью изобретения является повышение безопасности плавания путем предотвращения брочинга и обеспечение управляемости судна на ходу и без хода при попутном волнении с кормовой четверти.
Сущность изобретения заключается в том, что в судовом рулевом устройстве, содержащем вертикальный руль, закрепленный на баллере, и силовой привод поворота вертикального руля, соединенный посредством синхронно следящей системы с постом управления, вертикальный руль включает в себя П-образный в продольном сечении корпус, охватывающий шарниpно соединенную с ним с возможностью поворота вокруг горизонтальной оси среднюю часть, причем П-образный корпус и средняя часть в сечении горизонтальной плоскостью выполнены в виде единого крыльевого профиля и снабжены стопорными элементами для фиксации их относительно друг друга, при этом средняя часть вертикального руля снабжена приводом поворота.
На фиг. 1 изображено судовое рулевое устройство; на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез Б-Б на фиг. 1.
В корпусе 1 судна размещены пост управления или авторулевой, связанные посредством синхронно следящей системы с силовым приводом (не показаны) поворота вертикального руля 2. Ниже ватерлинии размещен датчик 3 параметров морской волны флюгерного типа, фиксирующий направление набегающего потока воды в каждый момент времени. Вертикальный руль 2 содержит П-образный корпус, жестко соединенный с баллером 4, верхний конец баллера соединен с силовым приводом. Внутри П-образного корпуса вертикального руля 2 размещена его средняя часть 5, которая с помощью вала 6 шарнирно соединена с П-образный корпусом. Для поворота средней части 5 имеется силовой привод 7, а для фиксации средней части относительно П-образного вертикального руля 2 предусмотрены стопорные элементы 8. П-образный корпус и средняя часть 5 в заштыренном состоянии в плане имеют профиль единого крыла.
Устройство работает следующим образом.
Управление вертикальным рулем 2 на ходу в штилевую погоду и при волнении под углами 0-125 и 225-360о.
Средняя часть 5 зафиксирована относительно П-образной части и управление рулем осуществляют, поворачивая переднюю кромку а (на переднем ходу) и заднюю кромку б (на заднем ходу) в заданную сторону перемещения кормы судна.
При курсовом угле волны в диапазоне 135-225о стопорные элементы 8 разблокируют. Приводами 7 отклоняют среднюю часть 5 от вертикали, поворачивая верхнюю кромку (при набегании потока сверху) или нижнюю кромку (при набегании потока снизу) в заданную сторону перемещения кормы судна, одновременно силовым приводом, соединенным с баллером 4, поворачивают П-образный корпус кромкой а (при набегании потока спереди) и кромкой б (при набегании потока сзади) в заданную сторону перемещения кормы судна.
При ручном управлении управляющие импульсы, например, электрические, передают на силовые приводы баллера 4 и средней части 5 (привод 7), руководствуясь показаниями датчиков 3, с поста управления.
При автоматическом управлении управляющие импульсы вырабатываются м передаются на названные силовые приводы авторулевым, куда вводятся сигналы с датчика 3, соответствующие горизонтальной и вертикальной составляющими скорости набегающего потока, а также сигналы обратной связи с этих приводов. Управление курсом судна при волнении моря (поддержание постоянного курса) сопровождается непрерывными колебательными движениями П-образной и средней частей руля 2. (56) Шмаков М. Г. Рулевые устройства судов. Л. : Судостроение, 1968, с. 8-11.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ СУДНОМ | 1991 |
|
RU2009961C1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА | 1998 |
|
RU2143376C1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2142387C1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИГАТЕЛЬ-ДВИЖИТЕЛЬ | 1998 |
|
RU2143377C1 |
ГИДРОАЭРОДИНАМИЧЕСКОЕ СУДНО "ВЕТРОВОЛНОХОД" | 1992 |
|
RU2048387C1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА | 1991 |
|
RU2031054C1 |
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ СУДОВЫМ ВОЛНОВЫМ ДВИЖИТЕЛЕМ | 1992 |
|
RU2087377C1 |
ВОЛНОХОД | 1993 |
|
RU2087370C1 |
ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ СУДНА | 2000 |
|
RU2183176C2 |
СУДОВОЙ ВОЛНОВОЙ ДВИЖИТЕЛЬ | 1991 |
|
RU2034741C1 |
Использование: судостроение. Сущность изобретения: судовое рулевое устройство содержит вертикальный руль, закрепленный на баллере 4, а также силовой привод поворота вертикального руля, соединенный посредством синхронноследящей системы с постом управления или авторулевым. Вертикальный руль включает в себя П-образный корпус с передней и задней кромками руля, жестко соединенный с баллером 4, и шарнирно соединенную с ним с возможностью поворота вокруг горизонтальной продольной оси вертикального руля и снабженную приводом поворота среднюю часть 5. П-образный корпус и поворотная средняя часть 5 в плане выполнены в виде единого крыльевого профиля и снабжены стопорными элементами 8 для фиксации их относительно друг друга. 3 ил.
СУДОВОЕ РУЛЕВОЕ УСТРОЙСТВО Ю. Ф. СЕНЬКИНА
Судовое pулевое устpойство, содеpжащее веpтикальный pуль, закpепленный на баллеpе, и силовой пpивод повоpота веpтикального pуля, соединенный посpедством синхpонно-следящей системы с постом упpавления, отличающееся тем, что веpтикальный pуль включает в себя П-обpазный в пpодольном сечении коpпус, охватывающий шаpниpно соединенную с ним с возможностью повоpота вокpуг гоpизонтальной оси сpеднюю часть, пpичем П-обpазный коpпус и сpедняя часть в сечении гоpизонтальной плоскостью выполнены в виде единого кpыльевого пpофиля и снабжены стопоpными элементами для их взаимной фиксации, пpи этом сpедняя часть веpтикального pуля снабжена пpиводом повоpота.
Авторы
Даты
1994-03-30—Публикация
1991-12-13—Подача