Изобретение относится к скважинной горной технике и может быть использовано в нефтегазовой промышленности для перемещения приборов в горизонтальных и восходящих скважинах.
Цель изобретения - обеспечение возможности перемещения приборов в затрубном пространстве скважины.
На фиг. 1 показано предлагаемое устройство, общий вид; на фиг. 2 - траектория устройства в затрубном пространстве по максимальному просвету; на фиг. 3 - сопоставления между отклонениями чувствительного элемента в скважине и колесной осью; на фиг. 4 - элементы дополнительного поворота колесной оси и обратного хода извлекаемого из скважины устройства при необходимости перемещения по следу траектории.
Устройство содержит корпус и амортизатор 1, например, телескопически раздвигаемый, колесную ось 2, по крайней мере с двумя колесами, чувствительный элемент 3, связанный кинематической связью 4 с колесной осью и установленный на осевом ролике 5 на одном конце амортизатора с возможностью качения относительно оси скважины в плоскости движения. Чувствительный элемент закреплен на шарнире 6 на другом конце амортизатора с возможностью качения относительно оси скважины в пространстве. Амортизатор содержит неподвижную направляющую трубку 7, внутри которой расположена пружина 8 и подвижную часть 9, которая одним концом опирается на пружину, а другим связана с шарниром. Кинематическая связь выполнена в виде плеча 10, диагонального рычага 11 и подшипника 12, свободно размещенного на амортизаторе. Плечо связано на одном конце жестко с подшипником, а на другом - шарнирно с диагональным рычагом. Стойка 13 жестко закреплена с одной стороны с подшипником, а с другой - с колесной осью. Затрубное пространство образовано внутренней стенкой обсадной колонны 14 скважины и внешней стенкой НКТ-15, где в сечениях 16-18 имеются участки с максимальным просветом, по которым устройство 19 перемещается по траектории 20.
Устройство снабжено упором клиновидной формы 21, установленным на амортизаторе, а подшипник выполнен с коническим пазом 22 для входа клина. Устройство снабжено также и двигательной установкой с автономным или устьевым приводом. На чувствительном элементе установлены контактные ролики, причем количество роликов соответствует минимально допускаемому количеству чувствительных точек чувствительного элемента. Так, если кривизну поверхности чувствительного элемента в плоскости поперечного сечения скважины можно охарактеризовать тремя точками, то и в плоскости, перпендикулярной первой, проходящей через ось амортизатора, необходимы еще две точки. Итого, необходимо min 5 контактных точек или 5 роликов (шариков).
Если устройство (см. фиг. 4) попадает при своем движении в клиновидное (постепенно сужающееся) пространство (вследствие искривлении оси НКТ относительно оси скважины), то при превышении допустимой величины сужения упор клиновидной формы 21 на амортизаторе входит в конический паз 22 на подшипнике и, естественно, последний повернется, а, следовательно, повернется колесная ось и устройство будет выведено из сужающегося пространства и продолжит свое нормальное движение.
Вопрос обратного хода устройства (фиг. 4) при его извлечении из забоя на устье может иметь существенное значение, если устройство двигалось на забой по сложной траектории в наибольшем просвете межтрубного пространства.
Тогда для осуществления обратного хода необходимо освободить диагональный рычаг 11 от жесткой связи с чувствительным элементом, а тягу 23 закрепить жестко с чувствительным элементом. Эта операция крепления осуществляется следующим образом. Нужно натянуть канат (тросик) 24, выведенный на устье, например, внутри полого кабеля, который перемещается совместно с устройством. Тросик 24 в положении (узелке) 25 имеет два отростка, соединенные, соответственно, со штифтами 26 и 27. Когда канат (тросик) 25 натянется, то штифты 26 и 27 выйдут из гнезд, а тяга 23 будет связана с чувствительным элементом за счет подпружиненного фиксатора 28. При этом, конструктивные элементы 29-33 облегчают процесс соединения тяги 23 с чувствительным элементом.
Благодаря предложенной кинематической связи видно (см. фиг. 3), что при отклонении устройства от оптимальной траектории движения, например, вправо, чувствительный элемент получает наклон тоже вправо на угол α , что приведет (посредством кинематической связи) к развороту колесной оси на угол ϕ в сторону возвращения на траекторию, и движение будет оптимальным. Технические преимущества устройства по сравнению с базовым объектом следующие: обеспечивается работа устройства в отверстиях круглого и овального профиля, а также в искривленном межтрубном пространстве горизонтальных и восходящих скважин; обеспечиваются автоматические повороты направо и налево от продольной оси и выход из клиновидного сужения на пространство "наибольшего просвета", а также вывод устройства из скважины по оптимальной траектории "входа". При этом за счет расширения области применения благодаря использованию устройства в межтрубном пространстве круто восходящих скважин имеется возможность делать короткие или длительные остановки без обратного скатывания, например, при неработающем двигателе, в любом месте межтрубного пространства за счет использования магнита, например, в качестве стопора, и производить там необходимые местные измерения и исследования. (56) Авторское свидетельство СССР N 1444508, кл. Е 21 В 47/00, 1988.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Устройство для отбора проб жидкости и газа из скважин | 1988 |
|
SU1689604A1 |
СПОСОБ ПОВЫШЕНИЯ НЕФТЕОТДАЧИ ПЛАСТОВ | 2001 |
|
RU2191895C1 |
СПОСОБ СКВАЖИННОЙ ЩЕЛЕВОЙ ПЕРФОРАЦИИ ОБСАДНОЙ КОЛОННЫ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2009 |
|
RU2401380C1 |
СПОСОБ ДОБЫЧИ ВЫСОКОВЯЗКОЙ НЕФТИ | 2002 |
|
RU2206728C1 |
Устройство для определения длины кабеля при спуско-подъемных операциях в скважине | 1982 |
|
SU1035207A1 |
ШАРНИРНОЕ СОЕДИНЕНИЕ БУРИЛЬНЫХ ТРУБ | 1990 |
|
RU2014420C1 |
БАЛАНСИРНАЯ ТЕЛЕЖКА КОЛЕСНОГО ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА | 2000 |
|
RU2189911C2 |
Противоразгрузочное устройство | 2017 |
|
RU2652699C1 |
Скважинный расходомер | 1990 |
|
SU1810521A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОБРАЗОВАНИЯ ЩЕЛЕЙ В СТЕНКАХ СКВАЖИНЫ | 1990 |
|
RU2030563C1 |
Использование: в нефтегазовой промышленности для доставки приборов и оборудования в заданное место в затрубном пространстве скважины. Сущность изобретения: устройство содержит два колеса, посаженные на ось 2, амортизатор 1 и чувствительный элемент 3, связанный кинематической связью с колесной осью 2 и установленный шарнирно на одном конце амортизатора 1. Колесная ось 2 закреплена посредством ролика на другом конце амортизатора 1. Кинематическая связь выполнена из подшипника 12, свободно размещенного на амортизаторе 1, плеча 10, связанного с подшипником 12, диагонального рычага 11, шарнирно закрепленного с одной стороны с плечом 10, а с другой - с чувствительным элементом 3 и стойки 13, жестко закрепленной с подшипником 12 и с колесной осью 2. 4 з. п. ф-лы, 4 ил.
Авторы
Даты
1994-04-15—Публикация
1988-06-27—Подача