ВАРИАТОР Российский патент 1994 года по МПК F16H15/04 F16H1/00 

Описание патента на изобретение RU2011070C1

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам вращательного движения с изменением предлагаемого числа оборотов в автомобилях.

Известен вариатор с дисковой (лобовой) передачей. Эта передача относится к категории устройств бесступенчатого регулирования скорости и применяется при взаимно перпендикулярном расположении валов.

Недостатком такого вариатора является малая мощность.

Цель изобретения - повышение мощности.

Это достигается тем, что вариатор, содержащий емкостный корпус, заполненный маслом и с деталями, обеспечивающими контактное зацепление колес, имеет одно зубчатое колесо, а второе колесо имеет обойму, заполненную сцепляющими элементами.

На фиг. 1 изображена принципиальная схема вариатора; на фиг. 2 - положение зубьев одного колеса и сцепляющих элементов второго колеса в момент зацепления; на фиг. 3 - вариатор второго вариатора; на фиг. 4 - положение упорных перегородок обоймы колеса вариатора; на фиг. 5 - сцепляющий элемент.

Вариатор состоит из зубчатого колеса с прямым расположением зубьев, закругленными торцами зубьев и конусной формой в профиле и скошенными торцами в плане.

Второе колесо 2 имеет цилиндрическую обойму 3 с упорными перегородками 4 фиг. 2, 4. Толщина перегородок равна наибольшей толщине зуба колеса. Высота перегородок меньше высоты обоймы на высоту зуба с допуском, чтобы при вращении колеса с обоймой и при некотором горизонтальном колебании зуб колеса не задевал перегородки. В центре обоймы колеса имеется ось 5, диаметр которой выбирается с учетом возможности вращения зубчатого колеса при приближении его к оси 5, когда передаточное число оборотов наибольшее. Обойма 3 плотно заполнена зацепляющими элементами 6. Зацепляющие элементы 6 металлические и выполнены в форме цилиндров с головкой, имеющей выпуклую поверхность как сверху, так и снизу, т. е. форму шара, имеющего цилиндрический срез по боковой поверхности. Размер головки по диаметру зацепляющего элемента 6 равен толщине упорной перегородки 4. В то же время высота головки равна расстоянию углубления между зубьями зубчатого колеса 1. Высота остальной цилиндрической части зацепляющего элемента 6 должна составлять не менее двух высот головки, чему также равняется и высота перегородки 4 до днища обоймы 3 колеса 2. Диаметр стержневой части зацепляющего элемента 6 должен составлять половину диаметра головки. Это необходимо, чтобы головки вплотную подходили друг к другу между упорными перегородками 4. Чтобы заполнить свободное пространство, образующееся между головками сцепляющих элементов в обойме колеса 3 и стержневых оснований зацепляющих элементов 6, вводятся дополнительные цилиндрические стержни 7 с закругленными вершинами. Диаметр дополнительных стержней 7 должен составлять не менее четвертой части диаметра головки зацепляющего элемента 6. Все элементы, находящиеся в обойме 3 колеса 2, должны быть расположены в обойме 3 с такой плотностью, чтобы зуб зубчатого колеса 1 мог входить в головки зацепляющих элементов 6 и в то же время, когда зуб зубчатого колеса 1 входит в головки зацепляющих элементов 6, происходит временное заклинивание остальных головок зацепляющих элементов 6 между упорными перегородками 4.

Для этого и должен производиться расчет ширины зубчатого колеса 1.

Для выравнивания при работе вариатора зацепляющих элементов 6 в обойме 3 сверху обоймы 3 расположена неподвижно закрепленная крышка 8 с прорезью 9 для перемещения зубчатого колеса 1 и с допуском для свободного вращения обоймы 3 колеса 2.

Возможен второй вариант (фиг. 3), когда внутренняя часть 10 обоймы 3 колеса 2 выполнена в виде многоугольника. В обойме колеса отсутствуют опорные перегородки 4. Зацепляющие элементы 6 в обойме колеса выполнены, например, в виде стержней, в поперечном сечении представляющих равнобедренный треугольник. Центральная ось 5 в обойме колеса также в поперечном сечении представляет многоугольник. Но в этом варианте возможен эффект проворачивания элементов в обойме колеса. Высота центральной оси 5 в обойме 3 колеса 2 должна быть ниже зацепляющих элементов 6 в обойме 3 на высоту зубчатого колеса 1 с допуском на колебания в горизонтальной плоскости при работе вариатора зубья зубчатого колеса 1 с закругленными торцами и конусной формой в профиле. Шаг зубьев зубчатого колеса 1 должен быть таким, чтобы при одном перпендикулярно погруженном зубе в зацепляющие элемент 6 последующий зуб находился уже в соприкосновении с зацепляющими элементами 6 в обойме 3 колеса 2 по ходу вращения зубчатого колеса 1. Высоту зуба колеса 1 (фиг. 2) можно брать равной высоте головки зацепляющего элемента 6 от вершины до начала закругления нижнего основания головки элемента 6 фиг. 5. Это возможно уменьшить вероятность выдергивания зубьями колеса 1 элементов 6 из обоймы 3 колеса 2 вариатора. Но это увеличит тенденцию к увеличению наклона элементов 6 в обойме 3 колеса 2, да и закругление конца зуба колеса 1 навряд ли позволит делать это.

С этой целью прорезь 9 в неподвижной крышке 8, предназначенная для перемещения зубчатого колеса 1, сверху может перекрываться роликами, свободно расположенными, вращающимися и перемещающимися совместно с зубчатым колесом 1 на оси зубчатого колеса 1 или прорезь 9 может закрываться передвижными дополнительными крышками, перемещающимися также совместно с зубчатым колесом 1 вариатора.

Перекрывающие прорезь 9 ролики или дополнительные крышки (заслонки) располагаются по обе стороны от зубчатого колеса 1 и по длине соответствуют величине хода в диаметральном направлении зубчатого колеса 1 в зацепляющих элементах 6 колеса 2 вариатора.

При вхождении зуба зубчатого колеса 1 в зацепляющие элементы 6 обоймы 3 второго колеса 2, из-за некоторого свободного расположения зацепляющих элементов 6 в обойме 3 колеса 2 происходит некоторый наклон зацепляющих элементов 6. Это способствует уменьшению биения зубьев с головки зацепляющих элементов 6. Зуб зубчатого колеса 1, раздвигая головки зацепляющихся элементов 6, производит тем самым некоторое заклинивание остальных головок зацепляющих элементов 6, чем обеспечивается надежное зацепление рабочих колес 1, 2 вариатора.

Перемещение одного из колес вариатора относительно другого, чем и изменяется передаточное число оборотов, производится любым известным способом.

Детали вариатора работают в масле. Если возможно внедрение зуба в зацепляющие элементы 6, то возможно и перемещение зубчатого колеса 1 по зацепляющим элементам 6.

(56) Вербовский Г. Г. Детали машин. Издательство Харьковского государственного университета им. А. М. Горького. Харьков, 1967, с. 119.

Похожие патенты RU2011070C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ СОСТАВА ТОПЛИВОВОЗДУШНОЙ СМЕСИ В ДВИГАТЕЛЕ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1989
  • Луковников Геннадий Степанович
RU2006643C1
ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ 1991
  • Луковников Геннадий Степанович
RU2006652C1
ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 1992
  • Луковников Геннадий Степанович
RU2065988C1
СПОСОБ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ВОЗВРАТНО-ПОСТУПАТЕЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ ПОРШНЕЙ В ЦИЛИНДРАХ ПОРШНЕВОГО РОТОРА ВО ВРАЩАТЕЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ РОТОРА И ПЕРЕДАТОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ 2012
  • Смирнов Геннадий Владимирович
RU2518136C2
КОМПЕНСИРУЮЩАЯ СИСТЕМА КАРБЮРАТОРА 1992
  • Луковников Геннадий Степанович
RU2049256C1
Механический кодовый замок "Трёхкнопка" для рулевой колонки автомобиля 2017
  • Кокорев Геннадий Васильевич
RU2696543C2
СПОСОБ АДАПТИВНОГО ИЗМЕНЕНИЯ ПЕРЕДАТОЧНОГО ОТНОШЕНИЯ МЕХАНИЧЕСКОЙ ПЕРЕДАЧИ И АДАПТИВНЫЙ ЗУБЧАТЫЙ ВАРИАТОР 2007
  • Коршак Андрей Алексеевич
RU2334141C1
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ВАРИАТОР 1997
  • Черняев Б.Н.
RU2127382C1
ТРАНСФОРМАТОР ВРАЩАЮЩЕГО МОМЕНТА 1995
  • Сизов Иван Дмитриевич
RU2115848C1
Воздухоочиститель для двигателя внутреннего сгорания 1989
  • Луковников Геннадий Степанович
SU1686213A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 011 070 C1

Реферат патента 1994 года ВАРИАТОР

Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам вращательного движения с изменением передаточного числа оборотов в автомобилях. Сущность изобретения: вариатор содержит масляную емкость и два колеса со взаимно перпендикулярным расположением осей вращения. Одно колесо выполнено зубчатым, а второе колесо выполнено с обоймой, жестко закрепленной по его диаметру, заполненной сцепляющими элементами, выполненными с возможностью свободного передвижения зубчатого колеса в элементах в диаметральном направлении и его нормального зацепления с элементами. Данная конструкция обеспечивает повышение мощности вариатора. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 011 070 C1

ВАРИАТОР, содержащий емкость, заполненную маслом и два колеса со взаимно перпендикулярным расположением осей вращения, отличающийся тем, что, с целью повышения мощности, он снабжен сцепляющими элементами, размещенными в емкости с возможностью взаимодействия с обоими колесами, при этом одно колесо выполнено зубчатым, а второе колесо выполнено с обоймой, жестко закрепленной по его диаметру, образуя указанную емкость.

RU 2 011 070 C1

Авторы

Луковников Геннадий Степанович

Даты

1994-04-15Публикация

1991-05-12Подача