Изобретение относится к горному делу и может быть использовано при открытой разработке пологих и наклонных в т. ч. мульдообразных пластовых месторождений полезных ископаемых.
Известен способ [1] открытой разработки горизонтальных и пологих мульдообразных месторождений полезных ископаемых, при котором въездные капитальные траншеи проходят с противоположных сторон к центру месторождения. Разрезную траншею проходят дугообразно, начиная с центра месторождения с двух сторон траншеи. Затем, после увеличения длины фронта работ до оптимальной величины проводят дополнительную пару радиальных въездных траншей и т. д. до отработки всего месторождения. Вскрышные породы размещают во внутренних отвалах, въездные траншеи по мере подвигания горных работ погашаются. При таком способе открытой разработки горизонтальных и пологих месторождений большие объемы горно-капитальных работ, поскольку капитальную въездную траншею проходят по всему месторождению, а впоследствии возникает необходимость проведения дополнительных капитальных траншей. Недостатком этого способа является также высокий текущий коэффициент вскрыши в первые годы эксплуатации, намного превышающей средний коэффициент по месторождению, поскольку добычу полезного ископаемого ведут на участках с наибольшей глубиной залегания полезного ископаемого. Проведение капитальной въездной траншеи по всему месторождению до конечной глубины карьера увеличивает срок вовлечения в эксплуатацию вскрытых полезных ископаемых, а также в первые годы эксплуатации приводят к большим расстояниям транспортирования.
Наиболее близким аналогом является способ открытой разработки наклонных залежей полезного ископаемого [2] , при котором карьерное поле вскрывают въездной и разрезной траншеями, причем въездную траншею проходят в висячем боку залежи на всю длину карьерного поля, а разрезную траншею проходят под углом к линии простирания залежи. Укладку вскрышных пород от проходки траншеи осуществляют на нерабочий борт карьера. Вскрышные и добычные уступы отрабатывают от висячего бока залежи к лежачему с опережением отработки уступов по висячему боку залежи. Создается упорная призма со стороны лежачего бока, удерживающая этот бок карьера. По мере отработки залежи траншею погашают, а неиспользуемая ее часть заполняется отвалами.
Основными недостатками данного способа являются большой объем горно-капитальных работ, поскольку въездную капитальную траншею проходят на всю длину карьера, то, что разрезную траншею проходят под углом к линии простирания пласта от висячего бока залежи к лежачему увеличивает коэффициент вскрыши, а также срок вовлечения в эксплуатацию вскрытых полезных ископаемых. Поскольку транспортировка горной массы во внешний отвал происходит в одном направлении, то в первые годы эксплуатации карьера будут большие расстояния транспортирования. Все эти недостатки снижают эффективность разработки.
Целью изобретения является повышение эффективности разработки за счет снижения текущего коэффициента вскрыши при снижении объема горно-капитальных работ.
Цель достигается тем, что сначала проводят въездную наклонную траншею под углом к линии простирания пласта, затем проходят разрезную траншею параллельно линии простирания пласта, на нерабочем борту карьера создают стационарную трассу под углом к линии простирания пласта в плане и тем самым формируют нерабочий борт также под углом к линии простирания, сокращая при этом фронт горных работ по простиранию пласта, одновременно формируют фронт горных работ параллельно въездной траншее и ведут его отработку в направлении, перпендикулярном въездной траншее.
Авторы претендуют на следующие отличительные признаки, которые соответствуют критерию "Существенные отличия": проходят въездную траншею под углом к линии простирания пласта (этот признак авторам известен); проходят разрезную траншею параллельно линии простирания пласта на длину, определяемую из выражения
L = (N-1) cos θ + b (этот признак авторам неизвестен); на нерабочем борту карьера создают стационарную трассу под углом к линии простирания пласта в плане и тем самым формируют нерабочий борт также под углом к линии простирания, сокращая при этом фронт горных работ по простиранию пласта (этот признак авторами неизвестен); одновременно формируют фронт горных работ параллельно въездной траншее и ведут его отработку в направлении, перпендикулярном въездной траншее (этот признак авторам неизвестен).
Эти признаки все взаимосвязаны, и их совокупность с общими признаками позволяет достичь положительный эффект, указанный в цели изобретения.
На основе анализа предлагаемое техническое решение обладает существенными отличиями.
На фиг. 1 изображена схема вскрытия карьерного поля вьездной и разрезной траншеями; на фиг. 2 - промежуточное положение горных работ с сокращенным фронтом горных работ по простиранию и сформированным фронтом горных работ параллельно въездной траншее, а также карьер в конечном положении (треугольная форма - пунктирной линией).
Способ осуществляют следующим образом.
Проходят въездную траншею 1 (фиг. 1) под руководящим уклоном (iр), который принимается в зависимости от выбранного вида тpанспорта, например для автотранспорта типа БелАЗ он составляет 70-80о/оо, въездную траншею 1 проводят так, чтобы одна сторона траншеи скользила по кровле пласта, получают угол θ между осью съезда и линией простирания пласта в плане,
θ = arcsin , ; где α - угол падения пласта, град;
iр - руководящий уклон съезда.
Например: для Нерюнгринского разреза угол θ составляет 30о. Такой способ проведения въездной траншеи значительно снижает объем горно-капитальных работ по сравнению с прототипом, где проводят въездную траншею на всю длину залежи.
Затем проходят разрезную траншею 2 (фиг. 1) обычным способом с применением экскаватора типа мехлопата и колесного транспорта типа БелАЗ параллельно линии простирания пласта на длину L, определяемую из выражения
L = (N-1) cos θ + b, где Ну - высота уступа, м;
вг.п. - длина горизонтальной площадки трассы, м;
N - количество горизонтов при конечной глубине карьера.
С другой стороны разрезной траншеи создают стационарный съезд 3 (фиг. 1) также под углом к линии простирания пласта. Создавая стационарную трассу, состоящую из стационарных съездов 3 и горизонтальных площадок 4 (фиг. 2), под углом к линии простиpания пласта формируют нерабочий борт 5 (фиг. 2) также под углом к линии простирания.
Параллельно въездной траншее 1 (фиг. 1) формируют фронт горных работ, образующий борт 6 (фиг, 2) и ведут его отработку в направлении, перпендикулярном въездной траншее.
По мере продвижения сформированного фронта горных работ въездная траншея 1 нового горизонта проходится вновь, а на вышележащих горизонтах траншея, преобразованная в полутраншею съезд, отрабатывается как скользящий съезд.
Добычной фронт 7 (фиг. 2), сопряженный с фронтом горных работ, параллельным въездной траншее, отрабатывается наклонными слоями, а сопряженный с фронтом горных работ по простиранию пласта отрабатывается горизонтальными. Вскрышные и добычные уступы отрабатываются известным способом с применением экскаваторов и автомобильного транспорта.
За счет создания стационарной трассы под углом к линии простирания пласта в плане и формирования нерабочего борта 5 (фиг. 2) также под углом к линии простирания сокращается фронт горных работ по простиранию пласта, в то время как сформированный паралелльно въездной траншее фронт горных работ удлиняется, что значительно снижает коэффициент вскрыши, улучшаются условия работы транспорта, что ведет к сокращению парка автотранспорта. По мере продвижения фронта горных работ по простиранию пласта и выемки полезного ископаемого в выработанном пространстве производят внутреннее отвалообразование. При сдвижении отвальных пород они упираются в нерабочий борт 5 карьера (фиг. 2). По мере перемещения центра тяжести грузопотока в сторону сформированного фронта горных работ вскрышу транспортируют во внутренний отвал 8 (фиг. 2) по нерабочему борту 5 и во внешний отвал 9 по рабочему борту 6. Такое перераспределение грузопотоков ведет к значительному сокращению расстояния транспортирования по сравнению с прототипом.
После того, как фронт горных работ по простиранию сократится, а сформированный параллельно въездной траншее фронт горных работ придет к своей конечной длине, получают карьер 10 треугольной формы (фиг. 2) с одним рабочим бортом и другим нерабочим.
Таким образом, по сравнению с прототипом предлагаемый способ позволяет значительно снизить текущий коэффициент вскрыши в пределах отработки карьерного поля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛОГИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1998 |
|
RU2139429C1 |
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ НОВОГО ТРАНСПОРТНОГО ГОРИЗОНТА И ЭКСКАВАТОРНО-ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ КОМПЛЕКС ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2000 |
|
RU2186982C1 |
КОМБИНИРОВАННЫЙ СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ УЗКИХ ВЫТЯНУТЫХ ГОРИЗОНТАЛЬНЫХ И СЛАБОНАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1992 |
|
RU2016196C1 |
Способ открытой разработки наклонных залежей полезного ископаемого | 1986 |
|
SU1323715A1 |
Способ открытой разработки крутопадающих и наклонных месторождений | 1990 |
|
SU1812312A1 |
СПОСОБ ОТСТРОЙКИ НЕРАБОЧЕГО БОРТА КАРЬЕРА В УСЛОВИЯХ МНОГОЛЕТНЕЙ МЕРЗЛОТЫ | 1995 |
|
RU2099528C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ С ВНУТРЕННИМ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕМ | 2013 |
|
RU2528731C1 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ КРУТОПАДАЮЩИХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ С ВНУТРЕННИМ ОТВАЛООБРАЗОВАНИЕМ | 2002 |
|
RU2246620C2 |
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ НАКЛОННЫХ И КРУТОПАДАЮЩИХ ЗАЛЕЖЕЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ | 1997 |
|
RU2148713C1 |
Способ открытой разработки месторождений полезных ископаемых | 1989 |
|
SU1730452A1 |
Сущность изобретения: проводят въездную траншею под углом к линии простирания пласта (ЛПП) в плане, затем проводят разрезную траншею на всю длину карьера. На нерабочем борту карьера создают стационарную трассу под углом к линии простирания пласта, нерабочий борт формируют также под углом к ЛПП, при этом фронт горных работ (ФГР) по простиранию пласта сокращается. Одновременно с сокращением ФГР по простиранию пласта формируют ФГР параллельно въездной траншее и ведут его отработку в направлении, перпендикулярном въездной траншее. 2 ил.
СПОСОБ ОТКРЫТОЙ РАЗРАБОТКИ ПОЛОГИХ И НАКЛОННЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ, включающий вскрытие въездной траншеи с последующей ее углубкой, проведение разрезной траншеи, отработку вскрышных и добычных уступов, формирование транспортной трассы по нерабочему борту карьера, отличающийся тем, что, с целью повышения эффективности отработки месторождения за счет снижения текущего коэффициента вскрыщи при снижении объема горно-капитальных работ, въездную траншею проходят под углом к линии простирания пласта, определяемом из выражения
θ = arcsin , ,
где α - угол падения пласта, град;
iр - руководящий уклон, соответствующий выбранному виду транспорта,
при этом разрезную траншею проходят параллельно линии простирания пласта на длину L, определяемую из выражения
L = (N-1) cos θ + b, ,
где Hу - высота уступа, м;
bг.п. - длина горизонтальной площадки трассы, м;
N - количество горизонтов при конечной глубине карьера,
а на нерабочем борту создают стационарную трассу под углом к линии простирания пласта, нерабочий борт формируют также под углом к линии простирания, одновременно с сокращением фронта горных работ по простиранию формируют фронт горных работ параллельно въездной траншее и ведут его отработку в направлении, перпендикулярном к въездной траншее.
Авторы
Даты
1994-04-30—Публикация
1991-03-11—Подача