Изобретение относится к области судостроения и может быть использовано при постройке малогабаритных судов любого назначения, например буксирного катера.
Известны отечественные маломерные суда с рубкой, лобовая стенка которой совпадает с вертикальной форпиковой переборкой, в которых проход с носа на корму обеспечивается по борту. Рубка имеет уменьшенный объем, что ухудшает эргономические показатели.
Известно судно с рубкой от борта до борта, с проходом с носа на корму через рубку, причем форпиковая переборка (совпадающая с лобовой стенкой рубки) вертикальная. Данная конструкция имеет малый полезный объем рубки и, как следствие, низкие эргономические показатели. Невозможен доступ в форпик из рубки. Пульт занимает внутренний полезный объем рубки. Наклонный трап для выхода из рубки на нос также занимает ее полезный объем (выполнение трапа вертикальным делает проход через рубку неудобным). Так как форпиковая переборка устанавливается на строго заданном расстоянии от носового перпендикуляра, то рубка сдвинута от носа, что увеличивает мертвую зону обзора и снижает эксплуатационную надежность. Подъем рубки над палубой (для увеличения обзора) снижает остойчивость.
Цель изобретения - повышение эксплуатационной надежности и улучшение экономических показателей судна.
Верхняя часть форпиковой переборки наклонена в сторону носа. На наклонной части расположены пульт, трап и, выше аварийной ватерлинии, люк форпика. Оптимальный угол наклона верхней части переборки составляет от 50 до 60о (согласно требованиям, предьявляемым к трапам условиями обеспечения техники безопасности).
Наклон переборки форпика позволяет сдвинуть лобовое стекло рубки к носу, что, с одной стороны, уменьшает мертвую зону обзора, а с другой - углубляет рубку и увеличивает остойчивость. Все это повышает эксплуатационную надежность. Вместе с тем наклон переборки форпика позволяет сделать наклонной часть лобовой стенки рубки и расположить на ней пульт, наклонный трап, разместив их вне полезного объема рубки, что улучшает эргономические показатели, повышает удобство эксплуатации.
Кроме того, на наклонной части лобовой стенки возможно размещение, выше аварийной ватерлинии, люка форпика, что обеспечивает доступ в форпик из рубки без выхода на палубу, что также улучшает условия работы судоводителя.
Все это в совокупности обеспечивает соответствие заявляемого технического решения требованиям критерия "существенного отличия".
На фиг. 1 показано маломерное судно, разрез по диаметральной плоскости (оборвано); на фиг. 2 - разрез А-А на фиг. 1.
В носовой части 1 корпуса 2 расположена заглубленная рубка 3 с лобовой стенкой 4, совпадающей с переборкой 4 форпика 5 и имеющей наклонную в сторону носа 1 часть 6. На последней со стороны рубки 3 расположены пульт 7, наклонный трап 8 и, выше аварийной ватерлинии 9, люк 10 форпика 5. На вертикальной части 11 переборки 4 расположена ступенька 12 (возможен вариант с удлиненным наклонным трапом 13, но это менее удобно в эксплуатации). На выступающей над корпусом 2 лобовой стенке 14 рубки 3 расположены обзорные окна 15 и остекленная дверь 16 входа на нос 1. На задней стенке 17 рубки 3 расположена входная дверь 18, ведущая из кокпита 19 в рубку 3.
Наличие наклонной части 6 форпиковой переборки 4 увеличивает объем рубки 3 и позволяет сдвинуть лобовое окно 15 в нос 1, что сокращает мертвую зону М. Наклонная стенка 6 рубки 3 позволяет расположить на ней пульт 7, наклонный трап 8 или 13 и горловину люка 10 форпика 5. Горловина располагается выше аварийной ватерлинии 9, что обеспечивает надежную защиту форпика 5 от попадания в него воды. Входная дверь 18 и выходная дверь 16 с трапом 8 и ступенькой 12 (или трапом 13 без ступеньки 12) обеспечивают сквозной прохода с носа 1 на корму 20. Поз. 21 - слом переборки 4.
П р и м е р конкретного выполнения. Данная конструкция может быть применена в проекте катера N 14120.
Длина - 8,5 м
Ширина - В= 3,0 м
Водоизмещение - 7,5 т
Длина форпика (заданное расстояние от носа до переборки форпика) - lф = 0,5 В= = 1,5 м сдвиг лобового стекла рубки в нос - L = 0,45 м
α - угол наклона лобовой стенки рубки от 50о до 60о
Заявляемая конструкция (по сравнению с прототипом) позволяет одновременно: улучшить эргономические показатели путем увеличения объема рубки до 25% , размещение пульта и наклонного трапа вне объема нахождения судоводителя, доступа в форпик без выхода на палубу и без ухудшения герметичности форпика (так как горловина люка находится выше аварийной ватерлинии); повысить надежность эксплуатации путем уменьшения мертвой зоны обзора, повышения остойчивости благодаря заглублению рубки внутрь корпуса.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603709C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ ЛОДКА ПОЛЯ | 2019 |
|
RU2714378C1 |
МОРСКОЕ СУДНО ДЛЯ УКЛАДКИ СТАЛЬНЫХ ТРУБ, ГИБКИХ ЭЛЕМЕНТОВ И ПОДВОДНЫХ КОНСТРУКЦИЙ В ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЯХ | 2012 |
|
RU2509677C1 |
СУДНО-СПАСАТЕЛЬ | 2004 |
|
RU2272736C1 |
ГРЕБНО-ПАРУСНАЯ МОТОЛОДКА ПОЛЯ | 2013 |
|
RU2529042C1 |
АРКТИЧЕСКОЕ ЛЕДОКОЛЬНОЕ ТРАНСПОРТНОЕ КРУПНОТОННАЖНОЕ СУДНО С ЛЕДОСТОЙКИМ ПИЛОНОМ | 2008 |
|
RU2389640C1 |
МОРСКОЙ СПАСАТЕЛЬ - НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ СУДНО | 2015 |
|
RU2603818C1 |
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 2010 |
|
RU2459738C2 |
КОРПУС СУДНА | 2017 |
|
RU2672225C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 2005 |
|
RU2297941C2 |
Использование: в судостроении. Сущность изобретения: рубка судна выполнена заглубленной внутрь корпуса. Верхняя часть форпиковой переборки наклонена в сторону носа. На наклонной части расположены пульт, наклонный трап и, выше аварийной ватерлинии, люк форпика. Оптимальный угол наклона форпиковой переборки от 50 до 60по отношению к основной плоскости судна. 1 з. п. ф-лы, 2 ил.
Авторы
Даты
1994-05-30—Публикация
1990-06-28—Подача