Изобретение относится к судостроению и может быть использовано для осуществления спасательных работ при аварийных ситуациях на море, в порту и на прилегающих территориях, проведения патрулирования территорий, например охраны морских нефтяных и газовых промыслов, сопровождения и поддержки судов с, например, огнеопасными грузами, а также осуществления ограниченного тушения пожаров как на плавсредствах, так и на объектах на берегу.
Из уровня техники известно морское патрульное судно для экологического контроля территориальных вод, континентального шельфа и исключительной экономической зоны, оснащенное подводным осмотровым аппаратом, устройством ультразвукового зондирования толщи воды, дистанционным обнаружителем нефтепродуктов, устройством водозабора из придонного слоя, пробоотборниками грунта, а также устройством измерения параметров глубинного слоя воды и устройством измерения параметров приповерхностного слоя воды (см. RU 31557 U1, В 63 В 35/00, 20.08.2003).
Известен катер универсальный, содержащий корпус, разделенный на отсеки с закрытым и открытым кокпитом, выполненный цельным, неразъемным, клинообразным, с острыми, гранеными обводами в надводной и подводной частях, с непараллельными днищевыми и бортовыми ветвями шпангоутов, разделенный на три отсека: носовой, средний, кормовой, с большим внутренним замкнутым объемом корпуса, с низким транцем по всей ширине катера, центральный проход соединяет кормовую и носовую части катера (см. RU 35098 U1, В 63 В 35/73, 21.12.2003).
Также известно патрульное природоохранное судно катамаранного типа, оборудованное устройством ультразвукового зондирования толщи воды, телеуправляемым подводным осмотровым аппаратом, устройством дистанционного лоцирования водной поверхности, оптическая головка которого установлена на выносной консоли, расположенной в носовой оконечности судна, пробоотборниками грунта, устройством водозабора из придонного слоя, устройствами контроля параметров приповерхностного и глубинных слоев воды, водозаборные устройства которых посредством соединительных трубопроводов подключены к магистрали непрерывного пробоотбора, снабженной насосом и средствами коммутации потоков для отбора проб устройством гидрохимического анализа, а также центральной вычислительной системы (см. RU 7392 U1, В 63 В 35/00, 16.08.1998).
Задачей, на решение которой направлено изобретение, является повышение экономичности при одновременном снижении материалоемкости и улучшении мореходных качеств, остойчивости, а также в повышении живучести, непотопляемости и долговечности судна, снижении заметности судна при радарном зондировании.
Поставленная задача решается за счет того, что судно-спасатель, согласно изобретению, содержит корпус с днищем, боковыми стенками, верхней и нижней палубами, а также палубную надстройку островного типа, включающую ходовую рубку с полого наклоненной назад передней стенкой в средней части судна, носовую с форштевнем и надстройкой и кормовую части корпуса и главную энергетическую установку с валопроводами и гребными винтами или водометными движителями, причем верхняя палуба выполнена на площади средней и кормовой части судна и на части его длины перед ходовой рубкой, при этом участок палубы, расположенный перед ходовой рубкой, ограничен в направлении по ходу судна нижним торцом задней стенки надстройки носовой части судна, верхняя обшивка которой выполнена из соединенных протяженными ребрами со стреловидным схождением или условным схождением ребер грани к форпику форштевня граней, каждая из которых расположена с касанием к условной окружности, проходящей в плоскости, нормальной к продольной оси судна, а угол стреловидности схождения или условного схождения ребер грани α определен из условия α=15°±10°, где α - угол стреловидности схождения, образованный линиями, одна из которых проходит через упомянутую точку касания к условной окружности и точку схождения или условного схождения ребер грани, а другая проведена через эту точку параллельно продольной оси судна.
Ходовая рубка может быть выполнена защищенной ограждениями по всему периметру, причем боковые стенки выполнены с завалом по направлению к продольной вертикальной плоскости симметрии судна каждая под углом до 20° к вертикали и объединены понизу с соответствующими стенками бортов судна, причем по верху рубки выполнен капитанский мостик преимущественно открытого типа.
Передняя стенка ходовой рубки может быть выполнена с отклонением назад от ее нижнего торца на угол 15°÷44°, считая от горизонтальной плоскости.
Верхнее перекрытие ходовой рубки может быть расположено с превышением над верхней палубой, составляющим не более 0,17 длины судна.
Внешние ограждения ходовой рубки, форштевня и других элементов надстроек корпуса и его надводной части могут быть покрыты антирадарным материалом, снижающим радиозаметность судна.
Судно может содержать водонепроницаемые двигательные отсеки, в которых могут быть расположены не менее двух судовых двигателя главной энергетической установки, например два дизеля, соединенные через сложный суммирующий редуктор с валами гребных винтов или валопроводами водометных движителей с возможностью совместной работы последних или автономного включения в работу любого из них при безнагрузочной авторотации или холостом ходе другого.
Корпус судна может быть выполнен обеспечивающим не менее чем 20%-ное приращение водоизмещения в интервале от стандартного до полного при увеличении средней осадки не более чем на 25% от средней осадки при стандартном водоизмещении.
Угол заката диаграммы статической остойчивости при стандартном водоизмещении может составлять не менее 60°.
Судно-спасатель может быть снабжено реверсивно-рулевыми устройствами с максимально допустимым углом перекладки не менее чем до 30°.
Площадь рабочей поверхности каждого из рулей может быть принята обеспечивающей при одновременном повороте рулей на максимально допустимый угол выход судна на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющий не более 7 наибольших длин корпуса при угле крена не более 8°.
Судно может быть выполнено гладкопалубным, а водонепроницаемые двигательные отсеки могут быть образованы главными водонепроницаемыми переборками, доведенными до верхней палубы и герметически соединенными с ней, причем каждые два двигательных отсека в совокупности обеспечивают до 25% общего запаса непотопляемости судна.
Судно может быть снабжено пожарной сигнализацией и системами пожаротушения, корпус судна может быть разделен прочной и герметичной, преимущественно стальной, переборкой с противопожарной изоляцией предпочтительно типа А-60, на две главные противопожарные зоны, а системы пожаротушения могут быть размещены в каждой из них, в том числе с концентрацией в двигательных отсеках, у цистерн, продуктопроводов для энергоносителей и в зонах складирования горючих и взрывоопасных предметов или расположения пожароопасных объектов.
Судно может быть оборудовано не менее чем двумя сепараторами для очистки технической воды от нефтепродуктов с пропускной способностью (0,20÷0,55) м3/ч и сигнализатором нефтесодержания в подвергаемой очистке воде, а для слива нефтепродуктов из сепараторов, поддонов механизмов и оборудования судно оборудовано цистерной сбора нефтеостатков.
Корпус судна может быть выполнен сварным, а его конструкции, включая фундаменты под главные механизмы, конструкции надстроек, включая ходовую рубку и обшивки форштевня, выполнены удовлетворяющими требованиям к легким и быстроходным судам.
Для конструкции корпуса и надстроек в качестве основных материалов могут быть приняты:
- для элементов толщинами 4,0÷4,5 мм, предпочтительно, листовая высокопрочная низколегированная сталь категории A40S с пределом текучести 390 МПа;
- для элементов толщиной ≥5 мм, предпочтительно, листовая высокопрочная низколегированная сталь категории D40S с пределом текучести 390 МПа;
- для элементов из катаных несимметричных полособульбовых профилей, предпочтительно, высокопрочная низколегированная сталь категории A40S с пределом текучести 390 МПа.
Конструктивные элементы корпуса толщиной ≤5 мм могут быть выполнены с использованием, предпочтительно, листовой стали марки ВСт3Сп2 с пределом текучести 235 МПа или легких сплавов не менее чем с аналогичными характеристиками прочности.
Пространственная конструктивная прочность и водонепроницаемость корпуса судна может быть обеспечена совместной работой конструкций наружного контура корпуса, системой продольных и поперечных переборок, верхней и нижней палубами и днищевыми цистернами, при этом верхняя палуба, днище, борта и днищевые цистерны выполнены предпочтительно по продольной системе набора составляющих их элементов, а, по крайней мере, главные поперечные переборки выше второго дна, а также второстепенные выгородки и переборки в корпусе выполнены гофрированными.
Судно-спасатель может быть снабжено рубкой связи и высокопрочной мачтой, предпочтительно П-образной, стальной, на которой установлена площадка, реи, стеньга и кронштейны для радиолокационного оборудования и сигнальных средств.
Судно может быть снабжено, по крайней мере, одним становым и одним запасным якорями повышенной держащей силы массой не менее 400 кг каждый, при этом становой якорь в походном положении убран в клюз и закреплен цепными стопорами, а запасной якорь может быть размещен предпочтительно на верхней палубе, при этом к корпусу судна якоря прикреплены якорными цепями повышенной прочности, при этом якорная цепь, по крайней мере, станового якоря выполнена калибром не менее 20,5 мм и длиной не менее 175 м и расположена в состоянии компактного хранения в цепном ящике, оборудованном системой самоукладки цепей, а для отдачи и подъема станового якоря на палубе бака в носу судна установлен якорно-швартовный шпиль с электроприводом и постом управления, снабженный местным и дистанционным, размещенными преимущественно в ходовой рубке указателями длины вытравленной цепи, при этом для крепления и экстренной отдачи якорной цепи в цепном ящике установлено приводное устройство с дистанционным приводом, по крайней мере, управление которым выведено на пост управления шпилем, предпочтительно на верхнюю палубу судна.
Для выполнения патрульных операций на судне может быть установлена, по крайней мере, одна скоростная шлюпка предпочтительно длиной не менее 7 м с жестким корпусом, снабженная не менее чем двумя предпочтительно подвесными моторами и необходимым навигационным оборудованием, обеспечивающими достижение максимальной скорости хода предпочтительно не менее 50 узлов, а для выполнения спасательных операций, в том числе спасения упавших в воду людей с патрульного или потерпевшего аварию судна, сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварии и других ситуаций, на судне-спасателе установлена также не менее чем одна скоростная шлюпка длиной предпочтительно не менее 6 м преимущественно с жестким корпусом и надувными бортами.
Для спуска шлюпок на воду и их подъема на борт судно может быть снабжено не менее чем одним электрогидравлическим предпочтительно складным краном, соответствующей, по крайней мере, весу шлюпок с силовым оборудованием - двигателями с горючим - грузоподъемности, при этом кран установлен с радиусом действия, достаточным при работе с одной стоянки для строповки, подъема и спуска шлюпок на воду.
Ограждения палубной надстройки могут быть снабжены иллюминаторами, в том числе глухими и створчатыми, открывающимися наверх, при этом на передней и боковых стенках ходовой рубки установлены преимущественно прямоугольные иллюминаторы предпочтительно размерами 1200×800 мм и 1000×1200 мм, на боковых стенках надстройки предпочтительно размером 400×600 мм, а на стенках корпуса судна установлены предпочтительно овальные или круглые иллюминаторы, при этом предпочтительно над всеми иллюминаторами предусмотрена возможность установки защитных козырьков, и, кроме того, на иллюминаторах передней стенки предусмотрена возможность установки стеклоочистителей и солнцезащитных щитков.
Судно-спасатель может быть оборудовано общесудовыми инженерными системами, необходимыми для обеспечения нормальной эксплуатации на стоянке и в море, в том числе системой пожаротушения, включающей системы водяного и объемного пожаротушения и систему водораспыления, кроме того, судно оборудовано системой бытового водоснабжения не менее чем с одной основной и запасной цистернами пресной воды и опреснительной установкой, а также с водоподогревателями, системой сточных и хозяйственно-бытовых вод с установкой обработки сточных вод физико-химического типа предпочтительно с вакуумной системой Jets и шламовым насосом, системой общесудовой вентиляции с приточной и искусственной или естественной вытяжной вентиляцией, установленной в соответствии с требованиями действующего международного стандарта ИСО 7547, и системой кондиционирования воздуха, соответствующей тому же стандарту и законструированной для обеспечения оптимальных сезонных параметров среды обитания в помещениях и отсеках судна, в том числе температуры в
при диапазоне расчетных параметров наружной среды от 45°С и 70% влажности наружного воздуха и температуры забортной воды до 32°С летом до соответственно 0°С и 85% влажности наружного воздуха и температуры забортной воды 1°С зимой, кроме того, судно оборудовано системами - осушительной и очистки трюмных вод с самовсасывающими насосами для удаления больших масс воды, по крайней мере, с одним водоструйным эжектором для повседневного осушения отсеков и не менее чем двумя сепараторами для очистки льяльных вод и предотвращения загрязнения моря, в том числе нефтепродуктами.
Судно-спасатель может быть выполнено для применения в условиях открытого моря, а также больших акваторий типа озер, водохранилищ, русел больших рек или водных систем типа река - море.
Длина судна по КВЛ может быть принята от 32-х до 97 м, ширина по КВЛ составляет от 5 до 16 м, и высота борта от основной плоскости - от 2,7 до 8,5 м.
Технический результат, достигаемый изобретением, заключается в повышении экономичности при снижении материалоемкости и веса и одновременно улучшении мореходных качеств, остойчивости, а также в повышении живучести, непотопляемости и долговечности судна, снижении заметности судна при радарном зондировании; обеспечении возможности регулирования подачи мощности на двигатели и их автономной или совместной работы для обеспечения долговечности и экономичности работы за счет продления эксплуатационного ресурса двигателей, что обеспечивается конструктивным выполнением самого корпуса, палубной надстройки и ее ходовой рубки.
Экспериментально установлено, что выполнение угла стреловидности схождения или условного схождения ребер грани, отвечающего условию α=15°±10°, позволяет оптимально использовать полезную площадь судна при снижении его радиолокационной заметности, что особенно важно при использовании судна для целей патрулирования.
Также экспериментально установлено, что отклонение назад передней стенки ходовой рубки от ее нижнего торца на угол 15°÷44°, считая от горизонтальной плоскости, также позволяет снизить радиолокационную заметность судна при рациональном использовании площадей.
Приведенные в зависимых пунктах формулы экспериментально выявленные оптимальные интервалы некоторых величин касаются конкретизации формы выполнения элементов изобретения и позволяют получить при любом сочетании признаков в указанных пределах в совокупности с признаками, приведенными в пункте 1 формулы, один и тот же технический результат, обеспечиваемый совокупностью существенных признаков, приведенной в независимом пункте формулы без ограничения объема этой совокупности и в достаточной степени, раскрывает выполнение изобретения.
Изобретение поясняется чертежами, на которых
на фиг.1 - судно-спасатель, разрез по диаметральной плоскости;
на фиг.2 - то же, вид сбоку;
на фиг.3 - то же, вид сверху;
на фиг.4 - схематичное изображение форпика судна.
Судно-спасатель 1 содержит корпус 2 с днищем 3, боковыми стенками 4, верхней 5 и нижней палубами 6, а также палубную надстройку 7 островного типа, включающую ходовую рубку 8 с полого наклоненной назад передней стенкой 9 в средней части 10 судна 1, носовую 11 с форштевнем 12 и надстройкой 13 и кормовую 14 части корпуса 2 и главную энергетическую установку 15 с валопроводами 16 водометными движителями 17.
Верхняя палуба 5 выполнена на площади средней 10 и кормовой 12 части судна 1 и на части его длины перед ходовой рубкой 8. Участок верхней палубы 5, расположенный перед ходовой рубкой 8, ограничен в направлении по ходу судна 1 нижним торцом 18 задней стенки 19 надстройки 13 носовой части 11 судна 1.
Верхняя обшивка надстройки 13 носовой части 11 судна 1 выполнена из соединенных протяженными ребрами 20 со стреловидным схождением или условным схождением ребер 20 грани к форпику форштевня 12 граней, каждая из которых расположена с касанием к условной окружности, проходящей в плоскости, нормальной к продольной оси судна 1. Угол стреловидности схождения или условного схождения ребер 20 грани α определен из условия α=15°±10°, где α - угол стреловидности схождения, образованный линиями 21 и 22, одна из которых 21 проходит через упомянутую точку касания к условной окружности и точку схождения или условного схождения ребер 20 грани, а другая - 22 - проведена через эту точку параллельно продольной оси судна 1.
Ходовая рубка 8 выполнена защищенной ограждениями по всему периметру, причем боковые стенки 23 выполнены с завалом по направлению к продольной вертикальной плоскости симметрии судна 1 каждая под углом до 20° к вертикали и объединены понизу с соответствующими стенками 3 бортов судна 1. По верху рубки 8 выполнен капитанский мостик (на чертежах не показано) преимущественно открытого типа.
Передняя стенка 9 ходовой рубки 8 выполнена с отклонением назад от ее нижнего торца 24 на угол 15°÷44°, считая от горизонтальной плоскости.
Верхнее перекрытие 25 ходовой рубки 8 расположено с превышением над верхней палубой 5, составляющим не более 0,17 длины судна 1.
Внешние ограждения 26 ходовой рубки 8, форштевня 12 и других элементов надстроек 13 корпуса 2 и его надводной части покрыты антирадарным материалом, снижающим радиозаметность судна 1.
Главная энергетическая установка 14 содержит не менее двух расположенных в двигательных отсеках 27 судовых двигателей, например двух дизелей 28, соединенных через сложный суммирующий редуктор 30 с валами 31 валопроводами 15 водометных движителей 16 с возможностью совместной работы последних или автономного включения в работу любого из них при безнагрузочной авторотации или холостом ходе другого.
Корпус 2 судна 1 выполнен обеспечивающим не менее чем 20%-ное приращение водоизмещения в интервале от стандартного до полного при увеличении средней осадки не более чем на 25% от средней осадки при стандартном водоизмещении.
Угол заката диаграммы статической остойчивости при стандартном водоизмещении составляет не менее 60°.
Судно-спасатель 1 снабжено реверсивно-рулевыми устройствами (на чертежах не показано) с максимально допустимым углом перекладки не менее чем до 30°.
Площадь рабочей поверхности каждого из рулей (условно не показано) принята обеспечивающей при одновременном повороте рулей на максимально допустимый угол выход судна 1 на установившуюся циркуляцию диаметром, составляющим не более 7 наибольших длин корпуса 2 при угле крена не более 8°.
Судно-спасатель 1 выполнено гладкопалубным и разделено главными водонепроницаемыми переборками 31, доведенными до верхней палубы 5 и герметично соединенными с ней, на водонепроницаемые двигательные отсеки 27, каждые два из которых в совокупности обеспечивают до 25% общего запаса непотопляемости судна 1.
Судно снабжено пожарным монитором 32 и пожарным насосом 33.
Судно 1 снабжено пожарной сигнализацией (на чертежах не показано) и системами пожаротушения (на чертежах условно не показано), корпус 2 судна 1 разделен прочной и герметичной, преимущественно стальной, переборкой 31 с противопожарной изоляцией предпочтительно типа А-60, на две главные противопожарные зоны, а системы пожаротушения размещены в каждой из них, в том числе с концентрацией в двигательных отсеках 27, у цистерн (условно не показано), продуктопроводов для энергоносителей и в зонах складирования горючих и взрывоопасных предметов или расположения пожароопасных объектов.
Судно-спасатель 1 оборудовано не менее чем двумя сепараторами (на чертежах не показано) для очистки технической воды от нефтепродуктов с пропускной способностью (0,20÷0,55) м3/ч и сигнализатором нефтесодержания в подвергаемой очистке воде, а для слива нефтепродуктов из сепараторов (на чертежах не показано), поддонов механизмов и оборудования судно 1 оборудовано цистерной (на чертежах не показано) сбора нефтеостатков.
Корпус 2 судна 1 выполнен сварным, а его конструкции, включая фундаменты под главные механизмы, конструкции надстроек 7 и 13, включая ходовую рубку 8 и обшивки форштевня 12, выполнены удовлетворяющими требованиям к легким и быстроходным судам.
Для конструкции корпуса 2 и надстроек 7 и 13 в качестве основных материалов приняты:
- для элементов толщинами 4,0÷4,5 мм, предпочтительно, листовая высокопрочная низколегированная сталь категории A40S с пределом текучести 390 МПа;
- для элементов толщиной ≥5 мм, предпочтительно, листовая высокопрочная низколегированная сталь категории D40S с пределом текучести 390 МПа;
- для элементов из катаных несимметричных полособульбовых профилей, предпочтительно, высокопрочная низколегированная сталь категории A40S с пределом текучести 390 МПа.
Конструктивные элементы корпуса 2 толщиной ≤5 мм выполнены с использованием, предпочтительно, листовой стали марки ВСт3Сп2 с пределом текучести 235 МПа или легких сплавов не менее чем с аналогичными характеристиками прочности.
Пространственная конструктивная прочность и водонепроницаемость корпуса 2 судна 1 обеспечена совместной работой конструкций наружного контура корпуса 2, системой продольных 34 и поперечных переборок 31, верхней 5 и нижней палубами 6 и днищевыми цистернами, при этом верхняя палуба 5, днище 3, борта и днищевые цистерны (условно не показано) выполнены предпочтительно по продольной системе набора составляющих их элементов, а, по крайней мере, главные поперечные переборки 34 выше второго дна 35, а также второстепенные выгородки (условно не показано) и переборки (условно не показано) в корпусе 2 выполнены гофрированными.
Судно 1 снабжено рубкой связи (условно не показано) и высокопрочной мачтой (условно не показано), предпочтительно П-образной, стальной, на которой установлена площадка (условно не показано), реи (условно не показано), стеньга (условно не показано) и кронштейны (условно не показано) для радиолокационного оборудования и сигнальных средств.
Судно 1 снабжено, по крайней мере, одним становым 36 и одним запасным якорями (на чертежах не показано) повышенной держащей силы массой не менее 400 кг каждый, при этом становой якорь 36 в походном положении убран в клюз 37 (условно не показано) и закреплен цепными стопорами (на чертежах не показано), а запасной якорь (на чертежах не показано) размещен предпочтительно на верхней палубе 5, при этом к корпусу 2 судна 1 якоря 36 прикреплены якорными цепями 38 повышенной прочности, при этом якорная цепь 38, по крайней мере, станового якоря 36 выполнена калибром не менее 20,5 мм и длиной не менее 175 м и расположена в состоянии компактного хранения в цепном ящике 39, оборудованном системой самоукладки цепей, а для отдачи и подъема станового якоря 36 на палубе бака 40 в носовой части 11 судна 1 установлен якорно-швартовный шпиль (на чертежах не показано) с электроприводом и постом управления (на чертежах не показано), снабженный местным и дистанционным, размещенными преимущественно в ходовой рубке 8 указателями длины вытравленной цепи 38, при этом для крепления и экстренной отдачи якорной цепи 38 в цепном ящике 39 установлено приводное устройство (условно не показано) с дистанционным приводом (на чертежах не показано), по крайней мере, управление которым выведено на пост управления шпилем (на чертежах не показано), предпочтительно на верхнюю палубу 5 судна 1.
Для выполнения патрульных операций на судне 1 установлена, по крайней мере, одна скоростная шлюпка 41 предпочтительно длиной не менее 7 м с жестким корпусом, снабженная не менее чем двумя предпочтительно подвесными моторами 42 и необходимым навигационным оборудованием (на чертежах не показано), обеспечивающими достижение максимальной скорости хода предпочтительно не менее 50 узлов, а для выполнения спасательных операций, в том числе спасения упавших в воду людей с патрульного или потерпевшего аварию судна 1, сбора и буксировки спасательных плотов 43 в условиях аварии и других ситуаций, на судне-спасателе 1 установлена также не менее чем одна скоростная шлюпка 44 длиной предпочтительно не менее 6 м преимущественно с жестким корпусом 45 и надувными бортами 46.
Для спуска шлюпок 41, 44 на воду и их подъема на борт судно 1 снабжено не менее чем одним электрогидравлическим, предпочтительно складным, краном 47, соответствующим, по крайней мере, весу шлюпок 41 с силовым оборудованием - двигателями 42 с горючим - грузоподъемности, при этом кран 47 установлен с радиусом действия, достаточным при работе с одной стоянки для строповки, подъема и спуска шлюпок 41, 44 на воду.
Ограждения 26 палубной надстройки 7 снабжены иллюминаторами 48, в том числе глухими и створчатыми, открывающимися наверх, при этом на передней 9 и боковых стенках 23 ходовой рубки 8 установлены преимущественно прямоугольные иллюминаторы 48 предпочтительно размерами 1200×800 мм и 1000×1200 мм, на боковых стенках 23 надстройки 7 предпочтительно размером 400×600 мм, а на стенках 4 корпуса 2 судна 1 установлены предпочтительно овальные или круглые иллюминаторы 48, при этом предпочтительно над всеми иллюминаторами 48 предусмотрена возможность установки защитных козырьков (на чертежах условно не показано), и, кроме того, на иллюминаторах 48 передней стенки 9 предусмотрена возможность установки стеклоочистителей и солнцезащитных щитков (на чертежах не показано).
Судно-спасатель 1 оборудовано общесудовыми инженерными системами (на чертежах не показано), необходимыми для обеспечения нормальной эксплуатации на стоянке и в море, в том числе системой пожаротушения 32, включающей системы водяного и объемного пожаротушения и систему водораспыления. Судно 1 оборудовано системой бытового водоснабжения не менее чем с одной основной и запасной цистернами (на чертежах не показано) пресной воды и опреснительной установкой (на чертежах не показано), а также с водоподогревателями (на чертежах не показано), системой сточных и хозяйственно-бытовых вод с установкой обработки сточных вод физико-химического типа предпочтительно с вакуумной системой Jets и шламовым насосом, системой общесудовой вентиляции с приточной и искусственной или естественной вытяжной вентиляцией, установленной в соответствии с требованиями действующего международного стандарта ИСО 7547, и системой кондиционирования воздуха, соответствующей тому же стандарту и законструированной для обеспечения оптимальных сезонных параметров среды обитания в помещениях и отсеках судна 1, в том числе температуры в
при диапазоне расчетных параметров наружной среды от 45°С и 70% влажности наружного воздуха и температуры забортной воды до 32°С летом до соответственно 0°С и 85% влажности наружного воздуха и температуры забортной воды 1°С зимой, кроме того, судно 1 оборудовано системами - осушительной и очистки трюмных вод с самовсасывающими насосами (на чертежах не показано) для удаления больших масс воды, по крайней мере, с одним водоструйным эжектором (на чертежах не показано) для повседневного осушения отсеков 27 и не менее чем двумя сепараторами для очистки льяльных вод и предотвращения загрязнения моря, в том числе нефтепродуктами.
Судно-спасатель 1 выполнено для применения в условиях открытого моря, а также больших акваторий типа озер, водохранилищ, русел больших рек или водных систем типа река - море.
Длина судна-спасателя 1 по КВЛ (конструктивной ватерлинии) принята от 32-х до 97 м, ширина по КВЛ составляет от 5 до 16 м, и высота борта от основной плоскости - от 2,7 до 8,5 м.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ КАТЕР | 2004 |
|
RU2272663C1 |
МНОГОЦЕЛЕВОЕ СУХОГРУЗНОЕ СУДНО | 2005 |
|
RU2297942C2 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286911C1 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286905C1 |
ТАНКЕР - СУДНО ДЛЯ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ | 2005 |
|
RU2286906C1 |
СПОСОБ ТРАНСПОРТИРОВКИ НАЛИВНЫХ ГРУЗОВ (ВАРИАНТЫ) | 2005 |
|
RU2286915C1 |
КОРАБЛЬ ГИДРОГРАФИЧЕСКОЙ И ПАТРУЛЬНОЙ СЛУЖБЫ | 2010 |
|
RU2459738C2 |
СУДНО ТИПА КАТЕРА МНОГОЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ | 2004 |
|
RU2272734C1 |
КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ФРЕГАТА | 2006 |
|
RU2311313C1 |
КОРАБЛЬ ВОДОИЗМЕЩЕНИЕМ КЛАССА ЭСМИНЦА (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2300477C1 |
Изобретение относится к судостроению, а именно к спасательным судам. Судно-спасатель, содержащее корпус, палубную надстройку островного типа, включающую ходовую рубку с полого наклоненной назад передней стенкой, носовую с форштевнем и надстройкой и кормовую части корпуса и главную энергетическую установку. Верхняя обшивка надстройки носовой части корпуса выполнена из соединенных протяженными ребрами со стреловидным схождением или условным схождением ребер к форпику форштевня граней, каждая из которых расположена с касанием к условной окружности, проходящей в плоскости, нормальной к продольной оси судна. Угол стреловидности схождения или условного схождения ребер грани α, образованный линиями, одна из которых проходит через упомянутую точку касания к условной окружности и точку схождения или условного схождения ребер грани, а другая проведена через эту точку параллельно продольной оси судна, определен из условия α=15°±10°. Технический результат заключается в повышении экономичности при снижении материалоемкости и веса конструкций, улучшении мореходных качеств, остойчивости, живучести, непотопляемости судна, а также в улучшении условий работы, повышении долговечности и экономичности судовой главной энергетической установки. 24 з.п. ф-лы, 4 ил.
для элементов толщинами 4,0-4,5 мм предпочтительно листовая высокопрочная низколегированная сталь категории A40S с пределом текучести 390 МПа;
для элементов толщиной ≥ 5 мм предпочтительно листовая высокопрочная низколегированная сталь категории D40S с пределом текучести 390 МПа;
для элементов из катаных несимметричных полособульбовых профилей предпочтительно высокопрочная низколегированная сталь категории A40S с пределом текучести 390 МПа.
при диапазоне расчетных параметров наружной среды от 45°С и 70% влажности наружного воздуха и температуры забортной воды до 32°С летом до соответственно 0°С и 85% влажности наружного воздуха и температуры воды 1°С зимой, кроме того, судно оборудовано системами - осушительной и очистки трюмных вод с самовсасывающими насосами для удаления больших масс воды, по крайней мере, с одним водоструйным эжектором для повседневного осушения отсеков и не менее чем двумя сепараторами для очистки льяльных вод и предотвращения загрязнения моря, в том числе нефтепродуктами.
А.Н.Гурович, А.А.Родионов, Проектирование спасательных и пожарных судов, Ленинград, Судостроение, 1971, стр.94-130 | |||
US 4566397, 28.01.1986 | |||
US 5417597, 23.05.1995. |
Даты
2006-03-27—Публикация
2004-09-20—Подача