ЗАПРАВЩИК ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ Российский патент 1994 года по МПК B64F5/00 

Описание патента на изобретение RU2015077C1

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к заправщикам преимущественно двигателей летательных аппаратов, в которых рабочая жидкость вытесняется из гидроемкости сжатым газом.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является устройство, содержащее гидроемкость с основной и дозирующей секциями с бортовыми клапанами, напорную гидролинию, соединенную с основной и через обратный клапан с дозирующей секциями гидроемкости, с наконечником для соединения с бортовым клапаном, и пневмосистему.

Недостатками известного устройства являются во-первых, низкая эффективность работы установки из-за необходимости использования дополнительного заправочного устройства для заполнения собственной гидроемкости, во-вторых, низкая эффективность работы установки при оперативных режимах работы в условиях полевых аэродромов при наличии небольших запасов сжатого газа или при его временном отсутствии.

Целью изобретения является повышение эффективности работы на полевых аэродромах.

Это достигается тем, что заправщик преимущественно двигателей летательных аппаратов, состоящий из гидроемкости с основной и дозирующей секциями с бортовыми клапанами, напорной гидролинии, соединенной с основной и дозирующей секциями гидроемкости, с наконечником для соединения с бортовым клапаном, и пневмосистемы, снабжен всасывающей гидролинией с приемным клапаном и двумя запорными устройствами, соединенной с основной секцией гидроемкости через упомянутые запорные устройства, между ними соединенной с дозирующей секцией, а с напорной гидролинией - после обратного клапана посредством ручного насоса и дополнительного обратного клапана, при этом напорная гидролиния между основной и дозирующей секциями снабжена предохранительным клапаном, а величина давления открытия предохранительного клапана больше сопротивления гидролинии от входа ручного насоса до дозирующей секции гидроемкости.

На чертеже представлена принципиальная схема заправщика.

Заправщик состоит из гидроемкости 1 с основной 2 и дозирующей 3 секциями соответственно с бортовыми клапанами 4 и 5, напорной гидролинии 6 с обратным клапаном 7, фильтром 8, рукавом 9, запорным устройством 10 и наконечником 11 для соединения с бортовым клапаном двигателя летательного аппарата (на чертеже не показан), всасывающей гидролинии 12 с запорными устройствами 13 и 14, рукавом 15 и приемным клапаном 16 и пневмолинии 17 пневмосистемы. Всасывающая гидролиния 12 перед запорным устройством 13 соединена с напорной гидролинией 6 после обратного клапана 7 посредством гидролинии 18 с ручным насосом 19 и обратным клапаном 20, а между запорными устройствами 13 и 14 соединена с дозирующей секцией 3 гидролинией 21. Основная 2 и дозирующая 3 секции снабжены соответственно предохранительными клапанами 22 и 23 и указателями уровня 24 и 25. Бортовые клапаны 4 и 5 взаимодействует с наконечником 11 напорной гидролинии 6. Напорная гидролиния 6 соединена с основной 2 и дозирующей 3 секциями гидроемкости 1 посредством соответственно гидролиний 26 и 27. При этом напорная гидролиния 6 в гидролинии 27 снабжена предохранительным клапаном 28, то есть между дозирующей 3 и основной 2 секциями. Пневмолиния 17 соединена с основной 2 и дозирующей 3 секциями гидроемкости 1 посредством соответственно пневмолиний 29 и 30 с запорными устройствами 31, 32 и 330 34. Запорные устройства 31 и 33 предназначены для понижения избыточного давления сжатого газа до нуля соответственно в основной 2 и дозирующей 3 секциях гидроемкости 1, а запорные устройства 32 и 34 предназначены для подачи сжатого газа соответственно в основную 2 и дозирующую 3 секции гидроемкости 1. Предохранительные клапаны 22 и 23 предназначены для ограничения давления сжатого газа в основной 2 и дозирующей 3 секциях гидроемкости 1. Сжатый газ подается в основную 2 и дозирующую 3 секции гидроемкости 1 от источника сжатого газа (на чертеже не показан) по пневмолинии 17.

Заправщик работает следующим образом.

Для заправки основной 2 секции гидроемкости 1 приемный клапан 16 всасывающей гидролинии 12 опускают в стандартную тару (например, в бочку с жидкостью), после чего наконечник 11 напорной гидролинии 6 присоединяют к бортовому клапану 4 и ручным насосом 19 рабочая жидкость перекачивается через приемный клапан 16, рукав 15, гидролинию 18, обратный клапан 20, фильтр 8, рукав 9, запорное устройство 10, наконечник 11 и бортовой клапан 4 в основную секцию 2 гидроемкости 1.

Для заправки дозирующей 3 секции гидроемкости 1 наконечник 11 напорной гидролинии 6 присоединяют к бортовому клапану 5 и заполняют дозирующую секцию 3 гидроемкости 1 в порядке, описанном выше.

При заправки воздух из основной 2 или дозирующей 3 секции выходит в атмосферу соответственно через запорное устройство 31 или 33. Уровень рабочей жидкости контролируется соответственно по указателям уровня 24 и 25.

После заполнения основной 2 и дозирующей 3 секций гидроемкости 1 рабочей жидкостью присоединяют рукав 9 с запорным устройством 10 и наконечником 11 к бортовому клапану двигателя.

Для заправки двигателя летательного аппарата создают необходимое давление в дозирующей секции 3 гидроемкости 1, подавая сжатый газ от источника по пневмолиниям 17 и 30 через запорное устройство 34 в дозирующую секцию 3. Значительная разница в объемах основной 2 и дозирующей 3 секций (основная секция 2 больше дозирующей секции 3) позволяет вести более точный визуальный контроль уровня рабочей жидкости в ней. После этого подают рабочую жидкость в двигатель летательного аппарата по гидролинии 27 и далее по напорной гидролинии 6 через обратный клапан 7, фильтр 8, рукав 9, запорное устройство 10 и наконечник 11.

В случае заправки двигателя летательного аппарата (при оперативной необходимости) из основной секции 2 гидроемкости 1 создают в ней необходимое давление, подавая сжатый газ от источника по пневмолиниям 17 и 29 через запорное устройство 32 в основную секцию 2. После этого подают рабочую жидкость в двигатель летательного аппарата по гидролинии 26 через предохранительный клапан 28 и далее по напорной гидролинии 6 через обратный клапан 7, фильтр 8, рукав 9, запорное устройство 10 и наконечник 11.

Для пополнения дозирующей секции 3 гидроемкости 1 рабочей жидкостью присоединяют рукав 9 с запорным устройством 10 и наконечником 11 к бортовому клапану 5 дозирующей секции 3. После этого создают необходимое давление в основной секции 2 гидроемкости 1, подавая сжатый газ от источника по пневмолиниям 17 и 29 через запорное устройство 32 в основную секцию 2. При этом рабочая жидкость из основной секции 2 поступает в дозирующую секцию 3 по гидролинии 26 через предохранительный клапан 28 и гидролинию 27. При пополнении дозирующей секции 3 воздух из нее выходит в атмосферу через запорное устройство 33.

На полевых аэродромах при оперативных условиях работы довольно часто возникают ситуации, при которых ограниченное количество сжатого газа (сжатый азот ГОСТ 9293-74, сорт 2) или временное его отсутствие не позволяет завершить или выполнить заправку двигателя летательного аппарата. В этих случаях заправщик работает следующим образом. Заправляют основную 2 и дозирующую 3 секции гидроемкости 1 по методике, описанной выше. После заполнения основной 2 и дозирующей 3 секций гидроемкости 1 рабочей жидкостью присоединяют рукав 9 с запорным устройством 10 и наконечником 11 к бортовому клапану двигателя.

При заправке двигателя летательного аппарата из дозирующей секции 3 гидроемкости 1 с помощью ручного насоса 19 рабочая жидкость из указанной секции перекачивается ручным насосом 19 по гидролиниям 27 и 21 через запорное устройство 14 и далее по гидролинии 18 через обратный клапан 20, фильтр 8, рукав 9, запорное устройство 10 и наконечник 11 в двигатель летательного аппарата.

В случае заправки двигателя летательного аппарата (при оперативной необходимости) из основной секции 2 гидроемкости 1 с помощью ручного насоса 19 рабочая жидкость из этой секции перекачивается ручным насосом 19 по всасывающей гидролинии 12 через запорные устройства 13 и 14 и далее по гидролинии 18 через обратный клапан 20, фильтр 8, рукав 9, запорное устройство 10 и наконечник 11 в двигатель летательного аппарата.

При заправке двигателя летательного аппарата воздух в основную 2 или дозирующую 3 секцию гидроемкости 1 поступает из атмосферы соответственно через запорные устройства 31 и 33.

Для пополнения дозирующей секции 3 гидроемкости 1 из основной секции 2 с помощью ручного насоса 19 присоединяют рукав 9 с запорным устройством 10 и наконечником 11 к бортовому клапану 5 дозирующей секции 3.

Заправщик по сравнению с известным имеет во-первых, высокую эффективность работы на полевых аэродромах, так как обеспечено заполнение собственной гидроемкости без дополнительного заправочного устройства, во-вторых, высокую эффективность работы при оперативных режимах работы в условиях полевых аэродромов.

Похожие патенты RU2015077C1

название год авторы номер документа
Система подогрева аэродромного водоспиртозаправщика 1991
  • Сафронов Виктор Иванович
  • Апполонов Юрий Семенович
  • Мурсалов Леонид Викторович
  • Руденко Виктор Дмитриевич
SU1798258A1
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ТЕПЛОНОСИТЕЛЕМ ГИДРАВЛИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ТЕРМОРЕГУЛИРОВАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА, СНАБЖЕННОЙ ГИДРОПНЕВМАТИЧЕСКИМ КОМПЕНСАТОРОМ, И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2003
  • Цихоцкий В.М.
RU2252901C1
Гидрообъемная трансмиссия с объемным делителем для многоприводного транспортного средства 2018
  • Карелин Дмитрий Леонидович
  • Болдырев Алексей Владимирович
  • Белоусов Алексей Михайлович
RU2683984C1
КОМПЛЕКС ГРУППОВОЙ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ ТОПЛИВОМ 2023
  • Прошкин Вячеслав Викторович
  • Морошан Денис Динуевич
RU2807222C1
ГИДРООБЪЕМНАЯ ТРАНСМИССИЯ ТРАНСПОРТНОЙ МАШИНЫ 2003
  • Шухман С.Б.
  • Прочко Е.И.
  • Соловьев В.И.
  • Анкинович Г.Г.
  • Эйдман А.А.
RU2256564C1
АВТОТОПЛИВОЗАПРАВЩИК 2003
  • Игонин Е.И.
  • Козлов А.А.
RU2234441C1
МОБИЛЬНЫЙ КОМПЛЕКТ ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ 2022
  • Шарыкин Федор Евгеньевич
  • Замятин Андрей Игоревич
  • Каптюх Александр Николаевич
  • Прошкин Вячеслав Викторович
  • Козлов Михаил Александрович
RU2792456C1
Рекуперативный гидропривод лесовозного тягача с полуприцепом 2019
  • Никонов Вадим Олегович
RU2726987C1
СПОСОБ ЗАКРЫТОЙ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВНОГО БАКА ЖИДКИМ ТОПЛИВОМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2012
  • Бетковский Юрий Яковлевич
  • Глебов Владимир Васильевич
  • Кликодуев Николай Григорьевич
  • Кучеренко Юрий Стефанович
  • Мищенко Анатолий Петрович
RU2489327C1
ТОПЛИВОЗАПРАВЩИК С ВАКУУМИРОВАНИЕМ 2008
  • Копылов Геннадий Алексеевич
  • Ковалев Вячеслав Данилович
  • Смыкова Светлана Васильевна
  • Трофимчук Максим Васильевич
RU2380293C1

Реферат патента 1994 года ЗАПРАВЩИК ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ

Изобретение относится к области авиационной техники, в частности к заправщикам двигателей летательных аппаратов. Цель изобретения - повышение эффективности работы на полевых аэродромах. Заправщик содержит гидроемкость 1 с основной 2 и дозирующей 3 секциями с бортовыми клапанами 4 и 5, напорную гидролинию 6, соединенную с основной 2 и через обратный клапан 7 с дозирующей 3 секциями гидроемкости 1, с наконечником 11 для соединения с бортовым клапаном ЛА, и плавмолинию 17 пневмосистемы. Заправщик снабжен всасывающей гидролинией 12 с приемным клапаном и запорными устройствами 13 и 14, соединенной с основной секцией 2 гидроемкости 1 через запорные устройства 13 и 14, между ними соединенной с дозирующей секцией 3, а с напорной гидролинией 6 - после обратного клапана 7 посредством ручного насоса 19 и дополнительного обратного клапана 20, при этом напорная гидролиния 6 между основной 2 и дозирующей 3 секциями снабжена предохранительным клапаном 28. При этом величина давления открытия предохранительного клапана 28 больше сопротивления гидролинии от входа ручного насоса 19 до дозирующей секции 3 гидроемкости 1. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 015 077 C1

1. ЗАПРАВЩИК ДВИГАТЕЛЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫХ АППАРАТОВ, содержащий гидроемкость с основной и дозирующей секциями с бортовыми клапанами, напорную гидролинию, соединенную с основной и через обратный клапан с дозирующей секциями гидроемкости, с наконечником для соединения с бортовым клапаном, и пневмосистему, отличающийся тем, что он снабжен всасывающей гидролинией с приемным клапаном и двумя запорными устройствами, соединенной с основной секцией гидроемкости через упомянутые запорные устройства, между ними соединенной с дозирующей секцией, а с напорной гидролинией - после обратного клапана посредством ручного насоса и дополнительного обратного клапана, при этом напорная гидролиния между основной и дозирующей секциями снабжена предохранительным клапаном. 2. Заправщик по п.1, отличающийся тем, что величина давления открытия предохранительного клапана больше сопротивления гидролинии от входа ручного насоса до дозирующей секции гидроемкости.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2015077C1

УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЯ МАТЕРИАЛОВ НА УСТАЛОСТЬ 0
SU314108A1
Нефтяной конвертер 1922
  • Кондратов Н.В.
SU64A1

RU 2 015 077 C1

Авторы

Волков В.М.

Кац Ш.А.

Рудцкий Р.И.

Даты

1994-06-30Публикация

1991-08-05Подача