КОМБИНИРОВАННЫЙ РАКЕТНО-ПРЯМОТОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ Российский патент 1994 года по МПК F02K7/18 

Описание патента на изобретение RU2015390C1

Изобретение относится к области ракетной техники.

Известен комбинированный ракетно-прямоточный двигатель, в камере сгорания маршевого двигателя которого размещен стартовый двигатель твердого топлива. После срабатывания стартового двигателя подрываются пиросредства и часть его корпуса выбрасывается через сопло ракетно-прямоточного двигателя, открывая окна подвода воздуха в камеру сгорания маршевого двигателя.

Недостатком такого двигателя могут являться отказы в системе подрыва пиросредств отделения стартового двигателя.

Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому эффекту является комбинированный ракетно-прямоточный двигатель, содержащий маршевый двигатель и сообщенную с воздухозаборником камеру сгорания прямоточного двигателя, в которой в двух кольцевых поясах с узлами радиальной фиксации размещен стартовый двигатель, причем один из кольцевых поясов снабжен узлами осевой фиксации в виде срезных пальцев.

Недостатком известного решения является то, что оно не обеспечивает безударного снятия стартовика с упоров и не может быть применено на большой высоте.

Целью изобретения является расширение диапазона применения двигателя и обеспечение безударного снятия стартовика с упоров.

Поставленная цель достигается тем, что в комбинированном ракетно-прямоточном двигателе, содержащем маршевый двигатель и сообщенную с воздухозаборником камеру сгорания прямоточного двигателя, в которой в двух кольцевых поясах с узлами радиальной фиксации размещен стартовый двигатель, причем один из кольцевых поясов снабжен узлами осевой фиксации в виде упругого элемента, состыкованного со стартовым двигателем и контактирующего с маршевым двигателем, и фиксаторов с роликами, при этом на боковой поверхности упругого элемента выполнена кольцевая канавка, в которой расположены ролики фиксаторов.

На фиг. 1 показан общий вид двигателя; на фиг. 2 - узел I на фиг. 1; на фиг. 3 - разрез А-А на фиг. 2; на фиг. 4 - вид по стрелке Б на фиг. 3.

Комбинированный ракетно-прямоточный двигатель состоит из камеры сгорания 1, включающей в себя корпус 2, теплозащитные экраны 3, раскладное фронтовое устройство 4, корпус сверхзвукового сопла 5, переднее днище 6, воздухозаборники 7, и стартового двигателя 8, установленного внутри корпуса 2 камеры сгорания 1, с передним 9 и задним 10 поясами радиальной фиксации.

Передний пояс 9 радиальной фиксации состоит из упругого элемента 11, установленного на фланце стартового двигателя 8 и контактирующего с передним днищем 6 камеры сгорания 1. Осевая фиксация стартового двигателя 8 осуществляется с помощью фиксаторов 12.

Фиксатор 12 состоит из корпуса 13, ролика 14 с осью 15, толкателей 16, пружины 17, кривошипов 18, осей 19 и 20.

Фиксатор 12 с помощью осей 20 и стоек 22 присоединен к направляющей 21, установленной на переднем днище 6, сохраняя возможность перемещения в направляющей 21 в пределах размеров паза 23, выполненного в корпусе 13.

Ролики 14 фиксатора 12 взаимодействуют с кольцевой канавкой 24.

Упругий элемент 11 может быть выполнен в виде тарельчатой пружины.

При установке стартового двигателя 8 в камеру сгорания 1 маршевого двигателя 25 стартовый двигатель 8 подается вперед до тех пор пока ролик 14 фиксатора 12 можно будет завести в кольцевую канавку 24. При этом происходит предварительное напряжение упругого элемента 11 до рассчитанной величины, обеспечивающей неподвижное положение стартового двигателя 8 относительно корпуса камеры сгорания 1 при воздействии транспортных перегрузок.

Величина предварительного напряжения упругого элемента 11 зависит от массы стартового двигателя 8 и величины транспортных перегрузок.

Устройство работает следующим образом.

При достижении силы тяги стартового двигателя 8, равной силе предварительного напряжения упругого элемента 11, стартовый двигатель начинает двигаться вперед, выбирает зазор между роликом 14 и стенкой кольцевой канавки 24, а затем выталкивает фиксаторы 12 из канавки. При этом корпус 13 фиксатора, перемещаясь вверх, повернет кривошипы 18 до такого положения, когда дальнейшее перемещение фиксатора 12 в верхнее положение произойдет под действием пружины 17.

Предлагаемое техническое решение может быть применено для крепления сбрасываемых ускоpителей летательных аппаратов при различных скоростях и высотах полета, т.к. расфиксация происходит в начале работы ускорителя, что повышает надежность срабатывания устройства.

Предлагаемое техническое решение обеспечивает неподвижное положение стартового двигателя относительно корпуса камеры сгорания маршевого двигателя при воздействии транспортных перегрузок и безударное снятие с упора при работе двигателя. Кроме того, запасенная энергия деформации упругого элемента способствует уменьшению времени выброса корпуса стартового двигателя.

Похожие патенты RU2015390C1

название год авторы номер документа
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1995
  • Большаков А.Н.
  • Корнеичев В.В.
  • Андреев В.А.
RU2122134C1
КЛАПАН ПУСКА 1990
  • Сапегин Ю.И.
RU1793773C
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1995
  • Миронов Ю.И.
  • Беркович В.С.
  • Колотилин В.И.
  • Шигин А.В.
RU2111372C1
Сбрасываемое вкладное сопло реактивного двигателя 2023
  • Сорокин Владимир Алексеевич
  • Князев Иван Александрович
  • Логинов Андрей Николаевич
  • Наумченко Илья Константинович
  • Коробов Александр Сергеевич
RU2824697C1
ЭЛЕКТРОМАГНИТНЫЙ ТОПЛИВНЫЙ КЛАПАН 1991
  • Сапегин Ю.И.
  • Черныш В.М.
RU2016329C1
ИНТЕГРАЛЬНЫЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2022
  • Лелюшкин Николай Васильевич
  • Гуляев Александр Юрьевич
  • Сорокин Сергей Александрович
  • Литвиненко Александр Владимирович
RU2799263C1
ДВУХРЕЖИМНЫЙ СОПЛОВОЙ БЛОК ДЛЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2000
  • Болотов Е.Г.
  • Иванов Г.А.
  • Карамышев И.А.
  • Круглов В.С.
  • Курбатов Н.Г.
  • Светлов В.Г.
  • Ушаков В.И.
  • Шмыков Е.А.
RU2183762C1
БИКАЛИБЕРНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 1998
  • Жуков В.П.
  • Рассказов А.В.
  • Хрипунов Л.А.
  • Кузнецов В.М.
RU2127418C1
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА 1997
  • Артамасов О.Я.
  • Ефремов Г.А.
  • Хомяков М.А.
RU2117907C1
ВОЗДУХОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО С ЗАГЛУШКОЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2013
  • Агнистиков Павел Андреевич
  • Галактионов Андрей Владимирович
  • Обрезчиков Владимир Васильевич
  • Сыздыков Елтуган Кимашевич
  • Щеглов Валерий Анатольевич
RU2527800C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 015 390 C1

Реферат патента 1994 года КОМБИНИРОВАННЫЙ РАКЕТНО-ПРЯМОТОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ

Изобретение относится к ракетной технике, а именно к комбинированным ракетно-прямоточным двигателям. Техническая задача изобретения заключается в расширении диапазона применения двигателя и обеспечении безударного снятия стартовика с упоров. Ракетно-прямоточный двигатель содержит маршевый двигатель и сообщенную с воздухозаборником камеру сгорания прямоточного двигателя, в которой в двух кольцевых поясах с узлами радиальной фиксации размещен стартовый двигатель, причем один из кольцевых поясов снабжен узлами осевой фиксации. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 015 390 C1

КОМБИНИРОВАННЫЙ РАКЕТНО-ПРЯМОТОЧНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, содержащий маршевый двигатель и сообщенную с воздухозаборником камеру сгорания прямоточного двигателя, в которой в двух кольцевых поясах с узлами радиальной фиксации размещен стартовый двигатель, причем один из кольцевых поясов снабжен узлами осевой фиксации, отличающийся тем, что в нем узел осевой фиксации выполнен в виде упругого элемента, состыкованного со стартовым двигателем и контактирующим с маршевым двигателем, и фиксаторов с роликами, при этом на боковой поверхности упругого элемента выполнена кольцевая канавка, в которой расположены ролики фиксаторов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 1994 года RU2015390C1

Патент США, N 3901028, кл
Аппарат для очищения воды при помощи химических реактивов 1917
  • Гордон И.Д.
SU2A1
Сплав для отливки колец для сальниковых набивок 1922
  • Баранов А.В.
SU1975A1

RU 2 015 390 C1

Авторы

Алексеев Н.В.

Даты

1994-06-30Публикация

1992-09-01Подача