Изобретение относится к двухрежимным ракетным двигателям и может быть использовано с целью изменения площади эффективного проходного сечения сопла на стартовом и маршевом участках полета ракеты.
Известны ракетные двигатели, в которых уменьшение проходного сечения сопла осуществляется за счет продольного перемещения внутреннего элемента, например тарели (см. авторское свидетельство СССР 560077, F 02 K 1/08, 1977).
К недостатку таких установок следует отнести их ограниченное применение.
Известен сопловой блок ракетного двигателя, снабженный центральным подвижным клапаном, перемещение которого в осевом направлении с помощью гидропривода обеспечивает изменение площади критического сечения сопла и тяги двигателя (см. книгу Калинин В.В. и др. Нестандартные процессы и методы проектирования РДТТ. М. : Машиностроение, 1986, с. 26, рис. 1.26), однако такая конструкция сложна и снижает надежность работы двигателя.
Настоящее изобретение направлено на устранение указанных недостатков известных технических решений и обеспечивает создание автономного, технологичного и компактного средства управления тягой двигателя.
Технический результат достигается тем, что двухрежимный сопловой блок для ракетного двигателя содержит корпус двигателя, камеру сгорания, основное сопло и центральный подвижной клапан, сопловой блок, снабженный неподвижной промежуточной вставкой с отверстиями, расположенными радиально и параллельно оси ракеты, сопловыми вкладышами, стойками крепления неподвижной промежуточной вставки с проходными сечениями, причем центральный подвижный клапан выполнен в виде цилиндрического ступенчатого тела, имеющего проходные отверстия, образующие дополнительное сопло, а вкладыши выполнены с внутренними диаметрами, определяющими критическое сечение сопел на стартовом и маршевом режимах работы двигателя, и перемещение центрального подвижного клапана происходит за счет разницы давлений в полости клапана и внутренней полости двигателя при изменении давления во внутренней полости двигателя.
На фиг.1 представлен двухрежимный сопловой блок в исходном положении; на фиг.2 - в положении после срабатывания.
В состав двухрежимного соплового блока входят корпус двигателя 1, неподвижная промежуточная вставка 2, центральный подвижный клапан 3, основное сопло 4, вкладыши 5 и 6, отверстия 7 и 8, полость 9, уплотнительные кольца 10, камера сгорания 11, стойки крепления неподвижной промежуточной вставки 2 и проходные сечения 13.
В корпусе двигателя 1 закреплена неподвижная промежуточная вставка 2 со стойками крепления 12 и помещен центральный подвижный клапан 3, зафиксированный за счет плотной посадки клапана 3 во вставке 2. Вставка имеет проходные сечения 13 для прохода газов.
Центральный подвижный клапан 3 выполнен в виде цилиндрического ступенчатого тела, имеющего проходное отверстие в виде дополнительного сопла. Основное сопло 4, соединенное с корпусом двигателя 1, и дополнительное сопло в клапане 3 снабжены вкладышами 5 и 6.
Вкладыш 5 имеет внутренний диаметр Дкр.1, определяющий критическое сечение на стартовом режиме работы ракетного двигателя.
Вкладыш 6 имеет внутренний диаметр Дкр.2, определяющий критическое сечение на маршевом режиме работы ракетного двигателя.
Неподвижная промежуточная вставка 2 снабжена отверстиями 7, расположенными радиально относительно оси ракеты, и отверстиями 8, расположенными параллельно оси. Данные отверстия соединяют камеру сгорания с полостью 9, образованную деталями 2 и 3.
Уплотнительные кольца 10 обеспечивают герметичность соединений.
Двухрежимный сопловой блок работает следующим образом.
После запуска двигателя в полости 9 устанавливается давление, равное давлению в камере сгорания. Изменение давления в полости 9 обеспечивается поступлением газов из камеры сгорания 11 через отверстия 7 и 8. При этом газовый поток проходит через критическое сечение с Дкр.1 и Дкр.2, что обеспечивает стартовый режим работы двигателя. После возникающего при уменьшении поверхности горения топливного заряда падения давления в камере сгорания 11 величина давления в полости 9 становится больше давления в камере сгорания. Образовавшийся перепад давления заставляет подвижный клапан 3 переместиться и упереться во вкладыш 5, после чего газовый поток проходит лишь через критическое сечение Дкр.2, что обеспечивает маршевый режим работы двигателя.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ДВУХРЕЖИМНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА | 2010 |
|
RU2445492C1 |
ДВУХРЕЖИМНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 2008 |
|
RU2390646C1 |
Регулятор расхода твердого топлива | 2002 |
|
RU2223410C1 |
РАКЕТА | 2002 |
|
RU2202761C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1995 |
|
RU2111372C1 |
ДВУХРЕЖИМНЫЙ СОПЛОВОЙ БЛОК | 2020 |
|
RU2736089C1 |
Ракетно-прямоточный двигатель с регулируемым расходом твёрдого топлива | 2015 |
|
RU2615889C1 |
РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ | 1999 |
|
RU2175398C2 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1997 |
|
RU2133371C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ НА ТВЕРДОМ ТОПЛИВЕ | 1999 |
|
RU2161718C2 |
Двухрежимный сопловой блок для ракетного двигателя содержит корпус двигателя, камеру сгорания, основное сопло и центральный подвижный клапан. Сопловой блок снабжен неподвижной промежуточной вставкой с отверстиями, расположенными радиально и параллельно оси ракеты, сопловыми вкладышами и стойками крепления неподвижной промежуточной вставки с проходными сечениями. Центральный подвижный клапан выполнен в виде цилиндрического ступенчатого тела, имеющего проходные отверстия, образующие дополнительное сопло. Вкладыши выполнены с внутренними диаметрами, определяющими критическое сечение сопел на стартовом и маршевом режимах работы двигателя. Перемещение центрального подвижного клапана происходит за счет разницы давлений в полости клапана и внутренней полости двигателя при изменении давления во внутренней полости двигателя. Изобретение обеспечивает создание автономного, технологичного и компактного средства управления тягой ракетного двигателя. 2 ил.
Двухрежимный сопловой блок для ракетного двигателя, содержащий корпус двигателя, камеру сгорания, основное сопло и центральный подвижный клапан, отличающийся тем, что сопловой блок снабжен неподвижной промежуточной вставкой с отверстиями, расположенными радиально и параллельно оси ракеты, сопловыми вкладышами, стойками крепления неподвижной промежуточной вставки с проходными сечениями, причем центральный подвижный клапан выполнен в виде цилиндрического ступенчатого тела, имеющего проходные отверстия, образующие дополнительное сопло, а вкладыши выполнены с внутренними диаметрами, определяющими критическое сечение сопел на стартовом и маршевом режимах работы двигателя, и перемещение центрального подвижного клапана происходит за счет разницы давлений в полости клапана и внутренней полости двигателя при изменении давления во внутренней полости двигателя.
КАЛИНИН В.В | |||
Нестандартные процессы и методы проектирования РДТТ | |||
- М.: Машиностроение, 1986, стр.26, рис.1.26 | |||
Регулируемое сопло | 1975 |
|
SU560077A1 |
ПРИВОД ДВУХПОЗИЦИОННОГО СОПЛА РЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1994 |
|
RU2078975C1 |
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ ПРОДУКТИВНОЙ ЗАЛЕЖИ В КРИСТАЛЛИЧЕСКОМ ФУНДАМЕНТЕ | 1997 |
|
RU2111347C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2148726C1 |
КОЛЬЦЕВОЕ РЕАКТИВНОЕ СОПЛО ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИИ | 1999 |
|
RU2150600C1 |
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА | 1999 |
|
RU2151317C1 |
DE 3407901 А1, 05.09.1985 | |||
DE 4010471 А1, 02.10.1991 | |||
DE 4225603 С1, 25.11.1993. |
Авторы
Даты
2002-06-20—Публикация
2000-12-07—Подача