Изобретение относится к области двигательных установок для летательных аппаратов (ЛА), в частности к плоским многоскачковым подфюзеляжным воздухозаборникам (ВЗ) комбинированных воздушно-реактивных двигательных установок на основе прямоточного воздушно-реактивного двигателя (ПВРД) для ЛА, совершающего полеты в широком диапазоне чисел М полета (М=0-6).
Известен плоский регулируемый подфюзеляжный воздухозаборник для летательного аппарата с воздушно-реактивной двигательной установкой, содержащий сверхзвуковую часть, обечайку и клин торможения (КТ) изменяемой геометрии, головная часть которого соединена с фюзеляжем, а сама поверхность торможения состоит из отдельных участков, подвижно соединенных между собой. Участки КТ могут изменять свой угол наклона относительно набегающего потока и устанавливаться в заданные положения, за счет чего регулируется расход воздуха, поступающего в двигатель. Клин устанавливает не только размеры канала для потока воздуха, но и определяет границы зоны, объем которой изменяется в зависимости от положения клина.
Расчетное число Мр такого воздухозаборника при регулировании не изменяется и в случае применения рассмотренного воздухозаборника на ЛА с широким диапазоном чисел М полета (М=0-6) придется выбирать расчетное число Мр, близким к максимальной границе диапазона (в пределах Мр=5-5,5). Тогда при М полета <Мр происходит растекание сверхзвукового потока перед плоскостью входа в воздухозаборник. Чем больше разница между числами М полета и Мр, тем значительнее растекание и тем меньше ϕн. Соответственно растет и волновое сопротивление воздухозаборника.
Целью изобретения является повышение при небольших сверхзвуковых числах М полета величины коэффициента расхода плоского регулируемого подфюзеляжного воздухозаборника комбинированной воздушно-реактивной двигательной установки летательного аппарата с широким диапазоном чисел М полета = 0-6 при одновременном уменьшении волнового сопротивления воздухозаборника по жидкой линии тока и аэродинамического сопротивления дна ЛА.
Техническая задача решается за счет того, что в воздухозаборнике, содержащем сверхзвуковую часть с клином торможения изменяемой геометрии, состоящего из отдельных подвижных участков, обечайку и дозвуковую часть, имеется дополнительная сверхзвуковая часть с собственным дополнительным клином торможения изменяемой геометрии, состоящим из отдельных подвижных участков. Первый участок основного клина, соединенный с фюзеляжем, установлен с возможностью разъединения с вторым участком и прилегания к фюзеляжу. Дополнительная сверхзвуковая часть с дополнительным клином торможения, дополнительная обечайка расположены между основным клином и фюзеляжем. Между профилированной стенкой фюзеляжа и дополнительной обечайкой предусмотрен отводной канал.
Наличие дополнительных элементов: сверхзвуковой части с клином торможения, обечайки и отводного канала, а также возможности изменения взаимного расположения отдельных участков основного и дополнительного клиньев, позволяет на время полета ЛА на небольших сверхзвуковых числах М преобразовать исходный (базовый) воздухозаборник с одной сверхзвуковой частью и числом Мр, близким к Ммах в воздухозаборник с двумя сверхзвуковыми частями, спрофилированными на числа Мр1 и Мр2соответственно. Такое преобразование воздухозаборника увеличивает суммарную площадь поперечного сечения струи набегающего воздушного потока, входящей в воздухозаборник при всех числах М полета в поддиапазоне небольших чисел М, т.е. увеличивает коэффициент расхода воздухозаборника ϕн и соответственно уменьшает волновое сопротивление воздухозаборника. При этом часть набегающего воздушного потока, не входящая в дополнительную сверхзвуковую часть воздухозаборника, проходит через отводной канал в зону выходного сечения сопла, что уменьшает аэродинамическое сопротивление дна ЛА.
На фиг. 1 изображен базовый (исходный) воздухозаборник с одной сверхзвуковой частью и числом Мp, близким к Ммах; на фиг. 2 - воздухозаборник с двумя сверхзвуковыми частями, спрофилированными на числа Мр1 и Мр2 соответственно.
Воздухозаборник содержит сверхзвуковую часть 1 с основным клином торможения (КТ) изменяемой геометрии 2, состоящим из отдельных плоских подвижных участков 3, 4, 5, 6, связанных между собой подвижными соединениями. Первый участок 3 КТ соединен передним концом с фюзеляжем 7 с возможностью вращения с помощью, например, шарнирного соединения 8 и может занимать по углу наклона два положения: σ1= 8о (фиг. 1) или σ 1=-3о (фиг. 2), не соединен со вторым участком 4 КТ, и установлен с возможностью прилегания к стенке 9 фюзеляжа 7 (фиг. 2). Участки 4, 5 основного клина 2 установлены с возможностью совместного (как единое целое) вращения относительно соединения 10 между участками 5 и 6 и могут занимать по углу наклона два положения σ2= 16о, σ 3=24о (фиг. 1) или σ2=8о, σ 3=16о (фиг. 2). Участок 6 установлен с возможностью плавного вращения относительно соединения 10.
Воздухозаборник имеет также основную дозвуковую часть 11, в которой расположена панель 12, установленная с возможностью вращения относительно соединения 13, и обечайку 14.
В свободной зоне между клином торможения 2 (между участками 3, 4, 5, 6) с одной стороны и фюзеляжем 7 ЛА с другой, размещены дополнительная сверхзвуковая часть 5 с дополнительным клином торможения изменяемой геометрии 16, состоящим из отдельных плоских подвижных участков 17, 18, 19, и дополнительная дозвуковая часть 20 с панелью 21 и дополнительная обечайка 22. Между профилированной стенкой фюзеляжа 23 и дополнительной обечайкой 22 образован отводной канал 24. Первый участок 17 дополнительного клина торможения 16 расположен на тыльной стороне участка 4 КТ 1 горизонтально (фиг. 1) и жестко связан с ним. Участок 18 дополнительного КТ имеет угол наклона σ5=16о (фиг. 1, 2) и установлен стационарно. Участок 19 установлен с возможностью плавного вращения относительно соединения 25, а панель 21 - с возможностью вращения относительно соединения 26. Дополнительная сверхзвуковая часть 15 и дополнительная обечайка 22 спрофилированы на Мр1=3.
Воздухозаборник работает следующим образом.
Предварительно перед полетом ЛА в поддиапазоне небольших чисел М производится преобразование воздухозаборника с одной сверхзвуковой частью 1 в воздухозаборник с двумя сверхзвуковыми частями 1 и 15. Воздухозаборник после преобразования изображен на фиг. 2. Преобразование воздухозаборника проводится путем изменения углов наклона подвижных участков клиньев торможения: участка 3 с σ1=8о на σ1=-3о; участка 4 с σ2=16о на σ 2=8о; участка 5 с σ3= 24о на σ 3=16о. При этом участок 17 дополнительного клина торможения 16 занимает рабочее положение с углом наклона σ7=8о. Углы наклона участков 6 и 9 вращением относительно соединений 10 и 25 соответственно устанавливаются на начальное значение σ4=δ6=16о, совпадающее со значением предыдущих участков 5 и 18.
Как видно из фиг. 2, в результате проведения описанных операций базовый воздухозаборник преобразовывается в воздухозаборник с двумя сверхзвуковыми частями 1 и 15 с соответствующими клиньями торможения 2 и 16 измененной геометрией, т.е. состоят из 2 участков с углами наклона 8ои 16о. По мере разгона ЛА и нарастания чисел М полета при вращении участков 6 и 19 образуются третьи участки, которые формируют соответствующие скачки уплотнения, фокусируемые на кромках обечаек 14 и 22. Дополнительный КТ 16 отклоняет набегающий сверхзвуковой поток в сторону, к фюзеляжу, и может профилироваться на любое число Мр1. Как упоминалось выше для данного воздухозаборника выбрано Мр1= 3. При числах М полета <Мр1=3 коэффициент расхода дополнительной сверхзвуковой части 15 ϕн1<1. В связи с этим часть потока, не входящая в воздухозаборник, перепускается через отводной канал 24 на дно ЛА, уменьшая тем самым донное сопротивление. Основной клин торможения 2 отклоняет набегающий сверхзвуковой поток в сторону, от фюзеляжа. Величина расчетного числа Мр2 основной сверхзвуковой части 1 частично зависит от расчетного числа Мр базового воздухозаборника. После преобразования данного базового воздухозаборника получено Мр2=3,5. При числах М полета <Мр2 коэффициент расхода основной сверхзвуковой части 1 ϕн2<1 и часть потока, не входящая в воздухозаборник, перепускается во внешний поток. При числах М полета близким к Мр1 и Мр2 ϕн1≈ 1 и ϕн2≈ 1. Сравнивая коэффициенты расходов рассматриваемого воздухозаборника в преобразованном виде и воздухозаборника с Мр=5-5,5, принятого за прототип, в поддиапазоне небольших чисел М видно, что так как Мр1 и Мр2 меньше, чем Мр прототипа, то
ϕн1 + ϕн2 >ϕн где ϕн - коэффициент расхода воздухозаборника, принятого за прототип.
Соответственно будет меньше и волновое сопротивление по жидкой линии.
Для использования рассматриваемого воздухозаборника в поддиапазоне больших чисел М полета необходимо провести обратное преобразование воздухозаборника к виду, изображенному на фиг. 1, путем обратного изменения углов наклона участков клина торможения: участок 3 с σ1=-3она σ1=8о; участок 4 с σ2=8о на σ 3=16о; участок 5 с σ3=16о на σ 3=24о.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ПРЯМОТОЧНЫЙ ВОЗДУШНО-РЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 1992 |
|
RU2040702C1 |
Асимметричный воздухозаборник для трехконтурного двигателя сверхзвукового самолета | 2018 |
|
RU2670664C9 |
МАЛОЗАМЕТНЫЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК СВЕРХЗВУКОВОГО САМОЛЕТА | 2022 |
|
RU2801718C1 |
Воздухозаборник воздушно-реактивного двигателя | 2024 |
|
RU2823410C1 |
ВОЗДУХОЗАБОРНОЕ УСТРОЙСТВО СИЛОВОЙ УСТАНОВКИ ГИПЕРЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2012 |
|
RU2522661C1 |
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА В ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОМ КОНТЕЙНЕРЕ | 2001 |
|
RU2215981C2 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ (ВАРИАНТЫ) | 2012 |
|
RU2486105C1 |
Воздухозаборник с изменяемой геометрией для сверхзвукового пассажирского летательного аппарата | 2021 |
|
RU2766238C1 |
СВЕРХЗВУКОВАЯ РАКЕТА | 2017 |
|
RU2686567C2 |
ВОЗДУХОЗАБОРНИК С ИЗМЕНЯЕМОЙ ГЕОМЕТРИЕЙ ДЛЯ СВЕРХЗВУКОВОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА (ВАРИАНТЫ) | 2007 |
|
RU2353550C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к воздухозаборникам летательного аппарата. Плоский регулируемый подфюзеляжный воздухозаборник летательного аппарата содержит сверхзвуковую часть с основным клином торможения изменяемой геометрии, состоящим из отдельных плоских подвижных участков, подвижно соединенных между собой. Первый участок клина торможения соединен передним концом с фюзеляжем с возможностью вращения при помощи шарнирного соединения, не соединен со вторым участком клина торможения и установлен с возможностью прилегания к стенке фюзеляжа, второй и третий участки клина установлены с возможностью совместного /как единое целое/ вращения относительно соединения между третьим и четвертым участками. 2 ил.
ПЛОСКИЙ РЕГУЛИРУЕМЫЙ ПОДФЮЗЕЛЯЖНЫЙ ВОЗДУХОЗАБОРНИК ДЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА, содержащий сверхзвуковую часть с клином торможения изменяемой геометрии, состоящим из отдельных подвижных участков, обечайку и дозвуковую часть, отличающийся тем, что он содержит основной и дополнительный клинья торможения, первый участок основного клина торможения, соединенный с фюзеляжем, установлен с возможностью прилегания к фюзеляжу, в зоне между основным клином торможения и фюзеляжем размещены дополнительная сверхзвуковая часть с дополнительным клином торможения изменяемой геометрии, состоящим из отдельных подвижных участков, дополнительная обечайка, дозвуковая часть и отводной канал, образованный профилированной стенкой фюзеляжа и дополнительной обечайкой.
УСТРОЙСТВО для ПОЛУЧЕНИЯ МЕЛКОЗЕРНИСТОГО КОКСА | 0 |
|
SU358347A1 |
Нефтяной конвертер | 1922 |
|
SU64A1 |
Авторы
Даты
1994-08-30—Публикация
1992-07-14—Подача