Изобретение относится к технике летательных аппаратов с реактивной тягой, в частности к моделям ракет, и может быть использовано в небольших ракетах, а также в спортивном ракетомоделизме.
Известна модель ракеты, содержащая обтекатель, корпуса первой и второй ступеней, снабженные двигателями. Корпуса первой и второй ступеней соединены с возможностью разделения в полете.
Недостатком известного технического решения является малая статическая устойчивость, поскольку центр тяжести модели смещен в сторону центра давления за счет значительных масс двигателей обеих ступеней.
Известна также модель ракеты, содержащая обтекатель, корпуса первой и второй ступеней, снабженные двигателями, и средство разделения ступеней, выполненное в виде взрывного заряда, связанного с двигателем первой и/или второй ступени.
Недостатком известного технического решения является малая статическая устойчивость, так как за счет значительных масс двигателей обеих ступеней центр тяжести смещается к центру давления (или за центр давления). При этом требуется смещать центр тяжести в сторону обтекателя, для чего в головной части модели устанавливают дополнительный груз. В результате увеличивается общая масса летательного аппарата, что уменьшает дальность полета и другие летно-тактические характеристики.
Целью изобретения является устранение указанных недостатков, а именно - повышение летно-тактических характеристик путем регулирования положения центра тяжести при разделении ступеней.
Поставленная цель достигается тем, что в модели ракеты, содержащей обтекатель, корпуса первой и второй ступеней, снабженные двигателями, и средство разделения ступеней, выполненное в виде взрывного заряда, связанного с двигателем первой и/или второй ступеней, согласно изобретению, двигатель второй ступени установлен с возможностью скольжения относительно корпуса и кинематически связан с двигателем первой ступени, при этом в корпусе второй ступени установлены посредством шарниров подпружиненные упоры с фиксированием их в горизонтальном положении для передачи усилия тяги двигателя на корпус, а в донной части корпуса второй ступени свободно установлена заглушка, в полости которой размещен взрывной заряд.
Кроме того, двигатели первой и второй ступеней связаны посредством стержневых элементов, причем двигатель второй ступени выполнен с выступами, предназначенными для взаимодействия со стержневыми элементами.
Сравнение предлагаемого технического решения с прототипом показывает, что оно соответствует критерию "новизна".
Поиск и анализ известных технических решений в данной области техники не позволили обнаружить признаки, сходные с отличительными признаками предлагаемого решения. Это позволяет сделать вывод, что предлагаемое техническое решение соответствует критерию "существенные отличия".
На фиг. 1 схематически изображена предлагаемая модель ракеты, разрез; на фиг. 2 - сечение А-А на фиг. 1; на фиг. 3 - сечение Б-Б на фиг. 1; на фиг. 4 - сечение В-В на фиг. 1; на фиг. 5 - кинематическая связь двигателей.
Модель ракеты содержит головной обтекатель 1, корпуса первой 2 и второй 3 ступеней. В корпусе 2 первой ступени жестко установлен двигатель 4, кинематически связанный с двигателем 5 второй ступени. Эта связь осуществлена посредством стержневых элементов 6, которые жестко соединены с двигателем 4 или корпусом 2, а с двигателем 5 элементы 6 соединены с возможностью разделения (по "скользящей" посадке). При этом стержневые элементы 6 взаимодействуют с выступом 7, выполненным у двигателя 5, за счет чего двигатель 5 удерживается во время полета в необходимом положении, и этим обеспечивается смещение центра тяжести вперед относительно центра давления, что повышает статическую устойчивость. В корпусе 3 второй ступени установлены посредством шарниров 8 подпружиненные упоры 9. Пpи перемещении двигателя 5 в донную часть корпуса второй ступени упоры 9 принимают горизонтальное положение и фиксируются, при этом упорами 9 осуществляется передача усилия тяги двигателя 5 на корпус 3 второй ступени. Места крепления упоров 9 в корпусе 3 выбираются из условия безлюфтовой установки двигателя 5 в донной части второй ступени. Для обеспечения центрирования двигателя 5 в корпусе второй ступени размещены стрингеры 10.
В донной части корпуса 3 второй ступени свободно установлена заглушка 11, в полости которой размещен взрывной заряд 12, обеспечивающий разделение ступеней и который может быть связан с одним или обоими двигателями 4 и 5. Воспламенение двигателя второй ступени во время полета модели ракеты может осуществляться традиционными способами (командой по радио, огневым шнуром и т.п.). Донная часть корпуса 3 ограничена шпангоутом 13.
Предлагаемая модель ракеты работает следующим образом.
В процессе полета модели ракеты при работающем двигателе 4 первой ступени, двигатель 5 второй ступени находится в крайнем верхнем положении, при этом центр тяжести всей модели ракеты смещен к носовой части относительно центра давления. Причем величина этого смещения значительно больше расстояния между центрами тяжести и давления при традиционных компоновочных схемах моделей ракет, что характеризует предлагаемую модель ракеты более статически устойчивой на участке полета с работающим двигателем первой ступени. Воспламеняя взрывной заряд 12, осуществляют разделение ступеней модели ракеты. При этом от действия взрывного заряда двигатель 4 совместно с корпусом 2 первой ступени отделяется от второй ступени. За счет того, что двигатель 4 и двигатель 5 кинематически связаны посредством стержневых элементов 6, при разделении ступеней двигатель 5 перемещается в крайнее положение в донной части корпуса 3 второй ступени. При этом упоры 9 устанавливаются в горизонтальное положение и тяговое усилие от двигателя 5 передается на корпус второй ступени через эти упоры. Заглушка 11 отделяется при воспламенении двигателя 5.
Так как при разделении ступеней происходит развесовка модели ракеты (отделение первой ступени) и перемещение двигателя 5 в донную часть корпуса второй ступени, центр тяжести модели ракеты смещается от исходного положения незначительно, т.е. статическая устойчивость модели ракеты практически остается на исходном уровне. В конечном итоге, это позволяет повысить летно-тактические характеристики летательного аппарата.
Использование предлагаемого технического решения позволяет повысить летно-тактические характеристики, в частности дальность и точность полета модели ракеты. Кроме того, за счет повышения статической устойчивости в целом, повышается безопасность полетов на начальном участке траектории полета.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Модель управляемой многоразовой ракеты | 2019 |
|
RU2697221C1 |
Баллистическая платформа с анти-противоракетами | 2017 |
|
RU2646183C1 |
УСТРОЙСТВО СТАБИЛИЗАЦИИ АВИАЦИОННОЙ КРЫЛАТОЙ РАКЕТЫ | 2006 |
|
RU2315261C2 |
МНОГОРАЗОВЫЙ УСКОРИТЕЛЬ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ НА БАЗЕ УНИФИЦИРОВАННОГО РАКЕТНОГО БЛОКА | 2012 |
|
RU2492123C1 |
ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО | 2015 |
|
RU2627861C2 |
КРЫЛАТАЯ РАКЕТА В ТРАНСПОРТНО-ПУСКОВОМ КОНТЕЙНЕРЕ | 2001 |
|
RU2215981C2 |
РАДИОУПРАВЛЯЕМАЯ ЗЕНИТНАЯ РАКЕТА | 2001 |
|
RU2184343C1 |
МНОГОРАЗОВЫЙ УСКОРИТЕЛЬ ПЕРВОЙ СТУПЕНИ РАКЕТЫ-НОСИТЕЛЯ | 1999 |
|
RU2148536C1 |
Бикалиберная ракета (варианты) | 2016 |
|
RU2616206C1 |
РАКЕТА | 2002 |
|
RU2202761C1 |
Использование: в спортивном ракетомоделизме. Сущность изобретения: модель ракеты содержит обтекатель 1, корпуса первой 2 и второй 3 ступеней, снабженные двигателями 4 и 5, причем эти двигатели кинематически связаны посредством стержневых элементов 6, а двигатель 5 установлен с возможностью скольжения относительно корпуса второй ступени 3, внутри которого посредством шарниров установлены подпружиненные упоры 9 для передачи усилия тяги двигателя на корпус. В донной части корпуса 3 установлена заглушка 11, у которой со стороны двигателя 4 размещен взрывной заряд 12. 1 з.п. ф-лы, 5 ил.
Кротов И.В | |||
Модели ракет изд."ДОСААФ", М.1979., с.28, рис.9. |
Авторы
Даты
1994-09-15—Публикация
1990-11-02—Подача